Ярпортал: форум Ярославля | Совместные покупки Объявления Поиск Все вопросы: yaroslavl@bk.ru |
Здравствуйте, Гость ( Вход·Регистрация ) | Сделать Yarportal.Ru стартовой страницей |
|
info |
Дата 6.01.2013 - 08:11
|
Евгений Мухтаров Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 18443 Пользователь №: 545 Регистрация: 20.10.2003 - 09:44 |
В свое время мне на глаза попалась фотография - зима, ярославская Стрелка, а у другого берега «вмёрз» в лёд гигантский танкер. Не речной. Морской. Причем какой-то странной формы. И за этим танкером, на берегу, видны какие-то небольшие, явно временные домики-сараи…
Естественно, я тогда полюбопытствовал у старших, что это за чудо, зачем оно там было и куда потом исчезло. Но узнал очень немногое. Во-первых, что корабль оказался там в первой половине шестидесятых. И во-вторых, что был этот танкер каким-то «секретным», к нему запрещалось приближаться, судно охраняли люди с винтовками - и даже, якобы, один раз кого-то любопытного чуть не застрелили… Все эти разговоры происходили в конце семидесятых. С тех пор и люди, которые мне рассказывали эту историю, умерли, и фотография потерялась, и сам я про таинственный «морской танкер» на Стрелке почти забыл. Но на днях этот случай вдруг всплыл из глубин памяти. По своей надобности я листал электронную подшивку газеты «Корабельная сторона», издающейся в Северодвинске. По-сути, это - бывшая многотиражка судоремонтного завода «Звездочка», известного как место, где проходили ремонт и модернизацию практически все атомные подлодки советского Северного флота, а также легендарный атомный ледокол «Ленин». В 2003 году один из цехов предприятия отмечал свой сорокалетний юбилей, чему посвящалась публикация в газета. Вот в этом материале я вдруг и прочел про тот самый «секретный танкер», что маячил на ярославской Стрелке. Предлагаю выдержку из статьи. ---------------------------- Быковская И. Как Степаныч с КГБ бодался // Корабельная сторона: газета (Северодвинск). - 2003. - 15 апреля. Доступно (в эл. версии на 05.01.2013) по: КАК СТЕПАНЫЧ С КГБ БОДАЛСЯ Юбилей цеха №22 всколыхнул историю сорокалетней давности В конце марта на «Звездочке», в цехе №22 (сейчас его называют доко-водо-такелажным), отмечали юбилей - 40 лет со дня открытия. Собрались ветераны производства <...> В разгар встречи подсчитали, что танкеру «Осетия», где хранят технологическую воду, в эти дни тоже сорок лет исполнилось. Танкер и сейчас в строю. А вот историю первых месяцев его жизни напомнил бывший докмейстер «Звездочки» Алексей Степанович Коротовский. В 1963 году осенью он приехал на Ярославский судостроительный завод принимать новострой. Перегонять «Осетию» (тогда она имела прозаическое название - заказ №601) в Северодвинск можно было только водным путем. Планировали вести вместе с подводными лодками, которые строили на «Сормово». Однако через Волго-Балтийский канал «хода» не было. Сильным паводком нарушило нижние шлюзы, и они требовали солидного ремонта. Оставалось одно: зимовать в Ярославле. Но завод решительно отказался ставить на хранение танкер на своей территории. Коротовскому, у которого на руках был подписанный акт приемки, сказали «до свидания» и указали на выход. В принципе, руководство право. Но что делать нашему северному мужику с «белым пароходом»? Связался по телефону с директором «Звездочки» Просянкиным. Григорий Лазаревич наказал искать хозяина, который пристроил бы судно на зиму. Легко сказать: ищи. Обошел Алексей Степанович