Ярпортал: форум Ярославля | Совместные покупки Объявления Поиск Все вопросы: yaroslavl@bk.ru |
Здравствуйте, Гость ( Вход·Регистрация ) | Сделать Yarportal.Ru стартовой страницей |
|
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя » ( Перейти к первому непрочитанному сообщению ) |
МБиТС |
Дата 4.03.2012 - 17:24
|
............. Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 352 Пользователь №: 93257 Регистрация: 4.01.2012 - 12:27 |
Очень часто бываю в Рыбницах. Замечательное село с большой историей. Хотелось бы о нем рассказать. Рассказ будет в нескольких частях.
Часть 1 Рыбницы Когда-то эти земли, где сейчас находятся село Рыбницы и окрестные деревни, принадлежали Ксении Ивановне Шестовой (инокине Марфе), матери первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича Романова. В марте 1613 году через это село она везет в Москву своего сына, избранного на царствование. В 1631 году Шестова дарит эти земли московскому Новоспасскому монастырю, в связи с чем Рыбницы впервые упоминаются в письменном источнике. Название села происходит от речки Рыбницы (Рыбинки), в устье которой находится село. В прошлом это речка изобиловала рыбой. Не случайно в 1654 году половина речки из владений князя Федора Деева была пожалована царем Алексеем Михайловичем «в ловлю рыбную» патриарху Никону. Во второй половине XVIII село принадлежало известному екатерининскому вельможе генерал-поручику К.Е. Сиверсу. Это сообщение отредактировал МБиТС - 4.03.2012 - 20:13 |
МБиТС |
Дата 4.03.2012 - 17:26
|
............. Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 352 Пользователь №: 93257 Регистрация: 4.01.2012 - 12:27 |
Часть 2
Церковь Всемилостивого Спаса Первый храм (деревянный) на этом месте был построен в 1759, до этого времени местные жители ходили в храм села Бор-Голышкин, что находился в трех верстах от Рыбниц. Весенние разливы Волги причиняли жителям много неудобств. И поэтому выхлопотав разрешение у Синода от 10 августа 1722 года, храм был построен и освещен. В 1789 году на том же месте на средства крестьянина села Рыбино Кирилла Михайловича Кускова был построен каменный храм с приходом из четырех деревень Уткино, Свечкино, Тюмба, Овсяники. Престолов в ней три. Главный во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворного образа, а в приделах на южной стороне во имя Святителя и Чудотворца Николая и на северной - во имя преподобного Кирилла Новоезерского. С 1890 года церковным старостой был Константин Михайлович Опекушин, брат известного скульптора и академика. За время его старостинства нельзя не внести в летопись следующего славного события. По предложению старосты прихожанами ознаменован радостный день Священного коронования Их Императорских Величеств 14 мая 1896 года. На паперти Спасской церкви сооружен был киот и в нем поставлены две иконы: одна с ликами святых, имена которых носят Их Величества, а другая с ликами святых, празднуемых 14 мая. На одной из икон были изображены Святитель и Чудотворец Николай, царица Александра и Мария Магдалина, а на другой - мученики Исидор и Максим с благословляющим их свыше Господом. В 1896 году 16 августа, в день храмового праздника иконы эти были торжественно освящены с участим местного причта благочинным Федором Князевым и перед ними возжена неугасимая лампада. О сооружении и постановлении икон через министра внутренних дел доложено было Государю Императору, и Его Величество на докладе изволило начертать собственноручно: "Прочел с удовольствием. Искренне благодарим". Через земского начальника от генерал-губернатора Бориса Владимировича Штюрмера бумагой за № 218, 186 приходу о сем и было объявлено 24 октября. По прочтении ее в церкви снова был отслужен молебен о здравии Их Величиств и всего царствующего Дома, а киот некоторые прихожане решили вызолотить. По прошествии более 100-летнего устроения каменного храма, с умножением числа прихожан оказалась нужда в расширении его. Cтаростa счел целесообразным соединить зимний и летний храмы в один, отчего получилось помещение вдвое больше. Приглашен был архитектор губернский инженер Владимир Иванович Шишкин. По всестороннем осмотре храма составлен был акт о нем и составлена смета на постройку его в 5000 рублей. Оба акта и были утверждены Его Преосвященноством Иоаникием Епископом Углическим. По его благословению работы начались в апреле 1897 года, а окончены к 16 августа 1897 г. В день престольного праздника храм освящен был благочинным Федором Князевым в сослужении 4-х священников, двух дьяконов при множестве молящихся. Половина всей сметной суммы покрыта самим церковным старостой К.М. Опекушиным. Именно в этом храме крестили А.М. Опекушина. Сказать точно, кто крестил Опекушина, мы не можем, но по книге К.М. Опекушина (брата скульптора) «Ярославской епархии, Даниловского уезда село Рыбницы или Новоспасское и его приход» в это время священником был Платон Антонов Онуфриевский. Возможно, именно он и крестил будущего скульптора |
