Ярославль


Страницы: (9) « Первая ... 2 3 [4] 5 6 ... Последняя »  ( Перейти к первому непрочитанному сообщению ) Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

Ярославль в годы ВОВ, что было?????

agat7
Дата 13.04.2007 - 17:01
Цитировать сообщение




лаптёжник
***

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 467
Пользователь №: 13086
Регистрация: 15.12.2006 - 22:09





Эрнстыч Спасибо.!!! Вот стоящая ветка!!! biggrin.gif biggrin.gif А то всё изуродованные матершинные слова. да албанский язык. Интернет предназначен чтобы дарить друг другу информацию а не для самоутверждения и изобретения матерных слов написанных задом наперёд. mad.gif Про запасной мост и подъезные пути к нему вроде сохранились(на Форуме есть современное фото). Про два глубоких бомбоубежища на Волжской набережно в доме 37 и доме27 и про самолёт-бомбардировщик Юнкерс выставленный на Советской площади был разговор раньше.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
agat7
Дата 13.04.2007 - 21:18
Цитировать сообщение




лаптёжник
***

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 467
Пользователь №: 13086
Регистрация: 15.12.2006 - 22:09





Nord. Мессершмитту над Ярославлем было делать нечего это-же истребитель. На Советской площади мордой в направлении Советской улицы был выставлен бомбардировщик (затрудняюсь сказать Юнкерс-87 или Юнкерс -88).Насчёт набережной реки Которосли это скорее всего весной 1945года
Кстати интересные свединия можно прочитать в мемуарах Патоличева 1-ого секретаря Ярославского обкома ВКП(б) до того как он стал 1-ым секретарём обкома ВКП(б) Танкограда.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
agat7
Дата 13.04.2007 - 21:45
Цитировать сообщение




лаптёжник
***

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 467
Пользователь №: 13086
Регистрация: 15.12.2006 - 22:09





О наличие немецких военнопленных в городе Ярославле в начале 1945 я не помню. Они появились ПОСЛЕ ПОБЕДЫ.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
info
Дата 14.04.2007 - 01:41
Цитировать сообщение




Евгений Мухтаров
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 18443
Пользователь №: 545
Регистрация: 20.10.2003 - 09:44





Цитата (Nord @ 13.04.2007 - 13:33)
Ещё немцев содержали некоторое время в храме св. апостолов Петра и Павла на Красном Перекопе

Совершенно верно. В церкви содержались пленные офицеры Люфтваффе.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
info
Дата 14.04.2007 - 01:48
Цитировать сообщение




Евгений Мухтаров
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 18443
Пользователь №: 545
Регистрация: 20.10.2003 - 09:44





Цитата (Nord @ 13.04.2007 - 13:48)
Немного не в тему.На Леонтьевском кладбище остался большой немецкий участок.Тех еще,до революционных и до военных немцев.Очень сейчас запущенный

И это тоже верно. Собственно, основное немецкое кладбище находилось на месте нынешней "Рембыттехники". Когда ту решили строить и начали нулевой цикл - экскаваторы стали вычерпывать землю вместе с останками, а кое-кто из местных жителей обогатился. Поговаривали про одного мужика, который приходил сюда как на работу и охотился за черепами. Вернее, если уж точно - за челюстями с золотыми коронками. Ходили слухи, что за день мог собрать до 30-40 таких коронок. А остатки кладбища (вернее, его "ветка") - да, сохранились на нынешнем Леонтьевском. Просто в секторе для захоронения этнических немцев (то есть ярославцев немецкой национальности) было довольно много земли. И "наши" немцы из сострадания к умершим пленным из Фатерлянда некоторых фиктивно оформляли как своих дальних родственников, чтобы подзахоронить останки к уже существующим могилам.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
info
Дата 14.04.2007 - 01:59
Цитировать сообщение




Евгений Мухтаров
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 18443
Пользователь №: 545
Регистрация: 20.10.2003 - 09:44





Цитата (житель @ 13.04.2007 - 13:49)
Был еще один фальшивый мост через Волгу. А на месте Сокола в Дядьково военный аэродром. А про бункер Сталина чепуха.

***Был еще один фальшивый мост через Волгу.***

А вот это очень интересно, не знал. Где, если с привязкой к береговым ориентирам?

***А на месте Сокола в Дядьково военный аэродром.***

Точно. Бывший досаафовский аэродром №2. Их два было. Один в Карачихе, другой в Дядьково. После в Дядьково же образовалась специализированная авиасвалка. Остатки самолетов, вертолетов и того "Ту-134", что красовался в семидесятые на Стрелке - все там были...

***А про бункер Сталина чепуха.***

Вот уж действительно... Люди не понимают простой вещи. Не было "бункеров Сталина", то есть персональных бункеров именно для Сталина. В каждом областном центре были стандартные, построенные по единому проекту бункеры для высшего руководства страны - это на тот маловероятный случай, если некто приедет из Москвы и начнется бомбежка. А уж кто именно приедет - Сталин ли, министр ли, другой ли крупный работник наркомата - вопрос десятый. Так этот бункер, действительно, до сих пор никуда не делся и расположен в Туношне у аэропорта. А другой "бункер Сталина" искать бесполезно. Насколько припоминаю, весь этот поиск был просто частью предвыборной программы кандидата в депутаты Владимира Столярова, и только.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Nord
Дата 14.04.2007 - 02:08
Цитировать сообщение




Unregistered












agatz7 Виноват,исправлюсь smile.gif Я за то вспомнил,в окрестностях Ярослявля,опять же,по версии местного аборигена,в грунте торчат две авиобомбы,хвостовиками в верх.Название деревни щас не помню.Но "источник" надёжный".Из собственого детства помню,то ли МР 38-40,найденые в каком то ручье,(не я нашел)Вся школа ходила,дивилась.Потом м останки этой находки я и з школьной помойки выковыривал.Что помню четко,противогазные корбки с буквой латинской "Д" на низе.И подсумок от МР 38-40.о чём я потом узнал.
Top
info
Дата 14.04.2007 - 02:34
Цитировать сообщение




Евгений Мухтаров
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 18443
Пользователь №: 545
Регистрация: 20.10.2003 - 09:44





Цитата (Mulder @ 13.04.2007 - 15:12)
Если кому интересно, то у меня есть книга написанная моим дедом о Ярославцах участвовавших в ВОВ: о конкретных личностях с их послевоенной историей жизни... Обращайтесь, могу дать почитать.

Это не "Герои огненных лет"? Прекрасная книга.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
info
Дата 14.04.2007 - 02:36
Цитировать сообщение




Евгений Мухтаров
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 18443
Пользователь №: 545
Регистрация: 20.10.2003 - 09:44





Цитата (Rainbow @ 13.04.2007 - 15:14)
Mulder
я хочу!
а там есть про партизанский отряд собранный из ярославских комсомольцев?

Нет. Про эту группу можно найти информацию в книге "Верой и правдой".
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
info
Дата 14.04.2007 - 02:37
Цитировать сообщение




Евгений Мухтаров
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 18443
Пользователь №: 545
Регистрация: 20.10.2003 - 09:44





Цитата (qaz @ 13.04.2007 - 15:51)
А еще во время войны была построена набережная Которосли. Люди приходили на строительство сами (!) после работы, отстояв смену у станка на автозаводе или шинном... Конечно, не без чуткого руководства партии и комсомола. Кто сейчас готов пойти бесплатно на строительство какого-либо объекта, украшающего город?

