Ярославль


Страницы: (7) [1] 2 3 ... Последняя »  ( Перейти к первому непрочитанному сообщению ) Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

Ляпинская ГРЭС, Фотоэкскурс

Masquerade
Дата 10.08.2011 - 17:33
Цитировать сообщение




Нация застыла в ужасе
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 12939
Пользователь №: 3169
Регистрация: 6.03.2005 - 17:36





Ляпинская котельная - городская легенда, на наших глазах уходящая в прошлое.

Сейчас ей роль в энергетике и жизни города неприметна, однако, так было далеко не всегда.

Градообразующий объект, давший жизнь, в виде электроэнергии, многим крупным промышленным предприятиям, осветивший город, его площади и улицы, историческая веха между темным прошлым и светлым электрическим будущим, стройка века, положившая начало целым двум ярославским микрорайонам - Среднему и Нижнему поселку, и конечно, памятник архитектуры. Всё это - Ляпинка!

user posted image

До сих пор характерные контуры котельной с двумя трубами видно из многих точек города.

Вот, например, вид с Волжской набережной, с крыши Ильинско-Тихоновской церкви:

user posted image

Она парит над сизыми заволжскими лесами, словно гигантский пароход:

user posted image

Сейчас на смену Ляпинке пришли другие источники электроэнергии. Основная её функция - отопительная. Благодаря Ляпинке получает горячую воду и греется зимой значительная часть Заволжского района.

Однако, и этой легенде приходит конец. В ближайшие 2-3 года рядом будет возведена новая котельная, а старая будет навсегда остановлена.

Грех было бы упускать возможность и не зафиксировать ту старую добрую Ляпинку, которую знает Ярославль на протяжении уже 85 лет. Архитектура её со времени постройки претерпела не сильные изменения, оборудование - тоже старое, в общем, смак!

И вот мы на месте. Проходная, 1930-е годы, приятное небольшое здание в светлых тонах:

user posted image

На проходной - табличка:

user posted image

Здесь и стоит сделать небольшой экскурс в историю вопроса. Вот правильно написано на табличке - ЯрГРЭС, я тоже её всегда называю не котельная, а по старинке - электростанция, ГРЭС, именно в амплуа электростанции она и прослужила большую часть времени.

В общем, в чем смысл.

1920-е годы. Электричество семимильными шагами шагает по планете, а Ярославль в попе полной. Мощности местной небольшой электростанции, построенной еще бельгийцами в 1900 году для нужд открывшегося в том же году трамвая, было явно не достаточно для крупного города. Её (мощности) хватало лишь на вышеупомянутый трамвай, скудное освещение улиц города, госучреждений да лучших жилых домов.

Ни о каких заводах и фабриках речи быть не могло. А заводы и фабрики новая советская власть строить желала. Да и о людях можно подумать, а то что они с керосиновыми лампами по домам сидят, когда есть такой халявный, приятный источник энергии.

Вдобавок Ленин был утопистом, именно ему принадлежала в 1920 году центральная роль в создании ГОЭЛРО - комиссии по ГОсударственной ЭЛектрификации РОссии. Это был комплексный план по развитию всей экономики, в котором ключевую роль занимала энергетика.

В рамках этого плана в 1921 году решили - в Ярославле будет крутая электростанция, мощностей которой хватит не только на сам город и предполагающиеся свежепостроенные в нем заводы, но и на окрестные города.

В качестве топлива предполагалось использовать халявный торф, которым богаты здешние места, ибо нефть и уголь далеко, с ними перебои, а дрова как-то совсем не комильфо.

Гигантские запасы торфа были обнаружены буквально у самого Ярославля - в заволжской его части, у деревни Ляпино. Место было идеальным - рядом запасы топлива, рядом Волга (оттуда надо брать воду), рядом трудовые ресурсы, рядом и конечный потребитель - Ярославль.

Подфартило и со свежепостроенным в 1913 году железнодорожным мостом - по нему из Заволги в центр можно было кинуть высоковольтный кабель. В общем, одни плюсы, и 4 ноября 1923 года около гигантского Ляпинского торфяного болота была забита первая свая.

