Ярпортал: форум Ярославля | Совместные покупки Объявления Поиск Все вопросы: yaroslavl@bk.ru |
Здравствуйте, Гость ( Вход·Регистрация ) | Сделать Yarportal.Ru стартовой страницей |
|
Страницы: (10) 1 2 [3] 4 5 ... Последняя » ( Перейти к первому непрочитанному сообщению ) |
merjanin |
Дата 30.03.2011 - 23:29
|
В желтых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 |
Мерянский дракон над Россией
Отголоски языческих культов дожили до 19 века и в фольклоре, и в домовой резьбе. Домовая резьба и наличники в частности — это не только своеобразие художественных традиций определенного региона, в них отпечатались древние, ещё языческие представления. Исходя из логики традиционной культуры на дом, как на родовой микрокосм, не станут помещать что попало. В особенности — на окна, который должны быть защищены от напастей, будь то моровое поветрие или дурной глаз. Драконы в домовой резьбе и коренные земли Merjamaa. Семантика домовой резьбы направлена, с одной стороны, на оберегание, с другой — на привлечение благополучия. В целом домовая резьба воспроизводит традиционную картину мира — от небесных сфер, и дневного солнца, до мира подземного и ночного солнца. Выделяют стилизванные великой образы богини, рожаниц и ящеров-драконов. Разбирая семантику наличников, Б.А.Рыбаков, автор фундаментальных исследований по древнерусской культуре, указывает на символические головки ящеров внизу наличника. Есть обширный регион, где в домовой резьбе вы увидите драконов. Под крышей, на наличниках, на стенах дома. С лапками, хвостами и иногда - крыльями. Это Верхнее Поволжье, территория проживания легендарного народа меря. Далее читайте здесь - |
LuckyMan |
Дата 31.03.2011 - 21:13
|
Арби Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 98 Пользователь №: 62429 Регистрация: 27.11.2010 - 15:54 |
Драконы остались в частном секторе на Наумова , Б.Федоровской и других улицах Перекопа .
Очень интересная тема ! |
merjanin |
Дата 15.05.2011 - 22:50
|
В желтых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 |
И покланяшеся Идолу каменну… Священные валуны Углича
Фотография церкви Св.Николая на Петухах. Снимок А. Русаева 1896г. (Фото любезно предоставлено Светланой Чернецовой) Много лет назад, каждый раз когда вражеские полчища грозили Угличу, ровно в полночь, громко хлопая крыльями, прилетал громадный петух. Он садился на камень и трёхкратным криком предупреждал горожан о беде. Так его будто бы слышали накануне гибели царевича Дмитрия, перед ссылкой угличан в Сибирь, перед нашествием литвы. Петухов камень. Рисунок угличского краеведа И.Потехина (Фото любезно предоставлено Светланой Чернецовой) С тех пор, якобы, и остался след петуха на валуне, который назывался в народе "Петуховым камнем". Это одно из многих художественных преданий угличской старины... "Петухов камень" действительно существовал и еще в 30-х годах нашего века находился рядом с церковью Николы на "Петухах", т. е. в бывшей Петуховой слободе, известной по памятникам письменности еще с XV века. Названия «Петухова слобода» и „Петухи" свидетельствуют о глубокой древности „Петухова камня", так как, несомненно, связаны с последним. Сейчас „Петухов камень" не существует. Он разбит на части и послужил для замощения городских улиц. Камень был величиной с порядочный стол и глубоко сидел в земле. Его верх, как бы срубленный топором, был немного наклонен, и на нем можно было различить четырехпалый след петушиной лапы, длиной сантиметров в 30. Вокруг этого необычного камня в свое время было много разговоров, суеверные старушки боялись его и обходили стороной. Как уже было сказано, местная легенда связывала камень с петухом, прилетавшим на камень и оставившим не нем свой след. Предание интересное и поэтичное, но дело было, конечно, не в реальном петухе. Не мог ли след явиться результатом выветривания? Нет. Тут приложил руки человек, так как по словам краеведов начала 20-го века на нём были видны явные следы работы каким-то орудием. Читать дальше - |
merjanin |
Дата 24.05.2011 - 08:05
|
В желтых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 |
Потаенная меря. Сусанино. История и антропология
Поселок Сусанино-в прошлом село Молвитино- расположен в 62 км к северо-востоку от Костромы. на живописной гряде холмов, среди могучих лесов, которым не видно конца. Когда на высокой, омываемой реками Шачей и Волжницей гряде возникло Молвитино, мы не знаем. В дошедших до нас документах оно в качестве центра большой вотчины бояр Салтыковых и Михалковых впервые упоминается в XVI веке, но появилось это село, конечно, гораздо раньше. Совсем рядом, на Шаче, находится знаменитое село Домнино, бывшее родиной и вотчиной матери царя Михаила Феодоровича Романова инокини Марфы и являющееся по легенде местом жертвенного подвига Ивана Сусанина. На начало XVII века Домнино с округой относилось к Шачебольскому стану Костромского уезда. |
Иголочка |
Дата 27.05.2011 - 20:17
|
Новичок Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 14 Пользователь №: 73766 Регистрация: 3.05.2011 - 21:35 |
А правда, что меряне бфли рыжими?