Да. В 1944-м.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
info
Дата 14.04.2007 - 05:57
Цитировать сообщение




Евгений Мухтаров
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 18443
Пользователь №: 545
Регистрация: 20.10.2003 - 09:44





В свое время я готовил по печатным источникам и размещал в одной из областных газет «Ярославский календарь». К счастью, его электронная база уцелела. Вот выборка по теме «Ярославская область и жители в годы Великой Отечественной войны». Естественно, она далеко не полная – я не до всех источников смог дотянуться. Но все же тут есть и про бомбежку Шинного завода, и про таинственный «Юнкерс» на Советской площади, и про подлодку "Ярославский комсомолец", и про строительство Волжской набережной…

---------------------------------------------------

1941 ГОД

26 июня 1941 года бюро Ярославского обкома ВЛКСМ постановило “ввести обязательную военную подготовку комсомольцев и комсомолок”, из которых при содействиии Осоавиахима должны были получиться “ворошиловские стрелки и всадники, пулеметчики, снайперы, радисты, планеристы, парашютисты, летчики, автоводители и мотоциклисты”. Кроме того, на плечи девушек-комсомолок ложилась нагрузка по созданию промышленных санитарных постов.

27 июня 1941 года под Волынью в бою с “мессершмитами” был сбит самолет, в котором находился уроженец Ростова Ярославской области штурман Борис Дмитриевич Еремин. Экипаж повел обреченную машину на колонну фашистских танков. Раздался взрыв, который унес жизни наших летчиков, а вместе с ними - и огромного количества немцев. Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество, проявленное в этом неравном поединке, авиаторы, в том числе и наш земляк, были посмертно удостоены звания Героев Совесткого Союза.

3 июля 1941 года началась запись добровольцев в ряды Красной Армии и народного ополчения на Ярославском электромашиностроительном заводе. Первыми сюда принесли заявления секретарь партийной организации А.И.Шошин и председатель завкома С.В.Захаров.

8 июля 1941 года было присвоено звание Героя Советского Союза нашему земляку, младшему лейтенанту авиации Михаилу Петровичу Жукову, совершившему воздушный таран “юнкермса” над Псковским озером.

10 июля 1941 года решением партийного собрания была перестроена на военный лад работа Ярославского государственного автозавода, носившего тогда сокращенное название ЯрГАЗ. Он стал выпускать автоматы, ручные гранаты и зенитные снаряды, занялся ремонтом автомашин и изготовлением фронтовых тягачей Я-11.

11 июля 1941 года секретарь ярославского обкома ВКП(б) Н.С.Патоличев направил поздравительную телеграмму родителям Михаила Жукова - летчика, удостоенного звания Героя Советского Союза.

12 июля 1941 года началось развертывантие дополнительных эвакогоспиталей в городах и районах области. В Ярославле они расположились в 6 школах и гостинице, в Рыбинске - в начальной школе и фельдшерско-акушерском заведении. Всего область предоставила раненым 7050 коек.

17 июля 1941 года был сбит и упал в море самолет уроженца Переславского района Николая Ивановича Николаева. Летчику, получившему ранение, удалось спастись и после лечения в госпитале он вновь оказался на передовой, получив в 1944-м Звезду Героя Советского Союза.

27 июля 1941 года на партийном собрании трудящихся ярославского завода синтетического каучука было принято решение о начале перестройки предприятия под выполнение военных заказов.

1 сентября 1941 года переключились на выпуск изделий для фронта Ярославский электромашиностроительный, автомобильный заводы и предприятие "Красный Маяк".

20 сентября 1941 года в связи с тем, что часть столовых Ярославской области переключилась на обслуживание военных, бюро обкома приняло решение "О расширении сети столовых в городах Ярославле, Рыбинске и Костроме".

25 октября 1941 года бюро ярославского обкома комсомола постановило «мобилизовать комсомольцев, способных носить оружие, в возрасте семнадцати с половиной лет, для укомплектования Ярославской коммунистической дивизии».

18 ноября 1941 года был введен в строй первый генератор Рыбинской ГЭС.

22 ноября 1941 года была введена в строй линия электропередачи, соединившая Рыбинскую ГЭС, подчиненную "Мосэнерго" с Рыбинской же подстанцией Западной "Ярэнерго".


1942 ГОД


19 января 1942 года было присвоено звание генерал-майора уроженцу Углича Виктору Григорьевичу Жолудеву.

23 февраля 1942 года линию фронта перешел диверсионный отряд особого назначения "Ярославец" под командованием старшего лейтенанта Б.С.Соколова. За шесть месяцев эта небольшая группа уничтожила 1284 вражеских солдат и офицеров, взорвала 2 артиллерийских склада и 12 мостов, а также 54 танка и бронемашины.

27 марта 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза рыбинскому авиатору А.В.Самочкину.

23 апреля 1942 года нарком вооружений СССР Дмитрий Устинов и генерал-полковник артиллерии Николай Воронов письменно поблагодарили ярославских пионеров за “прекрасную инициативу по сбору средств на изготовление тяжелых дальнобойных пушек и пистолетов-пулеметов”.

27 апреля 1942 года на Рыбинском ремонтно-моторном заводе №36 (ныне ОАО “Рыбинские моторы”), вернувшемся из эвакуации, были отремантированы первые двигатели для наших истребителей. Работа протекала в полной разрухе, поскольку за несколько дней на предприятие было сброшено 1026 вражеских бомб общим весом 8775 килограммов.

31 мая 1942 года над Ярославлем разгорелся воздушный бой, в ходе которого советский ас протаранил немецкий самолет. Поверженный "Юнкерс-88" был привезен и выставлен для общего обозрения на Советской площади города.

5 июня 1942 года под Орлом вступил в неравный поединок с 27 самолетами врага истребитель ярославца Александра Ефимовича Максимова. Вскоре его ЯК-1 был подбит и взорвался, упав на землю. Однако сам летчик, которого считали погибшим, уцелел и ночью вернулся в полк.

6 июня 1942 года шестерка советских штурмовиков под командованием уроженца Рыбинского района Дмитрия Ивановича Смирнова атаковала у переправы через Дон колонну фашистских войск, уничтожив 4 танка, 16 автомашин и более 50 гитлеровцев. На обратном пути самолеты подверглись внезапной атаке тридцати вражеских истребителей. Штурмовик нашего земляка был поврежден, а сам он серьезно ранен в плечо. Тем не менее Смирнову удалось посадить машину с 40 большими и малыми пробоинами на своем аэродроме.

26 июня 1942 года над Волгостроем вступили в поединок с 68 самолетами врага 10 советских истребителей. Один из них вел ярославец Михаил Петрович Жуков, имя которого носит сегодня средняя школа №3.

2 июля 1942 года поднялся в воздух бомбардировщик уроженца Гаврилов-Ямского района штурмана Василия Николаевича Наумова. Вскоре он обнаружил вражеский аэродром, сбросил на чужие самолеты весь запас бомб и благополучно ушел из-под огня вражеских зениток.

29 июля 1942 года наш земляк, поэт-фронтовик Марк Лисянский сочинил песню “Ярославская дивизия в бой за Родину идет”.

10 августа 1942 года из Государственного комитета обороны в Ярославль пришла телеграмма, требующая отправки 10 тысяч строителей для возведения оборонительных сооружений под Ленинградом.