None |
Дата 4.03.2012 - 18:05
|
||
В малиновых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 1489 Пользователь №: 30806 Регистрация: 7.05.2008 - 15:57 |
Лихой крестьянин — с деньгами на церковь и отчеством на -вич. В самом тексе есть небольшая путаница с датами и XVII/XVIII веками. |
||
Заводная_птица |
Дата 4.03.2012 - 18:59
|
В желтых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 190 Пользователь №: 66616 Регистрация: 1.02.2011 - 19:07 |
Оч, хорошо
|
МБиТС |
Дата 4.03.2012 - 20:17
|
||
............. Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 352 Пользователь №: 93257 Регистрация: 4.01.2012 - 12:27 |
Исправил, опечатка, конечно же XVIII век |
||
katenechka |
Дата 4.03.2012 - 21:45
|
В малиновых штанах Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 2741 Пользователь №: 41656 Регистрация: 21.09.2009 - 21:12 |
МБиТС
Спасибо за информацию. Мы дочу в этой церкви крестили, очень интересно почитать. |
rest |
Дата 5.03.2012 - 00:56
|
Господин ПЖ Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 25503 Пользователь №: 54477 Регистрация: 16.07.2010 - 14:03 |
МБиТС
Недавно именно о Вас и говорили с жительницей Рыбниц) Там я чуть ли не все дома отсняла в прошлом году,ну,и Храм,и погост тоже. Есть и неплохой,на мой взгляд,портрет нашей общей знакомой,ее супруга.Сдается мне только,что я их выкладывала уже в какой-то из тем.Да и тема "Рыбницы,..." уже кажется есть... Или я ошибаюсь? |
МБиТС |
Дата 5.03.2012 - 18:18
|
............. Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 352 Пользователь №: 93257 Регистрация: 4.01.2012 - 12:27 |
rest
И что же, если не секрет, Ирина Николаевна про меня Вам рассказывала??? Вы выкладывали портреты в тему "Люди и город". Про Рыбницы темы не встречал, поэтому и создал новую. Это сообщение отредактировал МБиТС - 5.03.2012 - 18:20 |
rest |
Дата 5.03.2012 - 18:28
|
||
Господин ПЖ Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 25503 Пользователь №: 54477 Регистрация: 16.07.2010 - 14:03 |
МБиТС Да,она Мы с ней на прошлой неделе разговаривали.
Ага,теперь вспомнила. Удивительно,что не было столь достойной внимания темы. С очередным почином Вас! P.S. Да,если возникнет желание,то можете портреты скопировать сюда. |
||
rest |
Дата 5.03.2012 - 18:31
|
||
Господин ПЖ Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 25503 Пользователь №: 54477 Регистрация: 16.07.2010 - 14:03 |
МБиТС
Только хорошее! Извините за невнимательность,болею |
||
МБиТС |
Дата 5.03.2012 - 19:30
|
||
............. Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 352 Пользователь №: 93257 Регистрация: 4.01.2012 - 12:27 |
|
||
МБиТС |
Дата 5.03.2012 - 20:39
|
............. Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 352 Пользователь №: 93257 Регистрация: 4.01.2012 - 12:27 |
Часть 3
Александр Михайлович Опекушин Среди имен великих людей, которых немало подарила миру ярославская земля, незаслуженно забыто имя нашего выдающегося земляка гениального русского скульптора Александра Михайловича Опекушина. Когда-то его имя знала вся образованная Россия. В жару и стужу, в любое время года, у памятника Пушкину на Тверском бульваре в Москве многолюдно, там всегда живые цветы. Это любимое место встреч и свиданий для многих поколений. Но мало кому известно имя создателя этого памятника, ставшего культурным символом России. А ведь А.