|
merjanin |
Дата 23.08.2011 - 22:45
|
В желтых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 |
Иголочка, меряне были и блондинами и темноволосыми ну и конечно же рыжими)
|
merjanin |
Дата 23.08.2011 - 22:45
|
В желтых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 |
Всем здравствуйте!
Продолжаю знакомить с сакральными камнями Верхнего Поволжья. За лето появились новые находки В деревне Дунилово Ростовского района найден мерянский камень-чашечник Как то так сложилось, что за 20 лет изучения культовых камней, мне ни разу не встретились представители классических камней-чашечников. Тех самых, на которых много-много мелких правильных ямочек. Подобные камни пока ещё не найдены в соседних областях, а в районе Ростова Великого в 2000-х г.г. известный финский мерянолог Арья Альквист нашла-таки парочку... Более того, в 2007 г. финские археологи их осмотрели и подтвердили, что они полностью тождественны чашечникам Финляндии и финно-угорских регионов Балтийского моря в целом. Так что, вот они - подлинные индикаторы мерянского присутствия ! "В воскресный день, в свободную минуту..." уговорила мужа таки съездить посмотреть чашечник... Продолжение - «Большой камень» близ старинного села Majmera Угличском районе Ярославской области Данный камень находится неподалеку от трассы Р104 на земле в бывшей Маймерской волости, на границе поля и небольшого соснового бора, в 50 м от лесной дороги к с.Сергиевскому. Он стоит, вросший в землю в зарослях ольхи и кустарников, в заболоченной низине в 5 метрах от русла высохшего ручья . Летом его обнаружить труднее из-за высокой травы. По воспоминаниям старожилов (Киселева Алла Александровна, 1925 г.р. с.Сергиевское и др.) этот камень, в 20-х годах ХХ столетия, был больших размеров. Алла Александровна показала нам фотографию 30-х годов – так на этом камне сидело с десяток человек (почти вся ее семья). Продолжение - |
merjanin |
Дата 3.11.2011 - 16:08
|
В желтых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 |
Пятница и Никола из Мерского стана. Святые камни Угличской земли.
