Ярославль


  Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

ЕГЭ,… корябнул, Или не делайте из Эйнштейнов двоечников

Рудольф
Дата 22.12.2016 - 08:46
Цитировать сообщение




NeoVit
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 2905
Пользователь №: 9898
Регистрация: 18.08.2006 - 06:31






Начало: http://yarportal.ru/topic850107.html?st=0#entry28573163

Тут в одной местной газете недавно заметка проскочила о Ярославских вундеркиндах, школьниках – математиках, которые демонстрируют очень даже неплохие результаты на разных там соревнованиях. Это конечно хорошо. Но вот что сказал их преподаватель-тренер: ЕГЭ явно портит мышление учеников.
Ну, ЕГЭ – это единый государственный экзамен, в основу которого положены тест-испытания.

И тут корябнуло, - вспомнилось кое-что из давно прочитанного.

Приходит, значит, как-то Эйнштейн в гости к Эдисону. Первый, это самый известный физик 20 века, который Е= МС2 и теорию относительности придумал, а второй - самый что ни на есть зна-менитый американский изобретатель, сделавший больше1000 изобретений, в том числе, лампу нака-ливания, которую так и называют «Лампочка Эдисона». А также фонограф, это такой прообраз патефона.
Ну, так вот. К тому времени изобретатель уже в возрасте был и подумывал о преемнике. Но как найти толкового? – Задача. И составляет Эдисон вопросник, нечто вроде наших тестов, который по его мысли и должны выявить наиболее подходящего для его, изобретательского дела. И тут очень кстати сам великий физик пожаловал!
А далее, между корифеями происходит примерно следующий диалог.
-За какое время можно на поезде от Детройта до Чикаго доехать? – Спрашивает Эдисон.
-Ну, об этом в железнодорожном расписании написано, - наморщив свой гениальный лоб, отве-чает Эйнштейн.
-А сколько весит пинта оливкового масла? – Продолжает настойчивый изобретатель.
-Наверное,… надо заглянуть в справочник мер и весов, – в некоторой растерянности произносит ве-ликий физик. И просмотрев ещё несколько вопросов, добавляет: если все они такие, то свою канди-датуру снимаю сам, не дожидаясь официального отказа!


Это я к чему?
Да всё дело в том, что ЕГЭ и выстроен на системе тестов: набора вопросов и задач разного уровня сложности с несколькими ответами, из которых надо выбрать правильный.

Тут вопрос: а зачем эту лотерею затеяли?

Вразумительного ответа нет. Объективность, - не проходит. См. случай с Эйнштейном.

Или одинаковость требований для всех ВУЗов. Ну, это же сдуреть надо! – Нету одинаковых требова-ний, и не может школьный экзамен выявить предрасположенность выпускника к тому или иному ВУ-Зу. Поэтому существовали в своё время объективные профессиональные предпосылки к этому отбо-ру, отражающие специфику ВУЗа, и каждый из них искал «своего» студента. А поскольку, престиж учебного заведения определялся именно качеством выпускаемых специалистов, то отбирали тщательно, делать иное - рубить сук, на котором сидишь. Этим занимались профессионалы, и как результат,- лучшая в мире система образования. Это не я, а заключение ЮНЕСКО.

Снять психологическую нагрузку? - Ха-ха, это когда сдача с привлечением ОМОНа?

Борьба с коррупцией? – Расскажите об этом кому-нибудь другому. Доказывается, что при этом она не просто значительно возрастает, но переходит на качественно иной уровень. Следует обратить внима-ние хотя бы на увеличение количества денег, которые родители, с развертыванием этой системы, вы-нуждены отстёгивать на «бесплатное» образование. А нарушения? - Недаром, по совокупности всех этих ЕГЭ-испытаний дело уже до прокуратуры дошло.

Интеграция, пример других стран? – Может быть. Но и там эти испытания носят иной характер. В США, например, составлением тестов занимаются частные фирмы, а принимать или не принимать – решают сами учебные заведения. Попутно следует обратить внимание на качество образования, кото-рое получается в результате. - Оно просто плачевно.

Даже наши разработчики тест - заданий недавно пришли к заключению об их теоретической несостоя-тельности и принципиально непреодолимой ограниченности, следовательно, непригодности для действительно объективных испытаний. Как будто с самого начала это было неясно!

