Ярпортал: форум Ярославля | Совместные покупки Объявления Поиск Все вопросы: yaroslavl@bk.ru |
Здравствуйте, Гость ( Вход·Регистрация ) | Сделать Yarportal.Ru стартовой страницей |
|
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя » ( Перейти к первому непрочитанному сообщению ) |
Masquerade |
Дата 3.05.2012 - 09:56
|
Нация застыла в ужасе Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 12939 Пользователь №: 3169 Регистрация: 6.03.2005 - 17:36 |
Немногие знают, что для вас, дорогие благодарные потомки, на окраине Ярославля сохранился великолепный образчик дворянской поместной усадьбы.
Произошло это просто - город расширялся, и поглотил одно из имений, располагавшееся некогда в шести километрах от Ярославля. Теперь оно находится на его территории - на Суздалке, в Новоселках. Конечно, нам безудержно повезло, что такая усадьба вообще сохранилась - у большинства барских усадеб в России судьба то злополучная. А здесь поместье пережило и революцию, и советскую власть, и даже 90-е годы - и до сих пор этим шедевром может любоваться каждый. Принадлежала усадьба очень знаменитому и древнему роду Коковцовых из Ярославля, государи отметили их еще в 1627 году. Коковцовы - они же Коковцевы, встречаются оба варианта. Существующее здание построено в самом конце XVIII века - зданий этого периода и в центре города немного, что уж говорить об усадьбах. В общем, можно срезюмировать - усадьба очень и очень крутая. Побывать там должен каждый приличный ярославец, хватит на одну церковь Ильи Пророка пялиться денно и нощно, надо расширять кругозор. Но поскольку всё как обычно, я сейчас не могу, у меня работа, я крутой деловой занятой человек, я когда-нибудь потом съезжу, ну или я потеряюсь, меня обидят суздальские гопнички, то давайте хотя бы совершим виртуальный фотоэкскурс в усадьбу Коковцевых со мной. Я считаю совершенную мной фотофиксацию и этот небольшой виртуальный экскурс важным делом, потому что в жизни усадьбы опять невеселые перемены, и далеко не факт, что мы еще сможем насладиться её красотами в полном масштабе. Ну поехали. Итак, Ярославль. Суздалка. Новоселки. Новоселки - это такое небольшое селение, которым владел род Коковцовых черти с каких веков. Здесь в самое последнее десятилетие XVIII века яркий представитель династии - Николай Иванович Коковцев, разбивает потрясающий по своей красоте поместный парк с прудами, и строит фамильное дворянское гнездо. Пруды сохранились, они каскадные, их три, главный дом стоит на берегу самого большого из них. Вот так остатки поместья выглядят сверху. Главный дом (на карте с коричневой крышей) стоит у пруда, перед ним остатки регулярного парка (от него осталась где-то четвертая часть): Как мы видим, к поместью подступили новостройки Суздалки, но пока не настолько, чтобы полностью заслонить и оттенить его. Итак, представьте, что вы граф Коковцов и подъезжаете к своему поместью со стороны Московского тракта, от села Крест. Кстати, а давайте ка вы будете самым известным представителем династии - Владимиром Ивановичем Коковцовым: В начале XX века министр финансов страны, после убийства Столыпина с 1911 по 1914 год Председатель Совета Министров Российской Империи. В общем, вы граф, едете к своему родовому гнезду. И вот показалось имение: Вы въезжаете во двор, постройки образуют каре. Прямо - главный дом, справа - каретник, слева - длинной приземистое здание конюшен. Конюшни сохранились: Каретник тоже недавно существовал, даже на вышеприведенном снимке со спутника он существует (темная крыша), но на данный момент от него осталось одно лишь кирпичное основание: Бывший внутренний двор, взгляд от главного дома, теперь справа конюшни, слева вдалеке - остов каретника: Конюшни - здание интересное. Помимо своих архитектурных достоинств, оно интересно и в социальном плане - в советское время вместо лошадей здесь стали жить люди. Одно стойло - одна маленькая квартирка с выходом на улицу. Это символично: Люди бы жили здесь еще вечность, но совсем недавно в экстренном порядке, едва ли не за один вечер, все они были выселены. Несущая внешняя стена накренилась, поехали балки, был