На флигеле усадьбы Коковцевых проведены противоаварийные работы
После обрушения фрагмента стены во флигеле усадьбы Коковцевых, расположенной на ул. Пригородной, возникла угроза дальнейшего разрушения и проникновения людей на опасный участок. Департамент архитектуры и развития города организовал первоочередные противоаварийные работы на флигеле усадьбы Коковцевых, являющейся памятником культуры. «По нашей просьбе ивановский домостроительный комбинат провел работы – закрыли деревянной обшивкой повреждённую часть стены. Обвалившийся кирпич убрали внутрь, чтобы впоследствии его использовать, и закрыли проход в месте обрушения», - сообщил директор департамента Павел Пащенко.
Памятник относится к первой половине 18 века. В усадьбе Коковцевых сохранился главный дом, ряд построек и парк. Основное здание усадьбы, в котором сохранились фрагменты исторических интерьеров, требует ремонта, но обрушений там нет.
По словам начальника отдела охраны памятников департамента архитектуры и развития территорий города Ольги Островской, ансамбль усадьбы Коковцевых относится к числу вновь выявленных памятников культуры – таковым он был признан в 2004 году, и тогда же поставлен на государственную охрану. Но категории ему областным департаментом культуры до сих пор не присвоено, то есть ансамбль усадьбы не отнесён к памятникам регионального или муниципального значения. Это должно быть определено департаментом культуры Ярославской области после ряда исследований.
Спасибо большое автору!!! Жила когда то в Новоселках и не знала, что хожу на дискотеку в бывшую Усадьбу! На третьем этаже жил мой одноклассник. В пруду раньше купались, пока тиной не зарос. Не была в тех краях лет 10, так что посмотрев фото, как будто снова там побывала!
Немногие знают, что для вас, дорогие благодарные потомки, на окраине Ярославля сохранился великолепный образчик дворянской поместной усадьбы.
Произошло это просто - город расширялся, и поглотил одно из имений, располагавшееся некогда в шести километрах от Ярославля. Теперь оно находится на его территории - на Суздалке, в Новоселках.
Конечно, нам безудержно повезло, что такая усадьба вообще сохранилась - у большинства барских усадеб в России судьба то злополучная. А здесь поместье пережило и революцию, и советскую власть, и даже 90-е годы - и до сих пор этим шедевром может любоваться каждый.
Принадлежала усадьба очень знаменитому и древнему роду Коковцовых из Ярославля, государи отметили их еще в 1627 году. Коковцовы - они же Коковцевы, встречаются оба варианта.
Существующее здание построено в самом конце XVIII века - зданий этого периода и в центре города немного, что уж говорить об усадьбах.
В общем, можно срезюмировать - усадьба очень и очень крутая. Побывать там должен каждый приличный ярославец, хватит на одну церковь Ильи Пророка пялиться денно и нощно, надо расширять кругозор.
Но поскольку всё как обычно, я сейчас не могу, у меня работа, я крутой деловой занятой человек, я когда-нибудь потом съезжу, ну или я потеряюсь, меня обидят суздальские гопнички, то давайте хотя бы совершим виртуальный фотоэкскурс в усадьбу Коковцевых со мной.
Я считаю совершенную мной фотофиксацию и этот небольшой виртуальный экскурс важным делом, потому что в жизни усадьбы опять невеселые перемены, и далеко не факт, что мы еще сможем насладиться её красотами в полном масштабе.
Ну поехали.
Итак, Ярославль. Суздалка. Новоселки. Новоселки - это такое небольшое селение, которым владел род Коковцовых черти с каких веков. Здесь в самое последнее десятилетие XVIII века яркий представитель династии - Николай Иванович Коковцев, разбивает потрясающий по своей красоте поместный парк с прудами, и строит фамильное дворянское гнездо.
Пруды сохранились, они каскадные, их три, главный дом стоит на берегу самого большого из них. Вот так остатки поместья выглядят сверху. Главный дом (на карте с коричневой крышей) стоит у пруда, перед ним остатки регулярного парка (от него осталась где-то четвертая часть):
Как мы видим, к поместью подступили новостройки Суздалки, но пока не настолько, чтобы полностью заслонить и оттенить его.
