Ярпортал: форум Ярославля | Совместные покупки Объявления Поиск Все вопросы: yaroslavl@bk.ru |
Здравствуйте, Гость ( Вход·Регистрация ) | Сделать Yarportal.Ru стартовой страницей |
|
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » ( Перейти к первому непрочитанному сообщению ) |
shurka |
Дата 14.05.2010 - 15:26
|
великодушная императрица солнечной системы Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 32219 Пользователь №: 954 Регистрация: 2.02.2004 - 13:43 |
Ярославские архитекторы рубежа XIX – ХХ веков.
Во все времена архитектор являлся основной фигурой при проектировании постройки, ведь именно от его профессиональных знаний, его вкуса и интуиции зависел внешний облик будущего здания, удобство его планировки, полное соответствие функциональным задачам. Не менее важным было уместное использование зодчим малых архитектурных форм, таких как ворота, ограда, тумба, беседка при, создании ансамбл@. Творческие изыскания архитектора напрямую связывались с проблемами градостроительства, поскольку именно от его воли зависело, насколько удачно форма и стилевое решение постройки помогут ей органично вписаться в существующий комплекс городской улицы. Без преувеличения можно сказать, что ключевым элементом в градо-строительном процессе конца XIX – начала ХХ вв. в Ярославле являлся городской архитектор. Именно он выполнял наблюдение за частным строительством, проектировал общественные здания, проводил оценку недвижимости, следил за надлежащим состоянием существующих городских построек и т.п. Городской архитектор обладал авторитетом, и поэтому частные лица и организации предпочитали обращаться к нему, в случае возникновения необходимости составить проект. Архитектурное образование в изучаемый период можно было получить в Москве и Петербурге. Наиболее престижными считались Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Императорская Академия Художеств и Институт Гражданских инженеров в Петербурге. По окончании учебного заведения выпускники получали направления на службу, чаще всего по линии МВД, что давало возможность попасть в Губернский строительный комитет или на должность городского архитектора. Архивные материалы позволяют составить список ярославских городских архитекторов с 1864 г. по 1917 г.. 1864-1883 – И.И. Окерблом 1883-1892 – Н.И. Поздеев 1892-1908 – А.А. Никифоров 1908-1909 – А.Е. Элкин 1910-1917 – Н.Д. Раевский 1880-е годы в архитектуре Ярославля были связаны с именем Николая Ивановича Поздеева. Николай Иванович Поздеев (1855-1893) – родился 30 октября 1855 г. в Калужской губернии в семье мещан. Первоначальное образование он получил в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, а затем несколько лет занимался архитектурной практикой. В 1879 г. он поступил в Петербургскую Императорскую Академию Художеств. В 1883 г. Поздеев за проект Великокняжеского замка на юге России получил большую золотую медаль и значок академика архитектуры. В 1884 г. он был принят на должность ярославского городского архитектора, поскольку место освободилось после увольнения Иоганна Окерблома. Николай Поздеев прослужил до 1890 г., а затем был вынужден взять отпуск из-за слабого здоровья. В январе 1892 г. он был уволен со службы по причине продолжительной болезни. 17 октября 1893 г. архитектор скончался. За семь лет полноценной работы в должности городского архитектора Николай Иванович сделал немало, учитывая, что на плечи городского архитектора ложилась вся архитектурно-строительная работа в городе: наблюдение за частным строительством, разработка рабочих чертежей для построек любой сложности, освидетельствование строений и т.п. В середине 1880-х гг. архитектор отреставрировал несколько церквей в Ростове, перестроил здание Ярославского городского театра. Из наиболее ярких и интересных работ Поздеева следует отметить особняк И.Н. Дунаева, Часовню и Сретенскую церковь. По проекту Н.И. Поздеева в Москве на ул. Якиманка был построен дом для владельца Ярославской большой мануфактуры Н.В. Игумнова, в настоящее время в здании располагается французское посольство. Несомненно, что в своих профессиональных пристрастиях архитектор тяготел к русскому стилю. Однако Поздеев мастерски проектировал с учетом любой эстетической концепции. Подтверждением являлись особняк Дунаева, выполненный в мотивах ренессанса и собственный дом архитектора, близкий своими формами к стилистике модерна. В феврале 1892 г. был объявлен конкурс на замещение вакантной должности ярославского городского архитектора. Соискатели подали 26 заявлений с приложениями чертежей и эскизов своих работ. Обсуждая кандидатуру в городской думе, гласный Иван Александрович Вахрамеев предложил обратить особое внимание на А.А. Никифорова. Вахрамеев был лично знаком с работами Никифорова и самим архитектором, который проживал в Петербурге и служил в техническо-строительном комитете МВД. В марте 1892 г. А.