Ярославль


Страницы: (7) « Первая ... 5 6 [7]   ( Перейти к первому непрочитанному сообщению ) Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

Немецкие военнопленные в Ярославле, нашёл в архиве

Серг
Дата 27.03.2025 - 22:43
Цитировать сообщение




В малиновых штанах
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 1602
Пользователь №: 152006
Регистрация: 7.01.2014 - 17:03





На рубеже веков я познакомился с женщиной по имени, вроде как, Оля. Она жила где то в районе Гагарина-Менделеева и работала в детском саду муз. работником. Она сказала что её то ли дед то ли отец был немецким пленным и добровольно остался в СССР, не захотел возвращаться в Германию. Я ей тогда задал вопрос в ФРГ или ГДР у него была возможность вернуться? Но она сама толком не знала. Я действительно не помню, это был её дед или отец, а судя по её году рождения (примерно 1965-67) оба варианта были возможны, но, скорее всё таки это был отец.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Серг
Дата 27.03.2025 - 23:01
Цитировать сообщение




В малиновых штанах
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 1602
Пользователь №: 152006
Регистрация: 7.01.2014 - 17:03





Цитата (Иноо @ 26.03.2025 - 15:23)
В 1952 году я ушел в армию. Там узнал, кто такие бандеровцы. Ходили слухи, что они убивают и жгут часовых, уничтожают ночами все, что видят. Со своего поста можно было не вернуться, все боялись заступать в караул. В Кантемировской дивизии они ночью перерезали, сожгли штаб, забрали знамя и ушли. А если знамя потеряно, то всю дивизию расформировывают.

Он что то путает. Не было на западной Украине Кантемироской дивизии. Она базировалась в районе Наро-Фоминска. И случай с похищением знамени хоть какой то дивизии выглядит нереальным. Упоминаний об этом в Интернете я не нашёл. Допускаю, что могли похитить знамя батальона, и то как то сомнительно.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Серг
Дата 27.03.2025 - 23:29
Цитировать сообщение




В малиновых штанах
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 1602
Пользователь №: 152006
Регистрация: 7.01.2014 - 17:03





Цитата (Иноо @ 26.03.2025 - 15:23)
Что такое школа – я понятия не имел. Мне уже было 23 года и никакого образования. После армии вернулся домой, а здесь опять есть нечего, туго с питанием. Я пошел на завод работать. Мой дневной рацион был таков: я приходил в буфет, брал 6-8 стаканов чая, чтобы заполнить живот и дальше пойти работать. Можно предположить, какой я был работник… Но план выполнял и свое дело хорошо знал, стал даже лучшим токарем на заводе. Я решил, что мне нужно учиться и пошел в школу, в 1 класс. Зашел к директору в своей военной форме, он меня спрашивает: «Молодой человек, вы учиться пришли? А в какой класс? Старшие все забиты», я говорю: «Ну, в первый наверное». Он меня отвел в кабинет, там сидело четверо детей. Так я проучился неделю. Мы с директором подружились, он приходит, говорит: «Хватит здесь сидеть. Ты уже буквы и цифры знаешь немного, пойдем» и отвел меня в третий класс. Там я тоже неделю проучился. Учительница ко мне очень хорошо относилась. В школу я приходил с работы, и часто засыпал на последней парте. Мог проспать часа три, все разговаривали шепотом, чтобы меня не будить.

БЕСПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Советских людей, выезжающих по каким-то надобностям за рубеж, учат остерегаться провокационных вопросов и находчиво на них отвечать. Проявлять находчивость иногда очень трудно, потому что какой вопрос ни возьми, все – провокация. Жилищные условия, зарплата, продукты питания, права человека, диссиденты, Сахаров, Афганистан. От ответов на эти вопросы следует уклоняться или противопоставлять им утверждения о преимуществах социалистического строя, среди которых – бесплатное образование, бесплатная медицина и почти бесплатные квартиры. Уж эти-то утверждения кажутся настолько бесспорными, что мне во время моих лекций на Западе студенты, симпатизирующие Советскому Союзу, часто и не без ехидства задают один и тот же вопрос: «Скажите, а сколько вам стоило ваше образование?» На что я охотно отвечаю, что оно мне ничего не стоило, потому что я его не получил. Мои родители, интеллигентные и уважающие образование люди, элементарно не могли меня прокормить и поэтому уже в раннем детстве я, как и миллионы моих сверстников, вынужден был бросить школу и пойти работать ради куска хлеба. В нормальной школе я окончил всего один класс – первый. Во втором и третьем я не учился. Четвертый кончил, работая в колхозе. Пятый пропустил. В шестом и седьмом учился вечерами, после восьмичасового рабочего дня. Затем я был призван на четыре года в армию, где учиться не разрешали ни вечером, ни заочно. На все мои обращения по этому поводу к начальству я получал один и тот же ответ; «Вы сюда пришли родину защищать, а не учиться». После армии, работая, я окончил десятый класс (восьмой и девятый пропустил), учился полтора года в пединституте, но ушел из него по той же причине – вынужден был зарабатывать деньги на жизнь....