11 августа 1942 года из Ярославля в Лениград по разнарядке Государственного комитета обороны отбыло 10 000 строителей для возведения там оборонительных сооружений.

5 сентября 1942 года попал в сильную грозу и загорелся бомбардировщик уроженца Рыбинска, гвардии майора Алексея Васильевича Вихорева. Наш земляк выбросился с парашютом и через двадцать суток ходьбы по немецким тылам благополучно пересек линию фронта.

11 сентября 1942 года при разгроме немецкого гарнизона в Минской области погибла наша землячка, партизанка Елена Колесова. Посмертно ей было присвоено звание Героя Советского Союза. Сейчас имя Е.Колесовой носит одна из улиц Северного жилого района Ярославля. В этот же день командование ярославской 243-й стрелковой дивизии направило в обком и облисполком письма о мужестве ярославцев, проявленном в боях под Ржевом. Тогда же в небесном поединке над Воронежем получил первое боевое крещение будущий Герой Советского Союза, уроженец Гаврилов-Ямского района Ярославской области Николай Александрович Кривов. Его самолет был подбит, но даже на горящей машине летчик успел уничтожить три немецких зенитки и два автомобиля с вражескими солдатами.

21 декабря 1942 года Иосиф Сталин направил благодарственную телеграмму ярославским колхозникам, собравшим 70 миллионов рублей на строительство танковой колонны имени Ивана Сусанина.


1943 ГОД


19 января 1943 года за умелое руководство войсками в боях под Сталинградом было присвоено звание генерал-лейтенанта нашему земляку Федору Ивановичу Толбухину.

20 января 1943 года обком комсомола направил И.Сталину телеграмму с рапортом об успехах компании по сбору средств на строительство эскадрильи самолетов "Ярославский комсомолец" и одноименной подводной лодки. В этот же день за мужество и героизм был посмертно награжден орденом Отечественной войны первой степени уроженец Ярославля, прославленный пилот-стребитель, Герой Советского Союза Михаил Петрович Жуков.

21 января 1943 года на Сталинградском направлении был подбит танк КВ ("Климент Ворошилов") под командованием ярославца Алексея Федоровича Наумова. Когда кончился боезапас и фашисты предложили экипажу сдаться, наши бойцы закрыли входные люки. Машина была облита бензином и сожжена. Экипаж погиб - но Родина не забыла подвиг танкистов, посмертно награддив их званиями Героев Советского Союза.

23 февраля 1943 года определилась судьба подлодки, построенной на деньги молодежи области. Приказом наркома ВМФ боевому судну присвоили название "Ярославский комсомолец", после чего по решению командующего Северным флотом вице-адмирала Головко передали специализированной бригаде подводных лодок.

15 марта 1943 года погиб прославленный летчик-истребитель, Герой Советского Союза, ветеран боевых действий в небе Китая, Испании, Монголии, рыбинец Леонид Орлов.

1 апреля 1943 года было принято постановление ярославского обкома об оказании помощи разрушенному фашистами хозяйству Смоленской области. Туда отправился состав, груженый плугами, станками, стройматериалами, одеждой, обувью и крупным рогатым скотом. Тогда же было принято постановление об улучшении снабжения ярославских учителей. Им полагалось выдавать специальные ордера на получение продуктов питания и промтоваров через особые магазины.

4 апреля 1943 года горсовет и горком партии Ленинграда направил в обком и облисполком Ярославской области благодарность за помощь во время блокады.

7 апреля 1943 года вышла в первый поход подводная лодка "Ярославский комсомолец", построенная на средства жителей области. Её экипаж напутствовал наш земляк, командир бригады подлодок и Герой Советского Союза И.А.Колышкин.

8 апреля 1943 года рабочие ярославского Автозавода (ныне - ЯМЗ) получили благодарность от Государственного комитета обороны за собранные здесь на нужды фронта 530683 рубля.

11 апреля 1943 года И.Сталин направил благодарность в адрес Рыбинского драматического театра, коллетив которого собрал на строительство боевого самолета 120 тысяч рублей, а на подарки бойцам и семьям мобилизованных - еще 13 тысяч рублей. “Прошу передать сотрудникам мой братский привет и благодарность Красной Армии”, - подчеркнул в конце письма Верховный главнокомандующий.

19 апреля 1943 года, находясь в первом боевом походе, потопила фашистский транспорт водоизмещением 12 тысяч тонн построенная на деньги молодежи подлодка “Ярославский комсомолец”.

21 апреля 1943 года Ярославскому судостроительному заводу было торжественно вручено переходящее Красное Знамя. Так Родина оценила труд рабочих, производивших транспортные суда для Севморпути, а также военные катера “Я-5”. Последние, кстати, участвовали в штурме Новороссийска и были упомянуты позже на страницах “Малой земли” самим Л.Брежневым.

23 апреля 1943 года члены колхоза “Горшиха” Ярославской области обратились к сельским труженикам страны с призывом проведения сверхплановых посевов для передачи продукции в Фонд Обороны и населению районов, освобожденных от немцев.

6 мая 1943 года группа саперов 126-й Горловской дважды Краснознаменной дивизии, сражавшейся в прибалтике, вышла на разминирование полей. Подразделение вел уроженец Переславского района лейтенант А.Е.Обухов. Неожиданно саперы наткнулись на замаскированный дзот, и наш земляк подавил точку гранатами. За этот подвиг Родина наградила Анатолия Обухова орденом Красной Звезды, а позже переславец, много раз демонстрировавший смелость, стал Героем Советского Союза.

21 мая 1943 года в Москву для творческого показа спектаклей "Старик", "Фронт" и "Генерал Брусилов" прибыл коллектив Ярославского театра им. Ф.Г.Волкова. В этот же день за героизм при освобождении Прибалтики был награжден уроженец Переславского района, командир роты саперов Анатолий Ефимович Обухов.

9 июня 1943 года самолеты врага совершили ночной налет на ярославские промышленные предприятия и железнодорожный мост через Волгу. Пятьдесят восемь машин сбросили вниз около 340 фугасных и 1110 зажигательных бомб. В результате на территории Ярославля сгорело и было разрушено 227 зданий, оказались убитыми 125 и ранеными - 164 жителя. Кроме всего прочего, бомбы серьезно повредили трамвайные пути в Красноперекопском районе и уничтожили мельничные склады за Волгой.

10 июня 1943 года после массированной бомбардировки ярославских предприятий немецкой авиацией в город прибыл нарком резиновой промышленности СССР Т.Б.Митрохин с группой специалистов из Наркомстроя. Приехавшие осмотрели резинокомбинат, подвергшийся самым большим разрушениям. “Картина была потрясающей. - вспоминал позже сопровождавший наркома С.Н.Гинзбург. - Повсюду лежали обгоревшие остовы несущих колонн, рухнувшие перекрытия с обожженной и исковерканной арматурой, электромоторы и оборудование. И все это завалено обрушившимися конструкциями...”.

14 июля 1943 года житель Рыбинска Никита Иванович Сморчков на своем самолете с трех заходов разбомбил немецкий эшелон, сжег 5 цистерн с бензином, три вагона с боеприпасами и отбил атаку двух фашистских истребителей, уничтожив один из них.

