Ярпортал: форум Ярославля | Совместные покупки Объявления Поиск Все вопросы: yaroslavl@bk.ru |
Здравствуйте, Гость ( Вход·Регистрация ) | Сделать Yarportal.Ru стартовой страницей |
|
Страницы: (10) [1] 2 3 ... Последняя » ( Перейти к первому непрочитанному сообщению ) |
merjanin |
Дата 21.07.2010 - 08:04
|
В желтых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 |
сайт посвященный истории древнего племени Меря
открылся инет портал Меряния Дорогие друзья, представляю Вашему вниманию новый портал посвященный древнему финно-угорскому народу Меря жившему в древности на территории Ярославской, Костромской и Ивановской областей. На сайте будут публиковаться разнообразные материалы по археологии, истории, мифологии, краеведению, языку народа Меря. Добро пожаловать - |
merjanin |
Дата 27.07.2010 - 09:52
|
В желтых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 |
Юмол - Чудский Бог Неба из новгородской грамоты XIII века
Берестяны́е гра́моты, письма и записи на коре берёзы (бересте), — памятники письменности Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты всегда представляли первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни наших средневековых предков, и истории их языка. Существование берестяной письменности было известно и до обнаружения грамот археологами. В обители св. Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях писаху, но на берестех» (Иосиф Волоцкий). По В. Л. Янину, в музеях и архивах сохранилось немало поздних документов, написанных на бересте (XVII—XIX веков; даже целые книги). Этнограф С. В. Максимов видел в середине XIX века берестяную книгу у старообрядцев на Мезени. На берегу Волги близ Саратова крестьяне, роя силосную яму, в 1930 году нашли берестяную золотоордынскую грамоту XIV века. Большинство найденых в Новгороде берестяных грамот — частные письма, носящие деловой характер (взыскание долгов, торговля, бытовые указания). К этой категории тесно примыкают долговые списки (которые могли служить не только записями для себя, но также и поручениями «взять с такого-то столько-то») и коллективные челобитные крестьян феодалу (XIV—XV века) Кроме того, имеются черновики официальных актов на бересте: завещания, расписки, купчие, судебные протоколы и т. п. Сравнительно редки, следующие типы берестяных грамот: церковные тексты и литературные и фольклорные произведения, например такие как заговоры. Особый интерес представляет новгородская берестяная грамота № 292 — грамота, найденная в 1957 году при раскопках в Новгороде, являющаяся древнейшим из известных документов на Чудском финно-угорском языке. (Напомним, что в средневековом Новгороде был Чудский административный район - Чудский конец) Документ датируется началом XIII столетия. Далее читать здесь - |
TURIST |
Дата 27.07.2010 - 13:20
|
ничего на свете лучше не-ету Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 573 Пользователь №: 54730 Регистрация: 23.07.2010 - 08:54 |
...чудь начудила да меря намеряла... гатей, дорог да столбов верстовых...
|
merjanin |
Дата 27.08.2010 - 10:47
|
В желтых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 |
Ойконимы ростовской Мери.
А.Ю. Данилов, А.Л. Каретников. Ойконимы ростовской Мери Окрестности озера Неро (Меро) В последнее время история финно-угорского племени Мери привлекает все больше внимания специалистов различных областей: археологов, лингвистов, и, к сожалению, пока в меньшей степени, этнологов. К сегодняшнему дню накоплена огромная источниковая база, сделаны важные теоретические обобщения. Но в конечном итоге представители каждой из отраслей знания столкнулись с общими трудностями – имеющимися в распоряжении лишь одной из наук методами и источниками невозможно выйти на новый уровень осмысления поставленной проблемы. Стало очевидным, что решение многих вопросов древнего периода Верхнего Поволжья, как и выход на новые аспекты изучения Мерянского этноса, будет возможен лишь при синтезном подходе, рожденном во взаимодействии усилий нескольких наук. Цель данной статьи – показать перспективность междисциплинарного исследования (археология – топонимика) истории ростовской Мери. Говоря о «ростовской Мере», мы подразумевает