Ярославль


  Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

"Секретный танкер" на ярославской Стрелке, По следам одной истории

info
Дата 6.01.2013 - 08:11
Цитировать сообщение




Евгений Мухтаров
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 18443
Пользователь №: 545
Регистрация: 20.10.2003 - 09:44





В свое время мне на глаза попалась фотография - зима, ярославская Стрелка, а у другого берега «вмёрз» в лёд гигантский танкер. Не речной. Морской. Причем какой-то странной формы. И за этим танкером, на берегу, видны какие-то небольшие, явно временные домики-сараи…

Естественно, я тогда полюбопытствовал у старших, что это за чудо, зачем оно там было и куда потом исчезло. Но узнал очень немногое. Во-первых, что корабль оказался там в первой половине шестидесятых. И во-вторых, что был этот танкер каким-то «секретным», к нему запрещалось приближаться, судно охраняли люди с винтовками - и даже, якобы, один раз кого-то любопытного чуть не застрелили…

Все эти разговоры происходили в конце семидесятых. С тех пор и люди, которые мне рассказывали эту историю, умерли, и фотография потерялась, и сам я про таинственный «морской танкер» на Стрелке почти забыл.

Но на днях этот случай вдруг всплыл из глубин памяти. По своей надобности я листал электронную подшивку газеты «Корабельная сторона», издающейся в Северодвинске. По-сути, это - бывшая многотиражка судоремонтного завода «Звездочка», известного как место, где проходили ремонт и модернизацию практически все атомные подлодки советского Северного флота, а также легендарный атомный ледокол «Ленин».

В 2003 году один из цехов предприятия отмечал свой сорокалетний юбилей, чему посвящалась публикация в газета. Вот в этом материале я вдруг и прочел про тот самый «секретный танкер», что маячил на ярославской Стрелке.

Предлагаю выдержку из статьи.

----------------------------

Быковская И. Как Степаныч с КГБ бодался // Корабельная сторона: газета (Северодвинск). - 2003. - 15 апреля. Доступно (в эл. версии на 05.01.2013) по: http://old.vdvsn.ru/papers/ks/2003/04/15/13363/


КАК СТЕПАНЫЧ С КГБ БОДАЛСЯ
Юбилей цеха №22 всколыхнул историю сорокалетней давности


В конце марта на «Звездочке», в цехе №22 (сейчас его называют доко-водо-такелажным), отмечали юбилей - 40 лет со дня открытия. Собрались ветераны производства <...>

В разгар встречи подсчитали, что танкеру «Осетия», где хранят технологическую воду, в эти дни тоже сорок лет исполнилось. Танкер и сейчас в строю. А вот историю первых месяцев его жизни напомнил бывший докмейстер «Звездочки» Алексей Степанович Коротовский.

В 1963 году осенью он приехал на Ярославский судостроительный завод принимать новострой. Перегонять «Осетию» (тогда она имела прозаическое название - заказ №601) в Северодвинск можно было только водным путем. Планировали вести вместе с подводными лодками, которые строили на «Сормово». Однако через Волго-Балтийский канал «хода» не было. Сильным паводком нарушило нижние шлюзы, и они требовали солидного ремонта.

Оставалось одно: зимовать в Ярославле. Но завод решительно отказался ставить на хранение танкер на своей территории. Коротовскому, у которого на руках был подписанный акт приемки, сказали «до свидания» и указали на выход. В принципе, руководство право. Но что делать нашему северному мужику с «белым пароходом»?

Связался по телефону с директором «Звездочки» Просянкиным. Григорий Лазаревич наказал искать хозяина, который пристроил бы судно на зиму.

