![]() |
Ярпортал: форум Ярославля ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Здравствуйте, Гость ( Вход·Регистрация ) | Сделать Yarportal.Ru стартовой страницей |
![]() |
Страницы: (3) [1] 2 3 ( Перейти к первому непрочитанному сообщению ) | ![]() ![]() ![]() |
doctor |
Дата 20.11.2009 - 16:57
|
В малиновых штанах ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 1100 Пользователь №: 18316 Регистрация: 16.05.2007 - 00:08 ![]() |
История «Слова о полку Игореве» настолько насыщена мифами, что распутывание их напоминает хороший детектив. Оказывается, не только само это литературное произведение является продуктом политической и культурной жизни XVIII века, т.е. подделкой, но и обстоятельства обретения памятника Мусиным-Пушкиным - вымышленными.
Официальная версия гласит: «Слово о полку Игореве» сделалось известно ученым только с 1795 года, когда единственная уцелевшая рукопись этого памятника была приобретена в собственность графом Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным (1744 – 1817), известным в то время любителем и собирателем отечественных древностей, президентом Академии Художеств. Вот как сам он рассказывает об этом: «До обращения Спасо-Ярославского монастыря в архиерейский дом управлял оным архимандрит Иоиль, муж с просвещением и любитель словесности; по уничтожении штата остался он в том монастыре на обещании до смерти своей. В последние годы находился он в недостатке, а по тому случаю комиссионер мой купил у него все русские книги, в числе коих в одной под №323 под названием «Хронограф» найдено «Слово о полку Игореве». Рукопись написана на лощеной бумаге, в конце летописи, довольно чистым письмом. По почерку письма и по бумаге должно отнести оную переписку к концу XIV или к началу XV века…» Таким образом, рукопись Слова из Ярославля была перевезена в Петербург и, поступив в собрание рукописей Мусина-Пушкина, сделалась доступною для занимающихся русскими древностями. Императрица Екатерина одна из первых между образованными русскими людьми была заинтересована Словом. По ее желанию тогда же сделан был новый список Слова с той же рукописи и под непосредственным наблюдением Мусина-Пушкина. Список этот недавно найден в ее бумагах академиком Пекарским и издан в 1864 году. Первое известие о Слове сообщено было свету Карамзиным в 1797 году в октябрьской книге гамбургского журнала «Spectateur du Nord»: «Вы, может быть, удивитесь более, если узнаете, что два года тому назад, открыли в наших архивах отрывок поэмы под названием «Песнь Игоревых воинов», которую можно сравнить с лучшими Оссиановскими поэмами и которая написана в XII столетии». Между тем сам новый владелец рукописи деятельно трудился над разбором ея и переводом на современный русский язык. «Во время службы моей в Петербурге, - рассказывает он, - несколько лет занимался я разбором и переложением оныя песни на нынешний язык… По переезде же моем в Москву увидел я у А.Ф.Малиновского к удивлению моему перевод мой в очень неисправной переписи, по настоятельному совету его и друга моего Н.И.Бантыш-Каменского решили работать обще с ними, сверить переложение с подлинником и, исправя с общего совета, что следовало, отдать в печать». Первое издание Слова, отпечатанное в Москве в 1800 г. со всевозможной тщательностью вышло с предисловием, примечаниями, переводом на новый язык и с родословною князей, упоминаемых в Слове. Печатание происходило при ближайшем участии Малиновского и Бантыш-Каменского. Карамзин, по словам профессора Р.Ф.Тимковского, уверял Калайдовича, что по сделанному им сличению рукописи с печатным изданием Слово оказалось напечатанным со всею точностью против подлинника, за исключением двух-трех слов. Во время пожара в Москве в 1812 г. погибла рукопись Слова вместе с остальными печатными экземплярами ея». Этот текст взят из издания «Слова о полку Игореве» 1891 года, вышедшего в серии «Русская классная библиотека». Рассмотрим его содержание более пристально. 1. В первую очередь обращает на себя внимание то, что подаваемый от лица А.И.Мусина-Пушкина рассказ об истории приобретения «Слова» на самом деле написан не им, а К.Ф.Калайдовичем в изданной им в 1824 году (уже после смерти издателя «Слова») книге "Биографические сведения о жизни, ученых трудах и собрании российских древностей графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина". При жизни Мусин-Пушкин так никому и не поведал, при каких обстоятельствах он обнаружил «Слово о полку Игореве». Более 20 лет молчания! Странное поведение для человека, считающегося первооткрывателем этого литературного сочинения. А ведь такие возможности были. В 1800 году при участии Мусина-Пушкина вышло первое издание «Слова», но о месте и обстоятельствах находки – ни слова. В 1813 году тот же К.Ф.