ближайшую к Ростову Великому округу, в первую очередь, одну из летописных территорий расселения этого народа – бассейн озера Неро. Данное понятие не является произвольно географическим – исследованиями доказана не только значительная концентрация рассматриваемого этноса вокруг Ростова, но и существенная специфика данной области в сравнении с иными местами массового проживания мери – как в материальной культуре, так и по лингвистическим данным. В нашем случае таким реальным выходом из сопоставления источников может быть совмещенная карта археологических памятников VII-X вв. и топонимов финно- угорского происхождения. Современные исследователи Мерянского языка утверждают, что он звучал на просторах, в частности, Ярославского края значительно позже последних летописных упоминании Мери (возможно, до 18 в. – на это указывает хорошо сохранившаяся микротопонимика, что говорит о длительном взаимодействии двух языковых культур). Лингвисты при расшифровке топонимического материала аппелируют к таким языкам, как прибалто-финские и саамский, констатируя многослойность финно-угорской топонимики, возникновение которой можно объяснить либо длительным существованием здесь Мери, язык которой за это время подвергся серьезной эволюции, либо (что вероятнее всего) восприятием Мерянским населением топонимов, созданных предшествующими народами. На сегодняшний день еще не выработано общей точки зрения и в вопросе о границах расселения Мери, в первую очередь в северном направлении. Археологами практически не исследовано ярославское Заволжье, установить этническую принадлежность его населения на рубеже 1-2 тыс. н.э. пока не представляется возможным, в то время как топонимика говорит о длительных и интенсивных финно-угорско-славянских контактах на этой территории и о распространенности топонимов Мерянского типа вплоть до современной Архангельской области. Данные археологии и топонимики как нам видится должны будут в будущем выработать комплексный подход в дальнейшем изучении Мерянского наследия. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ - |
merjanin |
Дата 1.09.2010 - 11:14
|
В желтых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 |
Алексей Федорченко: "Меря - синоним заветного в каждом из нас"
Из интервью: "Меря - синоним заветного в каждом из нас". Так и есть. Русское из глубины = мерянское. На Венецианском кинофестивале, который начинается 1 сентября, Россию в основном конкурсе будет представлять фильм Алексея Федорченко "Овсянки" — Ваш новый фильм очень красивый, словно его снял не российский режиссер. Но самое любопытное в нем — это история. Директор целлюлозного комбината везет тело своей жены, чтобы похоронить ее там, где они когда-то провели вместе медовый месяц. Это было на самом деле? — Это чисто игровая картина, которая рассказывает о взаимоотношениях двух мужчин и одной женщины, которые считают себя представителями народа Меря. Хотя Меря здесь — это, скорее, синоним заветного в каждом из нас, это мы — внутренние, самые глубокие и искренние. Такой финно-угорский народ действительно когда-то существовал и населял территорию Поволжья, но полностью ассимилировался еще в XVI веке, сегодня сохранились лишь археологические артефакты, свидетельствующие о том, что он существовал. Мы со сценаристом Денисом Осокиным постарались реконструировать некоторые обряды и верования этого народа, но фактически создали мир, которого нет и не было. В воссозданной нами жизни люди-Меря намного больше, чем мы с вами, дорожат своими близкими, потому что не верят в жизнь после смерти и прощаются навсегда. От этого им горше, но от этого в их жизни больше любви. А "красоту" фильма сделали замечательный оператор Михаил Кричман, художники Андрей Панкратов и Алексей Потапов. Ну и, конечно, природа Северного Поволжья, Коми и Урала. Далее читайте здесь - |
Ойген |
Дата 1.09.2010 - 11:45
|
Личный пацак господина ПЖ Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 7077 Пользователь №: 40347 Регистрация: 3.08.2009 - 11:10 |
А гидронимы мерянские не пробовали расшифровывать?
|
merjanin |
Дата 8.09.2010 - 21:30
|
В желтых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 |
Здравствуй, дерево!