Против- российская православная церковь.

Да и сами министры образования начинали как его ярые противники, а затем прочему-то круто меняли свою позицию на прямо противоположную, становясь ещё более ярыми его защитниками. – С чего бы это?

А кроме того (держитесь за стул, чтобы не свалиться): выпускной тест-контроль не рекомендуется даже TQM -системой международной оценки качества образования!

Другими словам, лишённый какого бы то ни было вразумительного обоснования, убедительных целей, положительных результатов испытаний, - ЕГЭ внедряется с усилиями, достойными лучшего примене-ния. Если бы с таким упорством да повышение учительских зарплат проталкивали!
Но почему? Ну, так просто не ответить. Устойчивость данного процесса предопределена его много-слойностью.
Попытаемся же раскрыть по-порядку эти слои, переходя от внешних слоёв, к внутренним, потаён-ным.

Во-первых,- это то, что лежит на поверхности. Минобрнауки, как и все ведомства страны, просто зарабатывает на этом деньги. И именно сейчас, когда в стране запущен механизм «зарабатывания», а в действительности обирания населения, - грех чиновникам от Минобрнауки этим не воспользоваться. В самом деле, когда-то свои кровные в разные там пирамиды население добровольно несло с ночи, помнится, очереди занимали, но с того времени оно как-то поумнело: не несёт. Тем не менее, эпоха пирамид продолжается, но уже в их принудительном варианте. Одна из первых, это конечно «автогражданка». Своего рода репетиционная подготовка населения, способ приучить его к неотврати-мости пирамид.

После столь удачного эксперимента подобным пирамидам была дана зелёная улица. Все ведомства бросились заниматься их возведением в меру сил своих и способностей.

ГИБДД - чуть ли не каждый год новые правила, и всё в одном направлении: как бы побольше урвать. ЖКХ – зашкаливает со своими ценами, действуя по принципу: Что хочу, то и ворочу. О медицине и фармакологии, с лёгкой руки Мих. Зурабова /ну, это было раньше/, и говорить не приходится,- пре-дел мечтаний.

Ну, может ли в таких условиях Минобрнауки, будучи до мозга костей типичным ведомством, стоять в стороне? Да нет, конечно!

ЕГЭ и тесты, - прежде всего деньги. И большие. Зарубежный опыт нашим чиновникам от образования покоя не даёт. В США, например, на их составление тратится около 4-х млрд долларов в год, - и около половины населения, по их же признаниям, остаётся функционально неграмотной. И хотя тес-ты эти составляются не ведомствами «для себя», а независимыми частными компаниями, следова-тельно, не в пример нашим более объективны, тем не менее, вина за эту неграмотность в немалой степени лежит на тестовой в своей основе системе образования. Там это осознают, но сделать ничего не могут: подобную финансовую пирамиду так просто не прихлопнуть даже им.

Перед лицом денег всё остальное отходит на второй план. Если при этом создаётся система админи-стративного или даже криминального вымогательства (а какая, собственно, разница), зачастую дово-дящая учащихся до самоубийства, то это не имеет никакого значения. Главное – деньги. Их отъём!

Забавно, но если только окажется, что ЕГЭ все-таки, не принесёт ожидаемых денег, его тут же при-хлопнут! Со всеми аргументами его защитников.

Во-вторых, – «ресурсная независимость». Она заключается в том, что благополучие того или иного ведомства не должно зависеть от результатов его труда. Достигается это тем, что ведомство само и результаты своей деятельности себе определяет, и само себя по этим результатам контролирует. - Со-стояние, которое оно стремится достичь любой ценой.

ЕГЭ и предоставляет в полной мере такую возможность.

Здесь легко скрываются или подтасовываются результаты испытаний ведомством, поскольку задачи оно придумает какие хочет, и критерии оценок само разрабатывает и процедуру проверки под себя подстраивает. Так сказать, судья, прокурор и обвиняемый в одном лице. А если принять во внимание, что всё это оно имеет возможность делать в глубокой тайне, без независимой экспертизы, то в результатах можно не сомневаться.

Более всего процесс оценивания у Минобрнауки напоминает стрельбу из лука одного японского вои-на, мнящего себя самым метким. Сей искусный воин пускал стрелу, а когда она втыкалась в землю, обводил остриё кружком и кричал: Смотрите все, какой я меткий стрелок! – В такой маленький кружок попал!