Калайдович в «Вестнике Европы» публикует «Записки для биографии е. с. Графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина», но и в этой биографической работе об обнаружении «Слова» ничего не сказано. О находке «Слова» вплоть до его издания граф официально не уведомил даже Российскую академию, активным сотрудником которой он являлся в первой половине 90-х гг. XVIII века. Если Мусину-Пушкину нечего было скрывать, почему он так упорно уклонялся от разговоров на данную тему? Может, дело в том, что ему просто не о чем было говорить, так как никакого «Слова о полку Игореве» в Ярославле он не приобретал, и попало оно к нему совсем другим путем? А кто такой К.Ф.Калайдович? Фигура по-своему примечательная. Вот как его оценивает историк и писатель Дмитрий Галковский: «На этом действительно сумасшедшем националисте вся "древняя литература" держится. «Русская правда», судебники - ОН, "Слово о полку" - ОН. Причём при жизни его никто всерьёз не принимал. Так, бегает дурачок какой-то, глаза горят. А книжечки, им изданные, остались, пошли в работу». 2. Версия открытия «Слова», предложенная Калайдовичем, действительно не выдерживает критики. Так, он пишет, что в Ярославле книги (в т.ч. «Хронограф») были приобретены у архимандрита Иоиля, который «находился в недостатке». На самом деле бывший настоятель Спасо-Ярославского монастыря получал большую пенсию в размере 500 рублей и ни в чем не нуждался. Мусин-Пушкин как обер-прокурор Синода был прекрасно об этом осведомлен. Сохранилось письмо Мусина-Пушкина П.И.Турчанинову о присылке списка духовных лиц, получавших «пенсион». В приложенном к письму списке от 27 апреля 1792 г. упоминается Иоиль (ЦГИА СССР, ф. 797, оп. 1,1792 г., д. 1143, лл. 3-4). По имеющимся в распоряжении историков сведениям, в ярославских книгах вообще не могло быть никакого «Слова о полку Игореве». Книги Ростовского архиерейского дома (пять хронографов и одна Степенная) в конце XVIII века были предметом «наиприлежнейшего рассмотрения» комиссией из трех человек, в результате которого не было найдено по российской истории ничего, «что бы не было напечатано и вновь к изданию подходило» (Прийма Ф. Я. К спорам об открытии «Слова о полку Игореве». В кн.: От «Слова о полку Игореве» до «Тихого Дона». Л. 1969, с. 256-257). Прийма также отмечает, что «рукописные книги из Ростовского архиерейского дома... были односоставными» в отличие от предполагаемого мусин-пушкинского сборника (Прийма Ф. Я. К спорам, с. 256). Вот почему о нахождении в ярославских хронографах «Слова» ничего не знал ни Иоиль Быковский, которого Калайдович устами Мусина-Пушкина называет «мужем с просвещением и любителем словесности», ни даже Димитрий Ростовский, который также был знаком с их содержанием. В хронографах просто не было этого литературного произведения. Иначе оно непременно было бы замечено такими просвещенными людьми. 3. Вызывает сомнение и дата приобретения «Слова» Мусиным-Пушкиным – 1795 год. Дело в том, что цитата из поэмы и её характеристика появились несколькими годами ранее в исторической книге И.П.Елагина «Опыт повествования о России». Эту вставку из «Слова» Елагин сделал в промежутке между 1788 – 1790 годами и уж, во всяком случае, не позднее 1793 года, когда он умер. Елагинская цитата из «Слова», данная им характеристика поэмы – самые ранние из ныне известных свидетельств об этом сочинении. Таким образом, «Слово о полку Игореве» уже было известно до 1795 года, в котором его якобы впервые обнаружил Мусин-Пушкин. 4. Маловероятным выглядит и утверждение о гибели рукописи «Слова» в 1812 году в огне московского пожара. Пожар в Москве действительно был, но дом Мусина-Пушкина не сгорел! Кроме того, накануне захвата Москвы французами граф успел перевезти вещи (картины, серебро, статуи) из своего столичного дома в ярославское имение. Представить, что страстный коллекционер оставил в доме (пусть даже в тайнике) ценнейшую коллекцию древних рукописей, а остальное имущество спас, просто невозможно. Но даже если допустить эту невероятную вещь и то, что французы вскрыли тайник, все равно не ясно, как рукописи могли сгореть, а сам дом остаться целым. Тем более известно, что книги из московской библиотеки Мусина-Пушкина все же сохранились. Исходя из этого, можно сделать следующие выводы. Официальная история обретения и гибели рукописи «Слова о полку Игореве» является вымыслом, призванным скрыть подлинные обстоятельства создания этого литературного произведения. Никакой древней рукописи в Ярославле не хранилось. Её не было вообще, поэтому она и не гибла в пожаре. Версия о роли Мусина-Пушкина появилась только после его смерти в книге К.Ф.Калайдовича. В действительности Мусин-Пушкин не был первооткрывателем «Слова», хотя как масон, крупный государственный чиновник и человек, находившийся в центре политической и культурной жизни своего времени, знал истинное происхождение этой литературной мистификации и был ее соучастником. |