О том, что дерево — живое существо, мы вспоминаем редко. Особенно, если собираемся его спилить. Даже джиперы, проводящие в лесу если не бОльшую, то лучшую часть времени, тоже часто удивляются, когда узнают эту непреложную истину биологической науки. Меж тем, отношение к деревьям как к живым и даже одушевленным нашим соседям изначально заложено в традициях всех народов, живущих в лесной зоне. В том числе и у русских. Но постепенно христианская, а вслед за ней и марксистско-ленинская идеологии вытесняли из народного сознания эти представления, восходящие к языческим временам. Впрочем, по счастью, не везде и не у всех. Гармоничные отношения с природой и традиционное экологическое сознание, еще столетия назад объявленные пережитком прошлого, существуют, как ни странно, в человеческом обществе и по сей день. Особенно там, где насаждение новых религий не было излишне рьяным. При этом традиционное мировоззрение вбирало в себя и перерабатывало новые реалии, одновременно встраиваясь в них. В результате новые и старые верования переплетались самым причудливым образом, позволяя людям выстраивать гармоничные отношения с окружающим их миром и населяющими его существами. А также, что может быть еще более важно, с собственными представлениями об этом мире, что немало способствует поддержанию порядка в голове и душевному равновесию. Край священных рощ Одно из таких мест — Заветлужье, дальний лесной угол на стыке Нижегородской, Костромской и Кировской областей. Эта земля издавна обжита различными племенами волжско-финского происхождения. Считается, что из ныне живущих здесь народов первыми в междуречье Ветлуги и Вятки появились ссимилировавшие мерю, удмуртов и других своих родных редшественников марийцы. Те, что в древнерусских летописях именовались черемисами, и что периодически на взаимовыгодной основе поддерживали то одного, то другого князя в междоусобной борьбе, а позже включились в непростые военно-дипломатические отношения Москвы с Ордой. Они и в наши дни составляют значительную часть местного населения. Почитаемые родники у заветлужских марийцев — большая редкость. Этот, у шоссе около деревни Березята, обустроил несколько лет назад местный главный лесничий Сергей Вахонин, тем самым создав новую культовую традицию. Далее читайте здесь - |
merjanin |
Дата 20.09.2010 - 08:57
|
В желтых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 |
Поездка на культовый мерянский камень из села Неёлово.
До сих пор на территории России, находится немало камней и других природных объектов, почитаемых местными жителями. Со многими из них связан ряд языческих обрядов, часто принявших христианские формы, обычаев, суеверий, легенд и преданий. Им приписывают всевозможные магические качества: например, считают, что они могут влиять на судьбу человека, обладают лечебными свойствами и т.д. Мы называем такие природные объекты - культовыми. Существует по крайней мере, две причины отнесения валунов к категории культовых памятников. Во-первых, это сохранение вплоть до настоящего времени комплекса обрядов возле таких камней, где сам валун и изображения на нем прямо связаны с отдельными языческими или христианизированными персонажами. Во-вторых, на многих из них имеются знаки и изображения, с которыми связаны соответствующие предания или они используются как культовые. Так углубления, колодчики, изображения стоп, рук, надписей известных на многих камнях нашего Севера, могут считаться ритуальными и в тех случаях, когда легенды и предания уже не сохранились. село Неёлово За последние годы, на территории Верхнего Поволжья краеведами было выявлено не мало культовых камней. Сегодня вниманию наших читателей предлагаем один из них. Информацию о нём нам поведал краевед и местный житель сёла Неёлова Александровского района Владимирской области Владимир Александрович Тарасов. В суботу 18 сентября, мы решили разведать его место положение. Село Неёлово располагается в 100 км на Север от Москвы, в Александровском районе Владимирской области, на классической территории летописной Мери. Далее читайте здесь - |
merjanin |
Дата 4.10.2010 - 08:54
|
В желтых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 |
НОВОСТИ ПОРТАЛА за 4 ОКТЯБЯРЯ
Синий Камень в деревне Веледниково. Истринский район Московской области Наш воскресный мото выезд 26 сентября был посвящён ещё одному удивительному свидетелю древних времен – Синему камню, лежащему неподалеку от села Веледниково в Истринском районе. На информацию о нём я набрёл у геокэшеров. Они нашли его совершенно случайно пробираясь на квадроциклах сквозь чащу леса. Первое, что привлекает в нём внимание, это огромных размеров чаша выдолбленная в нём. Этим камень напоминает своего собрата с Чёртового Городища под Козельском. Приглядевшись мы обнаружили ещё одну чашу явно естественного происхождения, с небольшой доработкой человека. Находится она чуть выше искусственной. Рядом имеются многочисленные сколы. Перед нами лежал явно древний поклонный камень. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ - Дьяковское городище "Дятлова Поляна" Реконструкция городища После Веледниковского Синего Камня мы решили посетить дьяковское городище "Дятлова Поляна", расположенное в 2,5 км на юго-юго-запад. На территории Москвы и области есть много мест, которые на протяжении сотен лет хранили свои древние имена. Большая часть московских топонимов восходит к средневековью. Совсем по другому обстоит дело гидронимами, т.е. с названиями рек. По мнению ученых, их финские и балтские имена оставлены населением, жившим на этой земле задолго до возникновения в средние века русского народа. Что за люди населяли эти места? Что представляла собой их культура? Археологам хорошо известны памятники, оставленные древним населением Москворечья. Это городища и селища, многие из которых возникли еще в I тысячелетии до н. э., когда в Восточной Европе наступил железный век. