Ярославль


  Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

БТР - 5, 2013 год

елка
Дата 23.04.2014 - 07:34
Цитировать сообщение




В малиновых штанах
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 2141
Пользователь №: 67572
Регистрация: 14.02.2011 - 11:46





Юбилейный фестиваль БТР.
Как времечко летит. Не успели оглянуться, как уже и юбилейный, пятый фестиваль «Будущее Театральной России». Живуч оказался Ребеночек, несмотря на сложное время его рождения – после кризиса 2008 года. Но как это у детишек бывает, он вступил в такой возраст, когда начинает осознавать себя, самоутверждаться, капризничать, иногда совершать нелогичные поступки для самоутверждения. Несмотря на то, что нынешний фестиваль является юбилейным, юбилейные оды я не намерена петь. Полагаю, что несколько зазнавшемуся ребятенку, следует указать на того, кто его кормит, чьими трудами он питается, а главное – каково главное предназначение фестивалей, проводящихся на бюджетные деньги.
На этом фестивале организаторы как-то подзабыли, что фестиваль это не тусовочное мероприятие для театральных деятелей, не междусобойчик для «своих», а это в первую очередь смотр талантов, смотр школ и направлений в театральном искусстве, показ молодого поколения актеров, что только вступает в профессиональную жизнь. Несомненно, это и своеобразная биржа труда, куда приезжают худруки и директора театров…
Но это показ не только друг другу вариаций по принципу – гляди, что я отчеблучил..
Печально, что юбилейный фестиваль оказался явно хуже третьего и четвертого фестивалей. разочарование вызвал факт, что не приехали студенты из Владивостока и Нижнего Новгорода. А дальше все по порядку, как принято (заметим- только в нашей газете) расскажзываем о каждом дне фестиваля.
День первый. Объявлялась творческая встреча с Президентом фестиваля А. М.Смелянский, но он, увы, прислал видео-обращение, которое показывалось на сцене Волковского театра во время открытия. А в театральном училище с лекцией «Слово о профессии» выступил Л.А.Додин, народный артист России , режиссер и педагог, лауреат театральных премий им. Станиславского и «Золотой маски», а также художественный руководитель Малого драматического театра — Театра Европы из Санкт-Петербурга . Лекция была построена по принципу ответов на вопросы из зала. Докладчик рассказывал много, по принципу марктвеновского капитана с Миссисипи, но его излишние длинноты были прощены, когда он приступил к ответу на вопрос «Ваши взаимоотношения с Чеховым». Как бальзам на душу полились слова Додина об исключительной гениальности Чехова. В качестве примера Додин говорил о том, как 18-летний юноша писал «Пьесу без названия», которую он назвал первоначально «Безотцовщина», и где Антон Павлович показал исключительное знание женской психологии. Эта пьеса поставлена на сцене Волковского театра в интерпритации Марчелли. В очень урезанном виде, а потому и не дающая полного представление о величии таланта Чехова.
Официально открытие фестиваля началось в 18 часов на площади перед театром им. Волкова. Театрализованное представление длившееся 30 минут было построено в форматах западных праздников – хождения на ходулях, непонятные манипуляции дам-кукол с зонтиками, да и музыка лилась не русского происхождения. Затем участники и зрители переместились в театральный зал. Фестиваль открыли губернатор Ярославской области С.Н. Ястребов, ректор Ярославского театрального института С.Ф.Куценко и директор театра Ю.К.Итин.
После весьма кратких речей начался класс-концерт, его вели ярославские студенты, а подготовили будущие выпускники ГИТИСа, студенты курса А.Бородина. Концерт был длинный, иногда веселый, но больше преобладали номера гимнастического, акробатического характера. Особо о концерте говорить нет желания, он носил характер сборной солянки, а некоторые сцены вызывали недоумение – когда два молодых оболтуса, при связанном и с кляпов во рту - то ли дяде, то ли папаше, рассказывают о своей жизни, где улавливаешь поневоле основную мысль – они не работают…
Первый день вызвал раздражение и на творческую встречу с А.Бородиным – каюсь, я не пошла.
День второй.
С утра обещалось нечто необыкновенное. Спектакль «Футуризмзрим», по стихам и манифестам русских футуристов, играли студенты курса А.Прудина из Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Признаюсь, это было очень оригинально. Когда вышли студенты и зазвучали первые стихи, фразы «Равенство- Братство», лозунги «Долой» – мороз по коже, настолько это впечатлило. Каждая отдельная сцена была сыграна красиво, оригинально, а сцен было очень много. Вот как сыграть фразу футуриста – «кусаются ружья за каждым бугром»? А сыграли! Выдумки и приемы режиссера не перескажешь, взято понемногу буквально из каждой «смежной отрасли» – тут и эстрада, и кабаре, и цирк, и фокусы, и эквилибристика с клоунадой.