Легко сказать: ищи. Обошел Алексей Степанович все заводы, ДОСААФ, райкомы. Там в его положение входили, но помочь отказывались. Обратился к старожилам. Кто-то и подсказал: мол, иди в пожарную охрану. И действительно, удалось договориться. Люди там работали по сменам и в свободное время согласились охранять «чужака». Место ему отвели в черте города, где река Которосль впадает в Волгу, тут пляж, лед в устье не заходит. Буксиром притащили сюда танкер. На берегу поставили теплушки, соорудили для сторожей печку, завезли дрова. Пожарные несли свою вахту добросовестно. Да и то сказать, не бесплатно. По согласованию с руководством «Звездочки» их оформили рабочими завода (их паспорта переправляли в Северодвинск) на время стоянки заказа №601.

Казалось бы, проблема решена, можно вздохнуть и возвращаться домой. Не тут-то было. Вызывают Коротовского к секретарю Ярославского судостроительного завода, а та протягивает ему бумагу с адресом, дескать, явиться туда-то в такое-то время.

Куда? Зачем? Но пошел. Дом высокий, на двери табличка: «Комитет госбезопасности». Не захочешь, а задрожишь. В приемной сказали: вас ждут. Разделся. Вошел.

В кабинете, видно, начальство - сплошь с большими звездами. Взяли Степаныча в оборот. Мы наш завод, говорят, держим в таком же секрете, как и вы свой северодвинский. У нас, мол, тоже стратегический объект, ракетные катера строим. А вы... Хоть бы согласовали! Куда поставили свой танкер? Аккурат напротив ярославского Кремля, а туда туристы иностранные приезжают. Увидят судно, будут интересоваться, что и где... В общем, говорят, мы предлагаем вам его оттуда убрать.
Коротовский руками разводит: куда его убирать, целый месяц весь город прочесывал, нигде места нет.
Не знаем, говорят, ничего, ищите.
И зачем такая перестраховка, что уж секретного в новом танкере? Ну не будешь же выступать, время такое. Вон он, докмейстер, в цехе командует по «матюгальнику», и не дай бог подводную лодку лодкой назвать, только «заказом». Иначе выговор, и то в лучшем случае. Ладно, не про то сейчас рассказ.

Звонит на «Звездочку» Просянкину. Директор ему: поезжай в Москву. Вечерней электричкой заводчанин выехал в столицу. А утром отправился в свой главк, 4-е управление. Просянкин там уже ситуацию обрисовал. Вместе с товарищем из управления предстали перед комитетчиками. И снова выговор: почему-де москвичи не подсказали, что ярославский завод - режимное предприятие. Давайте искать варианты, как быстрее отправить судно по назначению, а прежде - куда его переставить.

А вариантов-то всего раз-два, да и ледостав на носу. Перегонять по Волго-Дону вокруг Европы - дело дорогостоящее. Может, найти место в Череповце, там акватория большая, кто-нибудь приютит. Может, перегонять через старую Мариинскую систему - через Сухону, Шексну, Малую Двинку в Двину? Но гнать одно судно - слишком дорогая затея. Тем более надо сплавляться на гребне паводка с большой водой, задействовав при этом авиацию. Словом, ломали головы, ломали...

Два дня в Москве прошли, вернулся Коротовский в Ярославль. Опять на связи с директором. Хорошо, на местном заводе ему разрешили звонить на «Звездочку» каждый день в любое время с 16 до 20 часов. Просянкин тоже с управлением созванивался, вопрос решал. В конце концов согласились все, что выход только один: оставить танкер до весны на виду, у Кремля. Авось не рассекретят. И чины из ярославского КГБ тоже с этим согласились.

Весной же восстановили нижние шлюзы на Волго-Балте. Танкер под руководством капитан-механика Валентина Дмитриевича Неманова (верой и правдой прослужившего на нем четверть века) подготовили к походу, и в летнюю навигацию, в июне 1964 года, №601 притащили в Северодвинск. <…>

Ирина Быковская


----------------

А теперь поясню, из-за чего стоял шум. Дело в том, что танкер «Осетия» - не простой. Он строился в Ярославле вне проекта (предполагающего сооружение ряда однотипных судов), по «индивидуальному» плану, так как предназначался для хранения жидких радиоактивных отходов.