Итак, представьте, что вы граф Коковцов и подъезжаете к своему поместью со стороны Московского тракта, от села Крест.
Кстати, а давайте ка вы будете самым известным представителем династии - Владимиром Ивановичем Коковцовым:
В начале XX века министр финансов страны, после убийства Столыпина с 1911 по 1914 год Председатель Совета Министров Российской Империи.
В общем, вы граф, едете к своему родовому гнезду. И вот показалось имение:
Вы въезжаете во двор, постройки образуют каре. Прямо - главный дом, справа - каретник, слева - длинной приземистое здание конюшен. Конюшни сохранились:
Каретник тоже недавно существовал, даже на вышеприведенном снимке со спутника он существует (темная крыша), но на данный момент от него осталось одно лишь кирпичное основание:
Бывший внутренний двор, взгляд от главного дома, теперь справа конюшни, слева вдалеке - остов каретника:
Конюшни - здание интересное. Помимо своих архитектурных достоинств, оно интересно и в социальном плане - в советское время вместо лошадей здесь стали жить люди. Одно стойло - одна маленькая квартирка с выходом на улицу. Это символично:
Люди бы жили здесь еще вечность, но совсем недавно в экстренном порядке, едва ли не за один вечер, все они были выселены. Несущая внешняя стена накренилась, поехали балки, был риск, что обрушится вся крыша, все здание. Могли погибнуть люди, и всех эвакуировали. Но стена хоть и поехала, но так и не упала. Конюшни стоят.
Главный дом усадьбы Коковцевых - самая примечательная часть поместья.
Сейчас мы видим его с тыла, главный фасад выходит на парк и пруд.
Дверь на первом этаже отчетливо дает понять, что культурный слой за два столетия - около полуметра, если не больше. Дверь расчищена, чтобы можно было заходить, рядом - нет. Окна смотрят в землю:
Непонятно, где первоначально был вход на первый этаж. Современники входят правильно - в окно на втором этаже:
Кстати, о современниках. У усадьбы классическая история - национализированная у Коковцевых в 1919 году, сначала здесь квартировался полк, затем детский сад, библиотека, пока, наконец, по традиции весь особняк не раздерибанили под коммуналки. Впоследствии почти весь второй этаж занял филиал Дома Культуры "Радий" - кружки, дискотеки. Весь первый этаж - до сих пор коммуналки.
Как бы в подтверждение этих слов из окна смотрит маленькая девочка - людей здесь обычно немного, и ей интересно:
Года три назад ДК уехал, его помещения передали "Шереметьев-центру", здесь был культурный центр - кружки, лекции, встречи, выставки. Но бабла как водится не было, и в мае 2011 года пришлось уехать. Теперь добрая половина особняка, самая парадная, пустует и потихоньку разрушается. Парадокс - она почти ничья, находится на балансе города, и никому не нужна.
Я, собственно, прикатил сюда вместе с выездной проверкой комиссии Общественной палаты Ярославской области по вопросам культуры и сохранения историко-культурного наследия.
Комиссия должна была посмотреть состояние усадьбы, и решить, что делать дальше, а то с такими темпами скоро ей хана. Правильное дело, в общем. Под сурдинку прикатило и местное телевидение.
Но мы же типа вместе с графом обходим свои владения.
Самое выразительное - это фасад главного дома, выходящий в парк. Это великолепный образчик классицизма:
Взгляд из парка:
Фасад:
В этих нишах когда-то стояли статуи, либо вазоны:
Лепнина симметрична - слева она есть:
А справа уже нет:
К закругленному левому углу жильцы приделали уродливую пристройку:
А вот правый угол с балконом сохранился в первозданном виде. Это самый эффектный ракурс старой усадьбы:
Балкон старый и держится на подпорках:
Можно вглядеться в чугунное кружево:
Элегантные кронштейны:
Один торец здания, народные художества:
... и другой, с уже упоминавшейся пристройкой:
Здесь же небольшое приусадебное хозяйство:
Графу Коковцеву наверное в страшных снах не могло присниться, что у него под окнами будут выращивать картофан.