Но смешение жанров иногда снижало именно театральную часть. Например, идет рассказ про химическую атаку, полуживой солдат рассказывает о войне, накал страстей, а потом начинается мешанина как в тексте так и в смысле. Были и откровенно смешные сценки про двоих влюбленных, что раскрашивали себя и стену красками, но она явно более подходила для клубного времяпровождения. А может футуристы виноваты? У них, порой, тоже мало что разберешь - то хорошая умная, философская идея, то игра звуками, то просто патетика или самолюбование. По-видимому, потому и получился спектакль слегка противоречивым. Но необычное «перекладывание» стихов на театральное решение, зрителям понравилось. Признаю, что и я была в полнейшем восторге, когда двое актеров – Александра Мамкева и Вадим Гусев.показывали стихотворение про холод.
А в целом, оригинально, свежо(скажем трафаретами), но признайтесь и вы, создатели спектакля, что подобное творение на театральных подмостках навряд ли долго продержится..
Вторым спектаклем бы в тот день было творение ярославских студентов «Дыхание любви», пластические миниатюры.
Несомненно зрителям понравился первый выход на сцену очень красивой пары, и с очень красивой пластикой - Дмитрий Мурашов и Юлия Курочкина. Потом Дмитрий Мурашов танцевал и этюды из «Ромео и Джульетты», показав незаурядные способности танцовщика. Первое впечатление - эти студенты наверняка до вуза занимались танцами, оказалось , что нет. Именно в вузе под руководством хореографа Ирины Новиковой был получен столь высокий уровень танцевальной подготовки.
Потом студенты показывали картинки с выставки. Поясняю – на четвертом БТР москвичами был продемонстрирована некая новация – берется картина известного художника и даже карикатура, разыгрывается , чтоб в завершающем акте сложится в копию картины, но на театральной сцене. Оригинально. Ярославские студенты несколько расширили эту новацию, внесли долю драматизма, когда « разыгрывали» картину Пикассо – «За кулисами цирк».
Были и сцены с очень сложным реквизитом – зонтики, накидки, в некоторых пластических этюдах смысл просматривался с огромным трудом , иногда было самолюбование – смотрите, де что мы придумали.. А потом и вовсе полезли в голову несовременные мысли. Право же меня трудно упрекнуть в необъективности. Я смотрю спектакли ярославского театрального института давно, пишу о них лет пять. Настолько хороши наши ярославские выпускники, что спектакли «Дембельский поезд», «Сильву», «Грозу» я смотрела дважды, жалею, что второй раз не удалось посмотреть «Зойкину квартиру», где студенты были просто бесподобны Но вот второй год делаютярославские студенты пластические спектакли, а по России «мода» на них лет пять. И у меня возникает вопрос – зачем? Что за цель. Тем более что нынешний спектакль ставили студенты –кукольники.
Ах ,впрочем оставим в стороне эту лирику и пойдем дальше по повествованию...
На сцене Камерного театра днем шел спектакль «Паяцы», его привезли студенты курса М.В.Скандарова из института русского театра (Москва). Спектакль был коротким, но хорошим. Жаль, что маловато было зрителей, подвела реклама, ранее объявлялось совсем другое название.
На мой взгляд, получилось нормально, пусть и «обрезанным» было немного повествование. Сильно сыграл главную роль вожака странствующих артистов - Санио – Андрей Огонян. Подозрения мои вполне подтвердились, Андрей выпускник прошлогодний. Но все другие артисты были действительно четверокурсники. Из них лучше всех играл и смотрелся в своей роли распорядителя труппы Тонио - Владислав Кузнецов, мне хорошо было видно с первого ряда. И весьма позабавила зрителей Мария Старорожская в роли Коломбины.
И честно я испытывала даже признательность студентам – привезли костюмы, реквизит пусть и для маленького спектакля, но ведь приехали. Спасибо им. А вот нам ярославским зрителям, чем мы ответили артистам, полупустым залом? А может и мы, пресса, виноваты, ведь знаем же – скоро фестиваль. Наверное, надо задолго до фестиваля трубить – стройте свои планы, ярославцы, с учетом того, что в апреле у нас молодежный фестиваль. Организаторы -напомните нам в следующем году за два месяца БТР, чтоб мы раскачал нашего ярославского зрителя.

Завершался второй день фестиваля спектаклем Школы- студии МХАТ «МыкарамазоВы». Да, да, именно так, здесь нет грамматических ошибок. Играли студенты курса Константина Райкина. Программок не было, спектакль был четвертым по счету в течение дня. Сошлюсь на мнение директора театра из Калининграда, который сказал примерно следующее - ребята играли грамотно, режиссура хорошая. И со своей стороны добавлю - молодые артисты были очень пластичны, выразительны. Голоса звучные. А актер, весь спектакль, проигравший на гитаре, мне очень сильно напоминал Евгения Миронова – внешность, мимика, жесты, даже улыбка..
