Ярославль


Страницы: (3) [1] 2 3   ( Перейти к первому непрочитанному сообщению ) Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

Это интересно, из истории...

kraevedы
Дата 15.07.2013 - 09:54
Цитировать сообщение




Эцилопп
****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 722
Пользователь №: 132545
Регистрация: 9.04.2013 - 13:59





Здесь вы найдёте много интересного из истории Ярославля и Ярославского края. Вы узнаете массу подробностей об архитектуре, культуре, искусстве и людях края.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
kraevedы
Дата 15.07.2013 - 09:59
Цитировать сообщение




Эцилопп
****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 722
Пользователь №: 132545
Регистрация: 9.04.2013 - 13:59





21 июля

425 лет со времени явления и принесения (1588) из Казани в г. Романов Казанской иконы Божьей Матери, ставшей с 1609 г. покровительницей города Ярославля и получившей наименование Ярославской Казанской

Ярославская Казанская икона Божьей Матери была одним из ранних известных списков с чудотворного образа Казанской Богоматери, обретённого в Казани 8 июля 1579 г., через 25 лет после покорения Иваном Грозным Казанского ханства. Обстоятельства обретения святыни в 1588 г. жителем г. Романова Герасимом изложены в «Сказании о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Тетюшах». Приехав по торговым делам в с. Тетюши, недалеко от Казани, Герасим удостоился чудесного видения: в июле 1588 г. ему во сне явилась Богоматерь и указала, где он должен (в Казани) выкупить её образ. Богоматерь повелела также отвезти икону в г. Романов и там «под горою» построить храм во имя святыни. Как повествует сказание, Герасим первым испытал на себе чудотворную силу образа: его больная правая рука исцелилась. Святыня долгое время находилась при Никольской церкви, храм для неё не был построен. Дальнейшая история перенесения чудотворного образа в Ярославль и основания Казанского монастыря изложена в одном из ранних произведений местной посадской литературы начала XVII в. – «Сказании вкратце о новом девичьем монастыре, что в Ярославле в остроге большой осыпи, и о чудотворном образе Пречистой Богородицы». Икона стала считаться покровительницей Ярославля и называться "Ярославской Казанской" в пору событий Смутного времени. 8 марта 1609 г. при отступлении поляков из Романова поручик Яков Любский забрал из Никольской церкви украшенный драгоценностями чудотворный список Казанской иконы Божьей Матери и принёс его в Ярославль. Икону выкупил (по другим данным, принял в дар) ярославский купец, земский староста Василий Георгиев Лыткин, передал городу и поместил в церкви Похвалы Богоматери прихода Димитрия Солунского. Польско-литовские отряды и сторонники Лжедмитрия II стояли под Ярославлем несколько недель, но взять город так и не смогли. Враги «со стыдом оставили Ярославль» 23 мая 1609 г., и жители решили в память о победе соорудить церковь и поставить в ней чудотворную икону. В 1609-1610 гг. на пустовавшем месте в северо-западной части посада построили деревянный храм, а затем устроили при нём женский Казанский монастырь, в котором поселились 72 монахини сожжённого Рождественского монастыря. От перенесённой в новый храм Казанской иконы совершались многочисленные чудеса. В 1610 г. жители Романова обратились к царю Василию Шуйскому с просьбой разрешить вернуть икону из Ярославля обратно в Романов. Однако грамотой патриарха Гермогена (в миру Ермолай, ок. 1530 – 1612) 29 июня 1610 г. было определено чудотворному образу Богородицы "ныне в Ярославле впредь быть неподвижно", а для Романова "списать или выменять таковой же образ Пречистой Богородицы и обложить и приклад приложить так же, как и у чудотворного образа". 2 марта 1611 г. список с подобающей честью был препровождён в Романов и поставлен на месте, где стояла прежняя икона. Ни сама святыня, ни её драгоценное убранство, за исключением живописной рамы, не дошли до наших дней – они бесследно исчезли в 1930-х гг. В настоящее время в возрождённом Казанском женском монастыре находится список этой иконы, созданный монахинями в 1918 г. Этот список ежегодно крестным ходом доставляется в Тутаев (Романов-Борисоглебск) в Казанскую Преображенскую церковь, построенную в 1758 г. на месте прежних Никольской и Преображенской церквей (крестный ход проводится с 1761 г., возобновлён в 2002 г.). Русская православная церковь празднует в честь иконы Божьей Матери Ярославской Казанской (храмовый праздник в Казанском монастыре) 8 (21) июля.

