Ярославль


  Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

«Вятская свистунья» - выставка в ЯХМ, до 25 мая 2025

Ярославский художественный музей
Дата 25.03.2025 - 11:09
Цитировать сообщение




Волжская набережная, 23
****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 695
Пользователь №: 142643
Регистрация: 27.08.2013 - 11:00





Выставка «Вятская свистунья» представляет один из самых узнаваемых и известных народных промыслов России.

user posted image

В коллекции музея представлены работы Зои Васильевны Пенкиной (1897—1988), Валентины Петровны Племянниковой (р.1938), Нины Петровны Борняковой (р.1941), Анны Васильевны Кузьминых (р.1934), Нинель Николаевны Скурихиной (1953—2024), Галины Ивановны Барановой (р.1942) — потомственных мастеров промысла, членов Союза художников РФ, постоянных участников выставок. Представлено разнообразие тем, сюжетов и их воплощений.

Для показа дымковской игрушки мы выбрали не случайное время — наступление весны. Возникновение промысла связано с весенним праздником вятской свистуньи. По легенде, праздник отмечался как день поминовения павших в «хлыновском побоище» между жителями Вятки и устюжанами. Постепенно обрядовые гуляния превратились просто в городской праздник, где главными развлечениями стали ярмарка и кулачные бои. Специально для праздника дымковцы готовили к гуляниям множество глиняных игрушек.

user posted image

На ярмарку приезжали торговцы из других мест, чтобы купить побольше беленых глиняных фигурок, которые можно было прибыльно продать подальше от Вятки. Да и вятские купцы оценили спрос на местные забавки и начали возить их не только в Москву, но и в другие города – Нижний Новгород, Казань, Пермь и Оренбург.

Изготовление игрушек превратилось в потомственное ремесло, передававшееся по женской линии. Работу над игрушкой на всех этапах выполняла одна мастерица. Каждая училась своему делу у матери и в свою очередь передавала навыки дочерям. Все вместе копали в окрестностях слободы глину, тщательно перемешивали ее с мелким речным песком, и только после этого принимались за лепку.

Налепив достаточное количество фигурок, их сначала сушили на открытом воздухе. Потом забавки отправляли в печь на обжиг при температуре около 850 градусов. Когда они остывали, приступали к росписи. К началу XIX века сформировался орнамент: круги символизировали солнце, волнистые синие линии — воды реки Вятки, зеленые — луга и пашни. Непременным элементом декора дымковской игрушки стали небольшие блестящие ромбы, сначала из потали — сплава, напоминающего золото, а потом и из настоящего сусального золота.

Очень долго дымковские игрушки делались исключительно одиночными: объединять фигурки в композиции было не принято. Их главное предназначение — издавать свист, а дуть в тяжелую многофигурную игрушку тяжело. Традиционно делали глиняных лошадок, бычков, козликов, петушков, гусей и другую привычную скотину или птицу, фигурки барынь, мужичков, детишек, нянек с младенцами на руках, водоносок, скоморохов. Все с улыбками, в праздничной одежде.

user posted image

На выставке приглашаем увидеть знакомое по-новому, получить удовольствие от встречи с прекрасным, найти источники для творчества и вдохновения.

Место проведения:
Музей зарубежного искусства
Советская площадь, 2

Стоимость посещения:
Полный билет – 100 руб.
Льготный билет – 80 руб.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top

Опции темы Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

 



[ Время генерации скрипта: 0.0073 ]   [ Использовано запросов: 13 ]   [ GZIP включён ]



Яндекс.Метрика

Правила Ярпортала (включая политику обработки персональных данных)

Все вопросы: yaroslavl@bk.ru