Есть расхожее мнение что нельзя жить только прошлым, что это превращает современную культуру в какую-то архаичную экзотику. Но, с другой стороны, сегодня мы наблюдаем интересный феномен неотрадиционализма – когда многие древности становятся вдруг очень популярными в современной и даже молодежной культуре. Геокэшеры, язычники, христиане, зеленые, туристы эзотерики массово выезжают из крупных городов в паломничества к историческим и святым местам. На этом, как нам представляется, наша Merjamaa может приоткрыть окружающему миру свою Загадку. Например, христиане нашли бы у нас многочисленные памятники самобытного меряно-московского православия. А изучающие более древние традиции удивятся, что переславский Синь-камень далеко не единственный в округе, что по Клязьме и Волге много сакральных объектов, поклонение которым не прекращалось столетиями, а колдуны и знахарки живут в Merjamaa и сейчас. Причем это не какая-то фантастика. И камни с источниками, и колдуны с знахарками — реально помогали и помогают тем, кто к ним обращается. Находятся на мерянской земле и петроглифы, вырезанные на камнях, и места где "чудится"... Часть 1 - Пятница и Никола улица Деревенек В одно из таких мест — деревню Деревеньки Угличской Merjamaa команда краеведов "Metsa Kunnta" отправилась в один из воскресных дней сентября. В окрестностях Деревенек до сих пор сохраняется настоящий культовый центр – святой источник, два священных камня, один из которых следовик, и деревянная часовня начала 20-го века. Там вплоть до 1970-х годов, как сейчас принято говорить, тусовалась молодежь, а старшее поколение молилось и набирало для своих нужд воду. И все это несмотря на советскую власть. ПОДРОБНЕЕ - |
AntaMon |
Дата 13.11.2011 - 15:22
|
||
Новичок Профиль Группа: Новички Сообщений: 15 Пользователь №: 88596 Регистрация: 13.11.2011 - 14:44 |
Очень интересен археологический артефакт - "Амулет из клыка медведя" ! Точно такой же найден при раскопках древних славянских поселений на Дону (Я сам живу на Дону Батюшке !) - практически "Один в Один". Закрадывается вопрос : Или это один и тот же артефакт ... ! Или племя "Меря" , это славяне ... ( изгот. предметы обихода в одних и тех же традициях что и славяне на Дону ) Ну и конечно оружие очень похоже на то что храниться у нас в Арх. Музее в ВГУ . С уважением АнтаМон |
||
merjanin |
Дата 26.12.2011 - 16:47
|
В желтых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 |
Медведь-валун с Верхнего Ландеха
Споры вокруг возможности существования мегалитов в самом сердце исторической России вроде даже и не прекращались. Были...не были - тот ещё вопрос! А может оно всё проще гораздо и очевиднее ! Все прямо под боком у нас лежит. Например, известный в Ивановской Merjamaa Ревякинский святой валун. Смотрите сами... Ревякинский валун находится рядом с бывшей деревней Ревякино. Сама деревня давно заброшена, но место ее расположения легко угадывается по высокой металлической вышке на холме, явным остаткам строений и типичным для сельского поселения деревьям. Сам Ревякинский Валун — это большой серый гранитный камень, размеры которого поражают: длина около 5 метров, ширина 2,5-3 метра. О высоте судить трудно, камень лежит ниже уровня поля, видимая часть над землей не выше 30 см. Читать дальше - |
merjanin |
Дата 10.01.2012 - 12:05
|
В желтых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 |
Еще раз о «Мерянском Стоунхендже» под Ярославлем.
В июне 2010 года портал Merjamaa опубликовал статью о мегалитах под Ярославлем. Возможно, некоторые читатели встретили это сообщение с изрядной долей иронии: «Ох, уж эти краеведы! Прото-город, столица мерян, «Стоунхендж» какой-то! Ладно, хоть не приклеили еще зеленых человечеков и реликтовых монстров, резвящихся в Которосли»! Однако следом за Merjamaa выборку материал о мегалитах повторили еще 7 сайтов. Несомненно, такой интерес обязывает. Поэтому наш ярославский товарищ Yaroslavetz, нашедший эти мегалиты, решил вернуться к лесному «капищу», заручившись поддержкой еще одного энтузиаста. И отправился в путь небольшой командой... Подробнее - |
merjanin |
Дата 16.01.2012 - 11:07
|
В желтых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 |
Последние свидетели крывичского и мерянского двоеверия исчезают на наших глазах