doctor |
Дата 27.11.2009 - 16:56
|
В малиновых штанах ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 1100 Пользователь №: 18316 Регистрация: 16.05.2007 - 00:08 ![]() |
Часть II
Итак, первое упоминание и цитирование «Слова о полку Игореве» присутствует в сочинении Ивана Перфильевича Елагина "Опыт повествования о России». Познакомимся ближе с этим человеком. И.П.Елагин (1725 - 1793) – весьма заметная фигура своего времени: поэт, писатель, влиятельный масон и государственный деятель. Он занимал пост сенатора и обер-гофмейстера императорских театров. В масонство И.Елагин вступил в 1750 году в возрасте 25 лет. Где-то в середине 60-х годов XVIII века он встретился с каменщиком из Англии, которой открыл ему, что тайны мироздания известны английским масонам и хранятся в особой ложе в Лондоне. Это вдохновило И.Елагина, который стал ревностным масоном, посещал несколько лож и быстро выдвинулся на первые роли. К этому времени относятся его контакты с Великой Лондонской ложей, откуда он в 1767 году получает патент на работу в семи степенях Йоркского или Новоанглийского ритуала. Патент был подписан тогдашним Великим Мастером Великой Лондонской ложи герцогом Бофортом. В 1772 году англичане согласились на открытие в России первой Великой ложи. Ложа была учреждена 26 февраля, И.Елагин стал Провинциальным Великим Мастером всех и для всех русских. Это означало, что теперь для учреждения лож не нужно обращаться в Лондон, выдать патент может Великая ложа России. Впервые в России возникла регулярная национальная масонская система. Как и Храповицкий, Елагин, по-видимому, был доверенным лицом и сотрудником Екатерины II по некоторым ее литературным произведениям, слагал иногда стихи для ее комедий и прочее. Елагин считается одним из родоначальников первобытного славянофильства; говорят, он писал иногда почти по-славянски. Яснее всего "славянское" направление Елагина сказалось в начатом на склоне лет "Опыте повествования о России". Несмотря на разницу в возрасте И.П.Елагин был очень близко связан с А.И.Мусиным-Пушкиным – одним из главных действующих лиц в истории со «Словом о полку Игореве». Обязанные своей карьерой Екатерине II, они оба были решительными сторонниками политики просвещенного абсолютизма, которую вела царица, и видели в истории одно из важных средств идеологического воздействия на «общее мнение». Именно в этот период шла активная работа по созданию боевой легенды русского государства, в которую масоны Елагин и Мусин-Пушкин внесли свой заметный вклад. Благодаря им появляются такие произведения, призванные сыграть роль исторических источников, как «Русская Правда», «Поучения Владимира Мономаха», Книга Большому Чертежу, Лаврентьевская летопись и многие другие. В этом контексте следует рассматривать и создание ими «Слова о полку Игореве». Кто конкретно является его автором, сегодня установить сложно. Им мог быть и сам И.П.Елагин, обладавший несомненным литературным талантом. Появление «Слова о полку Игореве» связано с его работой над "Опытом повествования о России", одним из первых трактатов, посвященных национальной истории. «Опыт» был задуман как документированное историческое сочинение (для этого и потребовались «древние» «источники») с обширными примечаниями и родословными таблицами. Он должен был венчать многолетнюю работу кружка Елагина и Мусина-Пушкина. К моменту создания «Слова» у Елагина уже был опыт использования подобных произведений. Так, в частности он ссылался в «Опыте» на неизданные источники. В их числе «скорописная летопись под именем Мамаева побоища», очень близкая по содержанию к «Слову». Как утверждает Н.А.Курганов, и у того и у другого произведения были литературные предшественники: «Побоище на ръцъ на Воже» и «Побоище, Иже на Дону, и о том, Князь Великий како бился съ Ордою». Многие фразы кочуют из текста в текст и заканчивают свое хождение в «Задонщине», являющейся перелицовкой «Слова о полку Игореве». «Опыт повествования о России» носил выраженный идеологический и публицистический характер, нацеленный на восприятие европейскими читателями. Он должен был представить Россию государством с многовековой историей и развитой культурой, развитие которой прервало татаро-монгольское нашествие (на самом деле никогда не существовавшее в описываемой форме). В седьмой части «Опыта», рассказав о событиях 1472 г. в Новгороде, Елагин пространно изложил свою общую оценку влияния на Русское государство «ордынского ига» и в подтверждение сослался на «Слово о полку Игореве»: «Здесь прилично почитаю коснутся истиннаго показания внешним писателям, которыя и сами верят и в свет выдают, якобы Россия вовся времена подобно дикому народу, во мраке невеждества пребывала. Толь не праведное понятие получили они от прерваннаго татарами сообщения нашего с Европою, ибо много показать можем свидетельств, что за несколько пред нашествием Батыя веков, при самых первых еще Киевских и новогородских князьях, художествами и самыми науками от просвещения протчих она не отставала… Мы можем притом показать сохраненное от древности похвальное слово (с) Игорю Олговичу, в его время, то есть в начале XII века писанное, и не сумненное потому, что сказано в нем: „почнемъ братіе повѣсть сію, отъ стараго Владиміра донынѣшняго Игоря, иже истягну умъ крѣпостію своею, и поостри сердца своимъ мужествомъ!