Ярославль


Страницы: (2) [1] 2   ( Перейти к первому непрочитанному сообщению ) Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

Кто написал "12 стульев"

silver space
Дата 26.10.2013 - 15:09
Цитировать сообщение




Личный пацак господина ПЖ
******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 5114
Пользователь №: 33771
Регистрация: 2.11.2008 - 11:21





Набрела на статью в "Литературной газете"
МОСКОВСКИЕ БАРАНКИ И ОДЕССКИЕ БУБЛИКИ. КТО НАПИСАЛ «12 СТУЛЬЕВ»

Статья длинная. В авторстве подозревается Булгаков. Неожиданно...

Разоблачение талантливой мистификации всегда вызывает интерес; если к тому же это мистификация вокруг достаточно известного художественного произведения – интерес оказывается общим. Что же говорить о том, какой взрыв интереса вызовет предлагаемая здесь информация: романы «12 стульев» и «Золотой телёнок» на самом деле написаны Булгаковым?! Предвижу первую реакцию большинства читателей: да ладно, это хорошая шутка, но не морочьте нам голову!

Должен признаться, что, пусть не так категорично, но всё же недоверчиво отреагировал и я на звонок Ирины Амлински, автора книги «12 стульев от Михаила Булгакова» (Берлин, 2013). Хотя степень моего скепсиса была достаточно высокой, я более или менее подготовлен к восприятию даже столь неожиданной информации, будучи хорошо знаком с литературными мистификациями Шекспира, Стерна, Пушкина. Кроме того, я знаю, что и Булгаков был гениальным мистификатором и что его литературные мистификации до сих пор прочтены лишь единичными читателями, а их исследования А.Н. Барковым и П.Б. Маслаком практически не освоены нашим литературоведением. Но эти два огромных романа?..

Разумеется, дело не только в объёме – хотя и в объёме тоже. Скрыть такую грандиозную мистификацию непросто. Но это только первое, что приходит на ум; стоит предположить, что и в самом деле имела место литературная мистификация, как сразу же возникает множество вопросов:

Зачем эта мистификация понадобилась Булгакову? Кто принимал в ней участие, кроме Булгакова, Ильфа и Петрова? Откуда взялся стиль «12 стульев» (в дальнейшем, говоря о «12 стульях» я буду подразумевать оба романа), так отличающийся от стиля вещей Ильфа и Петрова, написанных до этого романа? Откуда взялся Остап Бендер и другие главные герои? Каким образом удалось Булгакову написать «12 стульев» и «Золотого телёнка» в разные годы так, что это не было замечено женой (Л.Е. Белозёрской)? Или она была посвящена в мистификацию и, наравне с Петровым и Ильфом, честно промолчала до самой смерти? Как быть с воспоминаниями о том, что Ильф и Петров писали «12 стульев» вечерами и ночи напролёт? И, наконец, как согласовать мировоззрение участвовавших в мистификации писателей? Булгаков был непримиримым антисоветчиком и в этом смысле никогда себе не изменял, а Ильф и Петров были вполне советскими писателями – и в этом вроде бы тоже были неизменны. Между тем, при всей сущностной антисоветскости этих двух романов, в них присутствует и некий советский элемент, для Булгакова совершенно неприемлемый.

Правда, на последний вопрос мне ответить было достаточно просто, поскольку я знаю, какими приёмами пользовался Булгаков-мистификатор, чтобы сказать, что думал, и не быть обвинённым в «белогвардейщине», – но и без этого вопросов, требовавших ответа, хватало. Я предложил Амлински прислать книгу.

По мере вчитывания мой скепсис стал таять с опережающей чтение быстротой. Огромное количество приведённых Амлински цитат со следами участия в текстах Булгакова заставили меня признать: у этих романов было как минимум три автора, а не два. Но и здесь я сам же нашёл контраргумент: да, это так, но ведь они работали – и как раз в то время – в одной редакции (московской газеты «Гудок»), можно сказать, сидели за одним столом, без конца перебрасывались шутками и остротами, делились замыслами. К тому же Булгаков был человеком щедрым, он многое мог подарить – и, вероятно, дарил.

