Ярославль


  Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

Научно-техническое творчество в СССР, 10.Приложение. Технические фантазии

Рудольф
Дата 30.06.2015 - 10:41
Цитировать сообщение




NeoVit
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 2905
Пользователь №: 9898
Регистрация: 18.08.2006 - 06:31





К вопросу об изобретениях: вчера, сегодня завтра

user posted image

Вчера
Вертолет Ломоносова (А), хотя первым был не он, а Леонардо да Винчи, но и он не первый, корни идеи теряются в веках.
user posted image
Модель подвешена на весах, фиксирующих снижение веса при вращении пропеллеров. В качестве двигателя часовой механизм, основа которого стальная пружинка. Напомним, что до резинки к тому времени человечество еще не дошло. Двигатель слишком слаб, и о полете здесь и речи не идет. Не хватает мощности. Если бы посильнее, то пожалуй и взлетел бы. И приоритет полета первого аппарата тяжелее воздуха бы за Россией.
Можно ли было еще тогда двинуться дальше? - Безусловно. Но вот инженерно-экспериментального мышления не хватало. От лозунга Бэкона: «Знание-Сила» до его реализации- дистанция огромного размера. Не научились еще мыслить рационально, подкреплять свои теоретически измышления опытом. Ставить эксперименты.
А каждая, в сущности, мелкая техническая подвижка требовала тогда такого уникума, как Леонардо да Винчи.
У Циолковского, как видим (В), уже появился вполне инженерно- экспериментальный подход. Сначала аэродинамическая труба, изучение в ней поведения предметов различной формы, затем математическая теория и наконец, конструкции космических аппаратов. Но это уже век XIX.
Сегодня
Инженерная модель
Современный инженер даже средней руки быстро раскрутил бы всю эту совокупность идей, и летательный аппарат у него был бы готов через пару месяцев. Даже в то время, когда по-сути, еще ничего не было.
Какие двигатели были в распоряжении конструктора в то время? Конечно, ракеты, которые широко применялись в фейерверках, впоследствии их пытались использовать и военном деле, без особого, впрочем, успеха.
Следовательно все, что ему нужно было сделать, это прикрепить ракеты по концам несущего винта, и полет в несколько минут был бы обеспечен. Появилось бы множество сопутствующих изобретений, от скоростеметра до высотометра и высотного барометра. Рекорды, первые полеты с живым существом, сначала с кошкой, собакой затем с человеком. Каким-нибудь крепостным Ванькой, которого не жалко. Современниками они воспринимались бы никак не меньше, чем полет Гагарина в наши дни.
Далее- совокупность чисто инженерных задач: как его сделать управляемым и безопасным для полета человека. Тянет за собой и воздушно-реактивный двигатель вместо порохового.
Суть в эксперименте
После того, как Бернулли открыл закон, а Пито придумал свои трубки Ломоносов или кто-то поблизости от него мог бы произвести и вот такой научно-инженерный поиск.
user posted image
Установил бы подъемную силу, оптимальный профиль крыла и форму летательного аппарата. Месяц-другой такой экспериментальной работы и самолет Можайского полетел бы еще во времена Ломоносова.
Увы, переход от одной идеи к другой тянулся тысячелетиями, потом столетиями и только к концу XIX века он получил свое заметное ускорение.

Завтра
Обязательность методологии инженерно-изобретательского мышления. Есть множество методик, от жестко-алгоритмических до эвристик и «правдоподобных рассуждений», которые в той или иной степени помогают решать изобретательские, причем, не только технические задачи. Одна из них -ТРИЗ.

Т-Р-И-И-И-З !!!
Расшифровывается как Теория Решения Изобретательских Задач, автор Альтшуллер Г.С. и предназначена, как это следует из названия, для получения изобретательских решений.
Хотя это - одна из множеств изобретательских технологий, но без сомнения самая развитая и эффективная среди них. И включает в себя несколько по-настоящему интересных компонентов, от собственно приемов поиска и получения изобретений и развития творческого воображения (РТВ) до формирования образа творческого человека: его поведение, жизненные установки, взаимодействие с окружением. И даже организация собственного бессмертия.

Но к этому мы как нибудь еще вернемся.
Главное, это правильно выстроенное образование, основанное на естественнонаучной картине мира. Вытекающее из него инженерно-научное мышление усиленное соответствующей алгоритмикой творческих приемов. Это в полной мере отвечает современному периоду развития человечества, получившему свой лозунг: «Знание- сила!»
Собственно все то, что было приведено выше и было исходной базой для такого мышления.

А технологиям рационального мышления нужно учить с младых ногтей. Вот кстати многообещающее объявление, случайно попавшееся мне на глаза.
user posted image
Насколько там развито именно мышление? – Не знаю. Но вот то, что параллельно школе каждый занимающийся там получит существенный объём технических знаний и навыков, неслабый импульс к своему развитию, - несомненно.

Еще чуть- чуть, под настроение
Из цикла «Проверь себя!»

user posted image
Рисунки и темы из журналов Зн.-Сила, Горизонты техники, ЮТ, МК, Квант.
=
Совет
А вообще-то с любым творчеством, в том числе и таким, как научно-техническое надо быть поосторожнее, ибо:
user posted image
(шутка)

=
Начало:
http://yarportal.ru/topic738997.html

Это сообщение отредактировал Рудольф - 20.03.2016 - 21:33
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top

Опции темы Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

 



[ Время генерации скрипта: 0.0107 ]   [ Использовано запросов: 16 ]   [ GZIP включён ]



Яндекс.Метрика

Правила Ярпортала (включая политику обработки персональных данных)

Все вопросы: yaroslavl@bk.ru