![]() |
Ярпортал: форум Ярославля ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Здравствуйте, Гость ( Вход·Регистрация ) | Сделать Yarportal.Ru стартовой страницей |
![]() |
Страницы: (10) 1 2 [3] 4 5 ... Последняя » ( Перейти к первому непрочитанному сообщению ) | ![]() ![]() ![]() |
merjanin |
Дата 30.03.2011 - 23:29
|
В желтых штанах ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 ![]() |
Мерянский дракон над Россией
![]() Отголоски языческих культов дожили до 19 века и в фольклоре, и в домовой резьбе. Домовая резьба и наличники в частности — это не только своеобразие художественных традиций определенного региона, в них отпечатались древние, ещё языческие представления. Исходя из логики традиционной культуры на дом, как на родовой микрокосм, не станут помещать что попало. В особенности — на окна, который должны быть защищены от напастей, будь то моровое поветрие или дурной глаз. ![]() Драконы в домовой резьбе и коренные земли Merjamaa. Семантика домовой резьбы направлена, с одной стороны, на оберегание, с другой — на привлечение благополучия. В целом домовая резьба воспроизводит традиционную картину мира — от небесных сфер, и дневного солнца, до мира подземного и ночного солнца. Выделяют стилизванные великой образы богини, рожаниц и ящеров-драконов. Разбирая семантику наличников, Б.А.Рыбаков, автор фундаментальных исследований по древнерусской культуре, указывает на символические головки ящеров внизу наличника. Есть обширный регион, где в домовой резьбе вы увидите драконов. Под крышей, на наличниках, на стенах дома. С лапками, хвостами и иногда - крыльями. Это Верхнее Поволжье, территория проживания легендарного народа меря. Далее читайте здесь - |
LuckyMan |
Дата 31.03.2011 - 21:13
|
Арби ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 98 Пользователь №: 62429 Регистрация: 27.11.2010 - 15:54 ![]() |
Драконы остались в частном секторе на Наумова , Б.Федоровской и других улицах Перекопа .
Очень интересная тема ! |
merjanin |
Дата 15.05.2011 - 22:50
|
В желтых штанах ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 ![]() |
И покланяшеся Идолу каменну… Священные валуны Углича
![]() Фотография церкви Св.Николая на Петухах. Снимок А. Русаева 1896г. (Фото любезно предоставлено Светланой Чернецовой) Много лет назад, каждый раз когда вражеские полчища грозили Угличу, ровно в полночь, громко хлопая крыльями, прилетал громадный петух. Он садился на камень и трёхкратным криком предупреждал горожан о беде. Так его будто бы слышали накануне гибели царевича Дмитрия, перед ссылкой угличан в Сибирь, перед нашествием литвы. Петухов камень. Рисунок угличского краеведа И.Потехина (Фото любезно предоставлено Светланой Чернецовой) С тех пор, якобы, и остался след петуха на валуне, который назывался в народе "Петуховым камнем". Это одно из многих художественных преданий угличской старины... "Петухов камень" действительно существовал и еще в 30-х годах нашего века находился рядом с церковью Николы на "Петухах", т. е. в бывшей Петуховой слободе, известной по памятникам письменности еще с XV века. Названия «Петухова слобода» и „Петухи" свидетельствуют о глубокой древности „Петухова камня", так как, несомненно, связаны с последним. Сейчас „Петухов камень" не существует. Он разбит на части и послужил для замощения городских улиц. ![]() Камень был величиной с порядочный стол и глубоко сидел в земле. Его верх, как бы срубленный топором, был немного наклонен, и на нем можно было различить четырехпалый след петушиной лапы, длиной сантиметров в 30. Вокруг этого необычного камня в свое время было много разговоров, суеверные старушки боялись его и обходили стороной. Как уже было сказано, местная легенда связывала камень с петухом, прилетавшим на камень и оставившим не нем свой след. Предание интересное и поэтичное, но дело было, конечно, не в реальном петухе. Не мог ли след явиться результатом выветривания? Нет. Тут приложил руки человек, так как по словам краеведов начала 20-го века на нём были видны явные следы работы каким-то орудием. Читать дальше - |
merjanin |
Дата 24.05.2011 - 08:05
|
В желтых штанах ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 ![]() |
Потаенная меря. Сусанино. История и антропология
![]() Поселок Сусанино-в прошлом село Молвитино- расположен в 62 км к северо-востоку от Костромы. на живописной гряде холмов, среди могучих лесов, которым не видно конца. Когда на высокой, омываемой реками Шачей и Волжницей гряде возникло Молвитино, мы не знаем. В дошедших до нас документах оно в качестве центра большой вотчины бояр Салтыковых и Михалковых впервые упоминается в XVI веке, но появилось это село, конечно, гораздо раньше. Совсем рядом, на Шаче, находится знаменитое село Домнино, бывшее родиной и вотчиной матери царя Михаила Феодоровича Романова инокини Марфы и являющееся по легенде местом жертвенного подвига Ивана Сусанина. На начало XVII века Домнино с округой относилось к Шачебольскому стану Костромского уезда. ![]() |
Иголочка |
Дата 27.05.2011 - 20:17
|
Новичок ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 14 Пользователь №: 73766 Регистрация: 3.05.2011 - 21:35 ![]() |
А правда, что меряне бфли рыжими?