А. Никифоров был принят на службу в Ярославское губернское правление . Александр Александрович Никифоров (1858 – после 1913) был выходцем из купеческого сословия. В 1887 г. он окончил полный курс Императорской Академии Художеств и получил звание классного художника II степени. По окончании Академии он был распределен на службу в МВД, а с 1892 г. числился ярославским городским архитектором. Архитектор был женат на Зинаиде Сергеевне Сорокиной - дочери потомственного почетного гражданина. Несколько раз, а именно в 1893, 1897, 1901 гг. А. Никифоров избирался гласным в ярославскую городскую думу. Работа Никифорова на посту городского архитектора не раз положительно отмечалась различными учреждениями: уже осенью 1892 г. он получил благодарность от архиепископа Ярославского и Ростовского Ионафана за отличные ремонтные и строительные работы в женском епархиальном училище, в 1900 ему была выражена личная благодарность от императрицы Марии Федоровны за бесплатное составление проекта для больницы при Ольгинском приюте. Александр Александрович состоял членом нескольких благотворительных обществ. В 1900 г. он был назначен пожизненным почетным членом Ярославского губернского попечительства детских приютов, а в 1909 г. был выбран членом Ярославского комитета попечительства императрицы Марии Александровны о слепых. Заслуги архитектора были отмечены и коллегами. В 1894 г. Академия Художеств присвоила Никифорову звание академика архитектуры «со всеми правами и преимуществами» за проект здания Морского кадетского корпуса и Морской академии. С 10 октября 1897 г. А.А. Никифоров стал действительным членом Ярославской губернской ученой архивной комиссии. В 1907 г. городской театр был закрыт из-за аварийного состояния. Александру Александровичу было поручено составить проект нового здания театра. В марте 1908 г. проект Никифорова был одобрен городской думой, но начались закулисные игры, итогом которых стало решение провести конкурс проектов в Москве, а разработки Никифорова положить на полку. 21 апреля 1908 г. архитектор подал прошение об отставке «в связи с усталостью» , рекомендуя вместо себя Алексея Ефимовича Элкина. Городская дума удовлетворила просьбу архитектора. Не смотря на отставку, А.А. Никифоров продолжал принимать участие в жизни города. В 1909 г. он совместно с И.И. Окербломом представлял городскую думу в жюри конкурса проектов нового здания ярославского городского театра. В 1911 г. он вошел в состав комиссии по выработке условий конкурса на проект памятника Ф.Г. Волкову. За время своего пребывания в должности ярославского городского архитектора А.А. Никифоров спроектировал множество зданий, из которых наиболее выразительны здания глазной лечебницы Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых на Волжской набережной, дом №4 на ул. Почтовой, здание Государственного банка (ул. Трефолева, 9). Дом Г.А. Петражицкого был надстроен и переоформлен архитектором в 1894 г. Во многих путеводителях здание мужской гимназии на Семеновской площади приписывают А.А. Никифорову, но ярославский городской архи-тектор А.А. Никифоров не имел к зданию никакого отношения, поскольку оно было спроектировано его почти тезкой – архитектором Московского учебного округа. Полные имена архитекторов отличались только отчествами: Александр Александрович и Александр Алексеевич. В «Ярославских губернских ведомостях» в номере от 9 июля 1899 г. есть заметка, описывающая церемонию закладки здания гимназии, в которой среди присутствующих на церемонии лиц названы ярославский городской архитектор А.А. Никифоров, и несколькими строчками выше архитектор учебного округа А. Никифоров. Формулярный список ярославского городского архитектора Никифорова ни одним словом не упоминает о какой-либо связи его владельца с Министерством народного просвещения, что является еще одним доказательством следующего факта - в начале ХХ в. в Ярославле строили по проектам двух архитекторов с одинаковыми инициалами. Алексей Ефимович Элкин (1870 – после 1909) находился на посту го-родского архитектора ровно год, поэтому ничего примечательно построить в Ярославле не успел, однако его фигура интересна с точки зрения составления типичного портрета архитектора тех лет. Элкин закончил в 1902 г. Императорскую Академию Художеств со званием художника архитектуры и служил в Ведомстве Православного Вероисповедания. В 1907 г. он закончил Императорских Археологический Институт. С мая 1908 г. А.Элкин стал действительным членом ЯГУАК. Архитектор был уволен со службы в Ярославле в мае 1909 г. по собст-венному желанию, по причине не согласия с предложенными условиями. Основной причиной стал личный конфликт между городским архитектором и гласными городской думы. В 1909 г. в городе планировалось возвести два серьезных по масштабам и стоимости объекта – городской театр и здание депо. Элкин категорически отказался работать по проектам своего предшественника, по сути, он воспользовался затруднительным положением городских властей в личных целях. Архитектор систематически не справлялся с объемом возложенных на него работ и постепенно возник конфликт, который был прекращен в мае 1909 г. с его отставкой. Некоторое время обязанности городского архитектора выполнял Григорий Васильевич Саренко, но в конце 1909 г. был назначен губернским архитектором. С 1911 г. ярославским городским архитектором назначен Николай Дмитриевич Раевский . К сожалению, об этом человеке мало что известно. Он имел звание гражданского инженера. До 1910 г. он работал в должности ярославского городского инженера, а с января 1910 г. стал городским архитектором. Из его работ можно назвать здание гимназии П.