16 июля 1943 года году под Курском совершил подвиг уроженец деревни Путилково Брейтовского района Ярославской области Николай Арсентьевич Архипов. Его авиационная эскадрилья из четырех самолетов встретилась с воздушной армадой противника из 26 “Хейнкелей” и “Мессершмитов”. Капитан Архипов первым атаковал врага, сбив две фашистские машины. Личный пример командира вдохновил других летчиков: всего немцы потеряли в этом бою семь истребителей. За мужество, проявленное в этом сражении, Президиум Верховного Совета СССР присвоил нашему земляку, командиру эскадрильи 32-го истребительного авиаполка Н.А.Архипову звание Героя Советского Союза.

23 июля 1943 года восьмерка штурмовиков под командованием уроженца Ярославской области Александра Ивановича Рытова уничтожила на перегоне близ белорусского села Теребень немецкий бронепоезд.

27 августа 1943 года Ярославский облисполком постановил организовать в городах и рабочих поселках сеть общеобразовательных школ для обучения подростков, работавших на предприятиях, без отрыва от производства.
10 сентября 1943 года году группа из четырех ИЛов под командованием уроженца Ростовского района Яросолавской области Бориса Дмитриевича Кабишева нанесла удар по станции Кириши, где концентрировались вражеские эшелоны с живой силой и техникой.

12 сентября 1943 года эскадрилья штурмовиков, в составе которой был самолет ярославца Бориса Щапова, разгромила немецкую переправу через Днепр у Кременчуга.

18 сентября 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза воспитаннику рыбинского аэроклуба летчику Н.С.Сыщикову.

22 сентября 1943 года за храбрость, грамотное руководство и большую работу с личным составом было присвоено звание Героя Советского Союза уроженцу деревни Погорелки Любимского района Ярославской области, гвардии подполковнику авиации Николаю Павловичу Иванову. Именно под его началом служил, кстати, возвратившийся из госпиталя Алексей Маресьев - главный герой книги Б.Полевого “Повесть о настоящем человеке”. Сам Николай Павлович послужил прообразом неоднократно упомянутого в книге командира авиаполка Иванова.

23 сентября 1943 года было присвоено Звание Героя Советского Союза выпускнику Рыбинского авиационного техникума красноармейцу Николаю Николаевичу Мореву. Его взвод первым переправился через Днепр и накрыл минометным огнем противника.

23 сентября 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР за личную храбрость были присвоены звания Героев Советского Союза уроженцу г.Ростова Ярославской области младшему лейтенанту Василию Михайловичу Чистякову и уроженцу Борисоглебского районагвардии ефрейтору Василию Егоровичу Чуркину.

25 сентября 1943 года удачно форсировал Днепр и высадился на острове Пушкарском батальон, которым командовал уроженец Рыбинского района Ярославской области гвардии капитан Александр Федорович Кувашев. Противник ожесточенно оборонялся. В рукопашной схватке наш земляк уничтожил пятерых немецких солдат и одного офицера, но и сам погиб от выстрела в упор. Родина высоко оценила подвиг А.Ф.Кувашева, присвоив ему звание Героя Советского Союза посмертно.

26 сентября 1943 года на лодках перебралась через Днепр разведгруппа, возглавляемая уроженцем Некоузского района Ярославской области сержантом Василием Ивановичем Кондыревым. Наши воины высадились на берег, выбили фашистов из окопов и пошли на штурм ближайшего села. В этот момент вражеская пуля сразила Кондырева. Позже за храбрость, проявленную в последнем бою, сержанту было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Ныне имя Василия Кондырева носит Воскресенская средняя школа Некоузского района.

28 сентября 1943 года Указом Президиума ВС СССР было присвоено звание Героя Советского Союза уроженцу Брейтовского района Ярославской области Николай Арсентьевичу Архипову. Лишь за две недели боев на Курской дуге эскадрилья под его командованием уничтожила 19 самолетов противника. Особо жарким выдался поединок над селом Праворот, где звено Архипова из четырех воздушных машин встретилось с 26 “Хейнкелями”, “Фокке-Вульфами” и “Мессершмитами”. Уверенные действия нашего земляка, лично сбившего двух фашистских “стервятников”, воодушевили других летчиков. Потеряв четверть машин, немецкая армада повернула вспять, а капитан 32-го истребительного авиаполка Н.А.Архипов был удостоен высшей награды Родины.

29 сентября 1943 года над рекой Молочной близ Мелитополя вступил в неравный поединок с девятью самолетами противника гвардии майор авиации, уроженец Пошехонья Владимир Григорьевич Семенишин. Он сбил трех стервятников и погиб сам. Посмертно кавалеру двух Орденов Ленина, ордена Красного Знамени, Ордена Отечественной войны первой степени, при появлении которого немцы обычно предостерегали своих летчиков “Ахтунг, ахтунг, в небе Семенишин!” было присвоено звание Героя Советского Союза, а его прах покоится в парке города Жданова на берегу Азовского моря. В этот же день совершили подвиг, удостоившись званий Героев Советского Союза, еще два наших земляка. Уроженец Углича, красноармеец гвардейского батальона связи Николай Васильевич Алексеев переплыл Днепр, протягивая телефонный провод, и более суток поддерживал связь, соединяя то и дело перебиваемый осколками кабель. А в это время совсем рядом командовал дивизией, переправлявшейся через реку, уроженец Пошехонья генерал-майор Александр Игнатьевич Королев. Он погиб от осколков немецкого снаряда, когда осматривал занятый советскими воинами плацдарм.

5 декабря 1943 года из Ярославля в разрушенный Донбасс отправились первые 57 вагонов с промышленным оборудованием, стройматериалами и передвижной электростанцией.


1944 ГОД


21 января 1944 года за успешную работу по выполнению военных заказов был награжден орденами и медалями ряд сотрудников Ярославского электромашиностроительного завода.

22 января 1943 года под Сталинградом погиб наш земляк, командир танка и Герой Советского Союза Алексей Наумов.

23 января 1944 года в Ярославле открылось Всесоюзное совещание бригадиров комсомольско-молодежных бригад Наркомата резиновой промышленности СССР.

16 февраля 1944 года за храбрость был награжден орденом Отечественной войны первой степени уроженец Любима, гвардии лейтенант Владимир Александрович Дышинский. В этот же день распоряжением Совета народных комиссаров СССР была создана Всесоюзная Угличская школа мастеров сыроделия, просуществовавшая 12 лет.

4 марта 1944 года при выполнении боевого задания погиб наш земляк, авиатор, кавалер четырех Орденов Красного Знамени, Герой Советского Союза Михаил Константинович Вербицкий.

5 марта 1944 года в боях за Корсунь-Шевченковский плацдарм продемонстрировал храбрость экипаж танка под командованием уроженца деревни Куклино Рыбинского района, младшего лейтенанта Константина Александровича Смирнова.

19 марта 1944 года за мужество, проявленное в боях с немецко-фашистскимси захватчиками, было присвоено звание Героев Советсеого Союза нашим землякам - переславцам Николаю Сергеевичу Ильину и Ивану Алексеевичу Чурочкину.

22 марта 1944 года в неравном бою погиб уроженец Некоузского района нашей области, гвардии рядовой Г.А.Пшеницын. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

1 апреля 1944 года Государственный Комитет обороны освободил ярославский электромашиностроительный завод (ныне - ОАО "ЯЭМЗ") от выполнения военных заказов. С начала Великой Отечественной здесь было выпущено более семи тысяч стартеров для тяжелых танков. Само предприятие быстро переключилось на производство электромоторов, которые поставлялись в Донбасс.

8 апреля 1944 года медалью “За отвагу” при освобождении Белоруссии был награжден уроженец Борисоглебского района нашей области, командир стрелкового отделения Николай Михайлович Григорьев.