|
merjanin |
Дата 23.08.2011 - 22:45
|
В желтых штанах ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 ![]() |
Иголочка, меряне были и блондинами и темноволосыми ну и конечно же рыжими)
|
merjanin |
Дата 23.08.2011 - 22:45
|
В желтых штанах ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 ![]() |
Всем здравствуйте!
Продолжаю знакомить с сакральными камнями Верхнего Поволжья. За лето появились новые находки В деревне Дунилово Ростовского района найден мерянский камень-чашечник ![]() Как то так сложилось, что за 20 лет изучения культовых камней, мне ни разу не встретились представители классических камней-чашечников. Тех самых, на которых много-много мелких правильных ямочек. Подобные камни пока ещё не найдены в соседних областях, а в районе Ростова Великого в 2000-х г.г. известный финский мерянолог Арья Альквист нашла-таки парочку... Более того, в 2007 г. финские археологи их осмотрели и подтвердили, что они полностью тождественны чашечникам Финляндии и финно-угорских регионов Балтийского моря в целом. Так что, вот они - подлинные индикаторы мерянского присутствия ! "В воскресный день, в свободную минуту..." уговорила мужа таки съездить посмотреть чашечник... Продолжение - «Большой камень» близ старинного села Majmera Угличском районе Ярославской области ![]() Данный камень находится неподалеку от трассы Р104 на земле в бывшей Маймерской волости, на границе поля и небольшого соснового бора, в 50 м от лесной дороги к с.Сергиевскому. Он стоит, вросший в землю в зарослях ольхи и кустарников, в заболоченной низине в 5 метрах от русла высохшего ручья . Летом его обнаружить труднее из-за высокой травы. По воспоминаниям старожилов (Киселева Алла Александровна, 1925 г.р. с.Сергиевское и др.) этот камень, в 20-х годах ХХ столетия, был больших размеров. Алла Александровна показала нам фотографию 30-х годов – так на этом камне сидело с десяток человек (почти вся ее семья). Продолжение - |
merjanin |
Дата 3.11.2011 - 16:08
|
В желтых штанах ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 ![]() |
Пятница и Никола из Мерского стана. Святые камни Угличской земли.