Но многое – это не всё. А из книги Амлински выходило, что эти тексты не могли быть написаны ни в подобном соавторстве, ни в каком бы то ни было ещё. Она «пропахала» все произведения Булгакова (в том числе – редакции глав, не вошедших в окончательный текст «Мастера и Маргариты», «12 стульев» и «Золотого телёнка»), все произведения Ильфа и Петрова и все воспоминания о них – обо всех троих.
Проанализировав тексты по множеству «сечений», она обнаружила, что в этих двух романах имеют место поразительно похожие по структуре и словарю описания сходных сцен, имеющихся и в произведениях Булгакова, написанных до описываемых романов (сцены вербовки на военное сопротивление, сцены убийства, сцены потопа в квартире, описания многоквартирного дома, одалживания одежды и т.д. и т.п.); что главные образы «12 стульев» перекочевали туда из прежних произведений Булгакова; что стиль прозы романов – тот же, что и в написанных Булгаковым до и после произведениях; и что дилогия буквально пропитана фактами из его биографии и случаями из его жизни, его привычками и пристрастиями, приметами обликов и характеров его друзей и знакомых и маршрутами его передвижений. Причём всё это таким образом использовано и включено в плоть прозы, что речи о совместной работе над ней идти не может. Так вместе не пишут. Так мог писать только сам Михаил Булгаков. Но не Ильф и Петров.

Но в таком случае нам следует отвлечься от этих хотя и множественных, но частностей и попытаться ответить на вопросы, заданные в начале статьи. И начинать следует, конечно же, со стиля. Амлински, например, приводит две фразы – из «12 стульев» и «Мастера и Маргариты»:
«В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми». («12 стульев»)
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана…» («Мастер и Маргарита»)
Да, действительно, музыка, ритм этих двух фраз практически совпадает – но по одной фразе судить нельзя, даже понимая, что такое совпадение не может быть случайным. А вот если продолжить этот начатый Амлински анализ ритма прозы «12 стульев» и «Мастера», то нетрудно убедиться, что и вокруг этих фраз в тех же местах обоих романов ритм – с небольшими вариациями – тот же.


читать дальше
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Р.Б. Бухарев
Дата 28.10.2013 - 10:09
Цитировать сообщение




В малиновых штанах
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 2613
Пользователь №: 71116
Регистрация: 30.03.2011 - 13:29





Мне не интересно, кто это написал. Вещь слабая, неумная, несмешная. Стала культовой исключительно благодаря полному отсутствию сегмента юмористической литературы в СССР
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Betty
Дата 28.10.2013 - 22:21
Цитировать сообщение




крашу губы
******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 5586
Пользователь №: 105434
Регистрация: 14.05.2012 - 20:04





Р.Б. Бухарев
Цитата
Стала культовой


когда?
PM
Top
дюймВовочка
Дата 28.10.2013 - 22:29
Цитировать сообщение




Добрый близорукий слон. Мелких не видит, давит
******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 5464
Пользователь №: 94907
Регистрация: 22.01.2012 - 22:57





В Ярославле живет историк Альберт Максимов, книготорговец по совместительству. Он уже много своих книг выпустил с альтернативным видением истории. Так, Александр Невский бился со шведами на Плещеевом озере, а на Богоявленской площади стоит памятник Чингис-хану. Так что каждый, право, имеет право...
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Алквиад
Дата 28.10.2013 - 23:12
Цитировать сообщение




скептик
******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 5864
Пользователь №: 47369
Регистрация: 13.02.2010 - 18:14





Цитата
Мне не интересно, кто это написал. Вещь слабая, неумная, несмешная. Стала культовой исключительно благодаря полному отсутствию сегмента юмористической литературы в СССР


Эту фразу надо произносить голосом Брежнева, растягивая слова и периодически щелкая челюстью.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
piar
Дата 29.10.2013 - 09:59
Цитировать сообщение