18 апреля 1944 года Совет народных комиссаров, Верховный Совет и ЦК партии Белорусской ССР направили в ярославскитй обком благодарность за помощь, оказанную в восстановлении народного хозяйства республики. За время войны из Ярославля туда ушло три эшелона с оборудованием для больницы, столовой и детского сада, учебными пособиями для трех школ, мебелью, 19 тоннами топлива и 264 кубическими метрами строительного леса.

16 мая 1944 года за храбрость при освобождении Крыма были присвоены звания герноев Советского Союза уроженцам Переславского района Николаю Ивановичу Николаеву и асилию Васильевичу Пыряеву, а ордена Суворова I степени удостоился наш земляк - генерал армии Федор Иванович Толбухин, под руководством которого, собственно, войска 4-го Украинского фронта и освобождали Крымский полуостров.

30 мая 1944 года, штурмуя близ города Яссы колонну немецких самоходок, погиб ярославский летчик Борис Дмитриевич Щапов. имя Героя Советского Союза носит с июля 1965 года одна из улиц Ярославля.

3 июня 1944 года Указом Верховного Совета СССР были посмертно присвоены звания Героя Советского Союза уроженцу Любимского района гвардии рядовому Геннадию Александровичу Пшеницыну, героически сражавшемуся на Сталинградском, Южном, 3-м и 4-м Украинских фронтах и погибшему весной 1944-го, жителю Ярославля младшему лейтенанту Ивану Александровичу Усилову, павшему при попытке подавить огневую точку врага под Черкассами, а также уроженцу Некоузского района гвардии лейтенанту Алексею Ивановичу Фалину, чей танк выдержал тяжелый бой и был подбит на подходах к Киеву.

14 июня 1944 года за труд по бесперебойному снабжению столицы электрической энергией была награждена орденами и медалями “За оборону Москвы” большая группа работников Рыбинской ГЭС.

15 июня 1944 года Совет народных комиссаров издал распоряжение об открытии в Ярославле Института резиновой промышленности (ныне - Ярославский технический университет).

22 июня 1944 года героически погиб ярославский писатель и журналист, военный корреспондент "Известий" Александр Александрович Кузнецов.

24 июня 1944 года пали смертью храбрых сразу два наших земляка. При переправе через Днепр погиб майор саперных войск Василий Александрович Вихорев, а в боях за Белоруссию - командир самоходного орудия старшина Михаил Куприянович Чупилко. Указом Президиума Верховного Совета СССР оба ярославца стали посмертно Героями Советского Союза.

26 июня 1944 года повел шестерку штурмовиков на уничтожение танковой колонны врага уроженец Рыбинска Павел Александрович Ермилов. Лично он разбомбил во время этой атаки два танка и расстрелял из пулеметов 4 немецкие автомашины.

27 июня 1944 года при преследовании отступающего противника группа разведчиков под командованием нашего земляка старшего лейтенанта Константина Лисицына захватила три автомашины, 15 лошадей и 21 пленного фашиста. За храбрость в бою ярославцу было присвоенор звание Героя Советского Союза с вручением Ордена Ленина и медали “Золотая Звезда”.

1 июля 1944 года приказом Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР в Ярославле был открыт технологичесий Институт резиновой промышленности с двумя факультетами на 200 студентов (ныне Ярославский государственный технический университет). В этот же день за 300 боевых вылетов, 75 воздушных боев и 23 сбитых самолета врага было присвоено звание Героя Советского Союза уроженцу деревни Самсоново Даниловского района майору авиации Виктору Федоровичу Волкову.

16 июля 1944 года стрелковый взвод уроженца Ростова Ярославской области младшего лейтенанта Василия Михайловича Чистякова выбил немцев из польского села Торка, уничтожив около 30 солдат и взяв в качестве трофея 3 пулемета.

21 июля 1944 года были присвоены звания Героев Советского Союза уроженцу Рыбинского района, авиатору Дмитрию Ивановичу Смирнову, уничтожевшему 6 вражеских самолетов, 20 орудий, 37 танков, 76 автомашин и более 500 немцев, а также уроженцу Гаврилов-Ямского района Николаю Александровичу Гладышеву, проявившему храбрость при форсировании карельской реки Свирь. Награду последнему вручил в Москве лично Михаил Калинин. В этот же день на западной границе Белоруссии пал смертью храбрых уроженец Углича, командир 35-го стрелкового корпуса, гвардии генерал-майор Виктор Григорьевич Желудев. Посмертно нашему земляку было присвоено звание Героя Советского Союза. Носит имя Желудева и одна из улиц Углича.

22 июля 1944 года за освобождение Белоруссии были присвоены звания Героев Советского Союза уроженцу Даниловского района гвардии сержанту Александру Дмитриевичу Щеблакову и ярославцу, гвардии майору Алексею Никитичу Кислицыну.

28 июля 1944 года под вражеским огнем переправился через Вислу и выбил фашистов с передовых рубежей взвод уроженца Ростова Ярославской области младшего лейтенанта Василия Михайловича Чистякова. Позднее за умелое руководство и героизм, проявленные в ходе этой операции, наш земляк был удостоен звания Героя Советского Союза.

10 августа 1944 года путем дробления Кагановичского района в Ярославле был образован Приволжский район, просуществовавший немногим более четырех лет.

13 августа 1944 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР из Ярославской области была выделена Костромская, состоящая из 15 районов общей площадью около 60 тысяч квадратных километров.

15 августа 1944 года Совнарком СССР издал распоряжение о создании на базе эвакуированного к нам Белорусского медиицинского вуза Ярославский мединститут.

19 августа 1944 года в Ярославле началось строительство набережной. Ее возводили горожане в свободное от основной работы время. За 75 дней энтузиастами было заасфальтировано 33 тысячи квадратных метров проезжей части и тротуаров, изгтотовлено и установлено более 2000 погонных метров решеток, устроено 3000 квадратных метров газонов, посажено 5520 деревьев и кустарников. В этот же день за образцовое выполнение боевых вылетов было присвоено звание Героя Советского Союза нашим землякам - авиаторам Николаю Александровичу Гунбину и Борису Дмитриевичу Щапову.

22 августа 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза уроженцу Борисоглебского района Александру Васильевичу Бажанову. Он совершил свой подвиг на белорусской земле, когда бросился с гранатой под фашистский танк.

5 сентября 1944 года под враженским огнем первым форсировало польскую реку Нарев отделение под командованием уроженца Борисоглебского района Ярославской области Николая Михайловича Григорьева.

23 декабря 1944 года на Ярославском государственном автозаводе (ныне ЯМЗ) по заданию наркомата среднего машиностроения был собран первый семитонный грузовик ЯАЗ-2000.


1945 ГОД


23 января 1945 года у немецкого села Фишбах погиб рыбинец Петр Васильевич Крюков. За умелое командование взводом и личную храбрость Президиум Верховного Совета СССР посмертно присвоил нашему земляку звание Героя Советского Союза.

1 марта 1945 года Постановлением ЦК ВЛКСМ за успехи в соцсоревновании было решено вручить переходящее Красное Знамя ярославской областной комсомольской организации.

24 марта 1945 года звание героев Советского Союза было присвоено уроженцам Рыбинска танкисту Н.С.Водолазкину и пулеметчику И.П.Клинову, ростовчанину Ивану Александровичу Абросимову, а также ярославцу Николаю Федоровичу Куропаткову, работавшему до войны на фабрике “Красный перевал”. Ныне имя героя носит одна из улиц в посёлке Норское.