Северодвинский завод «Звездочка» тогда вслед за соседом-«Севмашем» как раз приступил к подготовке базы для ремонта атомных подлодок. Перед этим, естественно, полагалось делать отбор проб воды реакторных контуров, проводить слив дезактивационных вод. А в море такое не спустишь…

Так на «Звездочке» и возникла идея использовать в качестве хранилища и транспортировки жидких радиоактивных отходов особый танкер, заказанный на Ярославском судостроительном заводе. Корабль имел 9 хорошо защищенных особыми стальными листами цистерн общим объемом 1033 кубических метра. Предполагалось, что сперва атомные подлодки будут осуществлять слив жидких радиоактивных веществ в особые буксируемые емкости, а уж их-то и станут доставлять к одиноко стоящему танкеру «Осетия», который перекачает ядерную дрянь к себе в нутро, а затем отвезет ее на переработку в губу Андрееву на секретное утилизационное предприятие.

Отсюда понятна активность КГБ в далеком 1963-м. Шпионы - не дураки: если танкер будет долго маячить в Ярославле, то его заметят, поймут предназначение, отследят дальше весь его путь от Ярославля до Северодвинска, и сделают выводы, где именно куется подводный ядерный щит Родины… Неудивительно, что бедного представителя «Звездочки» отовсюду шугали вместе с танкером.

А «Осетия», кстати, с тех пор сорок лет именно сбором жидких радиоактивных веществ в Северодвинске и занимается. Она по-прежнему приписана к заводу «Звездочка», хотя постепенно и готовится на утилизацию.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Beirut
Дата 6.01.2013 - 08:27
Цитировать сообщение




Yarportal.Ru
********

Профиль
Группа: Администратор
Сообщений: 204572
Пользователь №: 2
Регистрация: 18.03.2003 - 03:51





"Звездочка"
http://wikimapia.org/#lat=64.5882065&l...%BA%D0%B0%C2%BB
но сам танкер не обозначен.

PM
Top
Dolmatovskiy
Дата 6.01.2013 - 10:03
Цитировать сообщение




Эцилопп
****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 965
Пользователь №: 36565
Регистрация: 7.03.2009 - 15:03





интересная история wink.gif
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Андрей Тутариков
Дата 6.01.2013 - 10:56
Цитировать сообщение




Эцилопп
****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 615
Пользователь №: 30304
Регистрация: 15.04.2008 - 18:11





Очень интересно!
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Степан Капуста
Дата 6.01.2013 - 18:01
Цитировать сообщение




Степан Капуста.™ Великий и ужасный.™
******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 7033
Пользователь №: 6
Регистрация: 18.03.2003 - 08:40





Только дополню: шлюзы на Волго-Балте не паводком сломало — они просто маленькие были, от старой Мариинской системы остались — 35×5 метров, туда только «мариинку» можно было загнать. Поэтому провести танкер через ВБК было невозможно. Потом возникла бы новая проблема — провести этот танкер через Беломоробалтийский канал. А там шлюзы длинные, но узкие. В итоге единственный путь — через Северодвинскую систему и Сухону. Именно так в 1950-ые из Ленинграда на Волгу приводили немецких «верблюдов» — 588 проект. Но их гнали в весенний паводок и частично разобранными, под зиму там море проблем появляется.
PM
Top
New-York
Дата 6.01.2013 - 18:39
Цитировать сообщение




Simon's Cat
****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 845
Пользователь №: 46594
Регистрация: 29.01.2010 - 17:19





info, спасибо за интересную находку.

Фотографии не сохранились?

PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Перекопский
Дата 6.01.2013 - 19:35
Цитировать сообщение




Господин ПЖ
********

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 30602
Пользователь №: 45574
Регистрация: 9.01.2010 - 00:15





Цитата (Степан Капуста @ 6.01.2013 - 18:01)
Только дополню: шлюзы на Волго-Балте не паводком сломало — они просто маленькие были, от старой Мариинской системы остались — 35×5 метров, туда только «мариинку» можно было загнать. Поэтому провести танкер через ВБК было невозможно. Потом возникла бы новая проблема — провести этот танкер через Беломоробалтийский канал. А там шлюзы длинные, но узкие. В итоге единственный путь — через Северодвинскую систему и Сухону. Именно так в 1950-ые из Ленинграда на Волгу приводили немецких «верблюдов» — 588 проект. Но их гнали в весенний паводок и частично разобранными, под зиму там море проблем появляется.

Вижу здесь неточности!
Мариинская система:
В конце 19 в. были расширены и углублены каналы, реконструированы шлюзы в расчете на пропуск судов с осадкой до 1,8 м, шириной 9,6 м и длиной до 75 м.
http://www.locman.net/page_620.htm

Северо-Двинский канал:
Новая реконструкция проводилась в 1916-1917 годах и преследовала, как и раньше, две цели; 1) увеличить пропускную способность канала и 2) приспособить его для судов аналогичного с Мариинской системой типа, В условиях военного времени работы проводились в большой спешке в течение 15 месяцев 25. Руководил работами инженер И. В. Петрашень. Была увеличена ширина и длина шлюзов (их приспособили для судов размером 85 х 12,7 метра)
http://www.kirmuseum.ru/issue/article.php?ID=2150

На месте Мариинской водной системы построен современный Волго-Балтийский канал, который был сдан в эксплуатацию в июне 1964 г.
http://www.locman.net/page_620.htm
Размеры камеры шлюза на Волго-Балте (минимальные):
264х17,8
http://www.volgo-balt.ru/page/29

Видите, какое совпадение получается - согласно статье: "в июне 1964 года, №601 притащили в Северодвинск." и Волго-Балт сдан в июне 1964 года...

Думаю, что построенный в Ярославле в 1963 году танкер "Осетия" ожидал в Ярославле ввода в эксплуатацию Волго-Балта, с тем, что бы дойти по этому новому пути до Онеги,
затем через Онегу по Беломорско-Балтийскому каналу выйти в Белое море.


Беломорско-Балтийский канал был принят в эксплуатацию 2 августа 1933 года.
Шлюзы Беломорско-Балтийского канала имеют однотипную конструкцию и полезные размеры камер – 135х14,3 м.
http://bbkanal.ru/about/

Ни размеры камер шлюза, ни осадка не мешали танкеру "Осетия" проделать этот путь за пару недель.

Это сообщение отредактировал Перекопский - 9.01.2013 - 14:13
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Maydaynew
Дата 6.01.2013 - 20:47
Цитировать сообщение




Эцилопп
****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 939
Пользователь №: 32430
Регистрация: 12.08.2008 - 18:31





Женя отличная тема. - спасибо
PM
Top
Beirut
Дата 6.01.2013 - 21:20
Цитировать сообщение




Yarportal.Ru
********

Профиль
Группа: Администратор
Сообщений: 204572
Пользователь №: 2
Регистрация: 18.03.2003 - 03:51





а всё-таки хочется его увидеть и отметить тут http://wikimapia.org/#lat=64.5882065&l...%BA%D0%B0%C2%BB
пишут, что он стоит в бухте.
там есть суда не отмеченные.
может, найдутся спецы, которые соображают в этом деле и идентифицируют его
PM
Top
Beirut
Дата 6.01.2013 - 21:22
Цитировать сообщение




Yarportal.Ru
********

Профиль
Группа: Администратор
Сообщений: 204572
Пользователь №: 2
Регистрация: 18.03.2003 - 03:51





а вот смотрите..
http://wikimapia.org/#lat=64.5781104&l...%91%D0%9A%D0%92

БКВ..
это http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B1%D0...D0%B0&lr=16

береговой комплекс выгрузки отработавшего ядерного топлива (БКВ)