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ - Летающий храм озера Нестиар (Нижегородская область) Село Нестиары Нижегородской области, растянувшись хороводом вокруг озера, переходит в деревеньку Заозерье; человеческие жилища опоясывают озеро Нестиар подобно ожерелью. Озеро Нестиар находится в нескольких десятках километров от знаменитого озера Светлояр, о котором мы писали не так давно, и тоже является мощным местом Силы. Эти два святых озера образуют как бы единый сакральный организм, в котором ничто не оказывается главным, подчинённым. Здесь незримо витают древние божества языческих мари которым и сейчас молятся местные жители в облике икон, почитаемых деревьев и источников... Местные и не осознают до конца какие они двуеверцы. Вокруг них леса и болота, родная среда, которая кормит — там люди добывают дрова, грибы, ягоды и зверя и ходят к ним со своими радостями и бедами.. Так было и двести и тысячу лет назад. Так будет. Сколько продлится это равновесие, не знает никто. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ - |
merjanin |
Дата 14.10.2010 - 08:31
|
В желтых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 |
Подмосковное озеро Ижво. Возвращаясь к истокам
Если не брать во внимание заповедную Мещёру, Подмосковье сложно назвать озёрным краем. Однако относительно крупные озёра попадаются даже на западе региона, где их совсем немного. На память здесь сразу приходят озёра Сенежское и Тростенское в Солнечногорском и Истринском районах соответственно. Но есть в этих краях озёра гораздо более скромных размеров, но с не менее интересной историей, во всяком случае топонимической. Именно ей и будет главным образом посвящён нижеследующий рассказ. На западе Истринского района, в Новопетровском сельском округе и 55 километрах от столицы, расположено озеро Чудцевское. Разглядывая карту, на него и внимание-то не сразу обратишь, ближайшие деревни-ориентиры: Чудцево, Пречистое и Кучи. Первоначально это озеро привлекло моё внимание своим названием — я узнал о его существовании из статьи Сергея Голубчикова «Сквозь пласты истории» (http://znamenie.org/content/view/335/62/), где оно рассматривалось как указание на место обитания здесь финно-угорского населения — чуди. Сам по себе факт обитания здесь финно-угров достаточно удивителен, поскольку все окрестные гидронимы, рассматривающиеся как дославянские: Нудоль, Локнаш, Истра, Дарна и другие - этимологизируются из балтийских языков, а дьяковская археологическая культура железного века, памятники которой покрывают собой большую часть Московской области была, как считается, разноэтничной — финно-балтийской. Тем не менее, есть и ещё один финно-угорский след в Истринском районе — деревня Меры, ещё в средние века звавшаяся Меря... Попытки уточнить с помощью интернета происхождение и возраст названия Чудцевское (а это было необходимо, чтобы достоверно связать его с чудью) особо ни к чему не привели, удалось только найти изрядно расстроившее меня обрывочное упоминание без всяких ссылок на литературу о том, что озеро раньше называлось Ижевское. Всё же надежда на чудскую связь не угасала, и тут в московской исторической библиотеке мне посчастливилось ознакомиться с замечательной книгой Истринская Земля (М., 2004). Приведённые там сведения, казалось, начисто опровергли все «чудские» гипотезы относительно названий Чудцево и Чудцевское: «В старину Чудцевское озеро называлось Ижво, и, очевидно, от него получила название административная единица, Ижевский стан Дмитровского уезда, в котором и находилось Чудцево до Екатерины II. Когда-то деревней Чудцево, до XIX в. называвшейся Тютчево, несомненно владели помещики Тютчевы, хотя прямых указаний на это и не найдено. Но Тютчевым принадлежало соседнее Васильевское, об этом есть документальное свидетельство. (Акты феодального землевладения и хозяйства. ч. 2, №287).» Истринская земля, стр. 608. Автор Эколог - Читать далее здесь - |
merjanin |
Дата 19.10.2010 - 09:01
|
В желтых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 |
Мерянские боги Ростовской земли
Знаменитый Синий камень озера Неро (Трясловский валун) В последние годы у наших людей появился повышенный интерес к сакральной истории родины. Предметами интереса и поиска становятся культурные и природные объекты, зачастую не имеющие официального статуса "исторического памятника" (например в отличие от Синь-Камня в Переславле). Как правило, все эти места и объекты почитаемы жителями окрестных деревень и городков и считаются священными. Почитание «священных» мест и объектов до сих пор играет в традиционной культуре русского народа весьма важную роль. В Ростовской земле было известно немало языческих требищ у священных камней, называемых в народе Синими. На северо-восточном берегу Плещеева озера в 0,5 км к северо-западу от Александровой горы лежит всем известный, легендарный Синий камень. Местное население почитало его божеством и поклонялось ему, что возмущало служителей церкви как идолопоклонство и богоотступничество: «В нем же вселися демон, мечты творя и привлачая к себе ис Переаславля людей: мужей и жен и детей их и разсевая сердца их в праздник великих верховных апостол Петра и Павла. И они слушаху и к нему стекахуся из году в год и творяху ему почесть». Одним из подобных мест в современной Ярославщине можно считать район бывшей Угодичской волости Ростовского уезда, расположенный близ мерянского озера Неро. В нём расположено несколько крупных камней, локально почитаемых местным населением по сию пору. Читать дальше |
Anasazi |
Дата 19.10.2010 - 09:08
|
диванный критик со стажем Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 6195 Пользователь №: 593 Регистрация: 30.10.2003 - 12:58 |
зачем здесь переписывать другой сайт?