6 апреля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза уроженцу деревни Токовая Ростовского района нашей области генерал-майору Владимиру Александровичу Борисову.

11 апреля 1945 года Президиум Верховного Совета СССР наградил медалями “За оборону Москвы” 839 ярославцев, принимавших участие в организации бесперебойного снабжения столицы электроэнергией, отправке военных эшелонов, изготовлении противотанковых “ежей” и строительстве оборонительных сооружений.

19 апреля 1945 года под Берлином погиб уроженец Рыбинска, генерал-майор танковых войск, кавалер многих орденов и Герой Советского Союза Владимир Константинович Максимов. Он похоронен на воинском кладбище близ немецкого города Бунцлау рядом с могилой прославленного фельдмаршала М.И.Кутузова.

8 мая 1945 года в одном из последних боев войны погиб уроженец поселка Константиновский Ярославской области, Герой Советского Союза Николай Старостин. К этому моменту на счету старшего лейтенанта-авиатора было около 500 боевых вылетов, 20 подбитых танков, несколько уничтоженных с воздуха поездов и автоколонн. Старостин похоронен с воинскими почестями в германском городе Пирмит. Его имя носит одна из улиц родного поселка Константиновского.

2 июня 1945 года за штурм немецкого города Штейтина был награжден второй Золотой Звездой Героя Советского Союза наш земляк, командующий 65-й армией генерал Павел Иванович Батов.

24 июня 1945 года состоялся Парад Победы. В колонне героев по Красной площади столицы прошли наши земляки - маршал Федор Иванович Толбухин, генерал-майор Владимир Александрович Борисов, капитан Вячеслав Николаевич Петров, другие уроженцы Ярославской области.

27 июня 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и храбрость были удостоены звания Героев Советского Союза наши земляки Евгений Иванович Балашов, Михаил Иванович Коптев, Петр Васильевич Крюков, Константин Николаевич Тарасов, Гордей Иванович Филиппов и Александр Павлович Овчинников.

24 июля 1945 года бюро Ярославского обкома партии и облисполкома постановило наградить почетными грамотами за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны комсомольские организации ярославских шинного и электромашиностроительного заводов, фабрики “Красный Перекоп”, нефтеперерабатывающего завода им.Менжелеева, завода “Победа рабочих”, угличского завода №837 (ныне ОАО “Чайка”), а также рыбинских предприятий - завода полиграфических машин и машиностроительного завода.

18 августа 1945 года за мужество, проявленное в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, были присвоены звания Героев Советского Союза нашим землякам - летчикам Олегу Николаевичу Смирнову, Виталию Ефимовичу Соловьеву, Сергею Васильевичу Тужилкову,Николаю Александровичу Юхотникову и Константину Михайловичу Кабанову.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
info
Дата 14.04.2007 - 07:42
Цитировать сообщение




Евгений Мухтаров
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 18443
Пользователь №: 545
Регистрация: 20.10.2003 - 09:44





Вот еще до кучи. Не помню уже, где эту статью опубликовал. На компьютере остался черновик, который и предлагаю. Оно даже лучше, поскольку, помнится, из него что-то "вырезали", так что здесь текст полнее.
-------------------------



ПОД НЕЕ УХОДИЛИ НА ФРОНТ


В Рыбинске до сих пор считают, что знаменитую песню «Священная война» написал вовсе не лауреат Сталинской премии Василий Иванович Лебедев-Кумач, а один из местных жителей – Александр Адольфович Боде.
Некогда семья дворян де Боде перебралась из Франции в Германию. Более полутора веков назад один из представителей этого рода, Адольф, приехал работать по контракту на завод под Черниговом. Тут у него в 1865-м и появился сын. Окончив историко-филологический факультет Московского университета, Александр Адольфович Боде несколько лет преподавал древние языки в Лифляндии, получил чин коллежского советника, а потом был переведен с повышением в мужскую гимназию уездного Рыбинска Ярославской губернии.
Несмотря на иностранные корни, он был большим патриотом России. Поэтому, когда началась Первая Мировая, Боде отправился по лазаретам. Здесь учитель, обладающий феноменальной памятью и даром чтеца-декламатора, выступал перед ранеными солдатами, пересказывая наизусть русские былины и произведения классики. Вслед за ранеными Рыбинск стали заполнять беженцы с польских и прибалтийских земель. Многие принимали Боде за немца – и бросали ему укоры, эмоционально рассказывая о зверствах, чинимых тевтонцами на захваченных землях, о пулеметном огне по мирным людям с аэропланов…
Всё это подвигло педагога не только читать чужие стихи, но и писать свои. В 1916 году на проводах офицеров Гроховского полка Боде озвучил, например, «Оду» собственного сочинения: «Уже тевтонская волна на месте кружится и стынет. Настанет время, и она в бессильной ярости отхлынет. И возвратятся с честью, славой орлы родного нам полка: после победы над врагами, в броне стального кулака…»
А следом родилось стихотворение, из-за которого, собственно, рыбинцы до сих пор и считают Александра Адольфовича творцом «Священной войны». Называлось оно «Вставай, страна огромная!» и было пропето самим автором без всякого музыкального сопровождения 3 мая 1916 года в Рыбинском городском театре перед военнослужащими.
«Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой. С германской силой темною, с тевтонскою ордой! - выводил хорошо поставленным голосом учитель. - Пусть ярость благородная вскипает, как волна. Идет война народная, Священная Война!...»
Однако время, что называется, было упущено. На фронте, разлагаемом большевистской пропагандой, уже звучали призывы втыкать штыки в землю и «брататься с германцем». Поэтому офицеры, собравшиеся в театре, из вежливости похлопали, а вот рядовые подняли ропот – де, сколько можно, хватит воевать… В итоге хорошая песня так и осталась невостребованной.
После революции гимназию закрыли, и Александр Боде переехал из Рыбинска в Москву. Здесь он трудился корректором в издательстве «Политкаторжанин», и за старания получил в 1925-м премию - землю под дачу в поселке Прозоровском, известном ныне как Кратово. Вскоре стало сдавать здоровье, и Александр Адольфович перебрался сюда окончательно. Но интереса к жизни не утратил - с тревогой читал статьи о набирающем силу германском фашизме. И когда немцы заговорили про новый «драг нах Остен», сделал вывод: Родине опять придется схватиться со старым врагом.
Вот тут и вспомнилась ему давняя песня собственного сочинения. Направить ее в официальные инстанции Боде не мог, поскольку власти заявляли, что никакой войны с Гитлером не будет, а сомневаться - значило провести остаток дней в лагере. Так возникло решение представить текст человеку, который мог бы, в случае чего, «выложить» произведение на нужный стол.
Любимцем властей и масс был тогда Василий Лебедев-Кумач – автор песен к фильмам «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Дети капитана Гранта». Ему бывший педагог и отправил свое произведение, - вспоминала Зинаида Александровна Колесникова, дочь Боде. Ответа не последовало, а зимой 1939-го не стало самого Александра Адольфовича
Через два с половиной года началась Великая Отечественная. И едва немцы перешли границу Советского Союза, как в квартире Лебедева-Кумача зазвонил телефон. Это редакция «Красной Звезды» срочно просила какие-нибудь патриотические стихи. По официальной версии, поэт сочинил текст «Священной войны» буквально за ночь, и уже 24 июня за его подписью были опубликованы знаменитые, переложенные Александровым на музыку строки: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой. С фашистской силой темною, с проклятою ордой. Пусть ярость благородная вскипает как волна, идет война народная, Священная Война…»
Только спустя сорок лет после начала Великой Отечественной Зинаида Колесникова впервые заикнулась о том, что песня Лебедева-Кумача слишком уж напоминает другую, созданную когда-то ее отцом. Женщина отправила письмо по этому поводу в одну из центральных газет – но его, естественно, не опубликовали. Голос Колесниковой был услышан лишь после начала перестройки, и знатоки литературы стали сравнивать два текста, отмечая, что они действительно крайне похожи, различаясь всего несколькими деталями. Если у Боде, например, встречаются такие строки, как: "С германской силой темною", "Гнилой немецкой нечисти", "С тевтонскою ордой", «За русский край родной», то у Лебедева-Кумача эти же строчки звучали так: "С фашистской силой темною", "Гнилой фашистской нечистью", "С проклятою ордой", «За наш Союз большой». Историки тоже принялись задаваться разными вопросами. Мог ли Лебедев-Кумач, опубликовавший «Священную Войну» 24 июня 1941 года, знать про «насильников, грабителей, мучителей людей», если немцы в это время только еще подтягивались к нашим населенным пунктам? Вряд ли. Зато про жестокость врага на оккупированных территориях хорошо знал от беженцев Александр Боде. Наводила на размышления и судьба песни «Священная война». Ведь это только в художественных фильмах страна начала исполнять ее уже в первую неделю боев. А реально песня после публикации три месяца была не в ходу. Органы пропаганды считали, что текст слишком пессимистичен – обещает «смертный бой» вместо расхожего тогда «шапками закидаем». Сомнительно, что Лебедев-Кумач не смог уловить идеологической конъюнктуры, еще накануне войны требовавшей изображать фашистов с допотопными саблями, которые переломятся о броню первого же советского танка, - отмечали критики. Зато про «смертный бой» был вправе писать Боде – ведь его песня появилась, когда Первая Мировая кровоточила уже два года…
Существовали, конечно, и противоположные мнения. Так, известный исследователь военных песен Юрий Бирюков настаивал на авторстве лауреата Сталинской премии – мол, оригинал произведения написан карандашом, как всегда делал Лебедев-Кумач, да и в фонде №1104 Российского государственного архива литературы имеются черновики, доказывающие, что поэт над текстом работал лично.
Как бы то ни было, спор о том, кто является творцом гениальных строк, закончился в конце девяностых судебным разбирательством. Внучка Лебедева-Кумача подала иск к тем, кто считал ее дедушку плагиатором, и Фемида признала несостоятельность подобных утверждений.
Но одно дело – сухой судебный вердикт, и другое – гордость рыбинцев за своего талантливого земляка. Быть может, Лебедев-Кумач действительно даже не читал текст, который прислал ему Боде. По теории вероятности вполне возможно, что два разных человека могут написать примерно одно и то же. Известен, например, случай с популярной русской песней «Вечерний звон», у которой нашелся точный «двойник» аж в Англии. И все-таки каждый раз, когда звучит «Священная Война», многие жители Рыбинска уверены, что слышат произведение не именитого московского поэта, а скромного учителя здешней гимназии.