риск, что обрушится вся крыша, все здание. Могли погибнуть люди, и всех эвакуировали. Но стена хоть и поехала, но так и не упала. Конюшни стоят. Главный дом усадьбы Коковцевых - самая примечательная часть поместья. Сейчас мы видим его с тыла, главный фасад выходит на парк и пруд. Дверь на первом этаже отчетливо дает понять, что культурный слой за два столетия - около полуметра, если не больше. Дверь расчищена, чтобы можно было заходить, рядом - нет. Окна смотрят в землю: Непонятно, где первоначально был вход на первый этаж. Современники входят правильно - в окно на втором этаже: Кстати, о современниках. У усадьбы классическая история - национализированная у Коковцевых в 1919 году, сначала здесь квартировался полк, затем детский сад, библиотека, пока, наконец, по традиции весь особняк не раздерибанили под коммуналки. Впоследствии почти весь второй этаж занял филиал Дома Культуры "Радий" - кружки, дискотеки. Весь первый этаж - до сих пор коммуналки. Как бы в подтверждение этих слов из окна смотрит маленькая девочка - людей здесь обычно немного, и ей интересно: Года три назад ДК уехал, его помещения передали "Шереметьев-центру", здесь был культурный центр - кружки, лекции, встречи, выставки. Но бабла как водится не было, и в мае 2011 года пришлось уехать. Теперь добрая половина особняка, самая парадная, пустует и потихоньку разрушается. Парадокс - она почти ничья, находится на балансе города, и никому не нужна. Я, собственно, прикатил сюда вместе с выездной проверкой комиссии Общественной палаты Ярославской области по вопросам культуры и сохранения историко-культурного наследия. Комиссия должна была посмотреть состояние усадьбы, и решить, что делать дальше, а то с такими темпами скоро ей хана. Правильное дело, в общем. Под сурдинку прикатило и местное телевидение. Но мы же типа вместе с графом обходим свои владения. Самое выразительное - это фасад главного дома, выходящий в парк. Это великолепный образчик классицизма: Взгляд из парка: Фасад: В этих нишах когда-то стояли статуи, либо вазоны: Лепнина симметрична - слева она есть: А справа уже нет: К закругленному левому углу жильцы приделали уродливую пристройку: А вот правый угол с балконом сохранился в первозданном виде. Это самый эффектный ракурс старой усадьбы: Балкон старый и держится на подпорках: Можно вглядеться в чугунное кружево: Элегантные кронштейны: Один торец здания, народные художества: ... и другой, с уже упоминавшейся пристройкой: Здесь же небольшое приусадебное хозяйство: Графу Коковцеву наверное в страшных снах не могло присниться, что у него под окнами будут выращивать картофан. Остатки парка перед домом и пруд свидетельствуют о том, что в конце XVIII века и в провинции уже знали толк в ландшафтной архитектуре. В небольшом сохранившемся кусочке парка до сих прослеживается подобие аллей: Колорит: Главный пруд: Береговая линия облюбована местными обитателями: Здесь было вообще страшно, но не так давно и парк, и пруд почистили. Пруд не чистили вообще со времен царя, теперь он хоть стал приятен глазу, а не просто помойкой. По легенде, дно его вымощено кафельной плиткой. В принципе, это может быть и правдой - практика довольна распространенная, хоть и удовольствие, конечно, было не из дешевых. По еще одной легенде, в пруду утопилась Лидия Коковцева. Естественно, просто так утопиться она не могла, а до сих пор терроризирует обитателей дома, приходя по ночам за конфетами. Ну это как обычно, какая старая усадьба без несчастной любви и трех повесившихся из-за этой любви, какой пруд при старой усадьбе без молодой утопленницы. Однако, пора и в сам дом. Идем. Элегантно выполненная адресация: Но тут же констатация того факта, что все приходяще и уходяще, и адрес далеко не всегда был именно таким: Кстати, улица Пригородная появилась на картах лишь в 2005 году, когда Новоселки административно включили в городскую черту. До этого улица называлась Цветочной, но поскольку в городе такая уже существует (ну её каждый знает - Заволгой, у паровозоремонтных мастерских), переименовали в Пригородную. И вот, как культурные люди, заходим в окно второго