Д. Антиповой, пожарное депо в Тверицах и за Которослью, здание ярославского коммерческого училища имени Ярослава Мудрого . Н.Д. Раевский совместно с инженером Н.Ю. Лермонтовым работал над проектом переустройства корпуса Гостиного двора. Инженер Раевский был хорошим специалистом и постоянно принимал участие в различных комиссиях – по строительству театра, переустройству гостиного двора и т.п. Фигура архитектора Григория Васильевича Саренко (1876-1938) стоит особняком, поскольку его работы невольно привлекают внимание необычностью форм, к тому же в большей своей части они дошли до нас в хорошей сохранности. Пожарное депо на Красной площади, гостиница «Бристоль», клуб Общества приказчиков (кинотеатр «Арс», в настоящее время – культурно-выставочный центр «Арс-Форум»), кинотеатр Полякова (кинотеатр «Горн», в настоящее время банк «Менатеп СПб») выстроены по его проектам. Григорий Васильевич родился в Саратове в семье интеллигентов – его дед был доктором медицины, а отец – профессором биологии. В 1902 г. Саренко окончил Петербургский институт гражданских инженеров и получил направление в строительное отделение ярославского губернского правления. В 1909 г. он был назначен губернским архитектором, а в 1916 г. возглавил строительное отделение, получив должность губернского инженера. После 1917 г. Григорий Васильевич работал в различных строительных организациях. В 1935 г. он был арестован и выслан в Казахстан, где в 1938 г. его расстреляли. В основном Саренко работал в русле модерна – Пожарное депо, гостиница «Бристоль», кинотеатр «Арс» выполнены именно в этом стиле, но есть и исключения. Например, здание кинотеатра Полякова и библиотеки-читальни им. Некрасова построены в другом модном архитектурном направлении начала ХХ в. – неоклассицизм. Саренко принимал участие в различных конкурсах на проекты построек, например, в конкурсе на сооружение в Ростове гимназии на средства Л.Е. Кекина. Конкурс, правда, выиграл архитектор П.А. Трубников. По проекту Г.В. Саренко в Рыбинске в начале ХХ в. был сооружен молельный дом старообрядческой общины. Общеизвестен факт, что здание Волковского театра построено по проекту московского архитектора Спирина. Традиция приглашать столичных архитекторов существовала издавна. Авторство ряда памятников начала XIX в. в Ярославле приписывают петербургскому архитектору Росси, который проектировал постройки для Рыбинска. В обозначенный нами период столичными архитекторами в Ярославле построено три здания. В 1904-1908 гг. Правление ТПТ ЯБМ на свои средства вело масштабное строительство нового храма в Николо-мельницком приходе за Которослью. Проект был заказан московскому архитектору Александру Васильевичу Иванову. А.В. Иванов (1845-после 1917) закончил Императорскую академию художеств в 1869 г. со званием классного художника. Затем он работал помощником у архитекторов Р. Бернгарда и М.А. Макарова. В Москве и Петербурге было сооружено более 60 строений по его проектам, например доходный дом маркиза Паулуччи на Адмиралтейской набережной и дом страхового общества «Россия» на Лубянке. Исследователь Е.И. Кириченко относит А.В. Иванова к мастерам, рабо-тавшим в «европейских» стилях. Их архитектуру отличала, монументаль-ность, излишняя пышность, грандиозность размеров и суетливая многословность. Проект доходного дома Паулуччи был высочайше отмечен как «образец хорошего вкуса» . На наш взгляд, дом является типичным примером эклектики второй половины XIX в.; фасад его перегружен мелкими декоративными деталями и выглядит аляповато. В конце XIX в. архитектор преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1902 г. Иванов получил звание академика архитектуры, с 1901 по 1905 гг. возглавлял Московское архитектурное общество. В 1911 – 1915 гг. А.В. Иванов работал архитектором в Московском дворцовом управлении. В 1903 г. архитектор был приглашен правлением Ярославской большой мануфактуры для составления проекта нового храма. В 1904 – 1908 гг. А.В. Иванов лично наблюдал за строительством церкви. Храм Андрея Критского имел необычные формы и представлял собой синтез традиционного церковного зодчества и стиля модерн. В 1910-1912 гг. архитектором было построено новое здание Рыбинской биржи в неорусском стиле. Молодой московский архитектор Николай Спирин (1882 - после 1911), спроектировавший здание Волковского театра являлся выпускником Московского училища живописи, ваяния и зодчества, которое он окончил в 1907 г. со званием классного художника архитектуры . Параллельно архитектор продолжал учиться на скульптурном отделении МУЖВЗ. Он являлся единоличным автором проекта ярославского городского театра, но в работе над детальными чертежами ему помогал московский городской архитектор И.