Бабла было мало, материалов - тоже, строили вручную, в общем, затянулась стройка. В 1925 году с баблом стало получше, экономический кризис был преодолен (во многом благодаря НЭПу), стройка ускорилась, и в 1926 была сдана первая очередь станции. В том же году пошла в город пошла первая электроэнергия.

Теперь можно было смело строить заводы, что и было проделано. Шинный, Автозавод (будущий моторный), синтетический каучук - все они обязаны самому факту своего развития именно току с Ляпинки. В 1932 году была сдана вторая очередь станции, и она приняла тот самый внешний вид, который мы можем лицезреть и поныне. А мощностей станции после сдачи второй очереди хватило и на Кострому, и на Рыбинск, и на Ростов - туда пошли первые ЛЭП.

Параллельно стройке станции рядом с ней шло и строительство поселка Энергетиков, сейчас известного как Средний поселок, а чуть дальше, возле торфоразработок - поселок Гидроторфа, ныне Нижний поселок.

Торф начали добывать и поставлять еще в 1922 году инновационным методом - его размывали мощной струей воды и в таком виде гнали по трубам на станцию. Вдоль этой трубы и развивались навстречу друг другу два поселка - Средний и Нижний. Основной магистралью стала улица Клубная.

Давным давно от добычи торфа не осталось и следа. Станция давно работает на газе, а о массовой добыче торфа напоминает лишь большое количество карьеров, в которых любят купаться горожане, да географическая карта:

user posted image

Все эти маленькие голубые озерца - это бывшие торфоразработки.

Однако, что-то заболтались мы.

Электростанция является памятником архитектуры, выполнена в стиле промышленного конструктивизма, айда на территорию, смотреть!

user posted image

От проходной к станции ведет симпатичная аллейка:

user posted image

Клумбы сделаны из старых фонарей, вышло симпатично:

user posted image

Фонари постарше, тоже симпатичные, и самопальный "кирпич":

user posted image

Перед основным объемом станции - источник Теплой канавы, всезаволжской легенды, в которой омыли и омывают свои телеса тысячи горожан и поныне:

user posted image

Вот он, живой целительный источник, всему начало здесь:

user posted image

И вот мы стоим непосредственно перед станцией:

user posted image

Обратите внимание - кирпич левого объема темнее, правого объема - светлее. Это объяснимо. Перед нами две очереди станции - слева, потемнее и пониже - 1926 года, справа, повыше и посветлее - 1932 года.

Вот вид станции со спутника. Очередь 1926 года Г-образная, а потом к этой букве Г пристроили в 32-ом почти квадратный объем новой котельной, она с двумя трубами:

user posted image

Вот она, граница светлого и темного кирпича, 1932-го и 1926-го:

user posted image

Как раз на рубеже 20-х и 30-х происходит перелом в строительстве. Вместо кирпичных сводов оконных и дверных проемов (слева), окончательно приходят балочные (справа). Всю жизнь мечтал о таком наглядном примере.

А теперь о конструктивизме.

Здание ЯрГРЭС было выполнено в конструктивизме - революционном стиле тех лет. Это реально было крутой новинкой. Основные приметы конструктивизма - игра с разными объемами в одном здании, и гигантское количество стекла.

Да уж, в стекле не откажешь, машинный зал, южная сторона, 1926 год:

user posted image

Да и в 1932-ом конструктивизм не изжил себя. Объем котельной 1932-го выполнен поскромнее, но все-равно с конструктивисткими фишками:

user posted image

Во втором окне часть стекол выпала, но и производить, и менять их к моменту выпадения уже разучились:

user posted image

Обойдем здание. Идем к восточному фасаду. По пути встречаются всякие ништяки:

user posted image

user posted image

user posted image

Восточный фасад:

user posted image

Главная достопримечательность восточного фасада - линия для вагонеток:

user posted image

Итак, торф по трубам пригоняли на станцию с болота, здесь грузили в вагонетки, вагонетки по этой линии ползли на третий этаж, а оттуда, с высоты, его сыпали в топки котлов. Архивное фото, вагонетки ползут:

user posted image

Сейчас, естественно, вагонеток нет, торфа, естественно, тоже. Станция давно на газе.

user posted image

Как хищный ястреб я пикирую к рельсам линии подачи. Старая линия образца 1926, клейма, здесь должны быть царские клейма!