“ Слово сие преизполнено все-можныя риторския красоты. При таких свидетельствах и сам Нестор, порядочным своим о русском народе повествованием, доказывает, что он и не первый, и не худший греческих, у нас писатель был...» Внешнеполитическую нацеленность «Слова», призванную утвердить в Европе статус России как великой державы с древней истории и культурой, подтверждает и тот факт, что первое упоминание поэмы в печати было сделано Н.М.Карамзиным в октябре 1797 года не в России, а в немецком журнале «Spectateur du Nord». По имеющимся авторским спискам «Опыта» можно проследить, какую правку Елагин вносил в этот небольшой фрагмент текста. Он не только менял написание отдельных слов, но и исправил имя князя, которому было посвящено «Слово», со «Святославича» на «Олговича». Это говорит о том, что к моменту появления в «Опыте» цитаты из «Слова» последнее еще не представляло собой оконченное произведение, якобы сохранившееся в виде древней рукописи. Работа над редактированием «Слова о полку Игореве» была проведена Елагиным под влиянием «Записок касательно российской истории» Екатерины II, содержавшей «Родословник». Ему пришлось это сделать, чтобы привести генеалогию русских князей к общему знаменателю. Так, статс-секретарь императрицы А.В.Храповицкий 4 мая 1793 г. записал в своем дневнике: «Вошел я с почтой после Пушкина Алеши. Сказывали, что Елагин дивится, откуда собран Родословник древних князей российских, и многое у себя в Истории поправил». Однако И.П.Елагин не успел закончить работу над «Опытом». Перед смертью в 1793 году он передал свой неоконченный труд вместе с рукописным собранием Мусину-Пушкину, написав на одном из томов: «Список сей, хотя несовершенный, но мною несколько поправленный, передаю я другу моему, Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину, яко охотнику и достаточному в повествованиях русских знатоку, желая, чтоб сочинение мое послужило ему навсегда залогом дружбы и почтения, с которым я был и буду до конца моей жизни, а в замену того прошу содержать сей труд мой, не только несовершенный, но и неисправный, в таинстве от любопытства по предписанию в предуведомлении. Ив. Елагин». Вполне вероятно, вместе с рукописью «Опыта» Мусину-Пушкину достался и черновой вариант «Слова о полку Игореве» с правкой Елагина, о существовании которого будущий издатель поэмы знал и даже, возможно, имел свой экземпляр – ведь это был их совместный проект. Если бы жизнь Елагина не оборвалась в 1793 году, не исключено, что именно его бы потомки считали «первооткрывателем» «Слова». Но судьба распорядилась таким образом, что работу над редактированием и подготовкой к печати этой литературной мистификации продолжил Мусин-Пушкин, который при жизни так и не раскрыл тайну обретения «Слова». Работа предстояла кропотливая: нужно было создать текст, имитирующий древнерусский язык. Можно предположить, что перевод осуществлялся с современного языка на старославянский. Основную работу, видимо, проделал Елагин, о котором современники говорили, что он «писал иногда почти по-славянски». А вот у Мусина-Пушкина имеющихся палеографических знаний было недостаточно. Поэтому после переезда в 1797 году в Москву он прибегнул к помощи специалистов. В подготовке «Слова» к изданию ему помогали сотрудники Московского архива Коллегии иностранных дел Александр Федорович Малиновский и Н.Н.Бантыш-Каменский, старый друг графа. Но даже после многолетней работы исходный текст «Слова» и его перевод оказались столь несовершенными, что почти сразу заронили подозрение в подделке. В языке якобы древней поэмы читатели XIX века обнаружили слова и выражения из современных украинского и польского языков. (В изданиях АН СССР в текст «Слова» в сравнении с изданием А.И.Мусина-Пушкина 1800 года было внесено несколько сотен исправлений, что также свидетельствует о наличии многочисленных отклонений от древнерусского языка). |
михей |
Дата 27.11.2009 - 19:19
|
![]() просто царь ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 7226 Пользователь №: 10019 Регистрация: 22.08.2006 - 11:11 ![]() |
много текста. можно в двух словах объяснить?