Но не было полного сознания, что день не напрасно прожит. Фестиваль ведь не только для участников, но и для театралов. Участники фестиваля показывают соратникам свои способности и возможности, говорят друг с другом на профессиональном языке, а мы, зрители, как будто оказываемся на обочине.. А мы хотим спектакли, где есть начало и финал, а не этюды и сценки. Театральный деятель возразит это де смотр мастерства актеров молодых, некая биржа, общение поколений.. Но я нахожу сверхжесткий аргумент – я плательщик налогов, мое предприятие, где я работаю, тоже плательщик налогов. Весь фестиваль за счет наших налогов. Так извольте уважить и плательщика налогов, чтоб он видел – его налоги приносят немного радости и ему. А за два дня я этого не увидела. Одно раздражение и тупая усталость от четырех спектаклей в день. Организаторы фестиваля погодите, в конце обзора мы поговорим о вас отдельно.
День третий - светлый луч..
О, это был чудный день во всех отношениях. Играли воронежцы. Но я признаю их несомненный вклад в дела фестиваля, а также, же и многих других, коих я всегда превозношу - ярославцы, горьковчане, владивостокцы и саратовцы.
Воронежская академия искусств очень много хорошего привозила на фестивале БТР, это был и Стейнбек «О мышах, разноцветных кроликах, о старой собаке и о людях», И «Доходное место» А.Н. Островского. И все спектакли были просто замечательны. Поэтому я с воодушевлением пошла на утренний спектакль воронежцев «На всякого мудреца довольно простоты2. Спектакль шел на камерной сцене, где всего 100 мест, театра им. Волкова. Билеты не продавались. Потому народу в зале было мало, а со второго отделения и вовсе осталось ничтожное количество зрителей. Чем руководствовались организаторы фестиваля, устраивая этот утренний показ? Воронежцы доказали предыдущим участием, что могут показывать спектакли с большой сцены. А спектакль был замечательный. И актеры тоже были на высоте.
Вот появляется главный герой Глумов, в исполнении Дамира Миркомилова. Исключительно приближенный к авторскому замыслу персонаж, и как современно звучат нынче его слова : «Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями… и здесь можно добиться теплого места и богатой невесты, с меня и довольно. Чем в люди выходят? Не все делами, чаще разговором». Мимика лица исключительная, этакая подлость и в лице, и в жестах. Жизненный персонаж. И даже по действию начинает немножко сочувствовать герою – почему де не удался его замысел, каждый герой здесь плох по своему, одного поля ягоды, Глумов из их числа, почему ж ему не повезло?
Вот вышел Мамаев (Дмитрий Гусев), высокий, барственный, с сединой. А голос до чего ж хорош! Спрашивала артистов, кто их так замечательно загримировал, ответили – сами..
А до чего неподражаем Крутицкий (Сергей Щеголев)! Исключительно колоритный персонаж получился. И как перекликались его слова, о том что «Увеличение окладов старшим может быть произведено на тот конец, дабы сии наружным блеском поддерживали величие власти, которое должно быть ей присуще…» с современными событиями. Может потому и не «пустили» эту пьесу на большую сцену, что очень уж она в некоторых местах революционно звучит, особенно после последних увеличений окладов чиновников при общей скудости зарплат всего прочего населения страны.
И как великолепно разыграна встреча барыни Тарусиной с Крутицким!!!. Конечно, много заслуги режиссера, его придумок, но ребята сыграли классическую пьесу в традиционном стиле, а пьеса получилась исключительно современной. А карикатура на современных реформаторов в лице Городулина (Дмитрий Исаенко)? Вот уж точно, не в бровь, а в глаз…
Смотрела хороший спектакль, любовалась игрой актеров, но все удовольствие от спектакля портила досада на организаторов – ах как было славно, если бы этот спектакль посмотрели ярославские театралы на большой сцене.…
Днем был спектакль по любимому Чехову «Чайка». Играли студенты Новосибирского театрального института, художественный руководитель курса А.В.Бутрин. Вот право же, не устаю удивляться тому, как велик Чехов. Уж казалось, что можно нового увидеть в спектакле, виденном мною раз десять в разных исполнениях. А спектакль на фестивале явил новое. Чехов, на мой взгляд, показал в образе Аркадиной – какой разрушительной может быть профессия актера. Да актер должен быть талантливым, да, актеры – это ранимые души, но по-видимому, успех в актерской профессии предполагает и другие черты, и не только честолюбие и стремление к успеху, а в наиболее уродливых случаях – умение «перешагивать» через человеческие привязанности. Вот Аркадина это и сделала. Ради успешной карьеры , фактически бросила сына. Для нее расходы на наряды успешной актрисы, связь с нужным драматургом, который пишет для нее пьесы и способствует ее успеху, важнее оказались и интересов брата, и сына. И неплохой, в прошлом, человек (вспомним сцену, когда Костя напоминает маме, какой она хорошей раньше была, как заботилась о чужих людях) стала самовлюбленной эгоисткой.. Законченная эгоистка виновата в смерти собственного сына. А быть может и ее профессия.