ДА!

user posted image

Старина! Князь Белосельский! 1907 год, Усть-Катав.

Линия вся сделана из обрезков царских рельс. Вот еще:

user posted image

1916 год, Нижнетагильские заводы Демидова.

Наверху, наверняка, еще есть.

Интересно, а когда вагонетки ездили, проходящим под линией людям за шиворот торф падал?

user posted image

Мы идем к северному фасаду, пожалуй, самому выразительному. 1926 год, здание старой котельной и административный корпус:

user posted image

В 1926 году еще строили так, что никто не отличил бы такое здание от дореволюционной постройки:

user posted image

Подозрительно смотрятся лишь огромные пролеты окон, напомню, один из основных признаков конструктивизма. Судя по цвету кирпича, они были еще больше, но низ подзаложили:

user posted image

Еще:

user posted image

К линии подачи вдаль уходит замурованная в асфальт узкоколейка, по которой подвозили торф:

user posted image

Торец:

user posted image

Фасад:

user posted image

Невозможное для 20-х годов: ощущение легкости при взгляде на промышленное здание. Это всё окна и стекло:

user posted image

Между двумя корпусами даже уютно:

user posted image

Деталь:

user posted image

Западный фасад, машинный зал:

user posted image

И снова игра с кирпичом и стеклом, именно она делает конструктивизм конструктивизмом. В промышленной архитектуре в провинции это - редкость:

user posted image

А вот и знакомые нам арматурные стяжки. Здесь не очень выразительные, наверное, выразительным подобное пытались делать только до революции:

user posted image

Угол буквы Г 1926-го года, угол машинного зала и старой котельной:

user posted image

Дверь и застекление выдает, конечно, парадное. Подобные встречаются во всех конструктивистких жилых домах Ярославля:

user posted image

Заходим вовнутрь:

user posted image

Конечно, парадное! При взгляде наверх может закружиться голова:

user posted image

На лестничных площадках бережно хранятся артефакты:

user posted image

Двери в загадочные места:

user posted image

Мы поднимаемся наверх, последний взгляд вниз с последней площадки:

user posted image

Здесь, сверху - сердце всей станции:

user posted image

user posted image

Здесь почти ничего не изменилось за 85 лет.

Одни мраморные плиты пульта чего стоят:

user posted image

Сам пульт:

user posted image

Глядя на подобное раритетное оборудование, иностранцы говорят "Музеум":

user posted image

user posted image

Надеюсь, скоро, после закрытия котельной, все это действительно будет музеум, а не бездарно пропадет.

Изнанка сердца станции:

user posted image

Идем в машинный зал, он рядом. Плитка, наверняка, тоже царская, глаза автоматически шарят в поисках надписи "Бергенгеймъ г. Харьков":

user posted image

... и вот машинный зал, мы выходим в него под самой крышей:

user posted image

За 85 лет тут многое изменилось, но кое-какие агрегаты остались еще со времен открытия:

user posted image

Эти пятнадцатиметровые перекрывающие балки в 1925 году устанавливали под чутким руководством специалистов с завода-изготовителя:

user posted image

На них наверняка тоже есть какие-нибудь клейма, но летать пока не научился.

Пол машинного зала тоже выложен старой плиткой, всех фасонов и цветов. Наверное, как водится, перепала с каких-нибудь складов царской эпохи:

user posted image

Спускаемся вниз, на этот самый пол, на бренную землю:

user posted image

Цеховой шкапчик с лекарствами никто не открывал, судя по внешнему виду, лет 30:

user posted image

Неожиданно внизу нашелся обычный письменный стол. Судя по внешнему виду, он ровесник ГРЭС:

user posted image

Одна из плиток откололась, естественно, надо глянуть, раньше была такая хорошая рекламная традиция - на каждой плитке клеймо завода ставить. Клеймо хорошо зеркально отпечатывается в растворе:

user posted image

В цехе очень душно и жарко. Кабинка единственного на весь зал оператора оборудована кондеем:

user posted image

Наверняка, раньше здесь трудились десятки человек. Сейчас на весь огромный зал ОДИН оператор. Да что там говорить. Для меня было откровением узнать, что на всю такую дуру, на всю станцию, одна рабочая смена - всего лишь СЕМЬ человек.

