Ярпортал: форум Ярославля | Совместные покупки Объявления Поиск Все вопросы: yaroslavl@bk.ru |
Здравствуйте, Гость ( Вход·Регистрация ) | Сделать Yarportal.Ru стартовой страницей |
|
Страницы: (2) [1] 2 ( Перейти к первому непрочитанному сообщению ) |
silver space |
Дата 26.10.2013 - 15:09
|
Личный пацак господина ПЖ Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 5114 Пользователь №: 33771 Регистрация: 2.11.2008 - 11:21 |
Набрела на статью в
МОСКОВСКИЕ БАРАНКИ И ОДЕССКИЕ БУБЛИКИ. КТО НАПИСАЛ «12 СТУЛЬЕВ» Статья длинная. В авторстве подозревается Булгаков. Неожиданно... Разоблачение талантливой мистификации всегда вызывает интерес; если к тому же это мистификация вокруг достаточно известного художественного произведения – интерес оказывается общим. Что же говорить о том, какой взрыв интереса вызовет предлагаемая здесь информация: романы «12 стульев» и «Золотой телёнок» на самом деле написаны Булгаковым?! Предвижу первую реакцию большинства читателей: да ладно, это хорошая шутка, но не морочьте нам голову! Должен признаться, что, пусть не так категорично, но всё же недоверчиво отреагировал и я на звонок Ирины Амлински, автора книги «12 стульев от Михаила Булгакова» (Берлин, 2013). Хотя степень моего скепсиса была достаточно высокой, я более или менее подготовлен к восприятию даже столь неожиданной информации, будучи хорошо знаком с литературными мистификациями Шекспира, Стерна, Пушкина. Кроме того, я знаю, что и Булгаков был гениальным мистификатором и что его литературные мистификации до сих пор прочтены лишь единичными читателями, а их исследования А.Н. Барковым и П.Б. Маслаком практически не освоены нашим литературоведением. Но эти два огромных романа?.. Разумеется, дело не только в объёме – хотя и в объёме тоже. Скрыть такую грандиозную мистификацию непросто. Но это только первое, что приходит на ум; стоит предположить, что и в самом деле имела место литературная мистификация, как сразу же возникает множество вопросов: Зачем эта мистификация понадобилась Булгакову? Кто принимал в ней участие, кроме Булгакова, Ильфа и Петрова? Откуда взялся стиль «12 стульев» (в дальнейшем, говоря о «12 стульях» я буду подразумевать оба романа), так отличающийся от стиля вещей Ильфа и Петрова, написанных до этого романа? Откуда взялся Остап Бендер и другие главные герои? Каким образом удалось Булгакову написать «12 стульев» и «Золотого телёнка» в разные годы так, что это не было замечено женой (Л.Е. Белозёрской)? Или она была посвящена в мистификацию и, наравне с Петровым и Ильфом, честно промолчала до самой смерти? Как быть с воспоминаниями о том, что Ильф и Петров писали «12 стульев» вечерами и ночи напролёт? И, наконец, как согласовать мировоззрение участвовавших в мистификации писателей? Булгаков был непримиримым антисоветчиком и в этом смысле никогда себе не изменял, а Ильф и Петров были вполне советскими писателями – и в этом вроде бы тоже были неизменны. Между тем, при всей сущностной антисоветскости этих двух романов, в них присутствует и некий советский элемент, для Булгакова совершенно неприемлемый. Правда, на последний вопрос мне ответить было достаточно просто, поскольку я знаю, какими приёмами пользовался Булгаков-мистификатор, чтобы сказать, что думал, и не быть обвинённым в «белогвардейщине», – но и без этого вопросов, требовавших ответа, хватало. Я предложил Амлински прислать книгу. По мере вчитывания мой скепсис стал таять с опережающей чтение быстротой. Огромное количество приведённых Амлински цитат со следами участия в текстах Булгакова заставили меня признать: у этих романов было как минимум три автора, а не два. Но и здесь я сам же нашёл контраргумент: да, это так, но ведь они работали – и как раз в то время – в одной редакции (московской газеты «Гудок»), можно сказать, сидели за одним столом, без конца перебрасывались шутками и остротами, делились замыслами. К тому же Булгаков был человеком щедрым, он многое мог подарить – и, вероятно, дарил. Но многое – это не всё. А из книги Амлински выходило, что эти тексты не могли быть написаны ни в подобном соавторстве, ни в каком бы то ни было ещё. Она «пропахала» все произведения Булгакова (в том числе – редакции глав, не вошедших в окончательный текст «Мастера и Маргариты», «12 стульев» и «Золотого телёнка»), все произведения Ильфа и Петрова и все воспоминания о них – обо всех троих. Проанализировав тексты по множеству «сечений», она обнаружила, что в этих двух романах имеют место поразительно похожие по структуре и словарю описания сходных сцен, имеющихся и в произведениях Булгакова, написанных до описываемых романов (сцены вербовки на военное сопротивление, сцены убийства, сцены потопа в квартире, описания многоквартирного дома, одалживания одежды и т.д. и т.