Но поговорим о студенческом спектакле.
На мой взгляд, неспециалиста, зря показали Нину Заречную в первых сценах как явно плохую актрису. Уж очень она переигрывала, когда произносила монолог.. «Люди, львы, орлы и куропатки..» Ее переигрыш заслонял действительно то необычное, что написал Костя, а может то, что в действительности может произойти, о великом апокалипсисе, и о чем, вполне возможно, размышлял и великий Чехов. Ведь произносит же врач Дорн слова «Только то прекрасно, что серьезно» А это несомненно мысли Чехова.. И как отражают наше сегодняшнее существования слова Маши : «жизнь свою я тащу волоком, как бесконечный шлейф..» Не так ли и мы, сегодняшние жители России?!
Героиня в Маша в исполнении Клавдии Качусовой мне показалась весьма симпатичной, и такой приятный голос.. Но весь в общем-то неплохой спектакль с добротной актерской работой порят штучки-фишки режиссера-постановщика. То Маша раздевается для Кости в пристуствии матери, то Нина показывается голой, то юбки задираются.. И встает вопрос – зачем все это, что нового эти штучки-дрючки дают для авторского прочтения спектакля. Повторю слова героини Герша – «понос тоже явление жизни, но это не означает, что его следует показывать на сцене».. Жаль молодых актеров, что их «склоняют» к пошлости на сцене, и где – в великой пьесе, . И когда начинает вспоминать, какую Чайку в прошлом году на БТР показала Щука, когда ползало плакало.. то
А может руководитель курса заботится о студентах, так сказать закаляет, мол привыкайте к молодые актеры, вас еще и не то заставят делать вытворять на сцене отдельные новаторы-перевраторы.. И еще замечание - что-то многовато стали кричать на сцене.., истерик многовато..
Но несмотря на все фишки спектакль получился, не удалось заслонить главную мысль Чехова – БЕРЕГИТЕ ДЕТЕЙ!
А главную сцену, в самое зрительское время – вечером, как водится – отдали Екатеринобургскому театральному институту. Студенты курса А.Русонова играли пьесу В.Жеребцова «Чморик». Зал был полон. Оно и понятно, только на спектаклей на 6 продавались билеты в этом, юбилейном фестивале.
Пьеса «Чморик» довольно таки нашумевшая, и часто разыгрываемая на театральных сценах известных театров. Молодежь, как свидетельствую даже интернетовские опросы, оказывает непозволительное, с точки зрения либералов, интерес к советскому прошлому. И к песням(сколько перепето на новый лад советских хитов!) И эта пьеса показывает, призвана показать, каким плохим было недавнее советское прошлое. Про 30-годы россказни уже отрыжку выщзывают, а потому – переключимся на недавнее … А потому в пьесе и дедовщина, и непозволительное занятие солдат не солдатской службой, и неполадки с нравственностью, и уж конечно же, поголовное воровство. А еще тупость военных командиров. Ну как не поаплодировать содержанию пьесы, как не дать ей «прокат» на главных сценах.!! Только сгусток недостатков прошлого превращается в ба-а-альшую ложь.
Да была дедовщина. Мой брат был в части, где сильно было некое влияние лиц кавказской национальностей, досталось.. Но другие, двоюродные-троюродные братья на себе дедовщины не испытали, а то что гоняли новобранцев побольше чем старослужащих, так это во всех армиях мира. А пьеса о том, что будто ничего кроме дедовщины, воровства да разложения в армии и не было. Я сама по поручению тетки ездила в армию к двоюродному брату, и не только я, почему-то среди моих знакомых в 70-80 годах было довольно-таки частым явлением – съездить к родственнику в армию. Но что б такое было, о чем рассказано в пьесе – как старослужащие целую операцию разрабатывают по захвату сестры новичка для коллективного использования... Имей совесть сценарист.. Так получилось, что я училась в классе, где не все комсомольцы были- троечникови-двоеников в комсомол редко принимали. Пошли некомсомольцами в армию, и что-то никого там, в армии не принуждали к вступлению в комсомол. Ладно, допустим, было у бывшего солдата Жеребцова было такое, коль отказался Чморик вступить в комосомол – то сестре запретили приехать к брату в часть. И сестра Чморика приехала к братишке в армию тайком от руководства части. Нелепость, такого просто быть не могло. И другая нелепость – старослужащего другие старослужащие, заметьте из другой части, в присутствии салаги начинают просто так унижать деда… Расскажите эту нелепость кому-нибудь другому, лет так через 50, когда на кладбище унесут всех, и тех кто служил, и их родственников.