![]() Есть расхожее мнение что нельзя жить только прошлым, что это превращает современную культуру в какую-то архаичную экзотику. Но, с другой стороны, сегодня мы наблюдаем интересный феномен неотрадиционализма – когда многие древности становятся вдруг очень популярными в современной и даже молодежной культуре. Геокэшеры, язычники, христиане, зеленые, туристы эзотерики массово выезжают из крупных городов в паломничества к историческим и святым местам. ![]() На этом, как нам представляется, наша Merjamaa может приоткрыть окружающему миру свою Загадку. Например, христиане нашли бы у нас многочисленные памятники самобытного меряно-московского православия. А изучающие более древние традиции удивятся, что переславский Синь-камень далеко не единственный в округе, что по Клязьме и Волге много сакральных объектов, поклонение которым не прекращалось столетиями, а колдуны и знахарки живут в Merjamaa и сейчас. Причем это не какая-то фантастика. И камни с источниками, и колдуны с знахарками — реально помогали и помогают тем, кто к ним обращается. Находятся на мерянской земле и петроглифы, вырезанные на камнях, и места где "чудится"... Часть 1 - Пятница и Никола ![]() улица Деревенек В одно из таких мест — деревню Деревеньки Угличской Merjamaa команда краеведов "Metsa Kunnta" отправилась в один из воскресных дней сентября. В окрестностях Деревенек до сих пор сохраняется настоящий культовый центр – святой источник, два священных камня, один из которых следовик, и деревянная часовня начала 20-го века. Там вплоть до 1970-х годов, как сейчас принято говорить, тусовалась молодежь, а старшее поколение молилось и набирало для своих нужд воду. И все это несмотря на советскую власть. ![]() ПОДРОБНЕЕ - |
AntaMon |
Дата 13.11.2011 - 15:22
|
||
![]() Новичок ![]() Профиль Группа: Новички Сообщений: 15 Пользователь №: 88596 Регистрация: 13.11.2011 - 14:44 ![]() |
![]() Точно такой же найден при раскопках древних славянских поселений на Дону (Я сам живу на Дону Батюшке !) - практически "Один в Один". Закрадывается вопрос : Или это один и тот же артефакт ... ! Или племя "Меря" , это славяне ... ( изгот. предметы обихода в одних и тех же традициях что и славяне на Дону ) ![]() ![]() Ну и конечно оружие очень похоже на то что храниться у нас в Арх. Музее в ВГУ . С уважением АнтаМон ![]() |
||
merjanin |
Дата 26.12.2011 - 16:47
|
В желтых штанах ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 ![]() |
Медведь-валун с Верхнего Ландеха
![]() Споры вокруг возможности существования мегалитов в самом сердце исторической России вроде даже и не прекращались. Были...не были - тот ещё вопрос! А может оно всё проще гораздо и очевиднее ! Все прямо под боком у нас лежит. Например, известный в Ивановской Merjamaa Ревякинский святой валун. Смотрите сами... Ревякинский валун находится рядом с бывшей деревней Ревякино. Сама деревня давно заброшена, но место ее расположения легко угадывается по высокой металлической вышке на холме, явным остаткам строений и типичным для сельского поселения деревьям. Сам Ревякинский Валун — это большой серый гранитный камень, размеры которого поражают: длина около 5 метров, ширина 2,5-3 метра. О высоте судить трудно, камень лежит ниже уровня поля, видимая часть над землей не выше 30 см. Читать дальше - |
merjanin |
Дата 10.01.2012 - 12:05
|
В желтых штанах ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 ![]() |
Еще раз о «Мерянском Стоунхендже» под Ярославлем.