этажа. Граф остался внизу - он не привык заходить в окна. Главная зала огорошила сразу же - зимой помещения культурного центра пустовали, частично осыпался потолок, так как течет крыша: Здесь, наверняка, были танцы. Причем не только в исполнении завсегдатаев ДК "Радий", но и на протяжении всего XIX века: В целом интерьеры довольно неплохо сохранились. Это означает, что что-то да осталось, так как обычно не остается ничего. Например, почти во всех залах шикарные лепные карнизы: Великолепная проработка деталей: Из-под замызганных интерьеров заштатного провинциального советского дома культуры так и бьет графская роскошь: Сохранились обалденные печи, хоть и заштукатуренные: Главные печи находятся в парадной анфиладе комнат, выходящих на парк. Обе сейчас располагаются на территории бывшего культурного центра. Сохранились ли печи на территории коммуналок, неизвестно. Они занимают треть второго этажа, остальные две трети - ныне пустуют, культурный центр уехал. План: Самый эффектный зал - не самый большой. Самый эффектный - полукруглый, занимающий угол второго этажа, и имеющий выход на балкон, его мы уже видели. Полукруглый зал: Он небольшой, скорее, это кабинет. Взгляд с другой стороны: Выход на балкон: Скорее всего, здесь находился рабочий кабинет хозяина. В подтверждение тому - до сих пор сохранившийся встроенный сейф: Ключей нет. А было бы забавно, если бы все вот так вот бы думали: "ну, там наверняка пусто, все осмотрено сто раз", а на деле там фамильные драгоценности до сих пор заперты. Сейф замаскирован под цвет стен. Стены тоже уникальные - это искусственный мрамор, очень редкий пример оформления интерьеров в наших краях. Неизвестного предназначения ниша в искусственном мраморе: Мрамор сохранился великолепно - как новенький. Но даже он не остановил усердную Дору в 1929 году, она таки выкорябала свое имя: Дора - популярное женское имя в те годы. Сейчас Доры регулярно встречаются среди интеллигентных бабушек. Остальные залы не так эффектны, но тоже приятны глазу. Один, совсем небольшой, почти близок к овальной форме. Здесь сохранился замазанный тыл печки: В этом зале сохранилась огромные заколоченные двери - видимо, тоже "родные": Они заколочены, потому что как раз за ними и начинается "коммунальная" часть этажа. Там живут люди. Панорама из зала на парк и пруд: Еще одна зала: А это уже комната в тыловой части. Как правило, в таких местах располагались хозяйские спальни: Кругом много ненужных вещей, оставшихся и от "Радия", и от культурного центра. Много книг. На глаза попадаются, конечно, сплошь нужные, тематические. Вернее, уже ненужные: Пока комиссия чинно ходила из залы в залу, я, как молодой шакал, носился по закоулкам - искал интересности. Вдруг где что, а меня нет? Еще на улице во дворе усадьбы я обратил внимание на интересные маленькие окна третьего этажа. С фасада дом двухэтажный, но очевидно, что с тыла вписался небольшой чердачок, маленький третий этаж: Поэтому вторым делом, после исследования закоулков второго этажа, я начал искать небольшую лестницу. Ну да, должна быть, справа характерный скошенный объем: А вот и непритязательная дверца в одной из проходных комнат: Да! Доступ открыт! Лестница! Я аккуратно притворил за собой дверцу. Здесь было темно, и только фотовспышка освещала небольшие закутки и комнатки: Это не чердак, и не мансарда. Это называется "антресоли". Вот они, и окошки эти узкие, что мы видели снизу: Небольшие низкие комнатки, в которых, скорее всего, жила прислуга. Если бы здесь не жили люди, а помещения использовались, например, под хлам или под склад, здесь не было бы такого шедевра. Именно на антресолях сохранился самый примечательный из сохранившихся объектов интерьера - небольшая печка. Она не полностью замазана штукатуркой, и выглядит просто чумово, с изразцами: Уже не помню где, но где-то вычитал, что это изразцы аж XVII века, максимум начала XVIII: Дверца, как обычно, элегантно оформлена: Почти наверняка клеймо производителя. Надо искать, кого именно. Здесь же стоит небольшой письменный стол, вероятно, сохранившийся еще из дореволюционной меблировки: Внутри в