А насчет воровства, так это прямая промывка мозгов. Задумается нынешний молодой о сегодняшнем воровстве поголовном, а ему пьеску – мол, и в советское время воровали…
Настоящая , жестокая дедовщина и поголовное воровство появилось в России именно перестроечной, капиталистически-демократической. Оттого и лодки стали с корабл@ми тонуть, и склады военные взрываться, чтоб воровство это скрыть.
А насчет подсобного хозяйства.. Как-то было спокойнее, когда они были. Солдат кормили качественной и безопасной пищей, а вот с нынешними порядками, когда питание военных отдается на откуп коммерческим фирмам – становится страшновато за безопасность страны, уж больно легкая появляется возможность «выводить» из строя целые части..
И еще одна проблема. Почему дедовщина нынче стала жестокой. А все просто. Вот мой класс в школе – служили все. Вот моя группа в институте, половина парней студентов отслужила в армии до учебы в университете, а другая половина надела сапоги на 1 год после завершения учебы. Из 25 выпускников в армию не призвали только двоих. Так что и еще одна ложь присутствует в пьесе, что якобы в советское время служили только дети рабочих и крестьян, а вузовская молодежь армейских портянок не нюхала.
Как раз наоборот, именно в советское время в армии служило , за очень малым исключением, все мужское население.. И дедовщина была в маленькой степени именно потому, что служили все слои населения - и детки начальников и детки рабочих. А главный герой, и главный злодей говорят об обратном. Только после внедрения в нашу жизнь чисто денежных отношений, когда взяточничество достигло небывалых размеров, и сложилась подобная ситуация – что солдатские сапоги надевают исключительно дети рабочих и крестьян. А потому – их и не жалко, а потому и армия стала жестокой к новобранцу..
И получается парадоксальная ситуация. Детки начальников учатся на бюджетных местах в вузах ( а налоги за счет труда рабочих), потом спешат жениться и получить окончательную отсрочку после рождения ребенка. А детки рабочих тянут солдатскую лямку...
Исправить ситуацию весьма легко, достаточно вернуться к советской системе - освобождение от армии только при рождении второго ребенка, а потом введи правило – на бюджетные должности, во все правоохранительные органы принимать только отслуживших в армии, Тогда б в армии точно, служили бы сейчас и сынки депутатов, и высокого ранга чинуш. И уж дедовщина была бы точно- искоренена. Потому что «высокие» чинуши и депутаты точно бы постарались навести в армии порядок и в смысле дедовщины, и прекратили бы воровства солдатского имущества, и уж конечно бы не допустили, чтобы военный контингент снабжался бы едой коммерческими структурами..
Играли молодые актеры отлично. А чморик-новобранец в исполнении Кирилла Попова получился исключительно симпатичным героем. Много было песен советской эпохи, правда, с новомодными приемами – фанатки носились за певцами, а певицу гладили по коленкам солдатские руки. Были и отвратительные фишки постановщика - на сцену вышли актеры в солдатской форме со свинячьими масками на лице, и как это часто бывает у нынешних новаторов – малая нужда справляется на сцене..…
Завершился спектакль дружными аплодисментами зрителей - игра актеров и песни были хорошими.
День четвертый- седьмой БТР 2013
День четвертый.
Жизнь на фестивале стала налаживаться. С утра на камерной сцене Волковского театра, студенты ГИТИСа с курса С.Женовача играли спектакль «Скапен» по пьесе Мольера. Ну что сказать.. Покритиковать могу лишь на затянувшуюся сцену с веревкой – 10 минут, а в остальном было отлично. Представляете, никаких декораций – всего 6 стульев и 6 актеров. Как работали ребята! Вот уж верным будет выражение – пахали, до сбитого дыхания, до капелек пота на лице, жаль что программок не было, и не могу назвать ни имени актера в роли Скапена, ни других молодых актеров. А голоса как хорошо были поставлены у ребят! А замечательная мимика!. И знаете, вот этот модный нынче крик на сцене, был здесь весьма уместен, было очень забавно, когда от души орали актеры. Когда в тему – почему ж не поорать друг на друга. Впрочем, ребята наверняка в наших похвалах и не очень нуждаются, имя вуза и руководителя курса говорит за себя, так что их будущее трудоустройство, уж точно, не проблема. А что самое замечательное – постановщиком спектакля был «прошлогодний» выпускник режиссерского отделения ГИТИСа.
На последовавшей после спектакля творческой встречи С.Женовач, размышляя о проблемах театра, сказал иронично насчет модного новаторства в режиссуре – что если слишком долго режиссер занимается «самовыражением», то может и надоесть зрителю. .. Высказался С.Женовач и по поводу сроков обучения актерскому мастерству, что нужен пятый курс, где бы молодые актеры совершенствовали бы себя в «полнометражных» спектаклях на большой сцене- обучение должно быть максимально приближено « к боевой обстановке». Высказал С.Женовач и пожелание, чтобы театральные художники и режиссеры обучались на едином факультете.