М. Рыбин. Здание мужской гимназии на Семеновской площади, как было сказано выше, построено по проекту архитектора московского учебного округа Александра Алексеевича Никифорова (1834 – после 1915). Известно, что он окончил Строительный университет со званием гражданского инженера в 1855 г. Некоторое время находился в должности архитектора Московского университета, а с 1882 г. являлся архитектором Московского учебного округа. При его участии были спроектированы и возведены объекты образовательного назначения не только в Ярославле, но и в Москве, Иваново-Вознесенске и других городах. В силу своего положения основную массу построек проектировали го-родские архитекторы, но на рубеже веков в Ярославле работало несколько профессиональных архитекторов, которые также оставили свой след на го-родских улицах и поэтому стоит упомянуть их. Архитектор Артемий Нестерович Барыкин стоял во главе строительного дома Барыкиных, специализировавшегося на подряде строительных работ. По его проектам в начале ХХ в. в Ярославле было возведено несколько жилых домов в настоящее время утраченных, из дошедших образцов – дом Г.И. Либкена на улице Власьевской и здание депо ярославского вольнопожарного общества, которое дошло в сильно измененном виде. В качестве помощника гражданского инженера из Риги А. Енша – Барыкин построил здание казенного винного склада. Бывший ярославский городской архитектор Иоганн Окерблом (1836-1909) после своей отставки продолжал работать в Ярославле. В 1894 г. по его проекту построено здание училища при ЯБМ. В начале ХХ в. он находился в должности губернского архитектора. В этот период он построил дом для своей супруги Авроры Яковлевны (угол ул. Пушкина и ул. Республиканской). Окерблом происходил из семьи шведского мастера серебряных дел. Он окончил Императорскую Академию Художеств с серебряной медалью, а с 1864 по 1883 г. работал ярославским городским архитектором . С 1897 по 1909 гг. Иоганн Окерблом являлся членом ЯГУАК. Николай Юрьевич Лермонтов окончил Институт гражданских инженеров и в 1900-е годы работал в ярославском губернском земстве инженером, а в 1911 г. стал заведующим шоссейным отделом губернской земской управы. С 1901 г. являлся действительным членом ЯГУАК . По его проекту построены доходный дом М.П. Сакина, особняк Кокуевых, синагога, перестроен Гостиный двор . В 1913 г. он переоформил Семеновский мост. Инженер Лермонтов является автором двух работ, вышедших в середине 1910-х годов. Это – «Альбом типовых проектов народных домов» и «Альбом нормальных планов школьных зданий для Ярославской губернии». Последнее издание представляло собой комплект планов 10 деревянных и 5 каменных школ различной этажности и вместительности, спроектированных на основе норм и правил, выработанных 4-м Съездом ярославских земских врачей. Планы сопровождались пояснительной запиской и сметами к каждому конкретному плану. Пояснительная записка отмечала преимущества каждого проекта, возможность переориентации помещений, объясняла устройство отхожих мест и содержала указания по правильному строительству печей. В ней также давались указания, какие материалы надлежит использовать при строительстве, показывались пути, как удешевить строительство. На протяжении сравнительно небольшого отрезка времени в тридцать лет (1890-1910-е) на ярославской земле трудилось множество талантливых архитекторов и инженеров, которые оставили свой след – прекрасные образцы архитектуры. Судьбы этих людей различны и не до конца изучены. Архитекторы, работавшие в Ярославле на рубеже XIX – ХХ вв. отдавали предпочтение разным стилистическим направлениям в архитектуре. Однако, у них есть много общего. Ярославский архитектор рубежа XIX-XX веков чаще всего был выходцем из средних слоев, получившим высшее образование на уровне Императорской Академии Художеств или Института Гражданских Инженеров. Он находился на службе, выполняя частные заказы в свободное время. Большая часть архитекторов не являлась уроженцами Ярославля, они попали в город по распределению или заняв вакантное место. Все ярославские архитекторы и инженеры имели широкий круг обязанностей, не зависимо от того, к какому ведомству они принадлежали: проектировка зданий, участие во всевозможных комиссиях по освидетельствованию аварийных помещений, вновь построенных зданий и т.п. Сохранившиеся здания позволяют сделать выводы о высоком профессиональном мастерстве и хорошем художественном вкусе архитекторов той эпохи. Когда у заказчиков появлялись сомнения в способностях местных архитекторов, они приглашали столичных мастеров, как в случае с Волковским театром. К сожалению, не сохранился проект А. Никифорова и не с чем сравнить работу Н. Спирина. Но это единственный случай явного и открытого недоверия местному специалисту, в целом ярославские архитекторы справлялись с поставленными перед ними задачами. Это сообщение отредактировал shurka - 14.05.2010 - 15:30 |
shurka |
Дата 14.05.2010 - 15:41
|
великодушная императрица солнечной системы Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 32219 Пользователь №: 954 Регистрация: 2.02.2004 - 13:43 |
Архитектор С.В. Капачинский.
|
shurka |
Дата 14.05.2010 - 15:42
|
великодушная императрица солнечной системы Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 32219 Пользователь №: 954 Регистрация: 2.02.2004 - 13:43 | |
shurka |
Дата 14.05.2010 - 15:51
|
великодушная императрица солнечной системы Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 32219 Пользователь №: 954 Регистрация: 2.02.2004 - 13:43 |
Архитектор А. В. Федоров.