все заводы, ДОСААФ, райкомы. Там в его положение входили, но помочь отказывались. Обратился к старожилам. Кто-то и подсказал: мол, иди в пожарную охрану. И действительно, удалось договориться. Люди там работали по сменам и в свободное время согласились охранять «чужака». Место ему отвели в черте города, где река Которосль впадает в Волгу, тут пляж, лед в устье не заходит. Буксиром притащили сюда танкер. На берегу поставили теплушки, соорудили для сторожей печку, завезли дрова. Пожарные несли свою вахту добросовестно. Да и то сказать, не бесплатно. По согласованию с руководством «Звездочки» их оформили рабочими завода (их паспорта переправляли в Северодвинск) на время стоянки заказа №601. Казалось бы, проблема решена, можно вздохнуть и возвращаться домой. Не тут-то было. Вызывают Коротовского к секретарю Ярославского судостроительного завода, а та протягивает ему бумагу с адресом, дескать, явиться туда-то в такое-то время. Куда? Зачем? Но пошел. Дом высокий, на двери табличка: «Комитет госбезопасности». Не захочешь, а задрожишь. В приемной сказали: вас ждут. Разделся. Вошел. В кабинете, видно, начальство - сплошь с большими звездами. Взяли Степаныча в оборот. Мы наш завод, говорят, держим в таком же секрете, как и вы свой северодвинский. У нас, мол, тоже стратегический объект, ракетные катера строим. А вы... Хоть бы согласовали! Куда поставили свой танкер? Аккурат напротив ярославского Кремля, а туда туристы иностранные приезжают. Увидят судно, будут интересоваться, что и где... В общем, говорят, мы предлагаем вам его оттуда убрать. Коротовский руками разводит: куда его убирать, целый месяц весь город прочесывал, нигде места нет. Не знаем, говорят, ничего, ищите. И зачем такая перестраховка, что уж секретного в новом танкере? Ну не будешь же выступать, время такое. Вон он, докмейстер, в цехе командует по «матюгальнику», и не дай бог подводную лодку лодкой назвать, только «заказом». Иначе выговор, и то в лучшем случае. Ладно, не про то сейчас рассказ. Звонит на «Звездочку» Просянкину. Директор ему: поезжай в Москву. Вечерней электричкой заводчанин выехал в столицу. А утром отправился в свой главк, 4-е управление. Просянкин там уже ситуацию обрисовал. Вместе с товарищем из управления предстали перед комитетчиками. И снова выговор: почему-де москвичи не подсказали, что ярославский завод - режимное предприятие. Давайте искать варианты, как быстрее отправить судно по назначению, а прежде - куда его переставить. А вариантов-то всего раз-два, да и ледостав на носу. Перегонять по Волго-Дону вокруг Европы - дело дорогостоящее. Может, найти место в Череповце, там акватория большая, кто-нибудь приютит. Может, перегонять через старую Мариинскую систему - через Сухону, Шексну, Малую Двинку в Двину? Но гнать одно судно - слишком дорогая затея. Тем более надо сплавляться на гребне паводка с большой водой, задействовав при этом авиацию. Словом, ломали головы, ломали... Два дня в Москве прошли, вернулся Коротовский в Ярославль. Опять на связи с директором. Хорошо, на местном заводе ему разрешили звонить на «Звездочку» каждый день в любое время с 16 до 20 часов. Просянкин тоже с управлением созванивался, вопрос решал. В конце концов согласились все, что выход только один: оставить танкер до весны на виду, у Кремля. Авось не рассекретят. И чины из ярославского КГБ тоже с этим согласились. Весной же восстановили нижние шлюзы на Волго-Балте. Танкер под руководством капитан-механика Валентина Дмитриевича