и рядышком вроде как наш искомый танкер
предварительно отметил
PM
Top
Beirut
Дата 6.01.2013 - 21:35
Цитировать сообщение




Yarportal.Ru
********

Профиль
Группа: Администратор
Сообщений: 204572
Пользователь №: 2
Регистрация: 18.03.2003 - 03:51





Эх, до чего там рядом красавцы стоят на приколе..
два ТАРКа "Нахимов" и "Ушаков"
один ТАКР "Горшков"
свидетели былой мощи
PM
Top
Zaporojsky
Дата 8.01.2013 - 15:58
Цитировать сообщение




В красных шароварах
****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 505
Пользователь №: 117205
Регистрация: 12.10.2012 - 10:44





info
Прочитал с удовольствием. Понравилось. Сейчас в тверицы на противоположный берег легко можно попасть, слава богу. Секретного жаль ничего нет)
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Илья25
Дата 8.01.2013 - 16:53
Цитировать сообщение




В малиновых штанах
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 1712
Пользователь №: 82382
Регистрация: 8.09.2011 - 12:17





Весьма познавательно. А на фото, похоже, действительно искомая "Осетия" стоит
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Masquerade
Дата 10.01.2013 - 14:57
Цитировать сообщение




Нация застыла в ужасе
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 12939
Пользователь №: 3169
Регистрация: 6.03.2005 - 17:36





спасибо
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Степан Капуста
Дата 15.01.2013 - 20:18
Цитировать сообщение




Степан Капуста.™ Великий и ужасный.™
******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 7033
Пользователь №: 6
Регистрация: 18.03.2003 - 08:40





Цитата (Перекопский @ 6.01.2013 - 20:35)
Вижу здесь неточности!
Мариинская система:
В конце 19 в. были расширены и углублены каналы, реконструированы шлюзы в расчете на пропуск судов с осадкой до 1,8 м, шириной 9,6 м и длиной до 75 м.
http://www.locman.net/page_620.htm

Не все. До его перестройки в 1960-ых лимиты оставались старыми, поэтому часто ходили через Вышневолоцкую или Тихвинскую системы.



Цитата
Северо-Двинский канал:
Новая реконструкция проводилась в 1916-1917 годах и преследовала, как и раньше, две цели; 1) увеличить пропускную способность канала и 2) приспособить его для судов аналогичного с Мариинской системой типа, В условиях военного времени работы проводились в большой спешке в течение 15 месяцев 25. Руководил работами инженер И. В. Петрашень. Была увеличена ширина и длина шлюзов (их приспособили для судов размером 85 х 12,7 метра)

Фигня. 155,4×12,4 не хочешь? (См. карту С.-Д. Ш. С. 1988 года.) Ибо при 85×12,7 в нее не влезет 588 проект длиной 95,6 метров.

Цитата
Видите, какое совпадение получается - согласно статье:  "в июне 1964 года, №601 притащили в Северодвинск." и Волго-Балт сдан в июне 1964 года...

Получается, что его строили специально под новый Волго-Балт? Стремно, однако...

Цитата
Беломорско-Балтийский канал был принят в эксплуатацию 2 августа 1933 года.
Шлюзы Беломорско-Балтийского канала имеют однотипную конструкцию и полезные размеры камер – 135х14,3 м.

Однотипные с чем? С ВБК? Бред. ВБК — бетонка, ББК — шлюзы вырублены в гранитных скалах. С СДШС? Там бревенчатные вообще-то...

Цитата
Ни размеры камер шлюза, ни осадка не мешали танкеру "Осетия" проделать этот путь за пару недель.

Чтобы такое утверждение сделать, надо знать его габариты. Через ББК далеко не все речные суда проходят, не говоря уж о морских.
PM
Top

Опции темы Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

 



[ Время генерации скрипта: 0.0073 ]   [ Использовано запросов: 13 ]   [ GZIP включён ]



Яндекс.Метрика

Правила Ярпортала (включая политику обработки персональных данных)

Все вопросы: yaroslavl@bk.ru