ящичках, конечно, ничего нет. В целом пара небольших комнатух и закутки забиты всякой рухлядью: Еще советской в основном: Панорама с антресолей усадьбы Коковцевых на конюшни и Суздалку: Мне там больше всего понравилось. Лестница, рухлядь, печка, грязно, темно, нет никого - что может быть лучше? Не удивлюсь, что как и полагается любой приличной усадьбе, найдется еще пара замурованных закоулков, втиснутых между комнатками, и не существующих ни на одном плане. Такие пустоты, естественно, должны быть забиты хозяйской серебряной посудой - ну чтобы благодарным соотечественникам ничего не досталось. Внизу, на втором этаже, тем временем, продолжала осматривать помещения комиссия. "Отважный корреспондент Городского Телеканала, рискуя жизнью, ведет захватывающий репортаж прямо из грозящего вот-вот рухнуть на наших глазах здания": Затем состоялось небольшое итоговое совещание в одной из зал. Комиссия и представители администрации Фрунзенского района говорили за жизнь, что же это делается, братцы, Отечество в опасности, что будем делать в сложившейся ситуации: Пришли к выводу, что здание нужно немедленно как минимум консервировать, иначе хана. Также будет написано обращение в Министерство культуры РФ, в Правительство области, в мэрию города Ярославля. Это все правильно, но судьба здания все-равно под вопросом - оно и с консервацией развалится, только попозже. Нужен владелец и грамотное использование. Витали мысли, чтобы продать его кому-нибудь, в чьих-то руках точно выживет, нежели вообще без рук. Конечно, это было бы благом, памятник будет спасен, да и желающие думаю найдутся - в одной столице людей, которые не отказались бы владеть настоящей классической усадьбой XVIII века, три вагона и пять пароходов. Но это означает одно - в будущем увидеть людям усадьбу удастся в лучшем случае, прыгая у высокого забора. На самой территории, конечно, будут устраиваться великолепные потрясающие оргии. Это может быть и неплохо, но конечно, хотелось бы, чтобы ярославцы усадьбу не потеряли. Им, ярославцам, в массе своей и насрать, наверняка, 95% не знает и о самом факте её существования, ну да это больше проблема подачи продукта в целом. Меня, праздношатающегося на дальнем плане оболтуса, попросили высказать свое мнение, типа незамыленным глазом. Которое я и не замедлил озвучить. Я и здесь его озвучу, хоть оно и утопично, но чтобы хотя бы примерно представить, как оно могло бы все быть, и как оно все на деле происходит в других умных городах и дальних странах. В общем, в идеале надо забубенить властям города и каким-нибудь ушлым коммерсам общий инвестиционный проект. Усадьба должна зарабатывать сама. Механизмы все давно известны до нас, придумывать ничего не надо. По идее, это уникальная тема - на территории города находится загородная усадьба. И какая! С богатым наследием, принадлежащая известным людям, уже с кучей легенд, преданий, фишек - надо лишь немного додумать, отшлифовать, и привести все в божеский вид. Надо тянуть сюда туристов. Современный турист - он ведь такой, ему все эти толпы, ходящие за тетенькой с рупором от церкви к церкви, поперек горла уже. Конечно, и традиционный туризм никуда не денется, но он не вечен - скоро церковь Ильи Пророка увидят почти все, кому это надо, и в Ярославль не вернутся. Потому что "посмотреть на церковь" - это туризм на один раз. Чтобы люди возвращались, проводили в одном месте много времени, нужен целый комплекс всяких фишек, нужен интерактив. Нужен отдых. "Посмотреть" - это лишь составляющая этого отдыха, а только "посмотреть" сейчас город и предлагает, ну с небольшими исключениями. На базе усадьбы такого интерактива можно наваять - люди неделями здесь жить будут. Здесь все заочные условия уже созданы, надо только приводить все к божескому виду. Сценарий то простой - усадьба становится туристическо-рекреационным комплексом. Гостевой дом, вон хоть в тех же конюшнях. История с квартирками-стойлами обыгрывается на ура - "почувствуй себя на одну ночь советским человеком-лошадью". Можно конюшням и былую функцию вернуть, пожалуйста, интерактивный музей "Конюшня XIX века". Задайте лично лошади