Морев Ф. Сказание о чудотворной иконе Божией Матери Ярославско-Казанской и основание Ярославского Казанского женского монастыря. Ярославль, 1890. 92 с.
Монастыри и храмы земли Ярославской. Ярославль ; Рыбинск, 2001. Т. 3. С. 46-47.
Дополнение к церковному календарю на 2002 год. Романово-Борисоглебск (Тутаев). 2002. С. 43-44.
Казанский девичий монастырь в Ярославле. [Ярославль, 2005?]. С. 2-4.
Гаева Н. Ярославский Казанский женский монастырь : его святыни и история. Изд. 2-е, испр. и доп. Ярославль, 2006. С. 9-19.
Рутман Т. А. Храмы и святыни Ярославля : история и современность. 2-е изд., перераб. и доп. Ярославль, 2008. С. 361-381. URL: http://www.yaroslavlru.ru/Arhitect/kazansk_mon.htm
Рутман Т. А. Ярославский Казанский женский монастырь. Ярославль, 2010. 224 с.

Это сообщение отредактировал kraevedы - 15.07.2013 - 10:02
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
kraevedы
Дата 15.07.2013 - 10:00
Цитировать сообщение




Эцилопп
****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 722
Пользователь №: 132545
Регистрация: 9.04.2013 - 13:59





21 июля

100 лет со дня рождения географа, геолога, ярославского краеведа Владимира Алексеевича Новского (1913-1970)

Родился 8 июля 1913 г. в Рыбинске в семье врача. В этом городе он провёл большую часть своей жизни. Интерес к геологии проявился у него ещё в средней школе. Окончил Московский геолого-разведочный техникум. С 1933 по 1942 гг. был начальником Рыбинской геологической партии, которая проводила инженерно-геологические и гидрогеологические изыскания для нужд города, а также разведку запасов строительных материалов. Автор научных работ, посвящённых межморенным отложениям и террасам Рыбинского района. Руководил кружком при станции юных натуралистов Рыбинского гороно. В 1951 г. окончил заочно географический факультет Ярославского педагогического института им. К. Д. Ушинского. С 1951 г. читал курсы физической географии и картоведения в Рыбинском учительском институте. С 1954 г. – преподаватель геологии в ЯГПИ им. К. Д. Ушинского. С 1963 г. Ярославль стал постоянным местом жительства В. А. Новского и его семьи. Участвовал в создании коллективных трудов кафедры физической географии и биолого-географического факультета. В книге "Природа и хозяйство Ярославской области" (1959) им написаны главы о рельефе, геологическом строении и полезных ископаемых, в книге "Озёра Ярославской области" – очерк геологической истории озёр. В последние годы работал над монографией "Ярославское Поволжье как важнейший стратотип антропогена центра Русской равнины". Монография была одобрена в качестве докторской диссертации, но опубликовать и защитить диссертацию В. А. Новский не успел. Умер 29 августа 1971 г. в Ярославле.

В. А. Новский как геолог и педагог // Вопросы истории и теории землеведения : [сб. науч. тр.] Ярославль, 1972. С. 106-113. (Ученые записки / ЯГПИ им. К. Д. Ушинского ; вып. 99).
"Правьте на звезды..." : Рыбинский край в отечественной науке XIX-XX веков. Рыбинск, 1999. С. 144-152.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
kraevedы
Дата 18.07.2013 - 11:44
Цитировать сообщение




Эцилопп
****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 722
Пользователь №: 132545
Регистрация: 9.04.2013 - 13:59