|
PAG |
Дата 14.05.2010 - 19:30
|
||
*** Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 360 Пользователь №: 39053 Регистрация: 11.06.2009 - 22:50 |
Дополню немного? Николай Юрьевич Лермонтов родился в 1867 г., умер в 1949 г. Знаменитому поэту Михаилу Лермонтову он доводился пятиюродным братом. В советское время Н.Ю. Лермонтов с 1930-х годов обосновался в Уфе и работал главным архитектором проектной организации «Башпрогор». Заслуженный деятель искусств республики был автором зданий Центрального почтамта и Башпотребсоюза в столице Башкирской АССР (ныне Башкортостан). |
||
Алексей Волконский |
Дата 18.07.2010 - 05:09
|
Новичок Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 1 Пользователь №: 54513 Регистрация: 18.07.2010 - 04:51 |
...интересно всё. ...а Ярославских губернских архитекторов что же пропустили-упустили...?..ведь среди них и младший брат Ф. М. Достоевского у вас был, и П.Я. Паньков - а уж его наверное нельзя в сторонке оставлять.. так что в ожидании продолжения...
|
PAG |
Дата 18.07.2010 - 09:53
|
||
*** Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 360 Пользователь №: 39053 Регистрация: 11.06.2009 - 22:50 |
Может вам будет интересно вот это (правда, несколько другая тема - родословие): И.В. Блохина, Ярославская страница родословной Достоевских. К 500-летию рода Достоевских Е. Глазкова, Д. Муромцева, Л.П. Смирнова (науч. рук.), Достоевские, Рыкачевы, Ленины на ярославской земле Ну вот еще об одном архитекторе М.Б. Шпакунова, Дом, что ты помнишь, что таишь?.. Это сообщение отредактировал PAG - 18.07.2010 - 09:55 |
||
shurka |
Дата 19.07.2010 - 09:33
|
||
великодушная императрица солнечной системы Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 32219 Пользователь №: 954 Регистрация: 2.02.2004 - 13:43 |
Паньков - более ранний период, меня не особо интересовавший. Достоевский тоже оказался вне сферы интересов. сори про Панькова уверена писано переписано, так что может быть кто-то что-то выложит |
||
rest |
Дата 23.07.2010 - 01:00
|
Господин ПЖ Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 25503 Пользователь №: 54477 Регистрация: 16.07.2010 - 14:03 |
Спасибо за подборку о яр.архитекторах. Моя хорошая знакомая(человек уже пожилой) в свое время бывала в доме у Окербломов(здание на углу ул.Пушкина и Республиканской). Она даже музыке училась на фортепиано,принадл.этой семье.Потом Окерблом была арестована,а инструмент,естественно,конфискован.
Это сообщение отредактировал rest - 24.07.2010 - 15:10 |
Леший |
Дата 4.08.2010 - 10:33
|
Уе...нный пошехонец Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 403 Пользователь №: 22727 Регистрация: 26.08.2007 - 17:49 |
Интересная информация
|
Леший |
Дата 4.08.2010 - 10:35
|
Уе...нный пошехонец Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 403 Пользователь №: 22727 Регистрация: 26.08.2007 - 17:49 | |
Леший |
Дата 4.08.2010 - 10:40
|
Уе...нный пошехонец Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 403 Пользователь №: 22727 Регистрация: 26.08.2007 - 17:49 |
А впрочем, вот еще (черновик статьи, опубликованной с др. заголовком в журнале СОБРАНIЕ 2010 №1)
Петр Яковлевич Паньков - губернский архитектор – самоучка Именно этими, казалось бы, взаимоисключающими словами можно кратко охарактеризовать Петра Яковлевича Панькова (1770-1848), много лет возглавлявшего архитектурную службу в Ярославской губернии. Разумеется, случай может вознести куда угодно, в том числе и на должность губернского архитектора. Однако на сей раз можно говорить об удаче, фаворе, счастливом стечении обстоятельств, но не о случае. Фигуру Панькова случайной назвать нельзя. Хотя бы потому – еще один парадокс – что он стал самым известным архитектором Ярославской земли, славной традициями своего зодчества. При этом деятельность этого крайне незаурядного человека не исчерпывалась одной лишь архитектурой… Впрочем, начнем сначала. Будущий архитектор родился в Ростове. Небольшой уездный город Ярославской губернии имел славное прошлое древнейшей – много старше самого Ярославля – столицы края. И, хотя со времени его последнего расцвета, связанного со строительством митрополитом Ионой Сысоевичем знаменитого Ростовского кремля, к тому времени прошло уже столетие, город сохранял свои культурные традиции. А в конце XVIII века усилиями московских зодчих графа Н.П.