Днем на сцене учебного театра (190 мест) играл Государственный специализированный институт искусств (Москва). Я всегда хожу на их спектакли. Когда актеры не могут говорить, а лишь изъясняются жестами, они поневоле играют более выразительно, чем их здоровые собраться по театру. Студенты мастера курса Евгения Карельских представили спектакль «Две стрелы» по мотивам пьесы А.Володина. И пусть события из доисторического прошлого, но надо признать - спектакль был сыгран на пять. Хорошие, красочные костюмы, колоритные лица. А как выразительно играют студенты, какая говорящая мимика лиц. Нет, ни разу выпускники специализированного института не привозили на фестиваль БТР слабого спектакля. Как жаль, что студенты не могли слышать наших дружных аплодисментов. Огромное спасибо им за верность фестивалю!
А вечером, в самое зрительское время… читатель уже наверняка догадался. Да-да игрался спектакль театра им. Волкова «Цианистый калий.. С молоком или без?» в постановке Е.Марчелли. Непонятно, какое отношение имеют актеры театра к фестивальным делам? Я уже упоминала, что студентам из Воронежа не была предоставлена большая сцена и в удобное для зрителей время, а тут- пожалте..
Сказать что спектакль плохой, это ничего не сказать . Ерничанье на тему жизни и смерти, будущего преступления, какой-то слишком закрученный, долго надуманный сюжет. Понятно, что комедии так и пишутся,.. Но пьеса так давно пылилась где-то в запасниках, что от нее хочется только чихать. Смешки на реплики актеров из зала были , так то не оправдание унылому спектаклю. Что ж остается делать зрителю, когда он понимает, что «вляпался», и его вечер испорчен?! Совсем по Марку Твену, притворяться, что ничего такого и не произошло. Да мы ярославцы смелые, семеро одного не боимся, и очень гордые – нам показывают откровенную лабуду, а мы еще и в ладоши хлопаем. Дама-театралка объяснила – но актеры старались же. ..
Пьеса- пустышка, она недостойна того, чтоб ее ставили на сцене академического театра, да еще в стиле Марчелли. И что самое печальное - хорошая игра актеров, правда с обилием крика и ненужных истерик, да еще сомнительных сценок, но тут уж вина исключительно постановщика. Я от души посочувствовала актерам. Если нам зрителям противно смотреть этот якобы фарс с черным юмором, то каково актерам играть раз в неделю эту чернуху?! А еще и показывать сие сомнительное творение участникам фестиваля. Постыдились бы, организаторы...
Пятый день фестиваля заставил забыть о вечерних неприятностях. Всероссийский госуниверситет кинематографии им. С.А. Герасимова играл спектакль «Люблю? Не знаю..» Воспоминания об этом спектакле до сих пор вызывают у меня волнение..
Перед спектаклем столпотворение. Билетеры в зале просили – ступеньки не занимать, из рядов прессы раздался ответ – это для вип-гостей. Нет, спектакль стоил того, чтоб сидеть на ступеньках, отпрашиваться с работы, стоять в проходах, и подглядывать в щелку.
На сцену вышли девушки, почти красавицы, с выразительными лицами. И вот первая, будто сошедшая с фотографий начала 20 века. Зазвучали стихи, и волнение охватило зрителей, вслушивались в каждое слово. Ах, какой глубокий, бархатистый голос у Валентины Булавиной! Поднялась со стула девушка в красном – Мария Юртаева, заговорила о беспощадной жалости любимого. Дрожь.. А потом говорила третья девушка.: «Одно только я забыла, за что я тебя любила». Выступил со стихами на родном языке Бай Сяолей, увы я не могла его разыскать, чтоб перевел с китайского... С него очередь наступила читать стихи мужской части курса. Они тоже вначале сделали упор на любовную лирику, но потом заговорили и про социальные проблемы. Ах, какие стихи читал Стефан Бьяку из Франции «про мировых дураков..» Я записала его на диктофон, жаль что девушек не могла записать, настолько переволновалась от их поэтического спектакля.. А потом вновь на сцене девушки. Владлена Санду, родом из Чечни читала «Мой милый, что тебе я сделала».. Нет никогда я не смогу стать своей в театральной среде, потому что не могу сдержать слез в театре, заплакала и от цветаевских строк. Настолько хорошо смотрелись на сцене девчонки, не передать… И опять досада - как жаль, что этого спектакля не видит ярославская студенческая молодежь, в среде которой давно пропала традиция переписывать любимые стихи в тетрадь.
После спектакля пыталась добиться от руководителя курса ответа на вопрос – а есть ли где-то запись в интернете этого спектакля.. Нет, отвечают, запись не передаст полной атмосферы спектакля, плоская будет… Но я слушаю голос Стефана Бьяку.. и знаете, эта запись не кажется мне плоской .. Слушаю и «Тоску по настоящему…», что прочитала уже под диктофон молодая актриса.
