Ярославль


  Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

К чему должен быть готов российский турист в 2015, интервью О. Сафонов "Российская Газета"

Andrew27
Дата 16.01.2015 - 08:53
Цитировать сообщение




Чатланин
**

Профиль
Группа: Новички
Сообщений: 31
Пользователь №: 169199
Регистрация: 18.11.2014 - 21:03





Массовых банкротств туркомпаний в наступившем году быть не должно, рассказал в интервью "РГ" врио руководителя Ростуризма Олег Сафонов.

Вместе с тем он не исключил, что проблемы на рынке возможны. И это приведет к росту самостоятельных бронирований путешествий. Но риски для туристов есть и в том, и в другом случае. Поэтому в ведомстве дали советы, что необходимо учитывать и путешествуя самостоятельно, и покупая готовый тур.
Олег Петрович, люди опасаются, что из-за ситуации с курсом валют в новом году могут сильно подорожать готовые туры и отдых в целом. Эти опасения оправданы?

Олег Сафонов: В связи с тем, что рубль снизился по отношению к евро и к доллару, стоимость туристического продукта изменилась значительно. Но важно отметить, что это касается только стоимости турпродукта в сфере выездного туризма, где базисом для расчета цены является валютная стоимость тура.

Надо понимать, что стоимость эта состоит из двух частей: цены за размещение в отеле за рубежом и перевозки, которую выполняют в том числе зарубежные авиакомпании. Если эти позиции номинированы в валюте, то объективно пропорционально росту стоимости евро и доллара происходит увеличение цены турпродукта. Причем, как правило, рост происходит очень быстро.

Но если говорить о сегментах внутреннего и въездного туризма, то цены внутри России на проезд, проживание, питание и экскурсии привязаны к рубл@м. Поэтому туристические поездки в нашу страну становятся более выгодными для иностранных туристов, и можно ожидать увеличения потока путешественников из-за рубежа в Россию.

Если говорить о внутреннем туризме, то есть о поездках россиян по своей стране, то, конечно, стоимость будет меняться на величину инфляции. Она каким-то образом, естественно, зависит в том числе и от изменения соотношения рубль - доллар, рубль - евро, но эта зависимость не является мгновенной. Корреляция здесь более сложная. Поэтому еще раз подчеркну: курсы иностранных валют будут влиять на разные сегменты туристской отрасли по-разному.

Вообще, это интересная тема - положительное влияние курса рубл@ на сегмент въездного туризма. Некоторые эксперты говорят о том, что именно въездной туризм в свое время способствовал укреплению экономики ряда зарубежных государств, переживших девальвацию своих валют.

Олег Сафонов: В этом действительно есть доля правды. Но одного факта изменения соотношения рубл@ и иностранной валюты мало. Надо понимать, что мы должны выстраивать очень мощную системную работу по маркетинговому продвижению России за рубежом. Во-первых, нужно рассказывать иностранным гражданам об открывающихся финансовых возможностях, во-вторых, презентовать туристический потенциал нашей страны на должном уровне.

Например, в Москве работают 48 туристских офисов разных стран. Государства, заинтересованные в привлечении наших путешественников, расходуют на продвижение миллионы долларов и евро. Германия, где очень хорошо умеют считать деньги, тратит на презентацию своего турпотенциала в России 28 миллионов евро в год.

Планы по созданию российских представительств существуют уже не первый год, но реализацию этой идеи до сих пор тормозило отсутствие государственного финансирования. Сейчас, надеюсь, мы нашли выход в виде государственно-частного партнерства. В Ростуризме будет создана дочерняя структура, которая при помощи бизнеса и займется продвижением российских туристических брендов за рубежом. В частности, мы рассчитываем, что в 2015 году у России должны появиться свои туристические представительства в Китае, откуда самый большой турпоток, в Германии - это рынок номер два для нас, и третья страна - Италия. Полагаем, что на начальном этапе необходимо открыть, как минимум, десять представительств в странах, дающих нам наибольший приток туристов.

Многие опасаются, что в 2015 году может повториться ситуация с банкротствами туркомпаний...

Олег Сафонов: Надеюсь, что столь массового ухода туркомпаний с рынка, какое наблюдалось в 2014 году, не будет. Факторы, которые привели к приостановке деятельности порядка двадцати компаний, а именно - непростая внешнеполитическая ситуация, запрет на выезд за рубеж некоторых категорий чиновников и силовиков, резкие скачки курсов валют и возникший кризис доверия к отрасли - все это уже сыграло свою роль.