Остатки парка перед домом и пруд свидетельствуют о том, что в конце XVIII века и в провинции уже знали толк в ландшафтной архитектуре. В небольшом сохранившемся кусочке парка до сих прослеживается подобие аллей:
Колорит:
Главный пруд:
Береговая линия облюбована местными обитателями:
Здесь было вообще страшно, но не так давно и парк, и пруд почистили. Пруд не чистили вообще со времен царя, теперь он хоть стал приятен глазу, а не просто помойкой. По легенде, дно его вымощено кафельной плиткой. В принципе, это может быть и правдой - практика довольна распространенная, хоть и удовольствие, конечно, было не из дешевых.
По еще одной легенде, в пруду утопилась Лидия Коковцева. Естественно, просто так утопиться она не могла, а до сих пор терроризирует обитателей дома, приходя по ночам за конфетами.
Ну это как обычно, какая старая усадьба без несчастной любви и трех повесившихся из-за этой любви, какой пруд при старой усадьбе без молодой утопленницы.
Однако, пора и в сам дом.
Идем.
Элегантно выполненная адресация:
Но тут же констатация того факта, что все приходяще и уходяще, и адрес далеко не всегда был именно таким:
Кстати, улица Пригородная появилась на картах лишь в 2005 году, когда Новоселки административно включили в городскую черту. До этого улица называлась Цветочной, но поскольку в городе такая уже существует (ну её каждый знает - Заволгой, у паровозоремонтных мастерских), переименовали в Пригородную.
И вот, как культурные люди, заходим в окно второго этажа. Граф остался внизу - он не привык заходить в окна. Главная зала огорошила сразу же - зимой помещения культурного центра пустовали, частично осыпался потолок, так как течет крыша:
Здесь, наверняка, были танцы. Причем не только в исполнении завсегдатаев ДК "Радий", но и на протяжении всего XIX века:
В целом интерьеры довольно неплохо сохранились. Это означает, что что-то да осталось, так как обычно не остается ничего.
Например, почти во всех залах шикарные лепные карнизы:
Великолепная проработка деталей:
Из-под замызганных интерьеров заштатного провинциального советского дома культуры так и бьет графская роскошь:
Сохранились обалденные печи, хоть и заштукатуренные:
Главные печи находятся в парадной анфиладе комнат, выходящих на парк. Обе сейчас располагаются на территории бывшего культурного центра. Сохранились ли печи на территории коммуналок, неизвестно. Они занимают треть второго этажа, остальные две трети - ныне пустуют, культурный центр уехал. План:
Самый эффектный зал - не самый большой. Самый эффектный - полукруглый, занимающий угол второго этажа, и имеющий выход на балкон, его мы уже видели.
Полукруглый зал:
Он небольшой, скорее, это кабинет. Взгляд с другой стороны:
Выход на балкон:
Скорее всего, здесь находился рабочий кабинет хозяина. В подтверждение тому - до сих пор сохранившийся встроенный сейф:
Ключей нет. А было бы забавно, если бы все вот так вот бы думали: "ну, там наверняка пусто, все осмотрено сто раз", а на деле там фамильные драгоценности до сих пор заперты.
Сейф замаскирован под цвет стен. Стены тоже уникальные - это искусственный мрамор, очень редкий пример оформления интерьеров в наших краях. Неизвестного предназначения ниша в искусственном мраморе:
Мрамор сохранился великолепно - как новенький. Но даже он не остановил усердную Дору в 1929 году, она таки выкорябала свое имя:
Дора - популярное женское имя в те годы. Сейчас Доры регулярно встречаются среди интеллигентных бабушек.
Остальные залы не так эффектны, но тоже приятны глазу. Один, совсем небольшой, почти близок к овальной форме. Здесь сохранился замазанный тыл печки:
В этом зале сохранилась огромные заколоченные двери - видимо, тоже "родные":
Они заколочены, потому что как раз за ними и начинается "коммунальная" часть этажа. Там живут люди.