Общее количество сотрудников - 54 человека. Вот что значит автоматизация производства. Несмотря на тот факт, что значительная часть оборудования - старая, какие-то агрегаты - ровесники самой ГРЭС, всё пашет исправно. На века.

Однако, всему приходит конец, близок и конец Ляпинки в том виде, котором мы её видим сейчас.

user posted image

Приборы показывают, сколько на данный момент тратится воды миролюбивым населением богохранимого Заволжского района, и какой она температуры:

user posted image

user posted image

В некоторые углы залезать страшно - злое машинно-энергетическое чудище откусит любопытный нос, переварит, превратит в горячую воду:

user posted image

Кстати, о чудищах. Гуляя по машинному залу, тебя не отпускает чувство, что тебя кто-то сверлит глазами. Куда бы не зашел, за какой бы агрегат не спрятался, всюду преследует тебя этот несколько тяжелый, лукавый, с прищуром взгляд. Ну конечно!

user posted image

Ленина гений в делах поколений:

user posted image

В машинном зале становится отчетлива видна и практическая составляющая конструктивистких фишек. Благодаря огромным застекленным проемам, цех залит дневным светом. Ассоциация с цехом завода - в полутемном прелом ангаре копошатся люди, воняет, стоят редкие механизмы, дети чумазые полуживые на снопах соломы лежат. Для 1920-ых такой подход стал революцией:

user posted image

Просторно, душно, светло:

user posted image

В помещении старой котельной 1926 года:

user posted image

Детская игра "какая из труб приведет человечка к финишу?"

user posted image

Вообще, неоднократно, и не от одного человека, мне приходилось слышать байку, что на Ляпинке до сих пор сохранилось трофейное немецкое оборудование, которое мы вывезли из Германии в 1945-1946 гг. в качестве репараций. И мол, на этой технике до сих пор сохранились шильдики со свастиками!

Визит расставил точки над i. Это всего лишь одна из многочисленных городских баек, однако, имеющая под собой и реальную почву.

Немного старого немецкого оборудования на Ляпинке все-таки есть, но оно не трофейное, а куплено на кровную советскую валюту на рубеже 20-х - 30-х годов. До сих пор в строю. И шильдики есть:

user posted image

Вот на этом желтом пузатом друге:

user posted image

Однако, большая часть машин - родная, старая, отечественная:

user posted image

Прячется во мгле котельной загадочный для меня, инженерно-технологического тупаря, бак:

user posted image

На этой мажорной ноте мы и покидаем промышленную зону и переходим в административную часть:

user posted image

"Не кури":

user posted image

Какой шрифт! Даже этот по большому счету советский ширпотреб - верх совершенства по сравнению с современными безликими распечатками, засунутыми в файл. Людям стало впадлу тратить свое время и старания на симпатизацию окружающего их пространства. Рядом с такой табличкой и не курить приятно.

Классические советские заводско-конторские часы, и плафон:

user posted image

Плафон загадочен. Если горит - значит сегодня день охраны труда, если не горит - значит сегодня не день охраны труда?

Парадная административной части. Эти симпатичные окошки мы уже видели на северном фасаде, 1926 год это:

user posted image

Перила незатейливы, но симпатичны:

user posted image

Хотя, по сравнению с сегодняшними экземплярами, они очень затейливы и вообще верх перильного искусства.

Объем парадного:

user posted image

Стенд с фотографиями:

user posted image

Крупнее парочка:

user posted image

А это, что будет, вопрос 2-3 лет:

user posted image

Сначала ужаснулся, что это существующую постройку эдак переделают в духе унылого плексикгласового-сайдингового РЖД, но потом успокоили, что это абсолютно новое здание. Судьба старого - пока неизвестна.

Картина:

user posted image

Ну и на этом всё по интерьерам этого чудесного места с хорошей энергетикой... В прямом смысле слова энергетикой.