Неманова (верой и правдой прослужившего на нем четверть века) подготовили к походу, и в летнюю навигацию, в июне 1964 года, №601 притащили в Северодвинск. <…> Ирина Быковская ---------------- А теперь поясню, из-за чего стоял шум. Дело в том, что танкер «Осетия» - не простой. Он строился в Ярославле вне проекта (предполагающего сооружение ряда однотипных судов), по «индивидуальному» плану, так как предназначался для хранения жидких радиоактивных отходов. Северодвинский завод «Звездочка» тогда вслед за соседом-«Севмашем» как раз приступил к подготовке базы для ремонта атомных подлодок. Перед этим, естественно, полагалось делать отбор проб воды реакторных контуров, проводить слив дезактивационных вод. А в море такое не спустишь… Так на «Звездочке» и возникла идея использовать в качестве хранилища и транспортировки жидких радиоактивных отходов особый танкер, заказанный на Ярославском судостроительном заводе. Корабль имел 9 хорошо защищенных особыми стальными листами цистерн общим объемом 1033 кубических метра. Предполагалось, что сперва атомные подлодки будут осуществлять слив жидких радиоактивных веществ в особые буксируемые емкости, а уж их-то и станут доставлять к одиноко стоящему танкеру «Осетия», который перекачает ядерную дрянь к себе в нутро, а затем отвезет ее на переработку в губу Андрееву на секретное утилизационное предприятие. Отсюда понятна активность КГБ в далеком 1963-м. Шпионы - не дураки: если танкер будет долго маячить в Ярославле, то его заметят, поймут предназначение, отследят дальше весь его путь от Ярославля до Северодвинска, и сделают выводы, где именно куется подводный ядерный щит Родины… Неудивительно, что бедного представителя «Звездочки» отовсюду шугали вместе с танкером. А «Осетия», кстати, с тех пор сорок лет именно сбором жидких радиоактивных веществ в Северодвинске и занимается. Она по-прежнему приписана к заводу «Звездочка», хотя постепенно и готовится на утилизацию. |
Beirut |
Дата 6.01.2013 - 08:27
|
Yarportal.Ru Профиль Группа: Администратор Сообщений: 204572 Пользователь №: 2 Регистрация: 18.03.2003 - 03:51 | |
Dolmatovskiy |
Дата 6.01.2013 - 10:03
|
Эцилопп Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 965 Пользователь №: 36565 Регистрация: 7.03.2009 - 15:03 |
интересная история
|
Андрей Тутариков |
Дата 6.01.2013 - 10:56
|
Эцилопп Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 615 Пользователь №: 30304 Регистрация: 15.04.2008 - 18:11 |
Очень интересно!
|
Степан Капуста |
Дата 6.01.2013 - 18:01
|
Степан Капуста.™ Великий и ужасный.™ Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 7033 Пользователь №: 6 Регистрация: 18.03.2003 - 08:40 |
Только дополню: шлюзы на Волго-Балте не паводком сломало — они просто маленькие были, от старой Мариинской системы остались — 35×5 метров, туда только «мариинку» можно было загнать. Поэтому провести танкер через ВБК было невозможно. Потом возникла бы новая проблема — провести этот танкер через Беломоробалтийский канал. А там шлюзы длинные, но узкие. В итоге единственный путь — через Северодвинскую систему и Сухону. Именно так в 1950-ые из Ленинграда на Волгу приводили немецких «верблюдов» — 588 проект. Но их гнали в весенний паводок и частично разобранными, под зиму там море проблем появляется.
|
New-York |
Дата 6.01.2013 - 18:39
|
Simon's Cat Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 845 Пользователь №: 46594 Регистрация: 29.01.2010 - 17:19 |
info, спасибо за интересную находку.