user posted image

Ровно 155 лет назад Александр Дюма посетил наши края и был ими зачарован. Ярославль предстал перед ним волшебным городом фешенебельных отелей и могущественных “архимиллионеров”.
Помимо всемирно известных романов Александру Дюма традиционно приписывают укоренившееся в нашем языке выражение “развесистая клюква” – символ нелепых выдумок иностранцев о России. По легенде, именно Дюма продемонстрировал однажды вопиющее невежество, легкомысленно заявив, что во время странствий по русским просторам отдыхал “в тени развесистой клюквы”. Впрочем, судить об авторстве крылатого выражения сложно. В известных нам сочинениях французского романиста о чудо-клюкве нет ни слова. А вот путешествие по России Дюма-отец действительно предпринял. В 1858 году он отправился в нашу страну в компании графа Безбородко, пригласившего знаменитого писателя на свадьбу к своей петербургской родственнице.
Из Питера Дюма отправился в Москву, а затем решил поохотиться под Переславлем-Залесским – в усадьбе Елпатьево, принадлежавшей Дмитрию Нарышкину. Восемь дней в Елпатьеве пролетели незаметно, однако душа писателя жаждала увидеть Волгу. Для знакомства с великой рекой Дюма решил опробовать модный, лишь недавно появившийся в России способ путешествия, - круиз на комфортабельном пароходе. Поднявшись на борт в Калязине, он умудрился захватить с собой даже провожавший его полковой оркестр, щедро угощая музыкантов на всём пути до Углича. Древний город поразил Дюма своей полной драматизма историей, а вот угличские монахи, в свою очередь, изрядно были удивлены расспросами иностранца, которого приняли за “посла Англии”. Меж тем путешествие по Ярославской губернии продолжалось: Молога практически не заинтересовала француза, а вот Романов-Борисоглебск, быль отмечен в блокноте Дюма как “город, где делают лучшие тулупы”. Кстати, название породы знаменитых романовских овец француз истолковал по-своему. Не вдаваясь в тонкости, романист ехидно замечал, что “царь Пётр I, который отнюдь не был ягнёнком, не погнушался дать местным овцам свою фамилию”.
К немалой досаде наших земляков, на чудную ярославскую набережную нога великого Александра Дюма так и не ступила. Почему? Французы давно дали ответ на этот вопрос: во всём следует искать женщину. Пароход остановился в нашем городе совсем ненадолго. Дюма уже мечтал вырваться из плена каюты на берег, но в этот момент на борт взошли две изысканно одетые дамы. И намеченная прогулка, само собой, отменилась.
Прекрасными пассажирками оказались княгиня Анна Долгорукая и её компаньонка. Княгиня – “женщина лет 30, очень образованная” – совершенно завладела вниманием Дюма, кокетливо пригласила его разделить их общество и в качестве компенсации за несостоявшуюся экскурсию обещала предоставить французу исчерпывающие сведения о Ярославле.
Надо отдать княгине Долгорукой должное: древний Ярославль в её описании предстал перед Александром Дюма в самом выгодном и даже интригующем ракурсе. Первым делом княгиня сообщила французскому романисту, что “Ярославль славится красивыми женщинами и исключительными страстями: за два года пять молодых людей там сошли с ума от любви”. Со слов Долгорукой Дюма заключил, что именно здесь находится лучшая в России гостиница – единственная (не считая, конечно, питерских и московских отелей), где можно встретить настоящие кровати. Вниманием был удостоен и владелец элитной гостиницы – месье Pastroukoff, которого Дюма величал “дважды или трижды миллионером”. Ярославцам, знакомым с историей родного города, не трудно догадаться, о ком идёт речь. Купец I гильдии Александр Матвеевич Пастухов (а не Паструков, как ошибочно расслышал Дюма) был одним из самых богатых ярославских предпринимателей. Однако ради красного словца Дюма несколько преувеличил размеры пастуховского капитала – по подсчётам историков он составлял всего 1 миллион 750 тысяч рублей. В остальном писателю вполне можно доверять. Объясняя происхождение столь баснословного капитала, Дюма верно замечает, что Пастухов “разбогател не кроватями отеля, а благодаря широкой торговле железом, в зависимость от которого попала вся Россия. Он делит эту монополию с другим торговцем металлом по имени Барков. Всё железо, что продаётся в Нижнем на ярмарке, - собственность этих двух беспримерных спекулянтов”.
Следуя возложенной на себя миссии, Дюма не забывал просвещать читателя, чередуя лирические отступления с любопытными фактами из русской истории. Говоря о Ярославле, он замечает, что сюда был определён на жительство “герцог Бирон, помилованный Павлом I”. Вероятно, француз перепутал Павла I с Петром III. Достаточно странным выглядит и смелое утверждение Дюма, будто бы в Ярославле располагалось сразу 7 российских лицеев. Конечно, Демидовский лицей в то время был известен по всей стране, однако семью вузами наш город обзавёлся лишь к концу XX столетия. Сочтём ошибку классика за комплимент – пусть и слегка преувеличенный.

Мария Александрова. В тени развесистой клюквы: Александр Дюма в
Ярославской губернии // Элитный квартал. 2013. № 6 (июнь). С. 110-113.

Это сообщение отредактировал kraevedы - 18.07.2013 - 11:46
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
kraevedы
Дата 31.07.2013 - 09:14
Цитировать сообщение




Эцилопп
****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 722
Пользователь №: 132545
Регистрация: 9.04.2013 - 13:59





31 июля

245 лет со дня рождения русской актрисы Прасковьи Ивановны Жемчуговой, в замужестве графини Шереметевой (1768-1803), уроженки одной из вотчин Шереметевых в Ярославском крае