![]() В июне 2010 года портал Merjamaa опубликовал статью о мегалитах под Ярославлем. Возможно, некоторые читатели встретили это сообщение с изрядной долей иронии: «Ох, уж эти краеведы! Прото-город, столица мерян, «Стоунхендж» какой-то! Ладно, хоть не приклеили еще зеленых человечеков и реликтовых монстров, резвящихся в Которосли»! Однако следом за Merjamaa выборку материал о мегалитах повторили еще 7 сайтов. Несомненно, такой интерес обязывает. Поэтому наш ярославский товарищ Yaroslavetz, нашедший эти мегалиты, решил вернуться к лесному «капищу», заручившись поддержкой еще одного энтузиаста. И отправился в путь небольшой командой... Подробнее - |
merjanin |
Дата 16.01.2012 - 11:07
|
В желтых штанах ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 ![]() |
Последние свидетели крывичского и мерянского двоеверия исчезают на наших глазах
![]() Виктор Ерохин, когда о чем то рассказывает, обычно ожесточенно жестикулирует – привычка профессионального лектора. И, говоря со мной, он продолжает убеждать какого то невидимого оппонента, хотя в этом нет никакой необходимости. Тема для него очень важная, и занимается он ею по движению души. – Это хранится только в живой памяти, это уходит на глазах. Многое утрачено в пору сплошной мелиорации, когда погубили тысячи малых речек и старые поля, а теперь добивают. Мода пошла на «садики камней» у дачных домиков. Эти камни – «ошметки» старой языческой традиции. Коечто мы знаем о ней, но пока мало, мало… Виктор Ерохин – заместитель директора Угличского музея. В этом году здесь прошла выставка «Культовые камни Верхневолжья». Прошла довольно незаметно. Представлены были в основном фотографии, в силу чего турист не оценил значимость проекта, как и то, чего стоило собрать эти шесть с лишним десятков фотографий. Как признается сам Ерохин, тема появилась давно, много лет назад, когда они с ярославским историком Светланой Чернецовой проводили сверку на местности: в каком состоянии находятся упоминаемые в дореволюционных источниках огромные камни-валуны, почитавшиеся древними меря и кривичами, жившими на нынешнем Ярославско-Тверском порубежье. Подробнее - |
merjanin |
Дата 10.02.2012 - 12:23
|
В желтых штанах ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 ![]() |
О деревенских святынях Вологодского края (святые рощи, деревья, камни, горы, источники)
![]() Роща "Смольё" По определению современного исследователя народного православия, этнографа, и фольклориста А. А. Панченко, деревенские святыни - это почитаемые ландшафтные объекты, не предусмотренные каноническим церковным обиходом и, в то же время, играющие существенную роль в традиционной религиозной практике крестьянина1. Более предметно - это священные камни, родники, деревья, кресты и другие объекты, связанные с народной мифологией пространства. Как отмечает указанный автор, опираясь на материалы северо-западных губерний России, деревенские святыни представляли собой в XIX-XX веках значительный фрагмент религиозной культуры русского крестьянства. Судя по археологической литературе, во второй половине XIX века в поле зрения российской историко-археологической общественности попадает все большее количество объектов, связанных с духовной стороной жизни человека. Это уже не только каменные бабы и курганы южных и центральных губерний России, но и объекты духовной культуры, характерные для северных губерний. Например к VII съезду археологов в Ярославле были опубликованы вопросы, адресованные общественности Ярославской и прилегающих к ней губерний, в том числе Вологодской, среди которых имелся, например, такой "Нет ли при старинных часовнях ручейков, ключей или колодцев, имеющих по народным верованиям, священное значение, равно как и больших камней с какими-либо знаками, например, ямками, фигурами, буквами и т. п.2 Этот интерес сохранялся некоторое время даже в послереволюционное время. В 1926 году в Тотьме вышла брошюра известного археолога А. А. Спицина, в которой он отметил некоторые успехи в деле сбора сведений о святых языческих местах Сольвычегодского и Усть-Сысольского уездов и обратил внимание на необходимость сбора подобных сведений на территории всего Севера3. Тогда же в поле зрения тотемского краеведа Н. А. Черницына среди историко-этнографических объектов Кокшенги попадали характерные для этого региона священные рощи-Кусты с находящимися в них часовнями. Далее читайте здесь - |
rest |
Дата 10.02.2012 - 18:28
|
Господин ПЖ ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 25503 Пользователь №: 54477 Регистрация: 16.07.2010 - 14:03 ![]() |
Ой,Виктор Иванович! Надо же,только вчера говорили с ним на ночь глядя
![]() |
merjanin |
Дата 30.03.2012 - 14:11
|
В желтых штанах ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 ![]() |
"Следочкин камень" с берегов Улейма-реки
![]() "Следочкин камень". Это название неразрывно связано с жителями Улейминской земли нашей Мерьямаа и ее выдающимся краеведом – Мухиным Олегом Константиновичем. Камень известен с древних времен. Местные меряне приходили к нему с дарами и просьбой помочь при болезни, при трудных родах, а то и просто – в дальней дороге. Люди приходили к нему и оставляли записки, ленточки, тряпочки и свято верили в его чудодейственную силу и помощь. |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
Правила Ярпортала (включая политику обработки персональных данных)