Ярпортал: форум Ярославля | Совместные покупки Объявления Поиск Все вопросы: yaroslavl@bk.ru |
Здравствуйте, Гость ( Вход·Регистрация ) | Сделать Yarportal.Ru стартовой страницей |
|
Страницы: (2) [1] 2 ( Перейти к первому непрочитанному сообщению ) |
Дядя Фёдор |
Дата 18.09.2008 - 16:37
|
Большой человек Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 7135 Пользователь №: 9429 Регистрация: 28.07.2006 - 21:47 |
Отечественные автомобили делать некому
16 сентября, 03:59 | Владимир ГУРВИЧ Будучи еще президентом РФ, Владимир Путин поставил перед правительством и отечественным бизнесом непростую задачу: 80% продаваемых в России автомобилей должны производиться внутри страны. Цель, без всякого сомнения, благая. Более того, она весьма успешно реализуется на практике. На данный момент правительство РФ заключило 24 соглашения с иностранными компаниями по созданию автосборочных производств. Если все достигнутые договоренности будут реализованы, то это позволит уже к 2012 г. создать на территории страны производственные мощности по выпуску 1,5 млн - 1,6 млн автомобилей. Впрочем, все эти планы могут показаться и чересчур оптимистичными. Возникает вопрос: кто будет работать в автопромышленности, хватит ли в стране кадров, чтобы обеспечить все возрастающие аппетиты автопроизводителей? Анализ показывает, что проблема персонала, или, точнее, его отсутствия, может стать той жирной чертой, которая перечеркнет грандиозные автомобильные амбиции страны. Не секрет, что уже сегодня, несмотря на сравнительно высокие зарплаты, российские автосборочные заводы испытывают все возрастающий кадровый голод. В первую очередь это относится к квалифицированным представителям рабочих специальностей. Их дефицит объясняется фактическим отсутствием в стране системы подготовки рабочих кадров, разрушенной в начале 1990-х. Напомним, что в Советском Союзе данному вопросу уделялось огромное внимание. В 1976 г. в СССР ПТУ закончили три миллиона человек. В России в 1995 г. таких было 841 тысяча, а в 2007 г. - всего 600 тысяч. Это примерно равно объему выпуска 1940 г., приходящегося на ранний период формирования системы профтехобразования. Но это лишь общие цифры. На практике положение в отдельных регионах значительно хуже. В Республике Удмуртия в 1990 г. подготовлено 10250 представителей новой рабочей смены, из них лишь 10% - рабочих специальностей. А в 2007 г. из 6600 выпускников ПТУ по специальностям для работы в промышленности - всего 280 человек. Остальные - это специалисты для торговли и сферы обслуживания. Одна из основных проблем кадрового дефицита заключается сегодня в нарушении баланса между рабочими и инженерным корпусом. Чтобы производство функционировало в нормальном режиме, условно говоря, необходимо, чтобы на завод приходило пять выпускников из ПТУ, один выпускник техникума и один специалист, закончивший вуз. На сегодняшний день ситуация обстоит несколько иначе: после окончания профтехучилища на производство приходит один человек, из техникума два и четверо - с дипломами о высшем образовании. И этот дисбаланс грозит обостриться еще сильнее. Так, в Татарстане - одном из ведущих центров отечественного автомобилестроения - количество мест в вузах сравнялось с количеством заканчивающих среднюю школу. В России сразу в нескольких регионах идет активный процесс формирования автомобильных кластеров. Однако возникает вопрос: а кто будет работать на создаваемых сборочных и производственных предприятиях? Так, в "российском Детройте", что на берегах Невы, в ближайшие два года на автосборочных предприятиях потребуется семь тысяч человек для заполнения рабочих вакансий. Откуда они появятся? В Ленинградской области и в самом Санкт-Петербурге свободных кадров нет, в регионе очень низкая безработица - всего 0,3%, а кадровый голод местных предприятий составляет 70 тысяч