Декорации были скромными, девушки красивыми, юноши с сильными голосами, и спектакль был незабываемый. Что и говорить, руководитель курса – А.Учитель, он и есть учитель, настоящий.
После этого спектакля появилось то настроение, что было в дни четвертого БТРа в прошлом году.
А дальше было и совсем было хорошо. Играли ярославские студенты, на родной сцене, спектакль по Чехову – «В овраге», руководитель курса О.Нагорничных. Главная мысль А. Чехова, что стремление к наживе крушит все человеческое, разбивает семьи, делает людей безнравственными, а устоявших от нравственного падения делает несчастными, сохранилась в спектакле, несмотря на сокращения. Излишне быть может было массовых сцен – хоровое пение, танцев, но вполне понятно стремление руководителя курса задействовать в спектакле как можно больше молодых актеров. Но на мой взгляд, это несколько снизило накал социальной драмы. Впрочем, быть может, это во мне говорит марксист?!
Ах, Липочка, несчастная кроткая Липочка, она была настоящей чеховской, ее играла Анастасия Загоскина с говорящей театральной фамилией. Внешность Игоря Шурыгина, звучный его голос вполне представили типичного кулака и кровопийцу - главу семейства Григория Цыбукина.
Выразителен, с хорошо поставленным голосом, был и Костыль в исполнении Антона Переверзева, по воле сценариста вместивший себя и образ плотника из повести Чехова.
С большими надеждами пришла на вечерний спектакль «Забавный случай» Саратовской государственной консерватории им. Собинова . Играли выпускники курса А.Галко. Но саратовцы бывают разными. То они привозят Тургенева «Месяц в деревне», когда был полнейший фурор в зрительном зале, то вот опять вынимают из старых запасников пьесу, старую и неинтересную, и к тому же забыли предложить зрителям программки. Спектакль получился на 4 с минусом. Но должна признать – зрелище было приятное, студенты-то играли хорошо. Недостаток пьесы изо всех стремились исправить студенты, где-то им это и удавалось. Два раза вышел на сцену Рикард в исполнении Ильи Васильева, а запомнился и сильным голосом с отличной дикцией, внешностью напыщенного богача, но с замашками родовитого дворянина. Хороша была и служанка в исполнении Анастасии Беловой, но содержание самой пьесы, увы, не тронуло.
Так что опыт со старыми иностранными пьесами не всегда удачен. Но зритель ярославский оценил старания молодых артистов и хлопал долго.
А потом, гулять, так гулять, я пошла на четвертый спектакль, актеры театра им. Волкова играли «Вий» по пьесе Натальи Ворожбит. Есть некая непристойность в использовании устоявшихся названий из русской классики. Произнеси слово «Вий» и каждый подумает о Гоголе, о его повести. Так вот, ничего подобного. О мифическом «вии» говорил лишь участковый в начале спектакле . Нет смысла пересказывать все перипетии поездки двух французов на Украину, где во время застолья оказывается убитой девушка-невеста. Этакая, фентези.. Зададимся другим вопросом – зачем? Зачем спектакль, о чем спектакль? Так набор сцен для самовыражения режиссера. Спектакль не несет ни смысловой, ни нравственной нагрузки.. Его к месту показывать в кабаре, как заставку между приносами официанта очередных блюд. колоритные внешности актеров, и их добротная игра, не спасали спектакль.
Играли в основном молодые актеры. Когда они выстроились перед зрителями на камерной сцене, имитируя толпу в маршрутке – на них приятно было смотреть. Тут и А.Кузьмин (Чацкий), тут и Р. Халюзов (Хосе), тут двое молодых – К.Искратов и Е.Родина, но подающих надежды актеров, что просто сыграли в спектакле «Север». Не забудем про и В. Майзингера который в последнее время прямо таки «разыгрался»…Но, но, колоритные внешности актеров, и их добротная игра, не спасали спектакль. Блестящий актерский ансамбль разыгрывает абсолютно пустую, бессмысленную пьесу, где сценарист не сумела выстроить логический финал ! Иль Марчелли не сумел его показать?!
Вначале я подсчитывала матерные словечки, на втором десятке сбилась..
Кажется, самовыражения Марчелли начинают надоедать. Неким робким театралам, что звонят мне чуть ли не со слезьми в голосе, и сетуют на тяжкую судьбу театрала , что задыхается от пошлости, отвечаю со страниц газеты – хватит молчать иль плакаться в жилетку. Я не изводила других театралов разговорами о пошлости, а просто с двумя лозунгами - Ненавистников русской классики долой из Ярославля» и «Пускепалис скатертью дорожка» стояла у подъезда театра в сентябре 2010 года. А че, другим слабо…
Шестой день фестиваля.