Вместе с тем исключить и абсолютно гарантировать, что в следующем году не будет никаких приостановок деятельности и банкротств туроператоров, конечно, невозможно. Риски есть. К сожалению, пока нельзя твердо прогнозировать, каким образом поведет себя рубль по отношению к иностранным валютам. Также мы пока до конца не понимаем, что будет с ценой на нефть. Все это сказывается на бизнесе, и туроператорский не является исключением. Экономическая ситуация влияет на принятие решений гражданами, и это тоже отражается на деятельности компаний. Но резервы у страны есть, и надеемся, что в следующем году вероятность наступления негативных событий будет значительно ниже.

Все больше россиян планируют отдых самостоятельно. Сами покупают билеты, бронируют гостиницы. Есть ли в этом риски?

Олег Сафонов: Отмечу, что рост самостоятельных бронирований - это не только российская, а общемировая тенденция. С развитием технологий у людей появляется больше возможностей. К тому же во многих государствах устраняются визовые ограничения. Еще недавно эксперты говорили, что самостоятельный туризм полностью вытеснит туризм организованный. Однако тенденции, скорее, таковы, что сегмент самостоятельных путешествий будет расти до определенного уровня и соотношение остановится в пределах 40 на 60, где 40 самостоятельный туризм, а 60 - организованный. Это не научная теория, а практика развитых стран, граждане которых путешествуют самостоятельно давно.

В России в этом смысле еще растущий рынок, он будет расти и дальше, в том числе потому, что из-за череды банкротств появилось недоверие к турбизнесу. Но каждый самостоятельный турист должен отдавать себе отчет в возможных рисках.

Если турист путешествует в составе организованной группы и турпродукт предложен туроператором, то путевка застрахована, имеются определенные финансовые гарантии. Кроме того, в соответствии с законом о туризме работают механизмы защиты туриста, связанные с экстренной эвакуацией в случае банкротства туроператора. Если же такая необходимость возникнет во время самостоятельного путешествия, туристу придется рассчитывать на свои возможности.

Какие советы можно дать самостоятельным путешественникам для минимизации рисков?

Олег Сафонов: Во-первых, надо понимать, что турист становится самому себе туроператором, а это означает, что придется потратить немало времени на покупку авиабилетов, гостиниц, организацию маршрута. Во-вторых, планировать поездки необходимо исходя из финансовых возможностей. В-третьих, следует понимать, что в случае форс-мажора "Турпомощь" не сможет прийти на помощь и доставить домой. В-четвертых, турист должен покупать страховку. Причем я бы советовал приобретать расширенную страховку, потому что рисков во время путешествия много, а на своем здоровье и безопасности экономить не стоит. Наконец, в-пятых, советую посмотреть сайт Ростуризма, где даны подробные рекомендации путешественникам, в том числе самостоятельным туристам.

Есть еще один важный фактор. Надо понимать, что туроператорский бизнес построен на принципе опта. И опт всегда дешевле розницы. Операторы арендуют самолеты, выкупают блоки мест в гостиницах, их предложения часто бывают выгоднее. Путешествовать в организованном туре проще, дешевле, защищенней. Но каждый вправе принимать решение о своей поездке самостоятельно. Главное, чтобы оно было осознанным.

На что должны обращать внимание наши путешественники, покупая готовые туры?

Олег Сафонов: Опять же все рекомендации есть на нашем сайте в разделе "важное". Отмечу, что нужно приобретать путевки у туроператоров, которые входят в единый федеральный реестр, это дает гарантию, что туроператор работает законно и его деятельность застрахована в соответствующем законном порядке. Еще один момент, который нужно принимать во внимание, наличие билетов на перевозку в оба конца. В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации, за 24 часа до выезда за рубеж на руках у туриста должны быть соответствующие перевозочные документы. Конечно, в состав пакета должна входить страховка, учитывающая различные риски. Теоретически турист может самостоятельно застраховать дополнительные риски, если есть необходимость. Также надо иметь запас денег на непредвиденные расходы, ни в коем случае нельзя тратить все до копейки, находясь за рубежом. Это, в общем, должно быть очевидным для взрослых людей, но, к сожалению, иногда практика показывает, что наши туристы игнорируют такое простое, казалось бы, житейское правило.

И хочу выделить важный тезис: путешествовать по России в силу многих причин менее рискованно.