То же и с этими ТЕСТ - оценками. Подгоняются под необходимый для ведомства результат. Главное убедить, что всё в порядке в образовании, успокоить родителей. Правда, тесты как бы делятся на две ступени: простая,- убедить, и сложная, – для поступления. Последняя вообще должна быть практиче-ски не решаемой, поскольку, чем меньшее количество претендентов вторую ступень преодолеет, тем большей их части придётся учиться на платной основе. Различные там морально-этические соображе-ния? - Идея всегда посрамляла себя в столкновении с интересом. И не такого преступления, на которое капиталист не пойдёт за 300% годовых. – Ну, это уже классика.

Качество обучения? Да кто же ныне об этом думает! - Если уж сам министр сомневается в целесооб-разности изучения геометрии, синусы-косинусы под вопросом. Правда, дроби (пока) удалось отсто-ять.

Оценка результатов? – по тестам она всегда, подчеркнем, всегда будет благополучной, и не только. Если, например, министерство сочтёт нужным, - то покажет и рост успеваемости. Запланированный.
А между тем, действительные «успехи» нынешнего обучения определить совсем несложно. Доста-точно соотнести их со стандартными требованиями советской школы.

Выхолащивается суть обучения. Но кто о нём думает в наше рыночное время! Не за горами время, ко-гда и о синусах- косинусах и прочей премудрости, дети из бабушкиных сказок будут узнавать.

А ведь нашей стране, дабы не превратиться в сырьевой придаток с минимальной, необходимой только для этого, численностью населения, надо осваивать макротехнологические уровни производства, а в перспективе - не «устойчивое развитие», - а «постиндустриальный переход», что сделать ещё на порядок сложнее. И это, прежде всего, - первоклассное образование, массовое и не процесс, а его результат и даже не то, что было прежде, а на ступень выше.

Тест-испытания – идеальный способ скрыть факт уничтожения системы эффективного образования. И лишить страну её будущего. Вот где собака зарыта.

А вот теперь о главном. Вопреки столь настойчиво проводимым образовательным реформам оказа-лось, что Россия как Индия и Китай в которых за основу взята именно советская система образования, оказалась обладателем такого стратегического ресурса для своего развития, как высокий образова-тельный уровень своего населения. Конечно, это далеко не то, что было в лучшие советские времена, - расцвета физматшкол и высочайшего престижа хорошего образования. Но у них-то там и того нет! В их ВУЗах студенты дробей не знают!! На ноль школьные учителя делить не могут!!! Поэтому и при-ходится выдумывать им всякое прочее. Те же тесты, как испытания для недоучек.

И надо было нам в преддверии этого прорыва, новых задач стоящих перед страной, развивать тот ог-ромный потенциал, который был заложен ещё в советской школе, и в первую очередь творческое мышление. И дёрнулись вроде бы как в этом направлении. Так нет, вялотекущая шизофрения под названием «Реформа образования» положила этому конец.

Кроме ЕГЭ, прямо выкидывающего Эйнштейна за ворота образования, впереди - Болонский лохо-трон, игнорирующийся странами, которые делают ставку именно на эффективное обучение, и ГИФО – «подушевое финансирование», последний гвоздь в гроб качественной системы национального об-разования.

Провозглашена ставка на первоочередное удовлетворение требований производителя – то есть, на сиюминутные требования промышленности. Другими словами, на консервацию отживших техноло-гий.

Интересно, однако, рассмотреть позиции сторон, участвующих в этом процессе.

Минобрнауки. Предыдущий министр провозгласил, что по результатам ЕГЭ: « Можно подавать заявления хоть в 50 ВУЗов, где-нибудь, да возьмут». Абсолютно четкая установка не на призвание и не на знания, а лишь на получение диплома. В полном соответствии с одной давней инструкцией, имеющей целью не допускать развитие страны-конкурента: «Избегайте брать в учебные заведения тех, кто приходит за знаниями, и берите тех, кого интересует только диплом».

И будет так, поскольку, учебные заведения просто скоро разучатся учить. Впрочем, для того чтобы оттягивать деньги, им это не нужно. И даже вредно.

Как результат, самих предпринимателей все больше не устраивает система этого образования, и они либо серьёзно доучивают тех, кого берут на работу, либо создают параллельные структуры обучения.