п.); что главные образы «12 стульев» перекочевали туда из прежних произведений Булгакова; что стиль прозы романов – тот же, что и в написанных Булгаковым до и после произведениях; и что дилогия буквально пропитана фактами из его биографии и случаями из его жизни, его привычками и пристрастиями, приметами обликов и характеров его друзей и знакомых и маршрутами его передвижений. Причём всё это таким образом использовано и включено в плоть прозы, что речи о совместной работе над ней идти не может. Так вместе не пишут. Так мог писать только сам Михаил Булгаков. Но не Ильф и Петров. Но в таком случае нам следует отвлечься от этих хотя и множественных, но частностей и попытаться ответить на вопросы, заданные в начале статьи. И начинать следует, конечно же, со стиля. Амлински, например, приводит две фразы – из «12 стульев» и «Мастера и Маргариты»: «В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми». («12 стульев») «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана…» («Мастер и Маргарита») Да, действительно, музыка, ритм этих двух фраз практически совпадает – но по одной фразе судить нельзя, даже понимая, что такое совпадение не может быть случайным. А вот если продолжить этот начатый Амлински анализ ритма прозы «12 стульев» и «Мастера», то нетрудно убедиться, что и вокруг этих фраз в тех же местах обоих романов ритм – с небольшими вариациями – тот же. |
Р.Б. Бухарев |
Дата 28.10.2013 - 10:09
|
В малиновых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 2613 Пользователь №: 71116 Регистрация: 30.03.2011 - 13:29 |
Мне не интересно, кто это написал. Вещь слабая, неумная, несмешная. Стала культовой исключительно благодаря полному отсутствию сегмента юмористической литературы в СССР
|
Betty |
Дата 28.10.2013 - 22:21
|
||
крашу губы Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 5586 Пользователь №: 105434 Регистрация: 14.05.2012 - 20:04 |
Р.Б. Бухарев
когда? |
||
дюймВовочка |
Дата 28.10.2013 - 22:29
|
Добрый близорукий слон. Мелких не видит, давит Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 5464 Пользователь №: 94907 Регистрация: 22.01.2012 - 22:57 |
В Ярославле живет историк Альберт Максимов, книготорговец по совместительству. Он уже много своих книг выпустил с альтернативным видением истории. Так, Александр Невский бился со шведами на Плещеевом озере, а на Богоявленской площади стоит памятник Чингис-хану. Так что каждый, право, имеет право...
|
Алквиад |
Дата 28.10.2013 - 23:12
|
||
скептик Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 5864 Пользователь №: 47369 Регистрация: 13.02.2010 - 18:14 |
Эту фразу надо произносить голосом Брежнева, растягивая слова и периодически щелкая челюстью. |
||
piar |
Дата 29.10.2013 - 09:59
|
О, эфемерность! Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 4394 Пользователь №: 95596 Регистрация: 29.01.2012 - 22:02 |
Р.Б. Бухарев, заявление Ваше уж слишком категорично, и, видимо, Ваше мнение сформировалось окончательно, поэтому не буду пытаться переубедить Вас, доказывая, что роман весьма смешной, а все, даже эпизодические персонажи, весьма и весьма колоритны, уж не говоря о том, что текст изобилует афоризмами et cetera, а попрошу Вас назвать произведение, которое Вы считаете по-настоящему смешным и умным.
Что же до авторства, если что-то и не так, вряд ли, теперь это возможно доказать, потому что это дела давно минувших дней, да и зачем? |
Котейка |
Дата 29.10.2013 - 10:06
|
||||
есть родословная Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 52509 Пользователь №: 4815 Регистрация: 4.10.2005 - 10:33 |
а потом размахивать туфлей и кричать "Пидарасыыы!" Это сообщение отредактировал Котейка - 29.10.2013 - 10:06 |
||||
Вячеслав Малежик |
Дата 29.10.2013 - 10:14
|
Темный Лорд Ярпортала Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 111751 Пользователь №: 11086 Регистрация: 3.10.2006 - 22:07 |
почему Булгаков, почему, скажем, не Хармс с Зощенко?
|
piar |
Дата 29.10.2013 - 10:51
|
О, эфемерность! Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 4394 Пользователь №: 95596 Регистрация: 29.01.2012 - 22:02 |
Как мне кажется, идея с сомнением в авторстве призвана была для того, чтобы вызвать "брожение умов". В таком случае, цель достигнута.
|
Васильченко |
Дата 29.10.2013 - 10:56
|
песьеглавец Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 17570 Пользователь №: 4719 Регистрация: 27.09.2005 - 07:47 |
silver space
сюжет подарил Катаев |
piar |
Дата 29.10.2013 - 11:30
|
О, эфемерность! Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 4394 Пользователь №: 95596 Регистрация: 29.01.2012 - 22:02 |
ОК.
|
olgafurkalo |
Дата 29.10.2013 - 11:33
|
||
орфоманьяк Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 34851 Пользователь №: 62158 Регистрация: 24.11.2010 - 10:30 |
а мне очень даже нравится |
||
piar |
Дата 29.10.2013 - 12:04
|
О, эфемерность! Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 4394 Пользователь №: 95596 Регистрация: 29.01.2012 - 22:02 |
"А судьи кто?"
|
Александр Шиханов |
Дата 29.10.2013 - 15:39
|
В малиновых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 3226 Пользователь №: 24929 Регистрация: 3.10.2007 - 12:16 |
Мне версия об авторстве Булгакова кажется неубедительной.
|
silver space |
Дата 29.10.2013 - 16:31
|
Личный пацак господина ПЖ Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 5114 Пользователь №: 33771 Регистрация: 2.11.2008 - 11:21 |
Для подтверждения авторства Булгакова нужен глубокий текстологический анализ, несколько фраз мало о чем говорят.
|
Страницы: (2) [1] 2 |
Правила Ярпортала (включая политику обработки персональных данных)