На выход

user posted image

попалась!

user posted image

А вот и конкурирующая фирма. Завод не завод, предприятие не предприятие, если на его проходной не живет заводская собачка, которую все подкармливают:

user posted image

Встретились два одиночества:

user posted image

Хм, а в проходной то очень симпатичная, и судя по всему, родная, дверь, верхняя часть - точно. 1930-е:

user posted image

Традиционные часы, и еще один момент - эти два столба, видимо, раньше и служили воротами проходной. Нынче закрыты бетонным заборам и не несут вообще никакой функции. Остались петли от ворот:

user posted image

На этом мы покидаем территорию легенды ярославской энергетики, да и просто ярославской легенды. Славно, что удалось столь тщательно зафиксировать все это, жизни в нынешнем состоянии котельной осталось совсем немного.

Уходим, сжимая в счастливых потных ладошках сувенир на память:

user posted image

За оградой - море всего интересного. Поселок Энергетиков, построенный для работников Ляпинской ГРЭС, он же Средний - прекрасный образчик хорошо сохранившегося образцового рабочего поселка 20х-50-х годов.

Ну вот например, ровесник самой станции - бревенчатый одноэтажный т.н. "барак-коммуна":

user posted image

А вот жилье поэлитней - двухэтажный, и не барак, и не коммуна:

user posted image

А местный Дом Быта?

user posted image

Вернее, .О.БЫ.А.

Средний поселок - отдельный мир, безумно интересный, и отдельный разговор. До которого мы, конечно, рано или поздно доберемся.

Любите свой город)

Ну и конечно же,

пока)
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Red Bull
Дата 10.08.2011 - 18:51
Цитировать сообщение




добрый Бобр
******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 5486
Пользователь №: 18885
Регистрация: 25.05.2007 - 20:18





спасибо, сам я этот пресс-тур просрал.
user posted image
исходя из моих наблюдений, то плитка с кодовым номером 1 точно дореволюционная, 3 хз, а вот 2 выглядит как явно советская
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
chek52
Дата 10.08.2011 - 19:10
Цитировать сообщение




...несёт меня течение
******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 6797
Пользователь №: 6206
Регистрация: 17.01.2006 - 12:11





Эко куда тя Ян занесло. ohmy.gif
user posted image
А вот оборудование пультовой это 70-80-е годы.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Oiler
Дата 10.08.2011 - 20:10
Цитировать сообщение




Любитель кризисов
****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 544
Пользователь №: 44580
Регистрация: 8.12.2009 - 20:35





На 3-й от конца фотке не барак, а 2-квартирный дом с обширным приусадебным участком, которые строились для ЯрГрэсовского начальства, а следующий дом - из серии "для рабочих". Бараки сохранились на данный момент лишь на Нижнем Посёлке, и то только кирпичные.
PM
Top
baton
Дата 10.08.2011 - 22:43
Цитировать сообщение




Эцилопп
****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 884
Пользователь №: 36834
Регистрация: 18.03.2009 - 02:28





Огромное спасибо !!! Очень интересно!!! Жалко станцию. Разграбят ведь все, оборудование в металлолом сдадут, а потом и здание сломают ((((
PM
Top
Граф Монте-Кристо
Дата 10.08.2011 - 23:40
Цитировать сообщение




Unregistered












Забор воды был из "холодной" канавы, а слив в "теплую". Инфа из детства. Знатоки - поправьте.
Top
мимошел
Дата 11.08.2011 - 08:21
Цитировать сообщение




В малиновых штанах
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 2623
Пользователь №: 42156
Регистрация: 7.10.2009 - 11:46





Спасибо! Отличная экскурсия!
Есть ли информация откуда брали кирпич для постройки первой и второй очереди станции? 20-е годы. В городе много полуразрушенных во время подавления белогвардейского восстания церквей... Многие были разобраны.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
kapitan-metan
Дата 11.08.2011 - 10:29
Цитировать сообщение




князь фрязинский
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 12208
Пользователь №: 11325
Регистрация: 15.10.2006 - 17:50





...

