Ярославль


  Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

Эксетер и Русь: связи XI века

Цугель
Дата 5.10.2008 - 19:02
Цитировать сообщение




Новичок
*

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Пользователь №: 33153
Регистрация: 25.09.2008 - 20:18





Английский город Эксетер, ныне побратим Ярославля, может оказаться источником культа святого Николая, очень распространённого культа в России с давних времён. Интересно, что об этом знают жители Эксетера? Не обсуждалось ли это в Доме дружбы Ярославль-Эксетер?

Известный в ЖЖ Егор Холмогоров пишет: (подчёркивания мои)
------------------------------------------------------------------------------------------
1:38 am - Всюду кельты и англосаксы

В упомянутой выше статье Назаренко есть отсылка к работе М.Ф. Мурьяновой."Русско-византийские церковные противоречия в конце XI в."// Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе (Сборник статей, посвященный Льву Владимировичу Черепнину) М., 1972, с. 216-224.

По основной своей концепции статья слабая, поскольку выстроена в общем русле "приселковской" традиции искать везде где можно русско-византийские церковные конфликты. Это само по себе крайне скучно. Но поскольку всё строится вокруг жены Владимира Мономаха Гиты Гаральдовны и её влияния на сына Мстислава Владимировича, то приведенная в статье фактология играет новыми красками.

Известный факт, что англосаксонская церковь категорически отказывалась подчиняться прямой власти Рима и именно это послужило одной из причин благословения на поход Вильгельма Завоевателя, обещавшего привести Англию под власть Папы и сдержавшего своё слово. Изестный странной известностью Владимир Мосс построил на жтом целую концепцию православной Англии до 1066 года (несмотря на филиоквизм) и антиправославного геноцида, устроенного нормандцами после захвата Англии. Я ему в шутку предлодил идею Робин Гуда как православного партизана (а отца Тука как последнего православного английского священнослужителя). Но даже если не заходить так далеко, то очевидно, что Гита была одним из осколков англосаксонской христианской традиции, уничтоженной нормандцами и никак проводником "католического" влияния быть не могла. Скорее именно британского.

И здесь приводимые Мурьяновой факты играют совсем новым светом. В Новгороде, где долгие годы княжил сын Гиты Мстислав Владимирович прослеживается отчетливое влияние британской церковной традиции.

Так, Антоний Римлянин судя по главной подробности своего жития - плаванию на камне - явный британец, так как "плавание на камне является специальностью кельтских святых".

Далее еще интересней. Широкого культа Николы Угодника на Руси до XII века по всей видимости не было, зато в XIII веке он пышно расцветает. Наверняка тут сказалась странная рецепция на Руси "переноса мощей в град Барский" (бар градский, как шутили семинаристы в пору моей юности) - то есть попросту похищения латинянами мощей святителя. Но не только - именно Мстислав в 1136 году закладывает возможно первую на Руси (или одну из первых наряду с церковью на Аскольдовой могиле) церковь святителя Николая. И вскоре культ Николы широко расходится по Северной Руси, а оттуда уже расползается и на Владимиро-Суздальскую Русь, становясь характерным признаком именно "северорусской" агиополитики (Никола-Москаль против козака Юра в забавном мышлении братьев наших укров).

И вот тут выясняется, что если на Руси выраженного культа Николы до того времени не было, то он был в Англии, где существовала даже специальная литургия Святому Николаю. Мало того, автор высказывает предположение, что поскольку семья Гаральда жила в Эксетере, где, как считали сами Эксетерцы, пребывала глава Святого Николая и, скорее всего, был установлен ему праздник, то почитание св. Николая могло быть одной из важных черт религиозности Гиты Гаральдовны и передано было ею сыну.

Дальше совсем уж хитрая гипотеза о круге, который совершило почитание св. Николая. Оно, понятное дело, было распространено в Византии, откуда его принесла в Германию жена Оттона II Феофано, византийская принцесса, оно привилось в Лотарингии, откуда его принес в Британию получивший там образование Леофрик, первый епископ Эксетера, и вот из Эксетера оно приехало с Гитой на Русь, а с её сыном Мстиславом в Новгород, где уже развилось так крепко, что без почитания Св. Николая мы себе русского православия и не мыслим.

Конечно, вполне возможно, что значительная часть этой концепции - вышивание бисером по воде, как наши филологи любят (тем более что у автора есть явно бросающиеся в глаза хронотопические несоответствия в некоторых частях изложения). Но если всё три раза перепроверить, то завязки Руси с Британией в церковных темах окажутся любопытными (но только еще раз - ну нипричем тут "католики", нипричем, тем более что переносить на XI-XII век позднейшее жесткое противостояние - некорректно).
------------------------------------------------------------------------------------------

Вот такой привет с расстояния в тысячу лет.

Очень интересная мысль о противостоянии церки Англии с Римом. Тогда Рим победил, жестоким образом, но при первой же возможности церковь Англии снова освободилась, окончательно после Революции 1638 года. Насколько близка была до-Вильгельмова церковь Англии к Православию? Нет ли здесь объяснения тому всплеску симпатий к Православию в современной Англии. Вспоминается нашумевший случай, когда недавно группа священнослужителей англиканской церкви объявила о желании перейти в Православие.

Помнят ли современные эксетерцы о Гите Гаральдовне, отданной за русского князя?
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
chek52
Дата 7.10.2008 - 19:13
Цитировать сообщение




...несёт меня течение
******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 6797
Пользователь №: 6206
Регистрация: 17.01.2006 - 12:11





А мне больше Солнышко и Медведица, (вот они) больше нравятся,хоть и сам Николай.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top

Опции темы Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

 



[ Время генерации скрипта: 0.0104 ]   [ Использовано запросов: 17 ]   [ GZIP включён ]



Яндекс.Метрика

Правила Ярпортала (включая политику обработки персональных данных)

Все вопросы: yaroslavl@bk.ru