|
doctor |
Дата 5.12.2009 - 17:37
|
В малиновых штанах ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 1100 Пользователь №: 18316 Регистрация: 16.05.2007 - 00:08 ![]() |
Окончание
Ситуацию усугубл@ло отсутствие древней рукописи «Слова о полку Игореве», которая якобы сгорела в пожаре 1812 года. И вот в 1815 году вдруг обнаруживаются сразу два новых списка. Их появление сопровождалось прямо-таки анекдотическими обстоятельствами. В последних числах мая 1815 года А.Ф.Малиновский приобрел пергаменный свиток, якобы написанный в 1375 г. Леонтием Зябловым. В ноябре 1815 г. вторую рукопись «Слова» приобрел А.И. Мусин-Пушкин. Восторженный граф приехал в Общество истории и древностей российских при Московском университете и торжественно сообщил о приобретении «драгоценности». «Драгоценность, Господа, приобрел я; драгоценность!…» – «Что такое?» – «Приезжайте ко мне, я покажу вам». Так начинает рассказ о событиях, связанных с разоблачением подделок, историк М.П.Погодин. «Поехали после собрания. Граф выносит харатейную тетрадку, пожелтелую, почернелую… список «Слова о полку Игореве». Все удивляются. Радуются. Один Алексей Федорович Малиновский показывает сомнение. «Что же вы?» – «Да ведь и я, граф, купил список подобный!..» – «У кого?» – «У Бардина». При сличении списки оказались одной работы», так напишет в 1841 г. о случайном обнаружении подделок «Слова» историк Михаил Петрович Погодин. Антон Иванович Бардин (умер в 1841 г.) – житель Москвы, владелец антикварной лавки, знаток рукописного и книжного наследия, старинных вещей, икон. Он создал 4 поддельных списка «Слова о полку Игореве», а всего известно 25 его подделок различных древних русских рукописей. То есть речь, по сути, идет о хорошо налаженном производстве фальшивых исторических документов. Представить, что А.И.Бардин много лет мог заниматься подобной деятельностью на свой страх и риск, без соответствующей санкции сверху, невозможно. Он бы давно был уличен как преступник и подвергнут наказанию. А Бардин не только не подвергся гонениям, но и благоденствовал – изготовленные им подделки стоили недешево. То, что поддельные рукописи были приобретены первыми издателями «Слова», то есть попали прямо по адресу, свидетельствует не о том, что опытные и искушенные коллекционеры Мусин-Пушкин и Малиновский попались на удочку мошенника, а скорее о том, что они сами были заказчиками этих подделок. Но в результате несогласованности произошло взаимное разоблачение, сделавшее невозможным дальнейшее использование изделий Бардина. Эта неудавшаяся попытка подтвердить подлинность «Слова» подделками еще более укрепила скептиков во мнении, что поэма является мистификацией. К их числу принадлежали Евгений Болховитинов, О.М.Бодянский, М.Т.Каченовский, С.П.Румянцев, К.С.Аксаков, О.И.Сенковский и другие. В своих исторических статьях Осип Иванович Сенковский, например, доказывал, что "Слово о полку Игореве" - не заслуживающая внимания, ученическая подделка. Позднейшей стилизацией считали «Слово» русские писатели И.А.Гончаров и Л.Н.Толстой. Уже в XX веке большой резонанс получила работа французского ученого А.Мазона, опубликовавшего в 1940 г. исследование, где автор прямо утверждал: «Слово о полку Игореве» – подделка XVIII в. С близких позиций в начале 60-х годов выступил советский историк, доктор исторических наук А.А.Зимин, пользующийся огромным авторитетом в научном мире. После проведенных обсуждений его доклада и ротапринтного варианта книги, на которых его подвергли критике представители официальной концепции, Зимин писал: «За истекшее десятилетие появилось много капитальных трудов по изучению «Слова о полку Игореве»… Все они существенно продвинули вперед решение спорной проблемы. Однако автор только укрепился в своих представлениях о времени создания памятника». Лишь в 2006 году, через 26 лет после смерти историка, книга А.А.Зимина вышла в свет тиражом всего 800 экземпляров. В заключение хотелось бы обратить внимание на символический смысл слов Н.М.Карамзина, еще одного важного фигуранта, причастного к появлению мистификации под названием «Слово о полку Игореве». В уже упомянутой его публикации 1797 года в журнале «Spectateur du Nord» он сравнил «Песнь Игоревых воинов» с «лучшими Оссиановскими поэмами». По всей видимости, Карамзин тогда еще не знал, что изданные в Англии Оссиановы баллады – это подделка Макферсона, и невольно сам поставил на одну полку «Слово о полку Игореве» и английскую фальшивку. |
vsenormalno |
Дата 5.12.2009 - 17:55
|
это не я ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 3645 Пользователь №: 2195 Регистрация: 4.10.2004 - 16:02 ![]() |
расстрел, за попытки дегероизации Русской истории, должен стать административной мерой ! Только вякнул, сразу е стенке
![]() |
doctor |
Дата 11.12.2009 - 18:59
|
В малиновых штанах ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 1100 Пользователь №: 18316 Регистрация: 16.05.2007 - 00:08 ![]() |
Как появилась эта публикация? Очень просто – вся информация почерпнута из открытых и доступных источников. На все про все ушло несколько часов.