овса. Прогулки на лошадях по реконструированному парку. На пруду - лодки, рыбалка. "Признайтесь в любви на лодке на пруду, как в 19 веке". Тематические интерьеры особняка, ресторан с меню столетней давности - ну это само собой. Свадьбы в усадьбе, в дворянском стиле - молодежь уже затрахало по вечным огням кататься, а потом в кафе "У Палыча" ехать, только не все могут в этом признаться, а альтернативы нет. Похабные торжества-балы. На пруду есть небольшой искуственный островок, часть былой ландшафтной роскоши - пожалуйста, игры для детей устраивать, клад там зарыть, "Сокровища старого графа". Чтобы гости не расслабл@лись, пусть изредка их пугает девочка-утопленница, которая будет приходить лакомиться конфетами. В общем, генерировать тематической пурги еще можно много, но факт остается фактом - спрос у нас в стране на подобного рода затеи огромный, а предложение как правило всё заграницей, потому что у нас руки из жопы. Хотя все подано на блюдечке с голубой каемочкой - и уникальная усадьба, овитая легендами и историями, и парк, и пруд, и даже туды его в качель, остров. И находится все это добро не в Республике Тува, а в городе Ярославль, куда и так сотни тысяч людей уже едут. И Москва в 280 верстах. И ничто не мешает усадьбе Коковцевых стать Архангельским или Царицыным провинциального разлива. Ну да это все мечты, мысли, живи еще хоть четверть века, все будет так, исхода нет. Ну а пока давайте на прощание полюбуемся усадьбой Коковцевых из-за пруда. Удивительный ракурс, сразу ясно - дворянское гнездо: Она прекрасна: Ну и съездите туда, наконец, пока еще не поздно. Оно того стоит. |
cadet |
Дата 3.05.2012 - 10:19
|
В желтых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 162 Пользователь №: 203 Регистрация: 16.07.2003 - 12:10 |
Прекрасная тема. Замечательная усадьба. Автору в очередной раз спасибо.
Меня, признаюсь, больше поразил дом Свиньиных в Смоленском. Это сообщение отредактировал cadet - 3.05.2012 - 10:20 |
НастNast |
Дата 3.05.2012 - 11:31
|
люблю цветы Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 4793 Пользователь №: 41228 Регистрация: 4.09.2009 - 22:05 |
Очень интересно. Спасибо большое автору.
|
Fenya |
Дата 3.05.2012 - 12:18
|
||
В малиновых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 1007 Пользователь №: 19940 Регистрация: 20.06.2007 - 13:51 |
На антресолях жили хозяйские дети. Так рассказывали в Карабихе и Щелыкове. Родят баре ребеночка и туды его, на антресоль, родят следующего, и снова забросят, дабы не мешали книги писать, дела вершить. А уж там мамки, няньки, кормилицы ими занимаются. |
||
Masquerade |
Дата 3.05.2012 - 12:43
|
||||
Нация застыла в ужасе Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 12939 Пользователь №: 3169 Регистрация: 6.03.2005 - 17:36 |
это интересно. а у меня закралось подозрение - зачем так роскошно отделывать печку, если для прислуги а если для собственных детишек - вполне логично. |
||||
ивг |
Дата 3.05.2012 - 12:53
|
JazzCenter Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 3196 Пользователь №: 48913 Регистрация: 17.03.2010 - 19:16 |
Masquerade
Спасибо. Как вновь побывал там. Почему-то у меня, то ли из печей увиденных, то ли от шикарного пространства усадьбы, захотелось уговорить сюда на прописку мастерскую нашего известного керамиста-реставратора Евгения Тарабина. (Тем более, что на Перекопе у него жуткие условия). Тогда в получающейся "деревне" был бы уже один реальный сюжет не только для посещений любых туристов, но и место проведения мастер-классов (последнее ихние туристы очень жалуют!). Еще раз спасибо!) ЗЫ Да, у меня появилась уже мысль кого можно поставить управляющим усадьбы! Но я об этом не скажу, так как и так понятно! |
мимошел |
Дата 3.05.2012 - 12:57
|
В малиновых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 2624 Пользователь №: 42156 Регистрация: 7.10.2009 - 11:46 |
На разрушенном ныне кладбище села Лучинское, которое расположено неподалеку (церковь видно на горке со Старокостромского шосе), есть пара уцелевших надгробий потомков Коковцевых. Может быть они были прихожанами тамошней церкви Иоакима и Анны.