М. Опекушин был выдающимся скульптором, автором многих других знаменитых памятников великим людям России. Александр Михайлович Опекушин, уроженец Даниловского уезда Ярославской губернии, прожив большую часть жизни в Петербурге, где сформировался и расцвел его талант скульптора, на протяжении всей жизни трогательно и нежно любил свою малую родину, где жила его многочисленная родня, где на сельском кладбище покоились его родители. Сто с лишним лет назад деревня Свечкино была больше, дома были добротнее. Местные жители были людьми не бедными, так как большая часть мужского населения этих мест уходила в большие города на заработки. Отходником, лепщиком был и крестьянин Михаил Евдокимович Опекушин, почти постоянно живший в Петербурге и приезжавший в родную деревню навестить семью. К сожалению, дом Михаила Евдокимовича Опекушина не сохранился: он находился в ряду застройки. Именно в этом доме 28 ноября 1838 года (очень часто указывается 1840 год, даже на этикетке к гипсовой скульптуре А.С. Пушкина в ЯХМ) родился мальчик, которому суждено было стать великим скульптором, прославить русское искусство, эти места и эту деревню. Родители нарекли мальчика Александром. Согласно православной традиции через некоторое время его крестили в Новоспасской церкви села Рыбницы, прихожанами которой были жители этой деревни. И случится так, что в конце жизни в 1920 году А.М. Опекушин с тремя взрослыми дочерьми вернется на родину из голодного Петрограда, оставшись без всяких средств к существованию и проведет здесь последние годы своей жизни. Свидетелем тех дней до сих пор является вот это дом. Так как родительского дома к тому времени уже не было, А.М. Опекушина приютила двоюродная сестра. Но все это случится намного позже, а тогда, в детстве, вместе с другими крестьянскими ребятишками он бегал на Волгу, где они играли, купались, удили рыбу. Незабываемые детские годы… Не случайно, живя в Санкт-Петербурге, на вопрос, откуда он родом, Александр Михайлович будет отвечать: «Я родился на Волге». |
МБиТС |
Дата 5.03.2012 - 20:42
|
............. Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 352 Пользователь №: 93257 Регистрация: 4.01.2012 - 12:27 |
Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, отец сумел добиться разрешения барыни взять сына в Петербург, чтобы обучить его ремеслу лепщика и подготовить себе достойную смену.
Михаилу Евдокимовичу удалось устроить его в рисовальную школу Общества поощрения художников, которую Александр блестяще окончил, затратив вместо положенных трёх лет лишь два года. К семнадцати годам Опекушин вместе с завоёванным авторитетом хорошего лепщика уже получает небольшое жалованье. Но ему приходится брать дополнительные работы, чтобы накопить необходимую сумму для выкупа от помещицы Ольхиной, ведь он по-прежнему являлся крепостным. В 1859 году он выкупился на волю, заплатив помещице, надворной советнице Е. Ольхиной 500 рублей. Помог Александру стать свободным человеком владелец скульптурной мастерской-фабрики и первый его учитель, датчанин по происхождению, академик скульптуры Давид Иванович Иенсен. Иенсен помог также стать вольноприходящим учеником Академии художеств, где сам преподавал. 1862 год стал, вероятно, поворотным в жизни молодого скульптора. Выполнив небольшой барельеф «Ангелы, возвещающие пастухам Рождество Христово», он, по совету Иенсена, представил эту работу на Совет Академии художеств. Александру за этот барельеф назначили серебряную медаль. Когда в 1864 году Опекушин за скульптурные эскизы «Велизарий» и «Амур и Психея» был удостоен звания «неклассного художника», на него обратил внимание М.О. Микешин, создававший графические эскизы памятников, которые не раз получали премии на конкурсах. Но поскольку Микешин не знал лепки, он обычно нанимал для осуществления своих проектов молодых способных скульпторов. Опекушин много лет работал с Микешиным. Именно он создал фигуру Петра I в памятнике «Тысячелетие России», все девять фигур сановников Екатерины II в одноимённом памятнике, фигуру адмирала А.С. Грейга для памятника в Николаеве. Хотя работа у Микешина была хорошей школой для молодого скульптора, но вместе с тем и тяготила его. Опекушин не сомневался — его призвание монументальная скульптура. Закономерно, что Опекушин стал пытаться самостоятельно работать над образами выдающихся русских исторических деятелей. Уже на следующий год — за работу над памятником Екатерины II «бывший крепостной человек помещицы Ольхиной» получает диплом классного художника первой степени. Он задумал и выполнил статую сидящего Петра I. Скульптор изображает царя сидящим на стуле в огромных ботфортах и в мундире Преображенского полка. В самой позе Петра прекрасно выражена его порывистая и подвижная натура. Статуя стала первой настоящей удачей Опекушина. В 1872 году за это произведение и за бюст цесаревича Николая Александровича ему присвоили почётное звание академика. К тому времени Александр Михайлович женился, завёл свой дом, получил в Академии художеств мастерскую, где начал работать над большой статуей летописца Нестора. Но продолжал мечтать самостоятельно выполнить памятник. Объявление о конкурсе на памятник А.