Теперь: зачем? Не так давно здесь обсуждалась тема о времени основания Ярославля. Большинство (что ожидаемо) придерживается официальной концепции, изложенной в школьном курсе краеведения. Утверждение же, что Ярославль как город не мог быть основан в 1010 году, а появился не ранее 15 века, и Ярослав Мудрый к этому событию не имеет никакого отношения, поскольку сам является вымышленным персонажем, естественно, вызвало недоумение: не может быть! Объяснения, что миф об основании Ярославля Ярославом Мудрым был впервые создан Татищевым в 1773 году в период формирования государственной мифологии, оказалось недостаточно. Вот тогда и возникла необходимость показать на конкретном примере ТЕХНОЛОГИЮ государственного мифотворчества, как это делалось в 18 веке. Наиболее наглядно процесс можно проследить на примере легендирования «Слова о полку Игореве», являющегося объектом изучения и острых дискуссий на протяжении более чем двух столетий и имеющем к тому же некоторое отношение к Ярославлю. Русские живут сегодня в искусственно выстроенных для них декорациях, не имеющих ничего общего с реальностью. Это касается не только истории. Такими людьми легко манипулировать, что успешно и делается на протяжении последних почти ста лет, начиная с 1917 года. Интернет позволяет изменить ситуацию. Благодаря именно Интернету участники этого форума узнали, например, какими методами по заказу первого секретаря Ярославского обкома КПСС Бориса Баринова в 1959 году устанавливалась дата основания Ярославля, ныне считающаяся общепризнанной. Для многих эта информация стала открытием - ведь местные власти и СМИ по понятным причинам умалчивают о том, что грядущим «тысячелетием» ярославцы обязаны находчивости и изощренности бывшего партийного руководителя Ярославской области. Возвращаясь к истории «Слова», следует добавить: не стоит искать в действиях выдающихся русских государственных деятелей и ученых 18 века коварный или злой умысел. В том, что они фактически придумали историю России, удревнив ее на несколько столетий, нет ничего необычного и предосудительного. Таковы были политические и культурные условия того времени. Раньше русских то же самое со своей историей проделали другие крупные европейские государства. Русским разрешили создать боевое прошлое, подобающее великой державе, лишь после того, как в 18 веке Россия действительно стала влиятельным игроком на европейской (по сути, мировой) арене и заставила с собой считаться. Вот этим реальным героическим прошлым России и стоит гордиться. А мифы пусть останутся тем, чем они являются на самом деле, - мифами. Русские – реалисты и придуманные герои им не нужны, у нас достаточно - настоящих. |
смотритель |
Дата 14.12.2009 - 15:43
|
живу ![]() ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 718 Пользователь №: 36313 Регистрация: 25.02.2009 - 15:53 ![]() |
Вот какое заключение дает в своей Курсовой работе ученик 11 экономического класса Вишневский Павел Ильич
![]() Заключение. Определение даты основания города Ярославля – одна из самых сложных и увлекательных загадок истории древней Руси. Многие годы историки и краеведы пытаются ее разгадать. Им мешает не только скудость письменных источников, противоречивый и неполный материал, добытый археологами, но и «политизированность» этой проблемы. Еще бы, ведь одной из важных городских традиций в последние полвека стало пышное празднование городских юбилеев. Не только Ярославль считает время своего возникновения от легендарной даты, которая научно не доказана. В этом нет ничего страшного. Даже если какие-то новые данные опровергнут дату 1010 год, на праздновании «тысячелетия» это никак не скажется. Дело в другом – жители города гордятся древностью и красотой Ярославля и хотят знать больше о его прошлом. Поэтому в том, что ученые и энтузиасты-краеведы вновь и вновь обращаются к проблеме возникновения Ярославля, нет ничего удивительного. По-видимому, для окончательного разрешения этой проблемы необходимо дальнейшее археологическое исследование территории древнейшего Ярославля, необходимы поиски новых письменных источников. Научное исследование должно быть беспристрастным и служить не для того, чтобы обосновать какую-то «назначенную» дату, как это уже было, а выявить научную истину. Данные археологии убедительно опровергли прежние версии возникновения Ярославля, и самую главную из них – то, что Ярослав Мудрый основал крепость на Стрелке для обороны Ростовской земли от набегов с Волги. Вполне возможно, что основателем города является не князь Ярослав Владимирович Мудрый – по крайней мере, такая вероятность существует. На сегодня вопрос остается открытым. Можно с уверенностью сказать только одно – если в будущем удастся определить точный «возраст» Ярославля – это будет яркое событие в русской исторической науке. |
Дионис |
Дата 14.12.2009 - 17:41
|
||
![]() в пути ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 5961 Пользователь №: 9936 Регистрация: 19.08.2006 - 04:08 ![]() |
Этого достаточно. Получается, что "Слово о полку Игореве" - памятник древнерусской литературы. |
||
doctor |
Дата 14.12.2009 - 19:56
|
В малиновых штанах ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 1100 Пользователь №: 18316 Регистрация: 16.05.2007 - 00:08 ![]() |