Но многие люди к этому не готовы. Считается, что за границей отдыхать дешевле, комфортнее, интереснее.

Олег Сафонов: Скажу больше: последние 20 лет в России туризм в основном воспринимался только как зарубежный отдых, и сейчас нам необходимо это преодолеть. Туризм - это в первую очередь путешествия внутри страны. Это видно и по мировому опыту. Если посмотреть на крупнейшие страны, то в Китае внутренний турпоток ежегодно превышает 3 миллиарда человек, это значит, что граждане путешествуют по своей стране несколько раз в год. В США 80 процентов населения путешествует только внутри страны.

Устойчивый и растущий внутренний турпоток - залог устойчивого развития экономики в целом. Туризм тесно связан с транспортом, связью, торговлей, питанием, строительством, сельским хозяйством и другими отраслями. По данным Всемирной туристской организации, эта сфера дает импульс развитию 53 отраслям народного хозяйства. На туризм приходится примерно треть мирового экспорта услуг. Как статья экспорта туризм занимает пятое место после нефти, а в развивающихся странах и вовсе находится на первом месте. Нет сомнений, что отрасль с такими экономическими показателями нуждается в четком регулировании и эффективном управлении. Нельзя игнорировать широкую социальную значимость туризма: десятки миллионов граждан России пользуются услугами отрасли на отдыхе или в деловых поездках. Значим внутренний туризм для развития малого и среднего предпринимательства - в среднем на один вложенный рубль бизнес получает от 3 до 5 рублей прибыли.

Поэтому перед нами стоит серьезная задача по развитию инфраструктуры в российских регионах. Четвертый год реализуется федеральная целевая программа по развитию внутреннего и въездного туризма. В регионах возник устойчивый интерес частных инвесторов к строительству новых объектов. Несмотря на то, что из-за непростых экономических условий значительно сокращено финансирование в рамках ФЦП, из федерального бюджета на развитие туризма будет выделено 5,2 миллиарда рублей в 2015 году против 4,6 миллиарда в 2014-м. Вместе с тем по условиям программы на каждый рубль бюджетных средств должно привлекаться три рубл@ частных вложений. Поэтому мы рассчитываем, что инвесторы вложат в развитие туризма, а значит, новых дорог, гостиниц, ресторанов, спортивных объектов более 15 миллиардов рублей. Замечу, что это происходит в достаточно непростых экономических условиях. А по уровню частных капиталовложений наша программа является одной из самых эффективных.

Помимо создания туристской инфраструктуры мы должны создать собственный российский турпродукт в международном понимании этого термина. Для этого предстоит выработать четкую систему классификации отелей, разработать стандарты экскурсионного обслуживания, провести серьезную работу по подготовке кадров в сфере обслуживания, то есть выработать стандарты конкурентоспособного турпродукта. Кстати, к Олимпиаде в Сочи была проведена классификация всех гостиниц, и этот опыт рассчитываем взять за основу.

Одна из главных проблем, сдерживающих развитие внутреннего туризма, - дефицит авиаперевозки и цены на билеты.

Олег Сафонов: Вообще вопрос стоимости билетов - вне компетенции Ростуризма. Но поделюсь некоторыми соображениями. Из-за падения спроса на международные перевозки освободились перевозочные емкости. Поэтому сейчас надо организовывать прямые чартерные рейсы из городов-миллионников не только в Москву и в Санкт-Петербург, но и на основные российские курорты - в Сочи, в Крым, в Кавказские Минеральные Воды, в Сибирь, где тоже масса интереснейших мест для лечения и отдыха. Это задача бизнеса, и мы проводим работу с туроператорами. То есть государство, если хотите, дает сигнал - создавайте турпродукт в России, зарабатывайте деньги.

Далее. Возможно, стоит рассмотреть вопрос о субсидировании авиаперевозок на российские курорты, возможно, стоит подумать об отмене НДС для тех, кто будет возить туристов внутри страны. Ведь, если самолет летит за рубеж, сумма НДС потом перевозчику возвращается. Парадоксально, но летать за рубеж выгоднее, чем внутри страны. Вероятно, стоит подумать над устранением диспропорции.

Немаловажно создать условия для развития конкуренции в этом секторе. Конкуренция вообще один из главных факторов, влияющих на снижение цен. Например, в городе Омске после того, как количество авиаперевозчиков увеличилось с двух до пяти, стоимость билетов снизилась на 30 процентов. Интересны режимы "открытого неба". Такой режим недавно заработал в Сочи.