|
merjanin |
Дата 26.10.2010 - 10:18
|
В желтых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 |
Синие камни урочища Старые Старки. Щелковский район Подмосковья.
В начале 2000 годов московский краевед И.Д. Маланин обнаружил несколько любопытных Синих камней в Щелковском районе Подмосковья. Топоним Синий камень остался в тех местах вероятнее всего в наследство от народа меря, жившего на этой территории. Многие исследователи считают, что именно так меряне обозначали свои поклонные камни. Позднее с полной русификацией в этих краях мери, люди постепенно забыли о значении этого топонима. Никто из местных деревенских жителей, по указаниям которых исследователи находят синие камни, никогда не могут объяснить, почему именно этот камень называется Cинь-камнем, а другие находящиеся рядом не имеют названия. Цвет камней здесь совершенно не причем. Нередко Синь-камни может быть, например, красным! И так. как сказано выше краеведу Маланину удалось найти Синь-камни в Щелковском районе Подмосковья, и в своей статье он оставил достаточно ориентиров, что бы поработав с документами, можно было их найти. Это и сделали московские геокэшеры. 24 октября мерянский краеведческий актив сотоварищи повторил их путь. Читать дальше |
merjanin |
Дата 12.11.2010 - 12:57
|
В желтых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 |
Кокошник - Мерянский космос Археологические материалы по мерянским территориям Верхней Волги убедительно говорят о том, что женщины меря на голове носили не только венчики и очелья с височными кольцами, но и кокошники, которые мы знаем по поздней русской культуре 18-20 веков. Это высокие головные уборы на жёсткой основе. Название кокошник имеет финское происхождение: «кёкко» - курица, «кокош» - петух, эти старофинские термины применительные к домашней птице использовался наряду с привычными сегодня русскими как минимум до начала 18 века, а в поговорках сохранился и по сей день – подобно тому, как до сих пор используется в провинции термин «кока» - родная сестра матери. Головной убор мерянки, жительницы Алабужского городища 7 в. н. э. ДАЛЕЕ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ - [/img] |
merjanin |
Дата 29.11.2010 - 12:02
|
В желтых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 121 Пользователь №: 54642 Регистрация: 21.07.2010 - 07:59 |
Потаённая меря (Часть первая). Кострома. История и современная антропология. Костромская сторона давно стала символом русской патриархальности и вечного покоя. Если хотят подчеркнуть, что Россия стоит, не поддаваясь злым внешним ветрам, непременно вспомнят или саму Кострому, или какой другой город вроде нее. К сожалению за 20 век советский утюг прошелся по городу во всех направлениях, а внутренняя политика нынешней Москвы, как и везде, превращает некогда цельный костромской народ в серую толпу «дорогих рассиян». Но многое сохранилось. Нам видится, что человеку который хочет узнать потаенную правду о России нужно начать с истории заволжской части древней Мерянской земли - Костромы. В ней есть много таинственного. Так например московский журналист Е.Арсюхин, разбирая костромскую историю, пришел к поразившему его самого выводу, что Смута начала 17-го века вполне возможно затеяна стараниями самих Романовых, но это следующая история, а мы начинаем историко-антропологический экскурс в раннюю историю Костромского Заволжья. ПРОДОЛЖЕНИЕ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ - |
Страницы: (10) [1] 2 3 ... Последняя » |
Правила Ярпортала (включая политику обработки персональных данных)