Владимир Войнович "Антисоветский Советский Союз"
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
uhbitxrj
Дата 29.03.2025 - 06:18
Цитировать сообщение




Господин ПЖ
********

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 65008
Пользователь №: 6876
Регистрация: 6.03.2006 - 08:44





Цитата (Серг @ 27.03.2025 - 23:29)
Цитата (Иноо @ 26.03.2025 - 15:23)
Что такое школа – я понятия не имел. Мне уже было 23 года и никакого образования. После армии вернулся домой, а здесь опять есть нечего, туго с питанием. Я пошел на завод работать. Мой дневной рацион был таков: я приходил в буфет, брал 6-8 стаканов чая, чтобы заполнить живот и дальше пойти работать. Можно предположить, какой я был работник… Но план выполнял и свое дело хорошо знал, стал даже лучшим токарем на заводе. Я решил, что мне нужно учиться и пошел в школу, в 1 класс. Зашел к директору в своей военной форме, он меня спрашивает: «Молодой человек, вы учиться пришли? А в какой класс? Старшие все забиты», я говорю: «Ну, в первый наверное». Он меня отвел в кабинет, там сидело четверо детей. Так я проучился неделю. Мы с директором подружились, он приходит, говорит: «Хватит здесь сидеть. Ты уже буквы и цифры знаешь немного, пойдем» и отвел меня в третий класс. Там я тоже неделю проучился. Учительница ко мне очень хорошо относилась. В школу я приходил с работы, и часто засыпал на последней парте. Мог проспать часа три, все разговаривали шепотом, чтобы меня не будить.

БЕСПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Советских людей, выезжающих по каким-то надобностям за рубеж, учат остерегаться провокационных вопросов и находчиво на них отвечать. Проявлять находчивость иногда очень трудно, потому что какой вопрос ни возьми, все – провокация. Жилищные условия, зарплата, продукты питания, права человека, диссиденты, Сахаров, Афганистан. От ответов на эти вопросы следует уклоняться или противопоставлять им утверждения о преимуществах социалистического строя, среди которых – бесплатное образование, бесплатная медицина и почти бесплатные квартиры. Уж эти-то утверждения кажутся настолько бесспорными, что мне во время моих лекций на Западе студенты, симпатизирующие Советскому Союзу, часто и не без ехидства задают один и тот же вопрос: «Скажите, а сколько вам стоило ваше образование?» На что я охотно отвечаю, что оно мне ничего не стоило, потому что я его не получил. Мои родители, интеллигентные и уважающие образование люди, элементарно не могли меня прокормить и поэтому уже в раннем детстве я, как и миллионы моих сверстников, вынужден был бросить школу и пойти работать ради куска хлеба. В нормальной школе я окончил всего один класс – первый. Во втором и третьем я не учился. Четвертый кончил, работая в колхозе. Пятый пропустил. В шестом и седьмом учился вечерами, после восьмичасового рабочего дня. Затем я был призван на четыре года в армию, где учиться не разрешали ни вечером, ни заочно. На все мои обращения по этому поводу к начальству я получал один и тот же ответ; «Вы сюда пришли родину защищать, а не учиться». После армии, работая, я окончил десятый класс (восьмой и девятый пропустил), учился полтора года в пединституте, но ушел из него по той же причине – вынужден был зарабатывать деньги на жизнь....