человек. На что могут рассчитывать в данной ситуации автопроизводители? На мигрантов? В России их много, по этому показателю мы занимаем второе место после США. По разным оценкам, их число составляет порядка 12 миллионов человек, и ежегодно эта цифра увеличивается в среднем на 1,8 миллиона человек. Но дело в том, что этот немаленький контингент не рвется работать в цехах предприятий, а старается найти себе применение в других сферах. Даже та часть приезжих, что попадает на заводы, долго там не задерживается. И это понятно: условия работы на производстве не самые приятные. Жесткая капиталистическая дисциплина большинству из них не по нраву. Особо четко эта тенденция прослеживается в автомобильной промышленности, где основы культуры труда были заложены еще в начале ХХ в. Генри Фордом. Разумеется, российские власти прекрасно осознают степень остроты кадровой проблемы. Зазывая к себе ведущие автомобильные бренды, они надеются, что лидеры мирового автопрома создадут в России самые современные высоко автоматизированные производства, минимально завязанные на кадровый вопрос. Но что получается на самом деле? Возьмем завод компании KIA в Словакии. Его мощность составляет 300 тыс. автомобилей в год, в производстве которых задействованы 2 тысячи 800 человек. Таким образом, на одного сотрудника приходится 106 выпускаемых заводом машин. На аналогичном производстве в штате Алабама эта цифра составляет уже 120 автомобилей. Если сравнить это с тем, как обстоят дела в России, то становится понятным уровень нашего отставания. На "ИжАвто" на одного работающего приходится 15 машин. На "ТагАзе" еще хуже - девять автомобилей. Не сильно оторвались вперед и "российские" иномарки. На заводе компании Ford во Всеволожске производительность составляет всего 32 машины на одного работающего. В современном автопроме действительно существуют так называемые безлюдные технологии. Но они обычно применяются на крупных предприятиях. В России же иностранные компании пока предпочитают создавать относительно небольшие производства. Согласно существующим на данный момент планам, иностранные производители построили или намерены построить в России 23 предприятия, которые будут собирать примерно 1,6 млн автомобилей в год. Получается, что на каждом из них будет выпускаться в среднем по 50 тыс. - 60 тыс. машин. Это означает, что в ближайшие годы рассчитывать на существенный рост производительности труда вряд ли приходится. Однако, говоря о кадровых проблемах в отрасли, следует посмотреть на вопрос шире. Современный автопром не исчерпывается только заводами по выпуску машин, он включает огромную сферу дилерских продаж и автосервис. В этом сегменте занято также огромное число работников. Сегодня каждая компания выстраивает свою собственную товаропроводящую сеть. Нет смысла говорить о том, во-первых, каких это требует затрат, а во-вторых, как много людей там занято. В Европе этой проблемой обеспокоились еще в 2002 г., в результате чего Евросоюз принял постановление, направленное на регулирование авторынка. С 2003 г. независимые дилеры получили право продавать машины разных марок. И сегодня в Европе 60% сетей приходится на них и только 40% - на фирменные автосалоны. В Германии дилерская сеть сократилось на 460 точек. При этом объем продаж остался на том же уровне. А что происходит в России, можно проследить на примере "ИжАвто". За последние полтора года предприятие покинуло 150 квалифицированных специалистов, которых ныне существующая система профтехобразования просто не готовит. В свое время их профессиональным обучением занимался завод, потратив на это немалые средства. Все эти люди оказались в системе автосервиса, так как заработная плата там существенно выше, а интенсивность труда ниже. Одним из выходов могла бы стать рационализация размещения автозаводов на территории