Фотографии не сохранились? |
Перекопский |
Дата 6.01.2013 - 19:35
|
||
Господин ПЖ Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 30602 Пользователь №: 45574 Регистрация: 9.01.2010 - 00:15 |
Вижу здесь неточности! Мариинская система: В конце 19 в. были расширены и углублены каналы, реконструированы шлюзы в расчете на пропуск судов с осадкой до 1,8 м, шириной 9,6 м и длиной до 75 м. Северо-Двинский канал: Новая реконструкция проводилась в 1916-1917 годах и преследовала, как и раньше, две цели; 1) увеличить пропускную способность канала и 2) приспособить его для судов аналогичного с Мариинской системой типа, В условиях военного времени работы проводились в большой спешке в течение 15 месяцев 25. Руководил работами инженер И. В. Петрашень. Была увеличена ширина и длина шлюзов (их приспособили для судов размером 85 х 12,7 метра) На месте Мариинской водной системы построен современный Волго-Балтийский канал, который был сдан в эксплуатацию в июне 1964 г. Размеры камеры шлюза на Волго-Балте (минимальные): 264х17,8 Видите, какое совпадение получается - согласно статье: "в июне 1964 года, №601 притащили в Северодвинск." и Волго-Балт сдан в июне 1964 года... Думаю, что построенный в Ярославле в 1963 году танкер "Осетия" ожидал в Ярославле ввода в эксплуатацию Волго-Балта, с тем, что бы дойти по этому новому пути до Онеги, затем через Онегу по Беломорско-Балтийскому каналу выйти в Белое море. Беломорско-Балтийский канал был принят в эксплуатацию 2 августа 1933 года. Шлюзы Беломорско-Балтийского канала имеют однотипную конструкцию и полезные размеры камер – 135х14,3 м. Ни размеры камер шлюза, ни осадка не мешали танкеру "Осетия" проделать этот путь за пару недель. Это сообщение отредактировал Перекопский - 9.01.2013 - 14:13 |
||
Maydaynew |
Дата 6.01.2013 - 20:47
|
Эцилопп Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 939 Пользователь №: 32430 Регистрация: 12.08.2008 - 18:31 |
Женя отличная тема. - спасибо
|
Beirut |
Дата 6.01.2013 - 21:20
|
Yarportal.Ru Профиль Группа: Администратор Сообщений: 204572 Пользователь №: 2 Регистрация: 18.03.2003 - 03:51 |
а всё-таки хочется его увидеть и отметить тут
пишут, что он стоит в бухте. там есть суда не отмеченные. может, найдутся спецы, которые соображают в этом деле и идентифицируют его |
Beirut |
Дата 6.01.2013 - 21:22
|
Yarportal.Ru Профиль Группа: Администратор Сообщений: 204572 Пользователь №: 2 Регистрация: 18.03.2003 - 03:51 |
а вот смотрите..
БКВ.. это береговой комплекс выгрузки отработавшего ядерного топлива (БКВ) и рядышком вроде как наш искомый танкер предварительно отметил |
Beirut |
Дата 6.01.2013 - 21:35
|
Yarportal.Ru Профиль Группа: Администратор Сообщений: 204572 Пользователь №: 2 Регистрация: 18.03.2003 - 03:51 |
Эх, до чего там рядом красавцы стоят на приколе..
два ТАРКа "Нахимов" и "Ушаков" один ТАКР "Горшков" свидетели былой мощи |
Zaporojsky |
Дата 8.01.2013 - 15:58
|
В красных шароварах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 505 Пользователь №: 117205 Регистрация: 12.10.2012 - 10:44 |
info
Прочитал с удовольствием. Понравилось. Сейчас в тверицы на противоположный берег легко можно попасть, слава богу. Секретного жаль ничего нет) |
Илья25 |
Дата 8.01.2013 - 16:53
|
В малиновых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 1712 Пользователь №: 82382 Регистрация: 8.09.2011 - 12:17 |
Весьма познавательно. А на фото, похоже, действительно искомая "Осетия" стоит
|
Masquerade |
Дата 10.01.2013 - 14:57
|
Нация застыла в ужасе Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 12939 Пользователь №: 3169 Регистрация: 6.03.2005 - 17:36 |
спасибо
|
Степан Капуста |
Дата 15.01.2013 - 20:18
|
||||||||||
Степан Капуста.™ Великий и ужасный.™ Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 7033 Пользователь №: 6 Регистрация: 18.03.2003 - 08:40 |
Не все. До его перестройки в 1960-ых лимиты оставались старыми, поэтому часто ходили через Вышневолоцкую или Тихвинскую системы.
Фигня. 155,4×12,4 не хочешь? (См. карту С.-Д. Ш. С. 1988 года.) Ибо при 85×12,7 в нее не влезет 588 проект длиной 95,6 метров.
Получается, что его строили специально под новый Волго-Балт? Стремно, однако...
Однотипные с чем? С ВБК? Бред. ВБК — бетонка, ББК — шлюзы вырублены в гранитных скалах. С СДШС? Там бревенчатные вообще-то...
Чтобы такое утверждение сделать, надо знать его габариты. Через ББК далеко не все речные суда проходят, не говоря уж о морских. |
||||||||||
Правила Ярпортала (включая политику обработки персональных данных)