Владимир Войнович "Антисоветский Советский Союз"

Помним заунывные беседы,сначало в местном комитете,затем в районном.
"Вы понимаете,они конечно наши друзья,но.... (Есть нюансы)"
Знаменитая песня Высоцкого вспоминается про кованый зарубеж.
Создавалось впечатление,что основная цель их- отбить желание ехать.
Устав от сбора подписей и назиданий,на районном комитете вел себя нагловато.
На вопрос- что могу рассказать о жизни молодежи Кипрского района,ответил- ничего,так как живу в Дзержинском.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Серг
Дата 31.03.2025 - 20:30
Цитировать сообщение




В малиновых штанах
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 1602
Пользователь №: 152006
Регистрация: 7.01.2014 - 17:03





Прочитав в этой теме свидетельства о нищенской жизни во время войны и том что дети вынуждены были работать чтобы не умереть с голоду я вспомнил своего отца. У него такой нужды не было. Он учился в школе и его мобилизовали на ЯАЗ (формально в ФЗУ (ПТУ 2)) в ноябре 1943 года, года ему было 15 лет и 6 месяцев. В то время он не голодал и у него была какая то обувь. Как я понимаю, в 1941 году его семья состояла из отца, матери и их шести детей: четырёх братьев ( в том числе моего отца) и двух сестёр. Я понятия не имею кем в то время работали мои дедушка и бабушка и работали ли они вообще. Мой дед до 1929 года был председателем сельсовета предположительно в селе Сеславино, но в 1929 году он продаёт дом в деревне и они все переезжают в Ярославль. Дед не хотел принимать участия в коллективизации. Весьма сомневаюсь что он был членом ВКП(б).

Как я понимаю, в период примерно 1942-1944 умирает мой дед (не знаю от чего) и два его сына: один от аппендицита, другой от несчастного случая - от взрывы "поджигахи". Из детей остаются мой отец 1928 года рождения, его старшая сестра, старший брат и младшая сестра. Их годов рождения я не знаю. Как я понимаю, старший брат моего отца не был мобилизован на фронт. Исходя из этого могу предположить что он 1927 года рождения. Так же я понятия не имею, работал он или нет во время войны (впоследствии он стал бригадиром бетонщиков и строил разные ГЭС и АЭС, в том числе Чернобыльскую) и работала ли старшая сестра. В 1944 году вместе с ними в их маленькой квартире жили 4 квартиранта. Были ли другие источники дохода, я не знаю. Ещё в этой квартире они приютили нескольких родственников из деревни. Может они какую то еду подкидывали. Может родственник председатель колхоза (про него есть отдельная тема на Ярпортале) как то едой помогал, я не знаю. В общем если бы моего отца не выдернули из школы и не отправили на ЯАЗ, он продолжал бы учиться в школе и не работал бы.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Иноо
Дата 31.03.2025 - 22:26
Цитировать сообщение




Друг Горацио
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 13310
Пользователь №: 56139
Регистрация: 23.08.2010 - 19:24





О том, как вспоминал свой плен в Ярославской области один из немецких военнопленных.