С. Пушкину подоспело как нельзя кстати. В середине 1872 года был объявлен восьмимесячный конкурс. На выбор давалось два места для памятника — либо край Тверского бульвара против Страстного монастыря, либо «новообразованный в то время сквер при Страстном бульваре», т.е. перед зданием монастыря. Опекушин понял, что пробил его час — памятники в России ставили тогда довольно редко. Забросив все свои работы, Александр Михайлович принялся внимательно изучать творчество Пушкина и все его сохранившиеся портреты. Только в мае 1875 года пришло окончательное решение о присуждении первой премии проекту Опекушина. Ему поручалась дальнейшая работа по выполнению памятника в натуре. По предоставленному ему праву скульптор выбрал себе в помощники по архитектурной части зодчего И.С. Богомолова. К весне 1880 года все работы по сооружению памятника были закончены. 6 июня 1880 года была пасмурная погода, но она не помешала необыкновенному оживлению в городе. Толпы москвичей устремились к Страстной площади, к началу Тверского бульвара, где, скрытый серым холстом, стоял монумент Пушкину. Когда перед многочисленными зрителями предстал бронзовый Пушкин, несколько мгновении стояла тишина, а затем восторг, охвативший людей, прорвался с необыкновенной силой. Торжествующее, ликующее «ура» понеслось над площадью. В 1886 году Опекушин создал памятник знаменитому русскому естествоиспытателю Карлу Бэру на родине последнего в Дерпте (ныне Тарту, Эстония). Проект этого памятника был удостоен первой премии на всемирном конкурсе, где принимали участие многие скульпторы Европы и Америки. В 1889 году Опекушин воздвиг в Пятигорске памятник другому великому русскому поэту — М.Ю. Лермонтову. Незадолго до окончания работы над лермонтовским памятником Опекушин получил официальное приглашение принять участие в новом конкурсе. Победив в нём, скульптор создаёт памятник выдающемуся русскому государственному деятелю генералу Н.Н. Муравьёву-Амурскому, поразивший всех своей жизненностью и энергией (бронза, 1891 год, был демонтирован, восстановлен в 1992, а 2006 году его изображение помещено на 5000 российскую банкноту) Также А.М. Опекушин выполнил памятник Александру II у южной стены Кремля (бронза, открыт в 1898, не сохранился). Александру III возле Храма Христа Спасителя (бронза, 1912, не сохранился) |
МБиТС |
Дата 11.03.2012 - 09:55
|
............. Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 352 Пользователь №: 93257 Регистрация: 4.01.2012 - 12:27 |
Часть 4
4 марта 1923 в доме священника Корзлинского в Рыбницах (дом не сохранился, находился недалеко от церкви) скончался А.М. Опекушин. И в той же самой церкви, где его когда-то крестили, его отпевал священник Николай Петрович Орлов. И потом в простом гробу из нетесаных досок Александра Михайловича пронесли к месту семейного захоронения, где он был погребен. Долгие годы могила оставалась ничем не отмеченной. И только в1972 году на месте захоронения было установлено скромное гранитное надгробие, выполненное по проекту архитектора Б. В. Бухты гранитчиком Ярославских художественных мастерских Алексеем Фотиным. На памятнике скромная надпись На надгробной плите высечена лаконичная надпись: «Скульптор академик Опекушин Александр Михайлович. 1838—1923». За надгробием Александра Михайловича, находится захоронение его отца Михаила Евдокимовича Опекушина. Михаил Евдокимович после возвращения из Санкт-Петербурга домой, больной, полуслепой, чем мог, помогал жене по хозяйству. Он очень любил своего старшего сына. Возможно, он видел в нем продолжателя своего дела, надеялся, что Александру посчастливится сделать то, что не удалось ему. Умер Михаил Евдокимович 30 ноября 1867 года. Опекушин свято хранил память о рано умершем отце. Когда-то на могиле отца стоял памятник – бронзовый бюст Михаила Евдокимовича, выполненный его сыном (сейчас видны остатки кирпичной кладки). В настоящее время этот бюст находится в фондах Ярославского Художественного музея. Вскоре после смерти А.