Врезка


А.Боде

ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ!

Вставай, страна огромная!
Вставай на смертный бой.
С германской силой темною,
С тевтонскою ордой!
Припев:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,
Идет война народная,
Священная война!
Как два различных полюса,
Во всем различны мы.
За свет, за мир мы боремся,
Они - за царство тьмы.
Припев.
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей.
Припев.
Не смеют крылья черные
Над Родиной летать.
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!
Припев.
Гнилой германской нечисти
Загоним пулю в лоб.
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!
Припев.
Пойдем ломить всей силою,
Всем сердцем, всей душой,
За землю нашу милую,
За русский край родной!
Припев.
Вставай, страна огромная!
Вставай на смертный бой
С германской силой темною,
С тевтонскою ордой!
Припев.

В.Лебедев-Кумач

СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой
Припев:
Пусть ярость благородная
Вскипает как волна
Идет война народная
Священная война!
Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они - за царство тьмы.
Припев.
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!
Припев.
Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!
Припев.
Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!
Припев.
Встает страна огромная,
Встает на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.
Припев.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
info
Дата 14.04.2007 - 12:44
Цитировать сообщение




Евгений Мухтаров
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 18443
Пользователь №: 545
Регистрация: 20.10.2003 - 09:44





Если говорить про выставленный на Советской площади «Юнкерс-88» подробнее, то дело было так.
Под Ярославлем базировался 4-й истребительный авиаполк, прикрепленный к местному корпусу ПВО и состоящий из полученных по ленд-лизу британских самолетов марки «Харрикейн». Летчикам, привыкшим к советским истребителям, пришлось переучиваться и на новую технику, и на новые приемы ведения боя. Дело в том, что излюбленная тактика немцев – совершать массированные налеты бомбардировщиков – наткнулась в Ярославле на стойкую противовоздушную защиту. Тогда гитлеровцы стали поступать хитрее, направляя сюда попеременно то соединения тяжелых «Мессершмитов», то прыткие «Юнкерсы». Рассчет делался на то, что скорость последних была выше, чем у «Харрикейнов».
Ранним утром 31 мая 1942 года два наших самолета поднялись в воздух на боевое дежурство. Одним из них управлял сын дагестанца и татарки, выпускник Симферопольского аэроклуба, лейтенант Амет-Хан Султан. Когда его машина достигла заданной высоты в 7300 метров, с аэродромного поста наблюдения передали о приближении к городу «Юнкерса-88». Полагая, что вражеский истребитель появится со стороны восходящего солнца, Амет-Хан ушел восточнее Ярославля и вскоре действительно увидел врага. Затем наш летчик открыл огонь из всех четырех пулеметов, но немецкий пилот умело уходил с линии обстрела. Наконец, прямым попаданием удалось разбить огневое гнездо «Юнкерса». Однако закончился весь боекомплект и на «Харрикейне». Поняв это, фашист повернул к мосту через Волгу и резинокомбинату, чтобы сбросить там бомбы. Амет-Хан решил идти на таран. Сперва он хотел рубануть винтом по хвосту вражеского самолета, но тот ускользнул. Тогда наш летчик нырнул вниз, а потом резко пошел вверх – и самолеты столкнулись с такой силой, что левое крыло «Харрикейна» вошло в фюзеляж «Юнкерса» и там застряло. Сам немецкий самолет при этом загорелся. Затем оба воздушных судна расцепились, и крыло «Юнкерса» разбило фонарь кабины нашего истребителя. Невероятными усилиями Амет-Хану удалось все-таки протиснуться через мешанину обломков и выброситься с парашютом. Приземлился он за Волгой в деревне напротив нынешнего «Красного Маяка».
Сам «Харрикейн» при ударе о воду развалился. Зато «Юнкерс» упал в мягкий прибрежный песок. Его экипаж из 2 человек тоже успел выброситься с парашютами, приземлился на мелководье и был тут же взят в плен. Позже немцы заявляли переводчику, что советский летчик «воевал не по правилам, в Западной Европе так не воюют», имея в виду таран.
На берегу Амет-Хана окружили деревенские мальчишки, а затем взрослые отвели его в одну из изб, где накормили. Здесь его и нашел полковой комиссар, который в машине отвез лейтенанта на аэродром.
Это был первый за войну фашистский самолет, сбитый Амет-Ханом. Через несколько дней его пригласили на Советскую площадь Ярославля, где были выставлены обломки «Юнкерса-88», а рядом красовался портрет лейтенанта с надписью «Он сбил стервятника». Затем председатель городского комитета обороны вручил офицеру грамоту «Почетный гражданин города Ярославля» и именные часы с надписью: «Лейтенанту Красной Армии т. Амет-хану Султану, геройски сбившему немецко-фашистский самолет. От Ярославского городского комитета обороны. 31.V. 1942г.». Вскоре после этого Указом Президиума Верховного Совета СССР за подвиг, совершенный в небе Ярославля, он был награжден орденом Ленина. А в середине июня, на кратком партийном собрании перед очередным боевым вылетом, коммунисты полка единодушно приняли Амет-хана Султана кандидатом в члены ВКП(б).
В июле 1942 года 4-й истребительный авиаполк был разделен надвое. Часть самолетов осталась в Ярославле, а другая была переброшена под Елец. Оказался там и Амет-Хан. Далее он уже в должности командира эскадрильи воевал под Воронежем и Сталинградом, в небе Кубани, Ростова и в родном Крыму. В августе 1943-го опять же наш земляк - командующий Южным фронтом генерал-полковник Ф.И.Толбухин, лично вручил пилоту орден Красного Знамени. А Донбасс Амет-Хан Султан освобождал уже Героем Советского Союза. Это звание ему присвоили 28 августа 1943-года.