https://www.sgvavia.ru/forum/206-2231-1
Цитата
Уважаемые коллеги. Начинаю в этой теме выкладывать малоизвестную работу Михаила Егоровича Ерина "Воспоминания немецкого военнопленного о пребывании в плену в Ярославской области".
В ноябре 1993 г. в Касселе (ФРГ) я встретился с бывшим пленным К.Х. Люлингом. Он находился в лагерях военнопленных Ярославской области. Он передал мне свои воспоминания. Это единственный в своем роде документ непосредственного участника событий давно минувших лет. Они интересны для историка и достаточно полно передают чувства, переживания и страдания военнопленного. По ним можно составить частичную картину советского плена.
На основе собственного опыта авторы воспоминаний описывают пребывание в плену так, как оно было пережито и прочувствовано ими самими.
Для нас воспоминания бывших военнопленных ценны в том плане, что они отражают индивидуальное восприятие событий и фактов и передают личный взгляд на вещи. Кроме того, мемуары военнопленных позволяют исследователю представить себе изучаемое время через отдельные человеческие судьбы и характеры, понять мироощущение людей того времени.
О пребывании в лагерях военнопленных Ярославской области оставил свои воспоминания Карл Хайнц Люлинг, родившийся в городе Изерлон (земля Северный Рейн-Вестфалия) в 1925 г. В годы войны он был танкистом. 8 мая 1945 г. добровольно со своими друзьями сдался в плен американцам. Лагерь немецких военнопленных, в котором он и его друзья оказались, был разделен на множество отделений. Каждое отделение имело свой номер. Например, отделение, где находились пленные эсэсовцы, имело N 20, а пленные танкисты - N 50. По воспоминаниям Люлинга, этот лагерь немецких пленных находился в Южной Чехии, недалеко от границы Австрии и Баварии. В нем насчитывались тысячи пленных. Вскоре к их номеру добавили цифру 3. Так отделение пленных танкистов стало под номером 503. В июне того же года отделение, в котором он находился, было передано американцами Красной Армии. Так Люлинг оказался в советском плену. Как он пишет в своих рукописных воспоминаниях, переданных автору этих тезисов, "за это я до сих пор презираю американцев". Венгрия, Румыния и, наконец, их поезд прибыл в Москву. В Москве, как пишет Люлинг, они имели честь пройти по Красной площади, увидеть стены древнего Кремля, а затем прямо на вокзал. Их повезли в Ярославль. Два с половиной года он пробыл в лагерях. Сначала Люлинг попал в штрафной лагерь Варингово (здесь ошибка, повторенная Михаилом Егоровичем. Правильно должно быть Варегово - село в Большесельском районе Ярославской области, там же есть и одноименная железнодорожная станция; от Ярославля это примерно километров 30; в советское время там была развита добыча торфа,сейчас не знаю - ибо в селе этом я не был, всегда проезжал мимо) на торфоразработки, а затем его судьба бросала во многие уголки Ярославской области, которую он в воспоминаниях называет "областью болот и ссылок". "Первые полгода, - отмечает Люлинг, - были для меня адом: я был безумен от горя и тоски по родине и родным. Состояние безысходности испытывали все".
Большой неожиданностью для немецких пленных была теплая и радостная встреча их на Ярославском вокзале, а затем сытный обед. Стол, вспоминает Люлинг, был накрыт белой скатертью. Пленным принесли "огромный чан с едой и другими сюрпризами". Русские обратились к ним с речью, в которой говорилось об искуплении и возмещении убытка и о том, что немецкие военнопленные будут переобучены и переквалифицированы. После выступления каждый пленный получил блюдо с овсяной кашей, большую тарелку с картофелем, подливкой и жареной рыбой. Затем главный оратор попросил оркестр сыграть музыку. Она оказалась прекрасной и задушевной. Однако "мы, пленные солдаты, - пишет автор, - почувствовали недоброе, как будто это был наш последний обед приговоренных к смерти". Когда пленные оказались в лагере Варингово, их недобрые чувства стали сбываться: условий для размещения никаких. "Только теперь для нас начался "русский плен"". В лагере было 500 военнопленных, в соседнем лагере Шепиково (Чёбаково, видимо) - тоже 500. Сначала пленные жили в шалашах. В первые же дни они отказались выходить на работу в дождливую погоду. И только немецкому капитану Беру, бывшему кавалеру рыцарского Креста, удалось мобилизовать пленных на труд. На торфоразработках пленные были разделены на несколько команд: одна резала торф, другая грузила, третья прокладывала рельсы для перевозки торфа, и т.д. Продовольственное снабжение было крайне скудным: 150 г. хлеба на каждый день, консервы, немного белокочанной капусты, суп, подкрепленный крапивой, и горстка селедки. Вскоре начались холода и болезни. Военнопленные стали умирать. Люлинг констатирует, что уже в первые недели умерло 30 человек. Их похоронили в березняке. Причем, умершие нигде не были зарегистрированы. "Они умерли, как неизвестные немецкие военнопленные". Хочется добавить, что, работая в архиве, нам не удалось обнаружить какие-либо упоминания о захоронениях в Варингово.
Автор воспоминаний упоминает четыре лагеря военнопленных: главный лагерь - в Ярославле, лагеря в Рыбинске, Шепиково и Варингово, т.е. те, где ему пришлось побывать. О существовании многих других лагерей Ярославской области в воспоминаниях вообще не говорится. Причем, о Рыбинском лагере автор пишет так: "Это был лагерь каменных карьеров. Здесь больше всего умирало военнопленных".