Родилась 20 июля 1768 г. в семье крепостного крестьянина - кузнеца Ивана Степановича Ковалёва в д. Березино Угличского уезда Московской губернии (ныне – Большесельского района). Согласно местному преданию, крестили новорожденную в церкви Параскевы Пятницы, расположенной в с. Большом. Священник, согласно церковному уставу, дал ей имя Параскева, это в переводе с греческого языка обозначает «уготованная».
Но на этот счёт есть сомнения, т.к. д. Березино исстари принадлежала приходу церкви с. Никольского на Молокше. До построения каменного храма в 1793-1808 гг. в с. Никольском действовала деревянная церковь, в которой и могли окрестить девочку. До настоящего времени в д. Березино сохранилась липа, которую, по преданию, посадила Прасковья перед отъездом. Прощаясь с домом, посадила она маленькое деревце у дома. По народным поверьям липа была земным воплощением языческой богини Лады - покровительницы удачи, успеха, мира и согласия. Вероятно здесь, на окраине деревни находился двор кузнеца Ивана Степановича Ковалёва – талантливого мастера.
Судьба крепостной девочки отражена в песне песни «Вечор поздно из лесочка», в ней говорится о встрече девочки, которая гнала коров домой, с барином. Авторство песни приписывается самой Параше Ковалёвой, под барином подразумевается Николай Петрович Шереметев.
Несколько поколений графов Шереметевых формировали значительный круг интеллигенции из крепостных крестьян. По их указаниям в обширных имениях из детей дворовых и крепостных крестьян отбирали наиболее способных и одарённых. Кстати, барином, о котором говорится в песне, мог быть управляющий графов Шереметевых. По распоряжению графа семья Ковалёвых была вывезена из д. Березино в подмосковное имение Шереметевых – Кусково. Там Ковалёвы стали дворовыми крестьянами. В красивых кованых решётках усадьбы сохранился труд талантливого березинского кузнеца. В 1775 г. семилетнюю Парашу Ковалёву взяли во дворец графов Шереметевых и «определили к театру». В школу для занятий с юными дарованиями были приглашены самые выдающиеся учителя. Парашу учили светским манерам, умению держаться в высшем обществе, свободно говорить на французском и итальянском языках. музыке (она играла на гитаре, клавесине, арфе) и пению. Скромную крестьянскую девочку полюбила княгиня Марфа Михайловна Долгорукова, учившая её светским манерам и сценическому искусству. Исполнительское мастерство её оттачивали по драматическому искусству – артистка московского театра М. С. Синявская, по пению – Е. С. Сандунова. П. И. Ковалёва дебютировала в 1779 г. на сцене крепостного театра в Кусково в роли служанки в комической опере «Опыт дружбы» А. Гретри. После дебюта Параши молодой граф Николай Петрович сказал: «Эта девушка будет жемчужиной моего театра». С 1780 г., впервые выйдя на сцену под псевдонимом Жемчугова для исполнения маленькой самостоятельной роли Белинды (в комической опере «Колония, или Новое поселение» А. Саккини), стала ведущей актрисой театра. Парасковья Ивановна обладала не только красивым и гибким колоратурным лирико-драматическим сопрано тёплого тембра, но и редким драматическим дарованием. По свидетельству современников ей особенно удавались образы страдающих героинь, переживания которых были так близки сердцу актрисы.
С 1779-го по 1797 гг. она спела 50 партий во французских, итальянских, русских операх. Это партии Луизы в опере «Дезертир» композитора Седена, инфанты и юноши-пажа в опере «Инфанта Заморы» Паизиелло, пастушки Анюты в «Тщетной ревности...» Пуньяни, партия Люсель в одноимённой опере Гретри, невесты из оперы «Три откупщика», пастушки из оперы «Переводчик кусковский», царицы Голландской из одноимённой оперы Монсиньи. Самой любимой ролью была роль Элианы в героической опере «Браках самнитян» А. Гретри (1785). В 1795 г. впервые выступила на сцене нового тетра Шереметевых в Останкино в роли пленной турчанки Зельмиры из музыкальной драмы «Взятие Измаила».
В 1788 г. 37-летний граф Николай Петрович (1751-1809) и 20-летняя Прасковья Ивановна поселяются в Кусковском дворце. С тех пор она считалась невенчанной женой графа, хотя и оставалась крепостной актрисой. Это вызывало зависть, сплетни, пересуды не только в среде артистического мира, но и в великосветском обществе. Дворцы и театры графов Шереметевых посещали коронованные особы. Императрица Екатерина II была очарована пением Жемчуговой. Она была представлена императрице и одарена ею бриллиантовым перстнем со своей руки. Император Павел I, беседовал с ней, как со знатной дамой. Восхищался её талантом митрополит Платон.
Постоянное нервное напряжение, частые выступления подрывали её здоровье. Уходили годы. В 1798 г. Вся семья Ковалёвых получила «вольную». Граф приказывает стряпчему Никите Сворочаеву найти документы, подтверждающие дворянское происхождение Ковалёвой-Жемчуговой. Такой человек был найден в Белоруссии - обедневший польский дворянин Якуб Ковалевский, согласившийся выступить в роли её отца. Тайный обряд венчания проходил в церкви Симеона Столпника в ноябре 1801 г.
Однако семейное счастье было недолгим. Узнав о болезни жены, граф пытался спасти её, нанимая для её лечения знаменитых докторов. Через три недели после рождения сына Дмитрия Николаевича, 23 февраля 1803 г., скончалась «крестьянка-графиня» Парасковья Ивановна Ковалевская-Шереметева. На надгробии её надпись: «Здесь предано земле тело графини П. И. Шереметевой, урождённой от польских шляхтичей Ковалевских». Под этой польской «шляхетской» фамилией она значится в родословной графов Шереметевых.
П. И. завещала дать приданое 100 бедным невестам, дать вольную всем девушкам из прислуги и театра. После её смерти Николай Петрович подписал 9 вольных: музыканту Петру Каменкову с сыном, Елене Шлыковой и её детям - Татьяне, Григорию и Гаврилу. Бывшей няне Параши Жемчуговой - вдове Прасковье Степановой, сыну управителя - Александрову Ивану.
После смерти графа Николая Петровича вольную получили ещё 12 человек, в том числе некоторые актёры. Оркестр был продан Шереметевым в 1804 г. дирекции императорских театров за 50000 рублей. В эту сумму были оценены 36 человек музыкантов, инструменты и нотная библиотека.
Дмитрий Николаевич Шереметев (1803-1871), сын графа Николая Петровича и Прасковьи Ивановны, унаследовал таланты отца и матери. Он был дружен с А. С. Пушкиным, опекал молодого Кипренского, который в фонтанном доме написал портрет Александра Сергеевича. В кабинете Дмитрия висел портрет Александра I с надписью «Старому товарищу». Дмитрий всерьёз увлекался музыкой, содержал отличный хор, слава о его капелле гремела по всей Европе. При нём меценатство приобрело огромные размеры. Именно тогда появилась поговорка «на Шереметевский счёт». Накануне отмены крепостного права граф Дмитрий Николаевич имел 800 тыс. десятин земли и 300 тыс. крепостных.