страны. Такие примеры в мире существуют. Так, компания Hyundai построила свой завод в Чехии, а KIA - в Словакии. Оба производства примерно одной мощности, рассчитаны на выпуск 300 тыс. автомобилей. Унификация платформ выпускаемых ими машин составляет 65%. При этом выпуск комплектующих, рассчитанный на 600 тыс. автомобилей, позволяет применять самые современные технологии и резко снижать себестоимость продукции. Этот пример - наука российским автосборщикам. Необходимо вынуждать зарубежных производителей организовывать в России не мелкие, а особо крупные предприятия. Для этого властям не остается ничего другого, как резко повысить пошлины на ввоз в страну новых иномарок, полностью произведенных за ее пределами. Только такой подход будет стимулировать зарубежные компании организовывать в России не предприятия-карлики, а настоящие производства. Очевидно, что государству есть прямой смысл глубоко и комплексно проанализировать кадровую проблему всего нашего автомобильного хозяйства. В противном случае старый лозунг "кадры решают все" может снова оказаться самым актуальным для страны. Постоянный адрес статьи: |
Nameless |
Дата 18.09.2008 - 17:08
|
Майор Очевидность Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 8788 Пользователь №: 25154 Регистрация: 6.10.2007 - 13:42 |
Ниасилил
|
_Andrew_ |
Дата 18.09.2008 - 17:12
|
||
Per rectum ad astra. Non limitus homicus dolboebicus Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 56281 Пользователь №: 13127 Регистрация: 16.12.2006 - 21:26 |
гыг смысл в том что скоро в стране останутся только охранники продавцы и руководители... ну и еще мвд канечна.. |
||
madcat |
Дата 18.09.2008 - 17:15
|
Господин ПЖ Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 29026 Пользователь №: 3282 Регистрация: 6.04.2005 - 12:14 |
оно уже давно к этому идет ... работниками быть не престижно, все ломятся руководить. Технически грамотных кадров нет
|
POJIJIEP |
Дата 19.09.2008 - 09:19
|
В малиновых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 3812 Пользователь №: 32657 Регистрация: 26.08.2008 - 10:51 |
Платили бы нормально, были бы кадры. Конечно щас и на заводе можно неплохо заработать, тока народ сложно убедить в этом, после того как некоторое время назад рабочие заводов копейки получали.
|
micromir |
Дата 19.09.2008 - 09:57
|
мастер цак-тюнинга Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 13912 Пользователь №: 1941 Регистрация: 20.08.2004 - 07:03 |
так теперь и придется завозить на эти заводы китайцев, чтобы они и собирали свои же китайские автомобили Хоть бы чо современное у нас начали делать, а то устаревший хлам отвертками собираем и радуемся.
|
Дядя Фёдор |
Дата 19.09.2008 - 10:20
|
||
Большой человек Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 7135 Пользователь №: 9429 Регистрация: 28.07.2006 - 21:47 |
Мондео, "тройка" с "пятеркой" от БМВ, Фокус, Камри, Тигуан, Шкода, Пассат, Х-трейл и ряд других моделей уже собирают или налаживают производство у нас. Ни рестайлинга, ни смены модели пока нигде не было, так что это и есть на данный момент самое современное. Что касается ТагАЗа, ИжАвто, SOLLERS, собирающих устаревшие на своей родине автомобили, то и они находят своего потребителя, т.к. пока "их" устаревшее" современнее нашего нового. Со временем на базе этих автомобилей могут появиться собственные разработки ( если это стоит в планах на перспективу ) или они исчезнут совсем. Вообще-то, статья написана, чтобы ещё раз поднять совсем другую проблему.. |
||
IVT |
Дата 19.09.2008 - 12:18
|
Житель города Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 973 Пользователь №: 18942 Регистрация: 27.05.2007 - 15:37 |
Если уровень жизни растет , то устаревшие машины будут покупать не долго. Насчет востановления кадрового потенциала - на это уйдут не годы а одно - два десятелетия.