Шереметева в Спасо-Яковлевском монастыре Ростова появился грандиозный Димитриевский храм, архитектура которого оказала огромное воздействие на церковное строительство по всей губернии. Не стал исключением и молодой Паньков. Правда, прежде чем стать зодчим, он испытал многое. Сын резчика по дереву, судя по отрывочным отзывам современников, быстро превзошел отца его в ремесле, начав сам проектировать иконостасы храмов Ростова: Покровского (1799), теплой церкви Рождественского монастыря (1809), до нас, к сожалению, не дошедшие. Молодой мастер и не думал останавливаться на этом, его явственно влекло всё неизведанное. По словам неизвестного ростовского биографа Панькова, любознательность «познакомила его основательно» с ремеслами кузнеца, медника, серебряника, позолотчика и многими другими. Нередко он брался за совсем уж неожиданные дела: вместе с ростовским мещанином М. И. Тарасовым взял и снял «план городу Ростову с измерением в натуре всех владельческих земель», работал над созданием модели теплого храма при городском соборе, делал «прозрачные картины и даже фейерверки», вероятно, для оформления каких-то празднеств. Вскоре горожане стали обращаться к сметливому земляку при составлении проектов домов. Начинающий строитель демонстрировал знание новомодных технологий. Примером служил его собственный дом: «бревна в нем поставлены были стоймя, чего при постройке домов в Ростове до того не бывало». А в 1812 году Паньков надстроил ворота и башни Яковлевского монастыря «готическими» бельведерами. Их почти сказочные башенки и поныне сглаживают стилевую разноголосицу прекрасных, но разновременных храмов обители, воспринимающуюся с тех пор прекрасным ансамблем. Известность мастера достигла Ярославля, где он привлек внимание губернатора кн. М.Н. Голицына. Более того, через некоторое время он якобы «сделался для начальника губернии почти необходимым», что и вызвало переезд самородка-изобретателя в Ярославль. Можно заподозрить ростовского биографа Панькова в некоторых преувеличениях, однако последовавшие вскоре события говорят, что «мещанин Паньков» был действительно почти незаменим. Удивительным образом, при наличии в губернии официального архитектора, наиболее значительные постройки Ярославля создавались силами Панькова. Одной из его первых построек в Ярославле стал новый Гостиный двор (1813-1818). По описаниям, он представлял живописный ансамбль с восьмигранным павильоном под «китайской» крышей в центре. Над угловыми портиками боковых корпусов находились башенки-бельведеры. Может быть, именно к этому комплексу относится сохранившийся в Ярославском музее-заповеднике чертеж безымянного здания, увенчанного «китайским» бельведером и подписанный четким чертежным почерком «Петр Паньков». 1818 год оказался для П.Я.Панькова судьбоносным. Он удостоился сразу двух «Высочайших наград»: 300 рублей от великого князя Михаила Павловича и золотой табакерки от императрицы Марии Федоровны за «труды по части Архитектуры» и сделанный «в возможно изящном виде» план Ростова. Вскоре Паньков получил еще одно важное задание: сделать обмерные чертежи перед сносом… Ростовского кремля. К счастью, кремль в итоге уцелел, но работа была большая и крайне срочная, а заказчик - выдающийся ученый, инженер и влиятельный управленец генерал-лейтенант А.А.Бетанкур отличался требовательностью. Сохранились трогательные подробности, изложенные ярославским губернатором Г.Г. Политковским в письме Бетанкуру: «Паньков за совершенным у нас недостатком архитекторов трудится один, а нынче дни короткие и пасмурные, он глазами слаб и при свечах работать не может, а потому вся сия работа в надлежащем виде едва может поспеть во второй половине будущего декабря» . Напряженный труд был высоко оценен. Вскоре губернатор и Бетанкур отправили в Императорскую Академию художеств чертежи Панькова с ходатайством о присвоении ему звания архитектора. Но, поскольку ростовский мастер не учился в Академии, дело пришлось решать на уровне правительства, подключив к просьбам самого президента Академии А.Н. Оленина и даже министра просвещения А.Н. Голицына ! 17 апреля 1819 по Высочайшему указу 49-летний Паньков в виде исключения получил звание «художника архитектуры 14 класса». Несколько лет новоявленный архитектор работал по личным поручениям губернатора, исполняя их «по усердию своему безо всякого от казны и города содержания». Зато это был самый плодотворный период его жизни. Так, в 1819 году Паньков построил первое специальное здание для ярославского театра. Пользуясь покровительством губернских властей, Паньков сумел выстроить здание раньше, чем его проект был отклонен в Петербурге. Паньков был и владельцем нового театра. Антрепренерская деятельность много значила для ярославского самородка, о чём говорят и репертуарные сборники с надписью «Театральная библиотека Петра Панькова» (насчитывала более сотни книг), и непростые хлопоты по поводу прохождения пьесами цензуры. Позже, заняв казённую должность, архитектор формально передал театральные дела в ведение жены, Елизаветы Андреевны. В 1820-1821 гг. Паньков создал несколько вариантов проекта губернаторского дома, выстроив его к 1823 г. Архитектор радикально переработал рекомендованный в столице типовой проект А.Захарова. Он не только удлиннил здание, но и снабдил его башней-бельведером и лестницей с пандусами, явственно выделившими сооружение среди городских построек. Великолепен был созданный «художником архитектуры Паньковым» комплекс Мытного гостиного двора, чьи колоннады оформляли протяженные перспективы центра Ярославля на протяжении большей части XIX века. Приписывается Панькову и перестройка в 1818 году дома Горяинова . Его колоннада на скруглённом углу которого регулярно вызывает у исследователей ассоциации с Сенатом Карла Росси. Впрочем, уютный, соразмерный человеку масштаб ярославской постройки сближает её скорее с московской архитектурой. Несомненно, что активный, просто рвавшийся к серьёзной работе, Паньков выглядел много предпочтительнее действовавшего губернского архитектора А. Скорнякова. В 1823 году новый губернатор, деятельный А.