Елизарова Н. А. Крепостная актриса П. И. Ковалева-Жемчугова. М., 1969. 32 с.
Жемчугова (наст. фам. Ковалёва) Прасковья Ивановна // БСЭ. 3-е изд. М., 1972. Т. 9. С. 164.
Беляков Ю. П. Крепостная... графиня, или Про любовь до гроба. Ярославль, 1996. 32 с. (Спецвып. газ. "Голос профсоюзов" ; № 30).
Березинская жемчужина : [сборник]. Большое село, 2003. 48 с.
Лепская Л. "Я питал к ней чувства самые нежные, самые страстные..." // Родина. 2006. № 3 (март). С. 81-87.
Тютюкин С. В. Граф Николай Шереметев и крепостная актриса Прасковья Ковалева-Жемчугова : ист. очерк // Отечественная история. 2006. № 3 (май-июнь). - С. 153-161.
Большая Российская энциклопедия. М., 2008. Т. 10. С. 28.

Это сообщение отредактировал kraevedы - 2.09.2013 - 07:59
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Елена5000000
Дата 5.08.2013 - 11:54
Цитировать сообщение




В малиновых штанах
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 2778
Пользователь №: 37840
Регистрация: 23.04.2009 - 20:34





Цитата
От перенесённой в новый храм Казанской иконы совершались многочисленные чудеса

Интересно почитать про это.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
kraevedы
Дата 6.08.2013 - 07:42
Цитировать сообщение




Эцилопп
****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 722
Пользователь №: 132545
Регистрация: 9.04.2013 - 13:59





6 августа

125 лет со дня рождения живописца и графика Самуила Исааковича Канера (1888-1968)

Родился 25 июля 1888 г. в г. Замостье (Замосць) Люблинской губернии (Польша). Окончил Академию изящных искусств в Кракове (1909-1914). Жил и работал в Ярославле с 1917 по 1931 гг. Занимался преподавательской и творческой деятельностью, был членом творческих объединений и участником выставок Ярославского филиала АХРР (1925-1927), ЯОРИИ (1928-1929), Корпорации художников города Ярославля (1929). В 1931 г. – мастер-реставратор в Ярославском краеведческом музее. С осени 1931 г. жил и работал в Москве. Умер 24 января 1968 г. в Москве. Творческое наследие художника в настоящее время включает около ста живописных произведений, несколько десятков графических листов и около десяти небольших мозаик.

Художники народов СССР. СПб., 1995. Т. 4, кн. 2. С. 170-171.
Голенкевич Н. П. Художественная жизнь Ярославля конца XIX – первой трети XX столетия. Ярославль, 2002. С. 70.

