Ярославль


  Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

Современное старообрядчество

Дионис
Дата 6.09.2009 - 16:46
Цитировать сообщение




в пути
******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 5961
Пользователь №: 9936
Регистрация: 19.08.2006 - 04:08





В этой теме я буду рассказывать о старообрядчестве.
Сначала сам, а там, глядишь, подтянутся историки и сами старообрядцы.

Так случилось, что я стал свидетелем последних исторических явлений в жизни старообрядческой церкви. Более того, был делегатом знаменитого Освященного Собора 2007 года, на котором вопрос экуменизма столь сильно потряс церковь, что смутил умы многих прихожан и приковал к себе внимание почти всей клерикальной прессы.

Старообрядческая тема на самом деле актуальна для ярославцев.
После того, как я занялся ею, многие мои знакомые стали признаваться, что они потомки старообрядцев. В какой-то степени Ярославль вообще можно назвать старообрядческим городом, поскольку в прошлом значительная часть его населения составляли граждане древлеправославного исповедания.
Послевоенное индустриальное время стянуло городских и сельских жителей в заводские корпуса, из которых они вышли единым советским народом.
Когда в 1980-90-е у людей возникла потребность в вере, они, будучи в прошлом советскими людьми, а не старообрядцами или кем-то еще, пошли в ту церковь, которая являлась для них олицетворением России, т.е. в РПЦ. Те, кто знал, что предки у них старообрядцы, уже и не думали, что древлеправославные приходы где-то действуют.

Краеведы могут меня поправить или уточнить, для меня больший интерес в данном случае представляет не то, что было, а то, что происходит со старообрядчеством сейчас.

Поэтому все догматические вопросы насчет двуперстия и написания имени Христа я оставлю на потом. Мне хочется рассказать, какой я застал Русскую Православную Старообрядческую Церковь три года назад, и чему я был очевидцем впоследствии.

Начну я все же с общей информации.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Дионис
Дата 6.09.2009 - 16:47
Цитировать сообщение




в пути
******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 5961
Пользователь №: 9936
Регистрация: 19.08.2006 - 04:08





Старообрядческие церкви

Когда говорят о старообрядчестве, обычно имеют в виду весь известный набор фактов об этом явлении русской жизни, не учитывая того, что оно со временем разделилось и развилось в совершенно самостоятельные религиозные направления.
Вообще-то старообрядчество следовало бы называть по-другому – древлеправославие. Ведь дело не в одном обряде, а в совокупности религиозных, нравственных, бытовых ценностей, от которых русским людям середины 17 века в приказном порядке велено было отказаться.
Часто можно слышать:
- Из-за такой ерунды, как два или три перста, идти на костер? Идиотизм какой-то.
Здесь подразумевается, что другой разницы, кроме количественной, между тем и другим нет.
Во-первых, для людей того времени разница была существенная. Это сейчас человек достаточно свободен от воздействия какой бы то ни было идеологии, и то предпочитает иметь определенный набор ценностей – болеть за определенную спортивную команду, быть готом или эмо, националистом, либо новым социалистом-революционером, вообще, как-то идентифицировать себя в этом мире.
Вот тогда русские были православными в окружении католиков и мусульман, вообще были единственной на Земле свободной православной страной. И в этой стране на протяжении 600 лет от начала крещения Руси люди крестились двуперстно, имели сложившуюся религиозную жизнь. У них существовал определенный набор символов.

И в наше время некоторые символы ценятся наравне с жизнью человека, поскольку являются олицетворением национальной и личной чести. Например, знамя, герб, гимн, мундир, погоны, фамильные реликвии.
Соответственно, события середины 17 века, это не только религиозная тема (изначально она решалась интеллектуально), но и вопрос национальной чести.

В этом процессе так или иначе было задействовано все население России. Протестное движение развивалось не только организованно, но и вспыхивало стихийно. Поэтому и формы оно принимало различные.

До нас дошло карикатурное изображение тех событий, в виде кинематографического безумного старика-фанатика, спалившего на костре всю деревню, но преднамеренно избегшего огня в погребе.
В фильме "Михайло Ломоносов" изображена именно такая картина.