Всего за войну он совершил 603 боевых вылета, провел 150 воздушных боев и лично сбил 30 самолетов. За это был награжден шестью медалями, Орденом Красного Знамени, орденом Александра Невского, тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, Орденом «Знак Почета», а также второй раз удостоен звания Героя Советского Союза. После войны подполковник Амет-Хан Султан служил летчиком-испытателем, получил Сталинскую премию, и потом несколько лет руководил в Звездном городке экспериментами по «приобщению» к искусственной невесомости первых космонавтов. Погиб 1 февраля 1971 года во время взрыва на борту летающей лаборатории Ту-16. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Именем героя названы улицы в четырех городах, а еще в двух установлены его бронзовые бюсты.
Если же возвратиться к воздушным боям над Ярославлем вообще и тому тарану в частности, то есть у меня одна гипотеза. Она родилась, когда жители обсуждали судьбу приговоренного к демонтажу старого железнодорожного моста через Волгу и попутно кто-то обратил внимание на сквозные пулевые отверстия в его балках. Практически сразу разгорелись дискуссии, кто и при каких обстоятельствах изрешетил "царский" мост. Ярославский исследователь Владимир Финогенов выдвинул версию, что это – следы боев 1918 года, когда красноармейцы подавляли в Ярославле белогвардейское восстание. Мятежники рассчитывали, что именно по этому мосту им на помощь придут из Мурманска бронепоезда с англичанами. Поэтому "красные" пулеметным огнем пытались выбить отсюда восставших – ну и, мол, из-за неприцельных выстрелов наделали дырок в металлической конструкции. То, что пробоины получились под определенным углом, как будто стреляли откуда-то сверху, Финогенов объяснил тем, что, видимо, красноармейцы засели на окружающих колокольнях.
Но я счел это объяснение популистским и глупым. Дело в том, что в 1918 году из автоматического оружия у красных и белых имелись только пулеметы конструкции американца Хайрема Максима. Но прошить насквозь металлические арки моста, толщина которых доходит до сантиметра, из них невозможно. Пуле калибра 7,62 миллиметра просто не хватит для этого энергии. Тем более, что она свинцовая и просто расплющилась бы о толстую сталь. Лишь в 1930 году Советский Союз начал выпуск патронов для этого оружия с так называемой «тяжелой», способной прошить хотя бы солдатскую каску пулей.
Так вот. Я считаю, что пробоины эти появились не в 1918-м, а позже, в Великую Отечественную, и сделаны из тяжелого авиационного пулемета, который, в отличие от «Максима», вполне может пробить сантиметровую сталь. Известно, что фашистские самолеты с особым рвением пытались разбомбить как раз железнодорожный мост. Но въезд и выезд с него надежно охраняли зенитные установки 201-го зенитного полка ПВО. Однако «мелкие» попадания в мост явно были. Ведь лучший способ подавить наземный огонь - бросить самолет вниз и попытаться расстрелять зенитные расчеты из пулеметов, так что несколько очередей могли прошить и саму металлическую конструцию...
Не исключено и то, что отверстия – память как раз о схватке Амет-Хана с немецким асом. Напомню, что таран произошел где-то поблизости от резинокомбината, а наш летчик приземлился на парашюте напротив «Красного Маяка». То есть получается, что схватка шла практически у железнодорожного моста. А всем известна тактика немецких летчиков жаться к земле, и тактика наших асов заходить «в хвост». Как раз во время этих маневров, пока у Амет-Хана не кончился боекомплект, шальная очередь и могла пробить переднюю перегородку моста.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
agat7
Дата 14.04.2007 - 14:11
Цитировать сообщение




лаптёжник
***

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 467
Пользователь №: 13086
Регистрация: 15.12.2006 - 22:09





info Просто нет слов !!!! Лично видел как после бомбежки по Волге плыли горки муки из разбомблённого элеватора на левом берегу около моста в который попали бомбы предназначенные для ж-д моста.
Кажется в воспоминаниях Патоличева Н.С. написано, что немцы бомбили Ярославль, Рыбинск но не бомбили Рыбинскую ГЭС так как считали что она недостроена и не работает. Ещё где-то прочитал что перед войной немцы бывали на Рыбинском моторном заводе они его разбомбили, но не тронули корпуса, которые были построены после их отъезд.
info Ещё раз спасибо за информацию!!!
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
info
Дата 14.04.2007 - 17:08
Цитировать сообщение




Евгений Мухтаров
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 18443
Пользователь №: 545
Регистрация: 20.10.2003 - 09:44





Цитата (agat7 @ 14.04.2007 - 14:11)
info Просто нет слов !!!! Лично видел как после бомбежки по Волге плыли горки муки из разбомблённого элеватора на левом берегу около моста в который попали бомбы предназначенные для ж-д моста.
Кажется в воспоминаниях Патоличева Н.С. написано, что немцы бомбили Ярославль, Рыбинск но не бомбили Рыбинскую ГЭС так как считали что она недостроена и не работает. Ещё где-то прочитал что перед войной немцы бывали на Рыбинском моторном заводе они его разбомбили, но не тронули корпуса, которые были построены после их отъезд.
info Ещё раз спасибо за информацию!!!

Совершенно верно. Патоличев даже описывал ситуацию, когда ему лично позвонил Сталин, чтобы справиться после очередной бомбежки, цел ли стратегический мост. Информация о налетах вражеской авиации на мост и резинокомбинат содержится также у Шахурина в "Крыльях победы". Если не ошибаюсь, там упоминается и про разбомбленный элеватор.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top

Опции темы Страницы: (9) « Первая ... 2 3 [4] 5 6 ... Последняя » Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

 



[ Время генерации скрипта: 0.0769 ]   [ Использовано запросов: 15 ]   [ GZIP включён ]



Яндекс.Метрика

Правила Ярпортала (включая политику обработки персональных данных)

Все вопросы: yaroslavl@bk.ru