Это сообщение отредактировал kraevedы - 2.09.2013 - 08:00
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Александр-Яр
Дата 6.08.2013 - 08:04
Цитировать сообщение




Личный пацак господина ПЖ
******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 6065
Пользователь №: 109434
Регистрация: 6.07.2012 - 15:02





Просто трындец, как захватывающе!
Ну что сказать, копипаста топикстартером освоена на "пять".
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Вячеслав Малежик
Дата 6.08.2013 - 09:17
Цитировать сообщение




Темный Лорд Ярпортала
********

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 109428
Пользователь №: 11086
Регистрация: 3.10.2006 - 22:07





Цитата
125 лет со дня рождения живописца и графика Самуила Исааковича Канера

ну, за Самуил-Исакыча! не чокаясь.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Елена5000000
Дата 6.08.2013 - 10:09
Цитировать сообщение




В малиновых штанах
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 2778
Пользователь №: 37840
Регистрация: 23.04.2009 - 20:34





Не нравится - за ворота tongue.gif
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Troides
Дата 6.08.2013 - 12:41
Цитировать сообщение




Мама господина ПЖ
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 13964
Пользователь №: 55663
Регистрация: 13.08.2010 - 22:52





Цитата (Вячеслав Малежик @ 6.08.2013 - 10:17)
Цитата
125 лет со дня рождения живописца и графика Самуила Исааковича Канера

ну, за Самуил-Исакыча! не чокаясь.

+1 biggrin.gif
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
kraevedы
Дата 14.08.2013 - 08:27
Цитировать сообщение




Эцилопп
****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 722
Пользователь №: 132545
Регистрация: 9.04.2013 - 13:59





14 августа

100 лет со дня смерти пошехонского краеведа Алексея Васильевича Балова (1861-1913)

Родился 14 марта 1861 г. в с. Давыдовском "что в Яловце" Пошехонского уезда, в семье священника. Окончил уездное Пошехонское духовное училище, затем – Ярославскую духовную семинарию (1882). С этого времени и до конца жизни постоянно жил в Пошехонье. Стал учителем русского языка, арифметики и географии в духовном училище, но в 1887 г. "принуждён был" уйти в отставку. Этнограф, краевед, корреспондент многих журналов и газет, научных обществ. Автор около сотни публикаций – от маленьких корреспонденций до больших обобщающих работ. С 1888 г. состоял постоянным автором "Ярославских губернских ведомостей", одна из последних статей в "Русском архиве" опубликована в 1911 г. – т. е. почти четверть века А. В. Балов собирал и обрабатывал материалы о родном крае. Главный труд – "Очерки Пошехонья" (в четырех номерах журнала "Этнографическое обозрение" за 1897-1901 гг.). Пошехонье здесь следует понимать как название обширной местности на левой стороне Шексны в её среднем и нижнем течении. Подобного оригинального труда не создано больше никем. Географические и экономические сведения, устройство селений и жилищ, семейные нравы и обычаи, обряды, пища и питьё, болезни и их лечение, христианские и народные верования, увеселения, гадания. В публикацию оправданно и удачно введена глава "Обрядность обыденной жизни" других авторов – С. Я. Дерунова и Я. Ильинского. Деятельность А. В. Балова была отмечена: он награжден малой серебряной медалью Русского географического общества (1892) и бронзовой медалью Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (1893). Умер 1 августа 1913 г. в Пошехонье, могила на городском кладбище не сохранилась. В память о нём в Пошехонье с 1999 г. проводятся Большие и Малые Баловские краеведческие чтения.

Емельянов Л. "Сеятель твой и хранитель" // Сельская новь (Пошехон. р-н). 1993. 11 сентября.
Шустрова И. Ю. Этнография русских Верхнего Поволжья. Ярославль, 1996. С. 7.
Пошехонье в русской культуре : материалы Баловских чтений 2003 года. [Пошехонье, 2004]. С. 3-28.

Это сообщение отредактировал kraevedы - 2.09.2013 - 08:00
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
kraevedы
Дата 16.08.2013 - 08:03
Цитировать сообщение




Эцилопп
****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 722
Пользователь №: 132545
Регистрация: 9.04.2013 - 13:59





16 августа

475 лет со дня основания (06.08.1538) города Любима. "Грамота, данная на построение города Любима царем Иоанном Васильевичем " от 6 августа 1538 г.