Masquerade Может быть объявить флеш-моб - сбор средств + субботник на свежем воздухе. Я бы Вам денежку доверил и земельку приехал покидал в выходной или мусор бы носил. Опять же деревья обрезать. Это сообщение отредактировал мимошел - 3.05.2012 - 12:59 |
Masquerade |
Дата 3.05.2012 - 13:05
|
||||
Нация застыла в ужасе Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 12939 Пользователь №: 3169 Регистрация: 6.03.2005 - 17:36 |
Игорь, а в чьих конкретно руках судьба помещений бывшего культурного центра? от кого зависит, кому передавать? как я понял, есть мысль передать музею истории города, но я думаю, повторится история с Домом Муз
Вахрукова?) |
||||
мимошел |
Дата 3.05.2012 - 13:11
|
||
В малиновых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 2624 Пользователь №: 42156 Регистрация: 7.10.2009 - 11:46 |
Скорее всего в центральной части этого фасада тоже был балкон. Между первым и вторым этажами вроде зацементированная полоса. Центральное окно вполне могло быть дверью. Во всяком случае похожие усадьбы со стороны парка имели выход из зала на балкон - и Карабихская и усадьбы князя Голицына в Симе. |
||
Masquerade |
Дата 3.05.2012 - 13:11
|
||||
Нация застыла в ужасе Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 12939 Пользователь №: 3169 Регистрация: 6.03.2005 - 17:36 |
Совершенно верно. Её и от усадьбы отлично видно. Это их фамильная церковь и успыльница - они были её покровителями, там же было захоронение Коковцовых я хотел об этом упомянуть в рассказе, да не сфоткал Лучинскую церковь, а без фотки как-то инфа не привязалась Коковцовы в эту церковь даже напольные плиты заказали с цифрами 1812 (они очень чтили память об Отечественной войне), не знаю, сохранились ли
|
||||
Masquerade |
Дата 3.05.2012 - 13:32
|
||||
Нация застыла в ужасе Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 12939 Пользователь №: 3169 Регистрация: 6.03.2005 - 17:36 |
думаю, третий балкон все-таки был бы перебором - наоборот, смысл именно в двух угловых балконах с выходами из полукруглых залов-кабинетов а вот небольшое чугунное крыльцо-навес над выходом в парк - так и просится удивлен, что нет старых фото усадьбы - поискал в сети. Может, есть у кого? |
||||
мимошел |
Дата 3.05.2012 - 13:42
|
В малиновых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 2624 Пользователь №: 42156 Регистрация: 7.10.2009 - 11:46 |
Masquerade
А куда выбегали разгоряченные мазуркой девицы? В коридор? ))) Да и вазоны/статуи в стенных нишах могли кому-нибудь на кумпол упасть. Небезопасно это. Я все-таки за центральный балкон. ) Это сообщение отредактировал мимошел - 3.05.2012 - 13:44 |
Нэцке |
Дата 3.05.2012 - 13:47
|
В малиновых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 1096 Пользователь №: 20529 Регистрация: 5.07.2007 - 13:08 |
вспомнила, что уже обсуждали мы эту усадьбу. вот чего нашла:
куда этот Шереметев-центр-то подевался? |
Masquerade |
Дата 3.05.2012 - 13:54
|
||
Нация застыла в ужасе Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 12939 Пользователь №: 3169 Регистрация: 6.03.2005 - 17:36 |
разгоряченные девицы выбегали в пруд) а статуи на фасадах везде стоят, и никому на кумпол не падают. Вон, хоть до Советской, д. 6 дойдите) стоит) пока я против центрального балкона) |
||
Masquerade |
Дата 3.05.2012 - 13:56
|
||
Нация застыла в ужасе Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 12939 Пользователь №: 3169 Регистрация: 6.03.2005 - 17:36 |
как я понял, денег не было, люди платили за коммуналку и прочие текущие расходы чуть ли не из собственного кармана собственный карман не вечен, и культурный центр съехал куда - не знаю, но сведущие люди просветят |
||
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя » |
Правила Ярпортала (включая политику обработки персональных данных)