Виктор Ерохин, когда о чем то рассказывает, обычно ожесточенно жестикулирует – привычка профессионального лектора. И, говоря со мной, он продолжает убеждать какого то невидимого оппонента, хотя в этом нет никакой необходимости. Тема для него очень важная, и занимается он ею по движению души. – Это хранится только в живой памяти, это уходит на глазах. Многое утрачено в пору сплошной мелиорации, когда погубили тысячи малых речек и старые поля, а теперь добивают. Мода пошла на «садики камней» у дачных домиков. Эти камни – «ошметки» старой языческой традиции. Коечто мы знаем о ней, но пока мало, мало… Виктор Ерохин – заместитель директора Угличского музея. В этом году здесь прошла выставка «Культовые камни Верхневолжья». Прошла довольно незаметно. Представлены были в основном фотографии, в силу чего турист не оценил значимость проекта, как и то, чего стоило собрать эти шесть с лишним десятков фотографий. Как признается сам Ерохин, тема появилась давно, много лет назад, когда они с ярославским историком Светланой Чернецовой проводили сверку на местности: в каком состоянии находятся упоминаемые в дореволюционных источниках огромные камни-валуны, почитавшиеся древними меря и кривичами, жившими на нынешнем Ярославско-Тверском порубежье. Подробнее - |
merjanin |
Дата 10.02.2012 - 12:23
|
В желтых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 |
О деревенских святынях Вологодского края (святые рощи, деревья, камни, горы, источники)
Роща "Смольё" По определению современного исследователя народного православия, этнографа, и фольклориста А. А. Панченко, деревенские святыни - это почитаемые ландшафтные объекты, не предусмотренные каноническим церковным обиходом и, в то же время, играющие существенную роль в традиционной религиозной практике крестьянина1. Более предметно - это священные камни, родники, деревья, кресты и другие объекты, связанные с народной мифологией пространства. Как отмечает указанный автор, опираясь на материалы северо-западных губерний России, деревенские святыни представляли собой в XIX-XX веках значительный фрагмент религиозной культуры русского крестьянства. Судя по археологической литературе, во второй половине XIX века в поле зрения российской историко-археологической общественности попадает все большее количество объектов, связанных с духовной стороной жизни человека. Это уже не только каменные бабы и курганы южных и центральных губерний России, но и объекты духовной культуры, характерные для северных губерний. Например к VII съезду археологов в Ярославле были опубликованы вопросы, адресованные общественности Ярославской и прилегающих к ней губерний, в том числе Вологодской, среди которых имелся, например, такой "Нет ли при старинных часовнях ручейков, ключей или колодцев, имеющих по народным верованиям, священное значение, равно как и больших камней с какими-либо знаками, например, ямками, фигурами, буквами и т. п.2 Этот интерес сохранялся некоторое время даже в послереволюционное время. В 1926 году в Тотьме вышла брошюра известного археолога А. А. Спицина, в которой он отметил некоторые успехи в деле сбора сведений о святых языческих местах Сольвычегодского и Усть-Сысольского уездов и обратил внимание на необходимость сбора подобных сведений на территории всего Севера3. Тогда же в поле зрения тотемского краеведа Н. А. Черницына среди историко-этнографических объектов Кокшенги попадали характерные для этого региона священные рощи-Кусты с находящимися в них часовнями. Далее читайте здесь - |
rest |
Дата 10.02.2012 - 18:28
|
Господин ПЖ Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 25503 Пользователь №: 54477 Регистрация: 16.07.2010 - 14:03 |
Ой,Виктор Иванович! Надо же,только вчера говорили с ним на ночь глядя
|
merjanin |
Дата 30.03.2012 - 14:11
|
В желтых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 |
"Следочкин камень" с берегов Улейма-реки
"Следочкин камень". Это название неразрывно связано с жителями Улейминской земли нашей Мерьямаа и ее выдающимся краеведом – Мухиным Олегом Константиновичем. Камень известен с древних времен. Местные меряне приходили к нему с дарами и просьбой помочь при болезни, при трудных родах, а то и просто – в дальней дороге. Люди приходили к нему и оставляли записки, ленточки, тряпочки и свято верили в его чудодейственную силу и помощь. |
Страницы: (10) 1 2 [3] 4 5 ... Последняя » |
Правила Ярпортала (включая политику обработки персональных данных)