Скорей всего проще ввозить, а тех 3-4 инженеров на одного выпускника ПТУ использовать для разработки чего то того, что можно продать в обмен на автомобили ,или другой товар каторый мы не можем счас произвести. |
_Andrew_ |
Дата 19.09.2008 - 14:42
|
||
Per rectum ad astra. Non limitus homicus dolboebicus Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 56281 Пользователь №: 13127 Регистрация: 16.12.2006 - 21:26 |
не уверен что эти инженеры способны что нить разработать из того что можно продать... высшая школа деградирует еще быстрее профессионального обучения.. |
||
Дядя Фёдор |
Дата 19.09.2008 - 19:24
|
||
Большой человек Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 7135 Пользователь №: 9429 Регистрация: 28.07.2006 - 21:47 |
Вы не уверены, а я уверен, т.к. знаю спрос на наших инженеров. В Citroen работает Артем Неретин, Инна Кондакова работает в Alfa Romeo, Эрнест Царукян в Audi , в GM работает Капитонов ( имя забыл ), Евгений Маслов в BMW и, самый популярный и известный россиянин в этих кругах - это Владимир Пирожков, разработаыший дизайны Citroen 3 и 5, много времени проработавший шеф-дизайнером в европейском отделении Toyota. Да и в других отраслях наших инженеров и ученых принимают с распростертыми объятиями, т.к. уровень знаний превосходит западный уровень. У нас нет условий этим талантам расти и вносить вклад в экономику. Кстати, тот же самый коллайдер был бы невозможен без учёных из подмосковной Дубны. Хотя ход мыслей правильный.. Много выпускников дипломы просто покупает. ПТУ по таким плачут.. |
||
_Andrew_ |
Дата 19.09.2008 - 19:31
|
||||
Per rectum ad astra. Non limitus homicus dolboebicus Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 56281 Пользователь №: 13127 Регистрация: 16.12.2006 - 21:26 |
про кого говорим? про тех кто работает на запад? дак они уже там... и на нас работать уже не будут... соответственно и прибыль от них будет там ( зы из моей первой группы 85% там... науку двигают... но не нашу...а здесь двигать им уже нечего... то что осталось-- им уже не интересно...) |
||||
Опиум |
Дата 19.09.2008 - 22:53
|
дядя Майкл Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 99634 Пользователь №: 7415 Регистрация: 8.04.2006 - 14:37 |
эхххх....
|
Дядя Фёдор |
Дата 19.09.2008 - 23:09
|
||
Большой человек Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 7135 Пользователь №: 9429 Регистрация: 28.07.2006 - 21:47 |
Про инженеров, выпусников российских ВУЗов, про тех, о которых Вы сказали, что они не способны что-то создать, а созданное ими невозможно продать. Я привел несколько имён выпускников -инженеров наших ВУЗов, которые своей работой опровергают Ваши слова. А уж на чью экономику они работают - это другой вопрос. Главное - они способны создать то, что покупают. Беда в в том, что у нашей промышленности нет денег на внедрение всего проектируемого . |
||
фибролит |
Дата 19.09.2008 - 23:24
|
Низы не могут,верхи не хотят... В.И.Ленин Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 14434 Пользователь №: 28540 Регистрация: 26.01.2008 - 21:13 |
На практике положение в отдельных регионах значительно хуже. В Республике Удмуртия в 1990 г. подготовлено 10250 представителей новой рабочей смены, из них лишь 10% - рабочих специальностей. А в 2007 г. из 6600 выпускников ПТУ по специальностям для работы в промышленности - всего 280 человек. Остальные - это специалисты для торговли и сферы обслуживания.
Во всем мире подавляющее большинство выпускников ориентировано на работу именно в сфере торговли и сферы обслуживания.Взять хотя бы США...На современном компьютеризированном производстве данного количества рабочих кадров хватит.Хотя здесь речь идет лишь о двух российских регионах,ведь не обязательно строить автозаводы в каждой области или республике? |
_Andrew_ |
Дата 19.09.2008 - 23:26
|
Per rectum ad astra. Non limitus homicus dolboebicus Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 56281 Пользователь №: 13127 Регистрация: 16.12.2006 - 21:26 |
Дядя Фёдор
человек предлагал использовать их тут..я сказал что тут никто ничего не произведет.. ибо 1. не на чем 2. не кому |
Страницы: (2) [1] 2 |
Правила Ярпортала (включая политику обработки персональных данных)