Вот какое заключение дает в своей Курсовой работе ученик 11 экономического класса Вишневский Павел Ильич
------------------------------------------------ Этот пример демонстрирует, как возрос образовательный уровень молодежи за последние два десятилетия, когда Россия стала относительно демократическим обществом. Появилась свобода информации и доступ к ней, можно думать самим, а не писать и говорить под диктовку. Кроме того, великий американский народ дал миру Интернет. Для советского школьника подобный уровень мышления был недостижим. Это обнадеживает. Но не стоит особо уповать на данные археологии. Археология – пожалуй, одна из самых «криминализированных» исторических дисциплин. Здесь хватает мошенников от науки. Например, именно на археологических данных базируется утверждение о «тысячелетней» Казани, поскольку письменных упоминаний о городе нет даже поддельных, как в случае с Ярославлем. Там при раскопках вроде нашли какую-то арабскую или античную монету 10 века и на этом основании сделали вывод о дате появления города. Ясно, что эту монету элементарно подкинули, а «нашедший» ее мог ничего и не знать. С нумизматикой тоже не все благополучно. Древние монеты, кроме всего прочего, выгодный бизнес - коллекционеров много. Поэтому рынок наводнен подделками. «Подлинная» древняя монета – это чаще всего качественная подделка 19 века. Казань – русский город, построен русскими в 16 веке как форпост, защищающий от набегов кочевников и налетов речных пиратов. Город получил имя по названию реки, как, например, Кострома или та же Москва. У самих кочевых народностей городов не было, они перемещались с места на место. Именно поэтому даже в 19 веке население Казани было преимущественно русским. Татары жили в сельской местности. Еще более красочный пример археологического мошенничества – так называемые берестяные грамоты, «обнаруженные» в Новгороде. Эта афера, растянувшаяся на десятилетия, покруче казанской «шалости». Тут работал не «доцент» Леонов с наколками из «Джентльменов удачи», а «советские академики в законе» Арциховский, Янин, сейчас тему эксплуатирует Зализняк… За что и получили от советской власти многочисленные награды, звания, премии и прочие полезные блага. Филолог Зализняк, кстати, отметился и в истории со "Словом о полку Игореве". |
Дионис |
Дата 15.12.2009 - 13:52
|
![]() в пути ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 5961 Пользователь №: 9936 Регистрация: 19.08.2006 - 04:08 ![]() |
doctor
где можно почитать действительную историю? ваша группа выпускает книги7 |
doctor |
Дата 15.12.2009 - 19:51
|
В малиновых штанах ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 1100 Пользователь №: 18316 Регистрация: 16.05.2007 - 00:08 ![]() |
Необходимую информацию можно найти в Интернете. Это мощнейший исследовательский инструмент, позволяющий увеличить эффективность работы историка в сотни раз по сравнению с доинтернетовской эпохой. Необходимо лишь обладать методологией отбора фактов и их интерпретации.
Прежде всего, ничему нельзя верить, особенно если это исходит от государства. Нужно думать и внимательно смотреть, кто написал и зачем. Для того чтобы быть историком, надо быть свободным человеком и внутренне, и внешне. Такое поколение появляется только сейчас. В СССР истории как науки не существовало, потому что она в принципе невозможна в тоталитарном государстве. Редкие исключения вроде А.Зимина лишь подтверждают правило - ведь его книга, посвященная «Слову о полку Игореве», так и не была опубликована при жизни. Но и сейчас 95 процентов историков, начиная со школьных учителей, состоят на службе государства, поэтому их возможности ограничены. Что касается конкретики, можно порекомендовать, например: http://salery.livejournal.com/ Это – нить, потянув за которую многое удастся распутать. Неплохую книгу «1917. Не революция, а спецоперация!» о подоплеке февральского и октябрьского переворотов написал Николай Стариков. Автор показал решающую роль Англии в гибели Российской империи. Это - ключ для понимания всей последующей истории СССР-РФ. Ну, а по теме «Слова о полку Игореве» следует, конечно, почитать А.Зимина. Но не стоит забывать, что это писал советский историк, хотя и хороший: http://annals.xlegio.ru/rus/zimin/slovo_92.htm |
Радомир |
Дата 18.12.2009 - 14:44
|
||
В малиновых штанах ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 3837 Пользователь №: 3411 Регистрация: 27.04.2005 - 16:07 ![]() |
Нормально так завернули... Это следует понимать, что до Петра тут в дикости и нищете жили русские, а потом кто то пришел и "разрешил придумать" себе историю?
|
||
Васильченко |
Дата 18.12.2009 - 16:13
|
![]() песьеглавец ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 17570 Пользователь №: 4719 Регистрация: 27.09.2005 - 07:47 ![]() |
доктор ну как не стыдно такое говорить
![]() |
doctor |
Дата 18.12.2009 - 18:54
|
В малиновых штанах ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 1100 Пользователь №: 18316 Регистрация: 16.05.2007 - 00:08 ![]() |
«Это следует понимать, что до Петра тут в дикости и нищете жили русские, а потом кто-то пришел и "разрешил придумать" себе историю?»