Корпус учителей- преподавателей.
Ещё лет пять назад в одной из своих статей известный политолог и публицист С. Кара-Мурза, четко спрогнозировав всю траекторию разрушения отечественного образования проводящимися реформами, задал резонный вопрос: «Но почему это допускают сами учителя?»

Увы, их заблаговременно поставили в такие условия, в которых они просто не смогут этому помешать. Их связали по рукам и ногам «аттестацией», которую они должны проходить раз в пять лет, - набор совершенно произвольных требований, не имеющих существенного отношения к качеству обучения, но главной задачей которой и является тренаж на подчиненность и проверка на лояльность.

Что касается тех, кто не понял, или не захотел понять, что время качественного обучения прошло, а это прежде всего, старые учителя-предметники, умеющие учить и добиваться результатов, которые ну никак не хотят заменять постижение истории заучиванием таблицы умножения из дат и фамилий, - то им недолго осталось, умничать. Они успешно вымываются. Сам министр недавно провозгласил, что именно они- то и являются главной консервативной силой в образовании. А следовательно,- за по-рог!

Замена? - учитель новой формации, которому даже необязательно будет знать свой предмет, методы развития творческого мышления, и прочие ненужности. Ведь от них потребуется только умение натаскивать на тесты. Преувеличение? – Да нет же. Если уж запущен механизм деградации, то он не остановится, и будет развиваться по своим законам. Пример- заграница (конечно, не вся). Там учителя толком арифметики не знают. Для нас, - это ближайшее будущее.

Родители. Их жалко, они полностью дезориентированы. Доверие к школе, к обучению у них по-дорвано полностью. Но и у них чёткая собственная позиция. Вот типичный диалог с родителем.
- Мы отправили своих детей к вам, остальное, - ваши проблемы.
-Но они не учится, не стараются, никуда не поступят и останутся неучами.
-Ну да, - наймем репетитора, на тесты он его быстро натаскает.
- Натаскать, действительно можно быстро. Но устойчивых знаний ваше чадо не получит.
-И кому это нужно? Уже сейчас даже ВУЗы в очереди на каждого выпускника школы стоят…

О знаниях, действительных знаниях, которые могли бы быть, и речи уже не ведётся. Для родителей новая ситуация - отдушина, решение проблемы. Раньше от ребёнка требовались способности трудо-любие, упорство, а где их взять, если он всем этим не обладает? Да и желанием учиться, особенно не пылает. Но если не желает, то можно купить. Деньги - создают иллюзию решения проблемы. Так что родители испытывают даже нечто вроде облегчения. Заплатил – получил. Если, конечно, эти деньги есть.

Учащиеся. Почувствовав свои «права», в массе своей учиться они, конечно, просто не будут. Школа - приятное времяпрепровождение. Ведут они себя так, как их сверстники в телевизоре. А вы видели там учебу? Или добросовестную работу?

И чтобы не нарушить их прав на ничегонеделание, запущена концепция «личностого-ориентированного образования», то есть, учить тому, чему они учиться сами захотят, не требовать ни-чего другого, чтобы их права ненароком не нарушить.

А уж когда система ГИФО будет принята, с качеством в образовании будет покончено оконча-тельно. Учебное заведение будет трястись над каждой душой, лишь бы ходил, имитировал учёбу, иначе и денег, и зарплат лишится.

Вот уж загадка нашего национального мышления. Вроде бы и пример заграничный с их полной де-градацией системы образования перед глазами. Ан нет, эту деградацию надо обязательно переносить и на отечественную почву.
Правда, не всё там деградирует. Есть и хорошее. Но именно оно-то и игнорируется.

И в заключение
С полгода назад американский фильм по телеку проскочил, в котором два чувака, заканчивают ихний колледж, и между ними на выпускных экзаменах происходит нечто вроде соревнования. Зада-ют им такой вопрос: на рубеже столетий, научно-техническая революция изменила образ мыслей и жизни человечества. Произведите анализ это процесса, используя материалы художественной литера-туры. Оные чуваки раскрывают свои ноутбуки, присасываются к Интернету. Через некоторое время в режиме состязания излагают свои версии…
Ну, а наши? - Это ЕГЭ: «Не Муму ли звали собачку, которую утопил Герасим?!!» Эх, Ваня, Петя, Маня, - готовят из вас шестёрок. Для них.