М. Опекушина его дочери уехали в Ленинград. И тропа к могиле Опекушина стала зарастать, кроме родственников ее посещал Александр Иванович Скребков первый биограф Опекушина, который будет встречаться со священником Николаем Петровичем Орловым, собирая материал о жизни и творчестве Опекушина. К сожалению, обоих их постигла тяжелая участь: оба были репрессированы. Николай Петрович Орлов в 1937 году был арестован и расстрелян. Решением Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2000 года иерей Николай (Орлов) причислен к лику святых мучеников. А Александр Иванович, также репрессированный, отсидел 15 лет, в 1956 году был реабилитирован и, вернувшись, до самой смерти продолжал изучать, писать в местной и центральной печати об Опекушине. Таким образом, имя нашего земляка не кануло в Лету забвения. Если бы не Александр Иванович Скребков, мы бы практически не имели тех сведений о жизни и творчестве А.М. Опекушина, которыми сейчас располагаем. Совершенно случайно за несколько месяцев до смерти скульптора А.И. Скребков в поезде услышал разговор двух женщин. Одна из них говорила о каком-то академике, умирающем в их селе от голода. Другой бы не придал значения этому разговору, но Скребков не был бы истинным краеведом, если бы не ухватился за эту короткую фразу и не нашел бы этого академика, который оказался великим русским скульптором А.М. Опекушиным. В его воспоминаниях мы очень ярко видим картину их встречи: А.И. Скребков по скрипучей лестнице поднимается в дом, в полутемную комнату, слабо освященную горящей свечой. Мы видим высокую фигуру старика с сединами и длинной, до половины груди, серебристой бородой, одетого в заштопанную по всем направлениям разными нитками чёрную суконную пару. Опекушин удивлен, что кто-то о нем вспомнил. Садятся за стол. Опекушин рассказывает, а Скребков торопливо записывает за ним. И сейчас эти пожелтевшие листочки, хранящиеся в Российской Государственной библиотеке в Москве, куда А.И. Скребков в 1935 году передал собранный им архив, являются бесценными документами о последних днях жизни А.М. Опекушина. На этом кладбище покоятся многие, кого Опекушин знал по Петербургу, тех, с кем он вместе работал по выполнению декоративной скульптуры, ведь даже став известным скульптором, он не порывал с лепным делом. Рядом с могилой А.М. Опекушина находится безымянная могила, отмеченная крестом. Здесь похоронен еще один известный русский скульптор, уроженец села Рыбницы, дальний родственник Опекушиных - Александр Васильевич Курпатов. Александр Васильевич родился в 1860 году в деревне Уткино, недалеко от села Рыбницы. С 1875 по 1886 год учился в Императорской Академии художеств. Скульптор, художник первого класса, автор нескольких памятников. А.В. Курпатов долгое время работал в мастерской А.М. Опекушина в Санкт-Петербурге, в частности помогал ему в работе над монументом Александру III для Москвы. Когда-то работа Александра Васильевича Курпатова — бронзовая плита с барельефом профиля Наталии Степановны Суровениной, первой жены К.М. Опекушина, была на этом надгробном камне. Мы видим отверстия от крепления барельефа, варварски демонтированного в 30-е годы. К счастью, эта работа Курпатова не пропала и сейчас находится в фондах Ярославского Художественного музея. Сам Константин Михайлович захоронен на этом месте. Константин Михайлович был очень уважаемым человеком в Рыбницах — попечителем местной земской школы, старостой церкви. Под его руководством строилась трапезная Новоспасской церкви, соединившая летний храм с колокольней, причем Константин Михайлович пожертвовал на строительство из личных средств две с половиной тысячи рублей. Но самая яркая память о К.М. Опекушине – это лепная школа, открытая на его средства. Рассказ о лепной школе в следующей части. Это сообщение отредактировал МБиТС - 11.03.2012 - 18:52 |
Le_Lu |
Дата 12.05.2012 - 15:28
|
я в ЯХМ - десятый сезон! Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 10777 Пользователь №: 26179 Регистрация: 23.10.2007 - 12:33 |
МБиТС, надеюсь, не сильно нарушу плавность вашего повествования своим известием о ближайшем открытии экспозиции "Лепных дел мастера", которое состоится в Рыбницах ориентировочно 21 мая 2012г.
Приглашаются все желающие! Полная информация об этом событии появится чуть позже - и здесь, и у меня в Музеях |
Страницы: (6) [1] 2 3 ... Последняя » |
Правила Ярпортала (включая политику обработки персональных данных)