----------------------------- «…Ярославль был далеко не похож на тот благоустроенный город, каким он является в настоящее время. Это был город, носивший на себе множество отпечатков старой, допетровской Руси. Улицы, неправильно расположенные и, по большей части, узкие, утопали весной и осенью в грязи.… Оказывается, что тогда во всем городе было только 43 каменных дома… Из купечества некоторые имеют средственное богатство, а большая часть претерпевает скудость… По второй ревизии в Ярославле считалось «купечества» 5819 человек «с прибылыми», да фабричных и других разночинцев 2569 душ мужского пола. Следует иметь ввиду, что под купечеством разумелись вообще горожане, не исключая мелких торговцев и промышленников. …Жили ярославцы вообще грязновато. О гигиенических условиях никто не заботился. Близ Фроловского моста, например, красовалось обширное болото, называвшееся тоже Фроловским, где пьяные гуляки тонули - не в переносном, а в буквальном смысле этого слова; туда же нередко попадали мертвые тела – жертвы тайных преступлений. …По городу в летнее время бродил домашний скот… «От свиней народу, а паче малым детям опасность великая есть!» - восклицал с негодованием магистрат и подтвердил капралу ловить бродячий скот… Но, несмотря на эту меру, грязные животные все-таки «чинили предерзости и противности», ибо им отлично жилось «во рвах и грязях», которыми изобиловал богоспасаемый град Ярославль. (Журн. 1756. №249)». Леонид Трефолев, «Ярославль при императрице Елизавете Петровне». Так выглядел Ярославль в середине 18 века – уже ПОСЛЕ Петра! …«Купечества» 5819 человек «с прибылыми», да фабричных и других разночинцев 2569 душ мужского пола… А за сто лет до этого, сколько было в Ярославле населения и каменных домов? А за двести? Поволжье было пустынным (в смысле населенности) краем. Кое-где встречались сельские поселения. Реально массовая славянская колонизация Поволжья началась с 17 века. Вот конкретный пример удревнения истории Самары - города, который сегодня покрупнее Ярославля будет: 1587 - основание 1634 - упоминание Самары Олеарием 1645 - повеление отлить для Самары вестовой колокол 1647 - перепись Самары и округи 1780 - Самара уездный город Между 1587 и 1634 гг. о Самаре никаких данных нет, перепись 1647 года дала 317 человек. Т.е. в уникальнейшем месте, на берегу транспортной артерии, при благоприятных экономических условиях, при отсутствии поблизости других колонизационных центров за 60 лет Самара осталась мелким фортом, а до уездного городка доросла ещё через 130 лет. Реально Самара основана где-то ближе к середине 17 века как колонизационный форпост, ставший нормальным городом только с появлением в округе достаточного количества земледельцев-колонистов. Такая же картина у других городов Поволжья. Государству история важна как боевая легенда. Поэтому историческая наука имеет постоянный крен в сторону удревнения родного государства и преувеличения его значения. Вы открываете учебник истории, думаете, что про всех этих "Ярославов Мудрых" и "Чингис-ханов" написал человек. А это написано государством, цель которого не истина, а выживание. Древняя история России писалась в 18 веке как часть общеевропейской, поэтому крупные европейские государства должны были дать САНКЦИЮ на подобное мифотворчество. России, как тяжеловесу, - дали, мелкие же нации посылали куда подальше, чтобы не путались под ногами. «Достаточно вспомнить неверные расшифровки "Слова"... --------------------------------------- О каких «неверных расшифровках» идет речь? Древней рукописи не существует, в наличии имеется только печатное издание «Слова» 1800 года, в котором содержится стилизованный под древнерусский язык текст и перевод. С этим и работают ученые, каждый из которых, естественно, вправе предлагать свой вариант перевода, отличный от мусин-пушкинского. Сути дела это не меняет. |
Васильченко |
Дата 18.12.2009 - 19:09
|
![]() песьеглавец ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 17570 Пользователь №: 4719 Регистрация: 27.09.2005 - 07:47 ![]() |
doctor извините батенька, но вы ошибаетесь.
экая талантливая подделка, что толком ее смогли расшифровать только в середине ХХ века. я кажется что-то подобное слышал про "Велесову книгу" - тоже, мол, подделка. Только эта странная "подделка" внезапно стала соответствовать открытиям лингвистов на рубеже ХХ и XXI веков. Экие прозорливые были фальсификиторы - на многие века вперед смотрели! а на Трефолева лучшее вообще не ссылаться в вопросах истории. тот еще фантазер. чего стоит "народная" песня - "Дубинушка" Это сообщение отредактировал Васильченко - 18.12.2009 - 21:19 |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
Правила Ярпортала (включая политику обработки персональных данных)