Расскажите, что такое "открытое небо".

Олег Сафонов: Программа "Открытое небо" предполагает, что любая авиакомпания, которая желает организовать рейсы в те или иные аэропорты, может это сделать заявочным путем, а не через длительную и сложную процедуру оформления разрешений. То есть авиакомпания просто сообщает, что она хочет выполнять рейсы с такой-то регулярностью в такой-то аэропорт и получает на это разрешение практически мгновенно. Кроме того, режим "открытого неба" дает возможность совершать транзитные перелеты с посадкой на курорте, где авиакомпании смогут брать на борт новых пассажиров. Максимально либерализован механизм принятия решений о полетах. В России по такому принципу уже работал аэропорт Владивостока. Сейчас к нему присоединился еще и аэропорт Сочи.

Этот режим был введен не так давно, но уже можно констатировать, что в полетах в аэропорт Сочи заинтересованы компании, находящиеся в Турции, в Иране, европейские, китайские перевозчики. Даже если аэропорт используется, как некий транспортный хаб, это все равно приведет к увеличению потока туристов. Добавлю, что интерес к режиму открытого неба сейчас проявляют аэропорты, находящиеся на северо-западе и в сибирской части нашей страны.

Какие интересные маршруты вы могли бы рекомендовать нашим туристам в новом году?

Олег Сафонов: Не устану повторять, что интересны путешествия по России, и это может подарить новые яркие впечатления. Из нового - советую для тех, кто не был, посетить Республику Крым. Поверьте, там есть хорошие санатории, гостиницы, отличные рестораны со вкуснейшей едой. Только пляжей более 580 километров. С познавательной точки зрения интересен Севастополь, да и вообще в Крыму много исторических мест. И там очень комфортный климат. Крым может стать российской Ниццей.

Конечно, стоит отметить Сочи. Я не первый и не последний говорю о том, как сильно изменился курорт в лучшую сторону, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Приезжайте и посмотрите. Уверен, ваши впечатления будут исключительно положительными - замечательные дороги, отличные гостиницы на любой вкус и кошелек, масса развлечений, чистота и порядок.

Много интересного жители регионов найдут в Москве, Санкт-Петербурге, в городах Золотого кольца. Гигантский шаг вперед с точки зрения развития инфраструктуры сделал Татарстан, в частности, Казань. Там очень много интересных объектов.

Отличные возможности для отдыха есть в Сибири, а именно в Алтайском крае, который многое делает для развития системы качественного отдыха. Не случайно на Алтай приезжают более 1,5 миллиона человек, несмотря на то, что этот край находится далеко от европейской части России.

Интересен Дальний Восток. Там предстоит еще многое сделать, чтобы создать хорошую инфраструктуру, но природа потрясающая. Кстати, мы планируем реализовать очень интересный проект "Русская Арктика". Северный полюс близок к России, немалое количество людей мечтают приехать, попутешествовать на ледоколах по северным территориям. Они у нас обширные - от Мурманской области до Чукотки. Видим большой интерес к Земле Франца-Иосифа. Количество потенциальных туристов в этих местах оцениваем примерно в 80 тысяч человек в год.

Большие надежды связываем с открытием Северного морского пути как альтернативного коридора не только для транспортировки товаров из Юго-Восточной Азии в Европу, но как большого туристического маршрута. Думаю, в скором времени по Северному морскому пути будут ходить круизные суда. И там очень интересные и неизведанные земли, которые будут пользовать большим спросом у туристов. Кстати, такой эксклюзивный турпродукт не может предложить больше ни одна страна в мире.

Россия - огромная и, поверьте, есть, что посмотреть. Радует, что в 2014 году все эксперты единодушно констатировали, что сегмент внутреннего туризма значительно вырос. Это очень хорошая тенденция, и наша задача ее укрепить и развить.

Цифра
20 туроператоров приостановили свою работу в 2014 году. Столь массового ухода игроков с рынка в 2015 году быть не должно, но риски новых банкротств все равно остаются.

Источник
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top

Опции темы Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

 



[ Время генерации скрипта: 0.0067 ]   [ Использовано запросов: 12 ]   [ GZIP включён ]



Яндекс.Метрика

Правила Ярпортала (включая политику обработки персональных данных)

Все вопросы: yaroslavl@bk.ru