О, эфемерность!
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 4394
Пользователь №: 95596
Регистрация: 29.01.2012 - 22:02





Р.Б. Бухарев, заявление Ваше уж слишком категорично, и, видимо, Ваше мнение сформировалось окончательно, поэтому не буду пытаться переубедить Вас, доказывая, что роман весьма смешной, а все, даже эпизодические персонажи, весьма и весьма колоритны, уж не говоря о том, что текст изобилует афоризмами et cetera, а попрошу Вас назвать произведение, которое Вы считаете по-настоящему смешным и умным.
Что же до авторства, если что-то и не так, вряд ли, теперь это возможно доказать, потому что это дела давно минувших дней, да и зачем?
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Котейка
Дата 29.10.2013 - 10:06
Цитировать сообщение




есть родословная
********

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 52509
Пользователь №: 4815
Регистрация: 4.10.2005 - 10:33





Цитата (Алквиад @ 29.10.2013 - 00:12)
Цитата
Мне не интересно, кто это написал. Вещь слабая, неумная, несмешная. Стала культовой исключительно благодаря полному отсутствию сегмента юмористической литературы в СССР


Эту фразу надо произносить голосом Брежнева, растягивая слова и периодически щелкая челюстью.

а потом размахивать туфлей laugh.gif и кричать "Пидарасыыы!"

Это сообщение отредактировал Котейка - 29.10.2013 - 10:06
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Вячеслав Малежик
Дата 29.10.2013 - 10:14
Цитировать сообщение




Темный Лорд Ярпортала
********

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 111750
Пользователь №: 11086
Регистрация: 3.10.2006 - 22:07





почему Булгаков, почему, скажем, не Хармс с Зощенко?
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
piar
Дата 29.10.2013 - 10:51
Цитировать сообщение




О, эфемерность!
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 4394
Пользователь №: 95596
Регистрация: 29.01.2012 - 22:02





Как мне кажется, идея с сомнением в авторстве призвана была для того, чтобы вызвать "брожение умов". В таком случае, цель достигнута.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Васильченко
Дата 29.10.2013 - 10:56
Цитировать сообщение




песьеглавец
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 17570
Пользователь №: 4719
Регистрация: 27.09.2005 - 07:47





silver space
сюжет подарил Катаев
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
piar
Дата 29.10.2013 - 11:30
Цитировать сообщение




О, эфемерность!
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 4394
Пользователь №: 95596
Регистрация: 29.01.2012 - 22:02





ОК.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
olgafurkalo
Дата 29.10.2013 - 11:33
Цитировать сообщение




орфоманьяк
********

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 34851
Пользователь №: 62158
Регистрация: 24.11.2010 - 10:30





Цитата
Вещь слабая, неумная, несмешная.

а мне очень даже нравится
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
piar
Дата 29.10.2013 - 12:04
Цитировать сообщение




О, эфемерность!
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 4394
Пользователь №: 95596
Регистрация: 29.01.2012 - 22:02





"А судьи кто?"
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Александр Шиханов
Дата 29.10.2013 - 15:39
Цитировать сообщение




В малиновых штанах
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 3226
Пользователь №: 24929
Регистрация: 3.10.2007 - 12:16





Мне версия об авторстве Булгакова кажется неубедительной.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
silver space
Дата 29.10.2013 - 16:31
Цитировать сообщение




Личный пацак господина ПЖ
******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 5114
Пользователь №: 33771
Регистрация: 2.11.2008 - 11:21





Для подтверждения авторства Булгакова нужен глубокий текстологический анализ, несколько фраз мало о чем говорят.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top

Опции темы Страницы: (2) [1] 2  Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

 



[ Время генерации скрипта: 0.0115 ]   [ Использовано запросов: 16 ]   [ GZIP включён ]



Яндекс.Метрика

Правила Ярпортала (включая политику обработки персональных данных)

Все вопросы: yaroslavl@bk.ru