Панорама из зала на парк и пруд:
Еще одна зала:
А это уже комната в тыловой части. Как правило, в таких местах располагались хозяйские спальни:
Кругом много ненужных вещей, оставшихся и от "Радия", и от культурного центра. Много книг. На глаза попадаются, конечно, сплошь нужные, тематические. Вернее, уже ненужные:
Пока комиссия чинно ходила из залы в залу, я, как молодой шакал, носился по закоулкам - искал интересности. Вдруг где что, а меня нет?
Еще на улице во дворе усадьбы я обратил внимание на интересные маленькие окна третьего этажа. С фасада дом двухэтажный, но очевидно, что с тыла вписался небольшой чердачок, маленький третий этаж:
Поэтому вторым делом, после исследования закоулков второго этажа, я начал искать небольшую лестницу. Ну да, должна быть, справа характерный скошенный объем:
А вот и непритязательная дверца в одной из проходных комнат:
Да! Доступ открыт! Лестница!
Я аккуратно притворил за собой дверцу. Здесь было темно, и только фотовспышка освещала небольшие закутки и комнатки:
Это не чердак, и не мансарда. Это называется "антресоли".
Вот они, и окошки эти узкие, что мы видели снизу:
Небольшие низкие комнатки, в которых, скорее всего, жила прислуга. Если бы здесь не жили люди, а помещения использовались, например, под хлам или под склад, здесь не было бы такого шедевра.
Именно на антресолях сохранился самый примечательный из сохранившихся объектов интерьера - небольшая печка.
Она не полностью замазана штукатуркой, и выглядит просто чумово, с изразцами:
Уже не помню где, но где-то вычитал, что это изразцы аж XVII века, максимум начала XVIII:
Дверца, как обычно, элегантно оформлена:
Почти наверняка клеймо производителя. Надо искать, кого именно.
Здесь же стоит небольшой письменный стол, вероятно, сохранившийся еще из дореволюционной меблировки:
Внутри в ящичках, конечно, ничего нет.
В целом пара небольших комнатух и закутки забиты всякой рухлядью:
Еще советской в основном:
Панорама с антресолей усадьбы Коковцевых на конюшни и Суздалку:
Мне там больше всего понравилось. Лестница, рухлядь, печка, грязно, темно, нет никого - что может быть лучше?
Не удивлюсь, что как и полагается любой приличной усадьбе, найдется еще пара замурованных закоулков, втиснутых между комнатками, и не существующих ни на одном плане. Такие пустоты, естественно, должны быть забиты хозяйской серебряной посудой - ну чтобы благодарным соотечественникам ничего не досталось.
Внизу, на втором этаже, тем временем, продолжала осматривать помещения комиссия.
"Отважный корреспондент Городского Телеканала, рискуя жизнью, ведет захватывающий репортаж прямо из грозящего вот-вот рухнуть на наших глазах здания":
Затем состоялось небольшое итоговое совещание в одной из зал. Комиссия и представители администрации Фрунзенского района говорили за жизнь, что же это делается, братцы, Отечество в опасности, что будем делать в сложившейся ситуации:
Пришли к выводу, что здание нужно немедленно как минимум консервировать, иначе хана. Также будет написано обращение в Министерство культуры РФ, в Правительство области, в мэрию города Ярославля.
Это все правильно, но судьба здания все-равно под вопросом - оно и с консервацией развалится, только попозже. Нужен владелец и грамотное использование. Витали мысли, чтобы продать его кому-нибудь, в чьих-то руках точно выживет, нежели вообще без рук.
Конечно, это было бы благом, памятник будет спасен, да и желающие думаю найдутся - в одной столице людей, которые не отказались бы владеть настоящей классической усадьбой XVIII века, три вагона и пять пароходов.
Но это означает одно - в будущем увидеть людям усадьбу удастся в лучшем случае, прыгая у высокого забора. На самой территории, конечно, будут устраиваться великолепные потрясающие оргии. Это может быть и неплохо, но конечно, хотелось бы, чтобы ярославцы усадьбу не потеряли.
Им, ярославцам, в массе своей и насрать, наверняка, 95% не знает и о самом факте её существования, ну да это больше проблема подачи продукта в целом.