Самосожжения действительно носили массовый характер, но мало кто знает, что большая часть старообрядческих вождей отвергла такой способ протеста и даже высмеивала его в стихотворных памфлетах. Задачей этих людей было сохранение настоящей церкви. Но сделать это было не просто, поскольку священнический сан передается епископами от самих Христовых апостолов. Нельзя мирянам просто взять и выбрать нового священника. Чтобы церковь действительно была настоящей, она должна сохранить живую связь с Христом, не только духовную, но и телесную.

Так что, когда вы приходите в настоящую церковь, а не секту, и священник прикасается к вам, помните, что это прикосновение из века в век передавалось к нему от самого Христа.

Некоторые старообрядцы посчитав невозможным сохранить эту связь, стали жить без священников, устраивать свою религиозную жизнь самостоятельно, конечно, без полноценной литургии. Их стали называть беспоповцами.

Другие в течение 200 лет предлагали священникам господствующей церкви перейти в старообрядчество. Все-таки эти священники были поставлены епископами, они были настоящими, только что исправленной веры. Многие иереи в этот двухвековой период переходили к старообрядцам или "бежали", посему это направление стали называть беглопоповцами.
Различие между ними кардинальное. Совместного богослужения у них быть не может.
Но для всех они одно и то же – старообрядцы.

Все время старообрядцы искали себе епископа, чтобы он мог рукополагать священников и ставить других епископов.
В 19 веке им удалось пригласить к себе сербского митрополита Амвросия.
см. http://www.rpsc.ru/index.php?id=76
Дело происходило на австрийской территории в Белой Кринице (сейчас это территория Украины).
Русское правительство запротестовало. Митрополит был арестован австрийцами и заточен в монастырь. Но он успел возвести в сан несколько епископов. И живая линия Христовой церкви начала развиваться самостоятельно. Только митрополита у старообрядцев больше не было, только епископы. Они выбирали главного из своих рядов – архиепископа Московского и всея Руси. И только в год тысячелетия принятия христианства на Руси архиепископ Алимпий принял сан митрополита.
Так теперь называется сан предстоятеля Русской Православной Старообрядческой Церкви. Еще ее называют белокриницкой по географическому месту восстановления полноценной священнической традиции.

Но не все беглопоповцы признали приглашенного митрополита законным выбором.
Они стали жить своей иерархией. Официальная российская пропаганда присвоило белокриницким старообрядцам прозвище австрияков, хотя сама Белая Криница расположена на исконно русских землях. Просто, к нашему стыду в то время они были оккупированы Австрией. Но жили там русские.

Со временем белокриницкая иерархия стала самой мощной и признаваемой старообрядческой церковью.
Именно о ней я и буду рассказывать.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Дионис
Дата 6.09.2009 - 16:50
Цитировать сообщение




в пути
******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 5961
Пользователь №: 9936
Регистрация: 19.08.2006 - 04:08





user posted image

Митрополит Амвросий
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
bella_я_козо4ка
Дата 24.09.2009 - 15:02
Цитировать сообщение




Эцилопп
****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 717
Пользователь №: 37191
Регистрация: 30.03.2009 - 23:02





Дионис
А где же рассказ? Ждем продолжения повествования! smile.gif
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Latygiev
Дата 24.09.2009 - 15:16
Цитировать сообщение




Вы держитесь там!
********

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 71018
Пользователь №: 4091
Регистрация: 22.07.2005 - 05:29





ждем-с
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Дионис
Дата 24.09.2009 - 19:15
Цитировать сообщение




в пути
******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 5961
Пользователь №: 9936
Регистрация: 19.08.2006 - 04:08





bella_я_козо4ка
Latygiev
Тема-то ответственная. Взвешенно подхожу.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
bella_я_козо4ка
Дата 26.10.2009 - 00:14
Цитировать сообщение




Эцилопп
****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 717
Пользователь №: 37191
Регистрация: 30.03.2009 - 23:02





Дионис
Долго ли взвешивать собираетесь? smile.gif
Видимо, тяжела ноша...
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top

Опции темы Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

 



[ Время генерации скрипта: 0.0106 ]   [ Использовано запросов: 17 ]   [ GZIP включён ]



Яндекс.Метрика

Правила Ярпортала (включая политику обработки персональных данных)

Все вопросы: yaroslavl@bk.ru