В XVI в. на центральные области Русского государства совершали набеги казанские татары. Они убивали и угоняли в рабство население и сжигали посёлки. Нависла такая опасность и над людьми, которые проживали по берегам р. Обноры. Ближайшим укреплённым городом была Кострома, но добраться туда было нелегко. Тогда с челобитной к великому князю Ивану Васильевичу (Ивану Грозному) отправились Михаил Ильин, сын Иевлева, Лука Семёнов, сын Горусина, и Васька Михайлов, сын Лехчанова, просить разрешить жителям этих мест построить город-крепость на стрелке Учи и Обноры. Соответствующая грамота царя Ивана IV была «писана на Москве лета 7046 (1538) августа в 6-й день». Эта дата считается днём основания города Любима. Созданный типичный небольшой укрёпленный пункт был защищён от набегов врагов с двух сторон высокими берегами Учи и Обноры, с третьей стороны – глубоким оврагом. С четвёртой – протекал ручей, существовавший до начала XX в., русло которого, вероятно, было углублено и перегорожено плотиной так, чтобы образовался ров, наполненный водой. С этой стороны, а также вдоль оврага был насыпан земляной вал, остатки которого сохранились. Крепость была обнесена стеной из брёвен. В том месте, где к валу подходит современная Красноармейская улица предположительно находились главные въездные ворота. Теперь на месте укреплений городской парк. Существует несколько версий объяснения названия города. Ссылка на особую любовь Ивана Грозного к соколиной охоте в этих местах не находит документальных подтверждений, да и в год основания Любима Ивану Васильевичу исполнилось лишь 7 лет. Попытка связать название города с распространённым мужским именем тоже несостоятельна: отсутствует типичный в таких случаях суффикс (ср.: Ярослав – Ярославль). Известный знаток ярославской топонимики А. Ю. Данилов полагает, что измученные постоянным­и набегами недругов из Казанского ханства обитатели этих пустынных мест настолько обрадовались появлению крепости, за стенами которой можно было найти спасение, что сразу же нарекли город Любимом. По крайней мере, именно под таким названием новая крепость фигурирует в документах уже в 1560 г. В 1777 г. в связи с образованием Ярославского наместничества (губернии) по реформе императрицы Екатерины II Любим обрёл статус уездного города. Герб Любима (утверждён 20.06.1778): пересечённый щит французской формы. В верхнем его поле помещена часть герба Ярославля (возникающий медведь с секирой на серебряном поле). Нижнее поле – зелёное, имитирующее каменную крепостную стену, отражает историю города, возникшего как крепость. Зелёный цвет обозначал преимущественное занятие жителей уезда сельским хозяйством. В XIX в. Любим представлял собой сложившийся небольшой городок с установленной планировкой улиц, которые начинались от вала и веерообразно расходились вдоль берегов двух рек. Поперечные улицы имели дугообразное направление. 30 апреля 1928 г. Любим лишился статуса города, став селом Любим в составе Даниловского уезда. И хотя в 1929 г. как отдельная административная единица Любимский район был восстановлен, вернуть статус города Любим смог лишь 20 апреля 1938 г. В настоящее время – город, административный центр Любимского района.

Грамота, данная на построение города Любима царём Иоанном Васильевичем в 1538-м году // Ярославские епархиальные ведомости. Ч. неофиц. 1880. № 21 (21 мая). С. 162-163.
Маров С. Когда был основан город Любим // Ленинский призыв (Любим. р-н). 1967. 18 апреля.
Нестеров Ю. Старинный герб города // Ленинский призыв (Любим. р-н). 1985. 20 июня.
Морозов С. И. Любим : ист.-краеведч. очерк. Ярославль, 1988. 175 с.
Орлов В. Л. Старый Любим и вся Россия. Ярославль, 2000. С. 82-83, 369-370.
Города России XVI века : материалы писцовых описаний. М., 2002. С. 116-117.
По реке Обноре. Любим и его окрестности / авт. предисл. и сост.: А. М. Рутман, И. А. Рутман. Ярославль, 2005. С. 5-18, 197-198.

Это сообщение отредактировал kraevedы - 2.09.2013 - 08:01
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
kraevedы
Дата 21.08.2013 - 08:58
Цитировать сообщение




Эцилопп
****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 722
Пользователь №: 132545
Регистрация: 9.04.2013 - 13:59





21 августа

100 лет со дня рождения русского драматурга Виктора Сергеевича Розова (1913-2004)