Это сообщение отредактировал kapitan-metan - 20.03.2019 - 12:00
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
vodila vovan
Дата 11.08.2011 - 12:12
Цитировать сообщение




оптимистичный оптимист
***

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 355
Пользователь №: 2333
Регистрация: 28.10.2004 - 23:32





Цитата (Masquerade @ 10.08.2011 - 18:33)

Главная достопримечательность восточного фасада - линия для вагонеток:

user posted image

Однако, большая часть машин - родная, старая, отечественная:

user posted image


это немеций котел шихау 1930 года, а наверху осталась одинокая вагонетка
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
kapitan-metan
Дата 11.08.2011 - 12:49
Цитировать сообщение




князь фрязинский
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 12208
Пользователь №: 11325
Регистрация: 15.10.2006 - 17:50





...

Это сообщение отредактировал kapitan-metan - 3.04.2019 - 16:38
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Masquerade
Дата 11.08.2011 - 13:12
Цитировать сообщение




Нация застыла в ужасе
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 12939
Пользователь №: 3169
Регистрация: 6.03.2005 - 17:36





Цитата (Oiler @ 10.08.2011 - 21:10)
На 3-й от конца фотке не барак, а 2-квартирный дом с обширным приусадебным участком, которые строились для ЯрГрэсовского начальства, а следующий дом - из серии "для рабочих". Бараки сохранились на данный момент лишь на Нижнем Посёлке, и то только кирпичные.

да? вероятно

у меня есть классификация всех этих домов на поселке по категориям, но тщательно я не вникал

по идее надо тщательно осматривать постройки, брать планы и фотофиксировать остатки

а то они и так горят, скоро вообще ничего не останется

у меня это в планах
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Masquerade
Дата 11.08.2011 - 13:17
Цитировать сообщение




Нация застыла в ужасе
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 12939
Пользователь №: 3169
Регистрация: 6.03.2005 - 17:36





Цитата (мимошел @ 11.08.2011 - 09:21)
Спасибо! Отличная экскурсия!
Есть ли информация откуда брали кирпич для постройки первой и второй очереди станции? 20-е годы. В городе много полуразрушенных во время подавления белогвардейского восстания церквей... Многие были разобраны.

информации нет, но крайне сомнительно что кирпич брался из разрушенных/разобранных зданий

объемы совершенно не сопоставимы

я читал такую тему - при уничтожении церквей часто прикрывались потребностью в кирпиче для строительства чего-нибудь светлого и социалистического, а на деле здания сносились и разбирались так, что для последующего использования подходил лишь жалкий процент кирпича, точно не скажу, но вроде процентов 10

в основном же от церквей оставались лишь битье да обломки, которыми впору только большак засыпать

PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Masquerade
Дата 11.08.2011 - 13:20
Цитировать сообщение




Нация застыла в ужасе
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 12939
Пользователь №: 3169
Регистрация: 6.03.2005 - 17:36





Цитата (vodila vovan @ 11.08.2011 - 13:12)
это немеций котел шихау 1930 года, а наверху осталась одинокая вагонетка

Цитата
вот и мне кажется маловероятным наличие в те годы в СССР собственных жизнеспособных заводов подобной тематики. рэльсы и те царские.


от времен постройки самой ГРЭС осталось немного немецкого оборудования... в процентном соотношении к сегодняшнему

большая часть - наша

если конкретный котел на фото - Шихау 1930-го года, то пусть будет так, отлично)

PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Вячеслав Малежик
Дата 11.08.2011 - 13:55
Цитировать сообщение




Темный Лорд Ярпортала
********

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 109219
Пользователь №: 11086
Регистрация: 3.10.2006 - 22:07





Masquerade
Ян, а вот то, что Евгений Мухтаров писал вот здесь-
Цитата
для Ляпинской ГЭС это, безусловно, закупленные и поставленные перед войной немецкие турбины со свастиками - только я не знаю, живы ли они еще, не демонтированы ли.
- подтвердилось? были ли они?
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Red Bull
Дата 11.08.2011 - 14:25
Цитировать сообщение




добрый Бобр
******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 5486
Пользователь №: 18885
Регистрация: 25.05.2007 - 20:18





Вячеслав Малежик
Masquerade уже написал
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top

Опции темы Страницы: (7) [1] 2 3 ... Последняя » Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

 



[ Время генерации скрипта: 0.0114 ]   [ Использовано запросов: 16 ]   [ GZIP включён ]



Яндекс.Метрика

Правила Ярпортала (включая политику обработки персональных данных)

Все вопросы: yaroslavl@bk.ru