Только в октябре 1945 г. был построен первый барак, в который поместили 100 больных и старых пленных. Затем было отстроено еще 5 жилых и один хозяйственный барак. Люлинг высоко отзывался о коменданте лагеря, который поддерживал пленных и делал все, что было в его власти. Когда началась настоящая русская зима, пленные жили уже в теплых деревянных бараках. В дневнике мемуариста есть зарисовки этих бараков и фотография самого поселка Варингово. Кстати, торфа для отопления было достаточно.
Главная проблема для военнопленных, по словам Люлинга, заключалась в голоде. Мы все были истощены. Но голод и нужда заставляли их быть изобретательными. Поэтому каждый из них старался в виде наказания попасть на работу на кухню и там получать хотя бы какую-то дополнительную пищу. Голод, плохое питание и болезни преследовали военнопленных. Трехразовое питание в день строго контролировалось. Особенно внимательно следили за чистотой посуды. У кого посуда оказывалась грязной, тех записывали в "черный список" и вечером отправляли на дополнительную работу на кухню чистить картошку или рыбу. Сам автор мемуаров намеренно пытался попасть в этот "черный список". И на протяжении многих недель он работал на кухне, получая дополнительную пищу. В целом, за годы пребывания в плену Люлингу пришлось кем только не работать.
Вторая проблема - это тяжелый труд в суровую зиму 1945/1946 г., когда температура падала до 50 градусов мороза. В такие морозы, как утверждает автор, военнопленных, плохо одетых, заставляли работать. И это приводило к тяжелым травмам, болезням и трагическому исходу. В январе 1946 г. Люлинг и еще 15 пленных сильно обморозились. Сам автор воспоминаний получил обморожение правой руки второй степени и правой ноги, часть которой была позднее ампутирована. К этому времени Люлинг, как и многие другие, потерял уже все зубы. После случая обморожения все 15 человек оказались в лазарете в Шепиково. В лазарете ему и его друзьям спасли жизнь и,более того, к ним очень внимательно и заботливо относились. В воспоминаниях будет написано: "Эта больница меня вернула к жизни и направила на истинный путь". В них выражается огромная благодарность русским врачам и молодым медсестрам, проходившим медицинскую практику. Люлинг отмечает, что в медсостав входили врачи из числа военнопленных.
Весьма поверхностно в воспоминаниях упоминается антифашистская работа среди пленных, а она велась и коснулась в том числе и Люлинга. Более того, антифашист Эмиль Пекинк, немец, который вел активную антифашистскую работу среди пленных, сыграл в судьбе Люлинга большую роль. Э. Пекинк специально приезжал из Ярославля, из главного лагеря N 276, окончив перед этим антифашистскую школу в Москве. Благодаря Пекинку Люлинг получал в больнице двойную порцию питания.
После лазарета Люлинг оказался в лагере военнопленных в Ярославле. Из этого лагеря его направляли в различные места и на различные работы. Он трудился на автозаводе, собирал грибы для кухни, побывал на лесозаготовках, сельскохозяйственных работах. Работа на рубке и погрузке леса в вагоны была тяжелой, с утра до позднего вечера. К тому же их обманывали мастера, постоянно занижая объем проделанной работы. Скудная пища заставляла пленных заходить в ближайшие деревни и просить хлеба или картошки. Почти каждая семья давала что-то поесть. Люлинг описывает один поразительный эпизод. Однажды они зашли в крестьянский дом. Их встретила женщина, посадила за стол, дала по блюду картофельного супа и оладий из картофеля. В этом доме они встретили русского солдата, который сам был в немецком плену и знал, что такое голод. Люлинг и его друзья были поражены гостеприимством и в своих воспоминаниях очень благодарят эту семью за теплоту души. От общения с русскими людьми у него остались самые добрые воспоминания. Его поразила простота, доброта и отзывчивость русских, а главное - они делились последним куском хлеба с пленными, хотя сами жили очень бедно. Никакой ненависти и злобы. Автор пишет: "Я убедился, что и среди русских людей есть хорошие и плохие. Плохих забываешь, хороших - нет".
В январе 1948 г. Люлинг с первым транспортом больных был репатриирован в Германию. После возвращения из плена ему пришлось пережить трудный момент адаптации и много работать. Немецкие пленные не получили никаких льгот.
Во время встречи с Люлингом в 1993 г. я спросил его, поддерживает ли он контакты со своими друзьями по советскому плену. Он ответил: нет. Бывшие военнопленные живут замкнуто. Отдадим должное Люлингу, все последние годы он активно занимался судьбой советских военнопленных в Германии. Им и его коллегами опубликованы интересные материалы по этой теме. Осенью 1995 г. Люлинг умер в своем родном городе Изерлоне, до последнего дня надеясь побывать в Ярославле, городе, где прошли его самые тяжелые годы жизни, но оставившем печальные и искренние воспоминания о судьбе немецкого военнопленного.


Цитата
В Москве, как пишет Люлинг, они имели честь пройти по Красной площади, увидеть стены древнего Кремля
- странное отношение к шествию немецких военнопленных по Красногй площади. Оказывается, они сочли это за честь!

Это сообщение отредактировал Иноо - 31.03.2025 - 22:32
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top

Опции темы Страницы: (7) « Первая ... 5 6 [7]  Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

 



[ Время генерации скрипта: 0.0073 ]   [ Использовано запросов: 13 ]   [ GZIP включён ]



Яндекс.Метрика

Правила Ярпортала (включая политику обработки персональных данных)

Все вопросы: yaroslavl@bk.ru