Мих Ходорковский в своё время сказал, что фактор, не позволяющий отнести нас к странам третьего мира, это всё ещё сохраняющийся (пока) относительно высокий уровень образованности населения. Кому-то это явно покоя не даёт. – Плодить конкурентов в этом мире…

А ведь понимают, все-таки, что творят: некоторые ВУЗы оставляют с дополнительным вступительным экзаменами, то есть, с повышенным уровнем обучения. Следовательно, изначально на 1- 2 сорт рассчитайся!

Для большинства же предназначен ЕГЭ, который быстро ликвидирует этот пробел. Возможность быть первым сортом. А только вторым.



P.S. Ах да, совсем забыл: Эдисон выбор своего преемника провалил. Никакого изобретателя из него так и не получилось.

Приложение

Это на тот случай, если у особо пытливых читателей появится желание понять, почему же, в прин-ципе, образование не следует основывать на идеологии ЕГЭ.

-Теоретически
Это прежде всего понижение иерархии языка для описания системы образования. А следовательно, она сразу же получает ограничения на семантическом уровне, преодолеть которые не сможет в принципе. И можно сколько угодно призывать, убеждать, требовать, повышать квалификацию учите-лей и даже увеличивать финансирование, или продолжительность обучения,- все будет тщетно. Из-за низкой иерархии языка.
Проще говоря, это как бы попытаться обеспечить математическое сопровождение космического ап-парата, используя четыре действия арифметики. – Но получится. Пока не освоим «дифуры» в част-ных производных, соваться туда категорически противопоказано. Из чувства самосохранения.

-Практически
Если исходить из нашего недавнего прошлого, то это конечно, приснопамятная горбачёвская гос-приёмка, когда государство бросилось контролировать всю выпускаемую на предприятиях продук-цию, - положившая начало уничтожению промышленности. Теперь- контролировать школьников и студентов. С тем же ожидаемым результатом.

-Исторически
Это несомненный провал в средневековье который, похоже, будет усилен и клерикализацией нашего образования. И даже ниже, поскольку, если догматический уровень обучения здесь налицо, то до та-кого весомого достижения средневековья, как казуистика, тем более диспут, нынешняя ЕГЭ- система явно не дотягивает.

ЕГЭ, - типичная «госприёмка», золотушное дитятко, появившееся в результате исторической амнезии. Но… история мамаша суровая. Ничему не учит, но строго наказывает. (Это тоже не я, а сначала В.Ключевский, а потом В. Ленин).

Жаль только, что зачастую не тех, кто этого заслуживает!

Сноска
Контроль остаточных знаний с помощью тестов противоречит концепции управления качеством - TQM (Total Quality Management), и это удаляет нас от общеевропейских процессов интеграции в сфере высшего образования.
А вот это особенно интересно. В качестве едва ли не основного аргумента за «новое образование» выдвигалось то, что выпускники получат «конвертируемые», то есть призываемые на Западе россий-ские дипломы. Многие эму поверили. И «скрипя зубами» согласились с ЕГЭ. Как видим, ничего по-добного, он не являются таковыми уже по своему определению. И в самом деле, если международные стандарты игнорируются уже на уровне ЕГЭ, то о признании дипломов речи можно и не заводить. Реально, так оно и есть, наши дипломы там за полноценные не признают.
Вспомним, как Яр моторный долго бился над стандартами ISO постепенно, ступень за ступенью приближаясь к требованием международных стандартов, пока не получил право выдвинуть их за границу.
С ЕГЭ, это заблокировано с самого начала.

К слову для себя /ВШЭ главный проводник ЕГЭ и др./ они оставили поступление на основании обычных вступительных экзаменов, как это было в СССР. Впрочем, это не более, чем шлюз для утечки национальных мозгов на Запад.

Далее: http://yarportal.ru/topic850108.html

Это сообщение отредактировал Рудольф - 22.12.2016 - 08:56
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top

Опции темы Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

 



[ Время генерации скрипта: 0.0069 ]   [ Использовано запросов: 13 ]   [ GZIP включён ]



Яндекс.Метрика

Правила Ярпортала (включая политику обработки персональных данных)

Все вопросы: yaroslavl@bk.ru