М.Безобразов устранил Скорнякова, обвинив его, кажется не совсем справедливо, в «неспособности» и злоупотреблении горячительными напитками. Заняв высокую должность губернского архитектора, Паньков продолжал активную строительную деятельность. В том, что при губернаторе А.М.Безобразове «Ярославль почти весь обновился" – прямая заслуга зодчего, выполнявшего его решительные замыслы. Были закончены работы по благоустройству территории центра города, его набережных и площадей. Многие ярославские постройки стараниями Панькова обрели вид, соответствующий эпохе зрелого классицизма. В 1825 он перестроил северный корпус Присутственных мест на Ильинской площади, получивший торжественный восьмиколонный портик вместо прежнего, четырехколонного. Здания магистрата и почты объединил общий фасад с 12-колонным портиком большого ордера. Радикально перестроенное здание Демидовского лицея тоже получило представительный облик с многоколонными портиками на всех фасадах. Приписывается Панькову и перестройка двух особняков, образовавших оригинальный ансамбль со старинной Знаменской башней. Одновременно Паньков много занимался реконструкциями и строительством церковных зданий. Разумеется, с позиций ХXI века мы не можем приветствовать искажение древних построек, однако Паньков был человеком другой эпохи и перед ним стояла другая задача: привести их облик к гармонии, как он ее понимал. Впрочем, происхождение зодчего накладывало отпечаток на его вкусы. Может быть, поэтому ему удалось создать ряд ярких архитектурных образов. Звонницу Спасского монастыря - один из символов Ярославля –теперь трудно представить без высокого бельведера с «готическими» элементами, варьирующего завершения башен Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове. Иной, ампирный бельведер увенчал звонницу Толгской обители. Губернский архитектор Паньков проектировал и строил и по всей ярославской земле. Бесчисленные небольшие работы (план приходского училища в Данилове, фасада «как нужно дать приличный вид богадельне» для Углича и многое-многое другое) сочетались со значительными. В Угличе он построил здание пожарной части, в Рыбинске – пожарную часть, набережные по Волге и речке Черемухе… Особенно же много он работал в родном Ростове: от решетки общественного сада до колокольни надвратного Никольского храма Авраамиева монастыря. А в Ростове больше всего он построил в Спасо-Яковлевском монастыре. Напротив Димитриевского собора, навсегда оставшегося для зодчего образцом архитектуры, Паньков в 1824-1836 возвел его уменьшенное повторение - Яковлевскую церковь. В конце строительства Яковлевский храм получил притвор с весьма оригинальным фасадом. Странная вычурность форм этой пристройки, будто бы предвосхищающая грядущую эклектику, долго озадачивала исследователей. Однако разгадка таилась в первой специальности архитектора. Паньков практически без изменений применил для притвора… иконостасный проект, где место икон заняли проемы окон и дверей, а также настенные росписи. Интересно, под влиянием Димитриевского собора в творчестве Панькова сложился своеобразный канон излюбленных приёмов церковной архитектуры.: полукруглые и миндалевидные окна в барабане купола, портики с фронтоном, прорезанным пологой аркой. Паньков с успехом обращался к нему даже в 1830-х гг. (перестройка Никольского собора в Мышкине), когда требования следовать при строительстве официально рекомендованным типовым проектам стали значительно жёстче. Период 1830-х-начала 1840-х гг., стал самым напряженным и сложным в жизни и деятельности Панькова. Вероятно, не случайно именно с 1829 супруги Паньковы стали сдавать театральные здания (в Ярославле и Рыбинске, где их скромный деревянный театр был построен незадолго до того) в аренду – времени ни на что другое, кроме архитектурно-строительных дел, не оставалось. Этот период совпал с реорганизацией строительных служб в Российской империи. С 1832 г. архитектор вошел в состав губернской строительной комиссии, став частью разраставшейся организации. Впрочем, ее формированию мешало отсутствие квалифицированных кадров. Лишь с 1836 г. у него появился помощник - выпускник Академии художеств Ф.В.Федоровский и даже ученики. Среди них будущий рыбинский городской архитектор П.А. Уткин, работавший в Ярославле А.В.