Родился 8 августа 1913 г. в Ярославле. Во время ярославского мятежа 1918 г. семья Розовых переехала в Ветлугу, затем в Кострому. В 1929 г., мечтая стать агрономом, В. С. Розов пытался поступить в Тимирязевскую академию в Москве, но получил отказ: детей служащих без рабочего стажа в вузы тогда не принимали. Начал работать на текстильной фабрике в Костроме. С 1932 по 1934 гг. был актёром-любителем в костромском Театре юного зрителя. В 1934 г. поступил в училище при московском Театре Революции (ныне – Московский академический театр им. Вл. Маяковского). Участник Великой Отечественной войны. Добровольно записался в 8-ю дивизию народного ополчения Краснопресненского района. Осенью 1944 г. был тяжело ранен. Выписавшись из госпиталя в середине 1942 г., возглавил фронтовую агитбригаду, поступил в Литературный институт им. М. Горького в Москве, но приезжал только на сессии, поскольку был ещё слаб после ранения. После окончания войны, прервав обучение, по приглашению Наталии Сац помогал ей в организации театра для детей и юношества в Алма-Ате. Затем вернулся в столицу и в качестве режиссера и актёра работал в театре при московском ЦДКЖ. В 1953 г. окончил Литературный институт. Первая пьеса "Её друзья" (1949) и представленная В. С. Розовым в качестве дипломной работы пьеса "Страницы жизни" (др. название – "Твой путь", 1953) положили начало длительному творческому содружеству с Центральным детским театром и режиссёром Анатолием Васильевичем Эфросом (1925-1987). С программного спектакля "Вечно живые" по пьесе В. С. Розова в 1957 г. начинался театр "Современник" (где ставились и другие его пьесы). По пьесе "Вечно живые" автором был написан сценарий фильма М. К. Калатозова "Летят журавли", получившего в 1958 г. главный приз Каннского кинофестиваля. Пьесы В. С. Розова (более 20-ти) вошли в репертуар многих театров России; он автор 6 киносценариев. Для его творчества характерна верность жанру камерной психологической драмы, внимание к молодому герою и современным проблемам. Член Союза писателей СССР (1952), председатель конкурсной комиссии по определению лучшего актёра, режиссёра, драматурга в театрах России, профессор Литературного института (до 1995 г.). Лауреат Государственной премии СССР (1967, за инсценировку романа И. А. Гончарова "Обыкновенная история" в "Современнике") и премии Президента РФ, академик Российской академии словесности. Награждён орденами Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени (дважды), Дружбы народов, "За заслуги перед Отечеством" III степени. В июле 1999 г. Институт прикладной астрономии АН России в Санкт-Петербурге присвоил имя Розова одной из малых планет. Почётный гражданин Костромской области (2001). В 2001 г. с целью поддержки молодых талантов учреждена всероссийская литературно-театральной премия "Хрустальная роза Виктора Розова". Умер 28 сентября 2004 г. в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Сын В. С. Розова, Сергей Викторович, много лет был художественным руководителем Ярославского ТЮЗа.

Розов В. Я счастливый человек // Юность. 1971. № 7. С. 65-70.
БСЭ. 3-е изд. М, 1975. Т. 22. С. 180.
Розов Виктор Сергеевич (1913-2004) // Кто есть кто в современной культуре. М., 2006. Вып. 1. С. 643-645.
Огрызко В. Первая ласточка "оттепели": Виктор Розов // Литературная Россия. 2007. 23 февраля. С. 16.
Богданова П. Режиссёры-шестидесятники. М., 2010. С. 29-30, 62-63.
Биография Виктора Сергеевича Розова. UPL: http://www.c-cafe.ru/days/bio/16/063_16.php

Это сообщение отредактировал kraevedы - 2.09.2013 - 08:02
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
kraevedы
Дата 2.09.2013 - 07:54
Цитировать сообщение




Эцилопп
****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 722
Пользователь №: 132545
Регистрация: 9.04.2013 - 13:59





1813

200 лет со времени открытия (1813) в Пошехонье уездного духовного училища, ныне – Пошехонская средняя школа № 2

В 1813 г. из Адрианова монастыря, располагавшегося в 5 км от уездного центра, было переведено в г. Пошехонье духовное училище, существовавшее с 1808 г. В нём получали первоначальное образование дети духовенства Пошехонского и других уездов Ярославской губернии. По окончании училища выпускники могли поступить в Ярославскую духовную семинарию. В 1822 г. для учащихся была выстроена Кирилло-Мефодиевская церковь (не сохранилась). В 1880-х гг. в училище работал преподавателем русского языка, арифметики и географии его выпускник Алексей Васильевич Балов (1861-1913) – пошехонский краевед и этнограф, корреспондент многих журналов и газет, научных обществ, автор около сотни публикаций, в т. ч. оригинального труда "Очерки Пошехонья". В честь выдающегося земляка ныне каждый год в Пошехонье проводятся Большие и Малые Баловские чтения (Малые - с участием школьников). В 1918 г. училище было закрыто, а в его здании разместилась школа первой ступени с четырёхлетним сроком обучения. С 1935 г. – неполная средняя школа имени Н. А. Некрасова (7 классов). В 1957 г. в школе введён десятилетний срок обучения, и она получила наименование "Пошехонская средняя школа № 2" (ныне – МОУ СОШ № 2). Документы по истории Пошехонского духовного училища (последние датированы 1894 годом) сосредоточены в фонде 371 филиала ГАЯО в г. Рыбинске.

Писаревский Г. Пошехонское духовное училище // Ярославские епархиальные ведомости. Ч. неофиц. 1862. № 21–27. С. 213-264.
Пошехонская школа № 2: бережное отношение к ученику / подготовила С. Филиппова // Комсомольская правда. 2012. 29 марта. С. 11. (КП-Ярославль).

Это сообщение отредактировал kraevedы - 2.09.2013 - 08:02
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top

Опции темы Страницы: (3) [1] 2 3  Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

 



[ Время генерации скрипта: 0.0076 ]   [ Использовано запросов: 13 ]   [ GZIP включён ]



Яндекс.Метрика

Правила Ярпортала (включая политику обработки персональных данных)

Все вопросы: yaroslavl@bk.ru