Меня, праздношатающегося на дальнем плане оболтуса, попросили высказать свое мнение, типа незамыленным глазом. Которое я и не замедлил озвучить.
Я и здесь его озвучу, хоть оно и утопично, но чтобы хотя бы примерно представить, как оно могло бы все быть, и как оно все на деле происходит в других умных городах и дальних странах.
В общем, в идеале надо забубенить властям города и каким-нибудь ушлым коммерсам общий инвестиционный проект. Усадьба должна зарабатывать сама. Механизмы все давно известны до нас, придумывать ничего не надо.
По идее, это уникальная тема - на территории города находится загородная усадьба. И какая! С богатым наследием, принадлежащая известным людям, уже с кучей легенд, преданий, фишек - надо лишь немного додумать, отшлифовать, и привести все в божеский вид.
Надо тянуть сюда туристов.
Современный турист - он ведь такой, ему все эти толпы, ходящие за тетенькой с рупором от церкви к церкви, поперек горла уже. Конечно, и традиционный туризм никуда не денется, но он не вечен - скоро церковь Ильи Пророка увидят почти все, кому это надо, и в Ярославль не вернутся.
Потому что "посмотреть на церковь" - это туризм на один раз. Чтобы люди возвращались, проводили в одном месте много времени, нужен целый комплекс всяких фишек, нужен интерактив. Нужен отдых. "Посмотреть" - это лишь составляющая этого отдыха, а только "посмотреть" сейчас город и предлагает, ну с небольшими исключениями.
На базе усадьбы такого интерактива можно наваять - люди неделями здесь жить будут. Здесь все заочные условия уже созданы, надо только приводить все к божескому виду.
Сценарий то простой - усадьба становится туристическо-рекреационным комплексом. Гостевой дом, вон хоть в тех же конюшнях. История с квартирками-стойлами обыгрывается на ура - "почувствуй себя на одну ночь советским человеком-лошадью". Можно конюшням и былую функцию вернуть, пожалуйста, интерактивный музей "Конюшня XIX века". Задайте лично лошади овса.
Прогулки на лошадях по реконструированному парку.
На пруду - лодки, рыбалка. "Признайтесь в любви на лодке на пруду, как в 19 веке".
Тематические интерьеры особняка, ресторан с меню столетней давности - ну это само собой.
Свадьбы в усадьбе, в дворянском стиле - молодежь уже затрахало по вечным огням кататься, а потом в кафе "У Палыча" ехать, только не все могут в этом признаться, а альтернативы нет.
Похабные торжества-балы.
На пруду есть небольшой искуственный островок, часть былой ландшафтной роскоши - пожалуйста, игры для детей устраивать, клад там зарыть, "Сокровища старого графа".
Чтобы гости не расслабл@лись, пусть изредка их пугает девочка-утопленница, которая будет приходить лакомиться конфетами.
В общем, генерировать тематической пурги еще можно много, но факт остается фактом - спрос у нас в стране на подобного рода затеи огромный, а предложение как правило всё заграницей, потому что у нас руки из жопы.
Хотя все подано на блюдечке с голубой каемочкой - и уникальная усадьба, овитая легендами и историями, и парк, и пруд, и даже туды его в качель, остров. И находится все это добро не в Республике Тува, а в городе Ярославль, куда и так сотни тысяч людей уже едут. И Москва в 280 верстах.
И ничто не мешает усадьбе Коковцевых стать Архангельским или Царицыным провинциального разлива.
Ну да это все мечты, мысли, живи еще хоть четверть века, все будет так, исхода нет. Ну а пока давайте на прощание полюбуемся усадьбой Коковцевых из-за пруда. Удивительный ракурс, сразу ясно - дворянское гнездо:
Она прекрасна:
Ну и съездите туда, наконец, пока еще не поздно. Оно того стоит.
Ян, спасибо тебе за наше просвещение, доброту.. Нет слов... Жалко до слез!
Хочется, чтобы это было неправдой, и вышел твой новый пост, где ты рассказал с самоиронией о себе, как лечился и выздоровел.., как Нашёл интересные детали в старой Петербургской больнице: перила, лепнину, люстры или таблички какие и другие малозаметные другим детали...