Полетаев. По-видимому, в эти годы именно они берут на себя значительную часть работы по исполнению чертежей. Однако руководство этой своеобразной мастерской по-прежнему принадлежало уже очень пожилому самоучке. В 1830-х гг. постройки Панькова всё больше следуют «образцовым» типовым проектам: в николаевскую эпоху за строгим соответствием требованиям современной архитектурной эстетики зорко следили строительные службы Министерства внутренних дел. Столичные зодчие педантично возвращали на доработку проекты провинциального или переделывали их сами. Но, как правило, Паньков вместо смиренного исполнения чужого проекта с отчаянным упорством пытался утвердить свое видение архитектуры. И иногда последнее слово подчас оставалось за строителем. Примером может служить гостиный двор в Пошехонье. Все варианты Панькова были отвергнуты, как «нехорошего вкуса», однако возведенное в 1830-1832 гг. здание воспроизводит… самый первоначальный. И никакого «нехорошего вкуса» в его стройных арках (петербургские проектировщики настаивали на более «современных» - широких, лучковых) не наблюдается. Особенно часто приходилось сталкиваться Панькову с маститым столичным архитектором Авраамом Ивановичем Мельниковым. В результате для некоторых зданий впору принимать двойное авторство. Среди них , кроме упоминавшегося уже ярославского Демидовского лицея, следует назвать Гостиный и Мытный дворы Ростова, в композицию первого из которых Паньков включил древний храм Спаса на торгу, а также несохранившуюся Крестовоздвиженскую церковь Рыбинска. Постепенно техническая и, более того, бюрократическая работа стала занимать все большее и большее время. Один пример: лишь для духовного ведомства и только в 1828-1834 Паньков сделал 139 планов и фасадов. Через его руки прошло огромное количество небольших построек, проекты которых надо было рассматривать, утверждать (а нередко и переделывать). Губернские власти продолжали ценить своего архитектора - в 1838 он был удостоен знак отличия беспорочной службы за 15 лет. Однако теперь они видели в нем лишь исключительно старательного чиновника, на которого действовали увещевания «употребить всю свою деятельность и старание к составлению порученных проектов и смет на разные постройки, по уважению к тому, что от сего зависит главнейший успех». Но именно в эти годы появляется, возможно, лучший ансамбль, созданный Паньковым. После пожара 1835 г зодчий радикально переделываает свою раннюю работу - Новый гостиный двор Ярославля. Результатом становится столь выразительный архитектурный комплекс, что его иногда безосновательно пытаются приписать знаменитому К.И.Росси. Исчезли «готические» черты, свойственные раннему творчеству зодчего, появилось спокойное величие, торжественность, который не портят провинциализмы, заметные в тех местах, где зодчему приходилось решать довольно непривычные задачи. Коллежский асессор Паньков работал до 72 лет и был отставлен от службы, лишь после того как в сентябре 1842 года его разбил тяжелый паралич. Скончался он 30 июля (ст.ст.) 1848 г. Не сохранилось ни одного изображения Петра Яковлевича Панькова, скромного человека, за свою жизнь сделавшего много для культуры Ярославской земли. На посту губернского архитектора его сменил Николай Сергеевич Шошин (1804-?) выпускник Академии художеств с уже почти двадцатилетней практикой строительных работ. Однако вклад и Шошина, и последовавших за ним зодчих второй половины XIX века трудно сравнить по значимости с вкладом губернского архитектора-самоучки Панькова. Фигура П.Я.Панькова продолжает ряд талантливых самоучек конца XVIII-начала XIX веков, подобных И.П. Кулибину или костромскому зодчему С.А. Воротилову. Самоучка Паньков оказался наиболее интересным ярославским архитектором. Он не был жёстко связан академической выучкой и его решения были не только оригинальны, но и несли отпечаток местных традиций. Любопытно, что некоторые его работы, уничтоженные в XIX-ХХ вв. в настоящее время вновь восстанавливаются. Так, у обезличенного перестройкой 1860-х гг. губернаторского дома вновь появилась парадная лестница с пандусами, воссозданная по старым чертежам и даже бельведер. Вновь ставится вопрос о воссоздании ансамбл@ построек у Знаменской башни. а исследование памятников архитектуры продолжает выявлять всё новые и новые произведения трудолюбивого архитектора. |
rest |
Дата 4.08.2010 - 11:50
|
||
Господин ПЖ Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 25503 Пользователь №: 54477 Регистрация: 16.07.2010 - 14:03 |
Вам это ничто не напоминает? Например, Храм-бассейн-Храм... Да,это было бы смешно,если бы не было так грустно... А за архитекторов - спасибо! |
||
Леший |
Дата 4.08.2010 - 12:41
|
Уе...нный пошехонец Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 403 Пользователь №: 22727 Регистрация: 26.08.2007 - 17:49 |
Вполне напоминает. И не только это. Но это уже другая тема, за которую Петр Яковлевич отвественности не несет.
|
Леший |
Дата 5.08.2010 - 10:09
|
Уе...нный пошехонец Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 403 Пользователь №: 22727 Регистрация: 26.08.2007 - 17:49 |
shurka А эти сведения про архитекторов (Никифоров, Лермонотов и пр.)где-то опубликованы? Ссылочку бы.
|
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » |
Правила Ярпортала (включая политику обработки персональных данных)