На предыдущих фестивалях БТР все субботние и воскресные дни были весьма напряженными, шло по 4 спектакля в день. Оно и понятно - дать театралам реальную возможность в выходные дни смотреть актеров будущего- набегай театрал, не зевай. В нынешний фестиваль все иначе.
Большая сцена театра им. Волкова в субботу вообще не была задействована. В самое театральное время, вечером, шел спектакль в форме мастер- класса, билетов не продавали
Два же других спектакля игрались в субботу на небольших сценах с ограниченным количеством мест.
В 12 часов нас ждали в учебном театре на спектакле Красноярской академии музыки и театра «Дикарка» по Островскому. Пьеса как предтеча «Вишневого сада», только с приятным финалом, где все тяжелые перипетии героев заканчиваются свадьбой. Пьеса, где будущий класс буржуазии Островский показывает на зорьке, те еще до полного овладения миром, где буржуазные деятели еще не растратил нравственных устремлений и человечности. А потому Мальков женится на запутавшейся овечке – Варе. Право же, сожалею, что эту пьесу не изучали в школе. Вот уж тут точно вся экономика пореформенной России. Особенно ее моменты, как крестьянина и после «освобождения» заставляли трудиться на барина с помощью хитрости – обрезков (Об этих обрезках подробно рассказывал А.Н.Энгельгард в «Письмах из деревни»). Это когда крестьянские поля, деревни при землемерных работах, по-нынешнему – межевании, кроили так, что кругом крестьянских полей и домов оказывалась помещичья земля. И чтоб выгнать скот на пастбища, проехать к своим полям, крестьянину поневоле приходилось ступать, ехать по помещичьей земле. А потому – за каждый проезд, проход, прогон крестьянские семьи должны были обрабатывать помещичьи поля. А благодаря этим обрезкам еще долго сохранялось помещичье землевладение. Вот и баре Ашметьевы живут не благодаря собственному деятельному хозяйствованию, а благодаря обрезкам. И сынок – Александр Львович, старый ловелас ездит и «скучает» по заграницам, изящно проживая огромные суммы ( вывоз капитала, а проще - прибавочного труда крестьян) по Парижам и Италиям. Он вообще знать ничего не желает о перспективе своей усадьбы. Ему вынь и положь деньги за лес, которого практически не осталось в усадьбе. А что будет дальше с его женой Марьей Петровной, матушкой - мало волнует этакого барина-эстета. Более того, сынок и мамаша даже не желают понимать желания Марьи Петровны, увлеченной новыми веяниями в земской жизни, тоже приносить какую-то пользу –организацией фермы, где разводится породистый скот. Но на смену барину, который умел только тратить, уже идут люди, подобные Малькову, что планируют скупить в будущем имение Ашметьевых. И скупили – как сделал Лопахин в «Вишневом саде». Но Лопахин делец более циничный, ему деревенские дикарки уже ни к чему.
Играли студенты курса профессора В. Дьякова, и играли за редким исключением замечательно. Правда, пьесу слегка подрезали, убрав из нее экономические моменты, сделав упор на «любовную составляющую» пьесы Островского. Замечательного лицемера, якобы общественного деятеля Вершинского создал Станислав Линецкий, голос хороший, дикция замечательная. Каждое слово отчетливо, глядя на деятеля конца 19 века, поневоле думаешь о сегодняшних лицемерах.. Хороша была и Варя в исполнении Александры Жаровой.. А барин –эстет, Александр Львович Ашметьев в исполнении Ильи Бобовского, честно, вызвал даже раздражение – этакий моральный урод! Даже Боев (Ян Цыбульский), дважды появившийся на сцене запомнился яркой сценой о земском правосудии того времени. И няньку Мавру Денисовну хорошо сыграла Ольга Прилепская. Так что спектакль удался, и очень жаль, что рядовому театралу сюда было не попасть..
Второй спектакль шел на камерной сцене театра им. Волкова. Играли студенты Уфимской академии искусств им. Исмагилова.. На предыдущий фестиваль они привозили «Похорони меня за плинтусом». Исключительный был спектакль. Поэтому я с нетерпением ожидала выступления уфимцев. Актеры с курса Тансулпан Бабичевой показали себя вполне сложившимися профессионалам. Спектакль имел название «Любовь моя, цвет зеленый», по пьесе Г.Лорки «Дом Бернарды Альбы». Выделила бы игру Ангизы Ишбулдиной в роли хозяйки дома Бернарды, Дарии Шагановой в роли старшей дочери с богатым приданым, Августины. Правда, как дилетант, я в большей степени следила за игрой героя так сказать второго плана – уж больно хороша была экономка Понсия исполнении Татьяны Усатовой. И порадовало, что в спектакль были включены стихи Лорки. Красивые, хорошо прочтенные. Но вслушиваясь в испанские стихи , я с чисто великорусской гордостью думала – а все же русские поэты лучше. Русский поэт, говоря о высоких материях, умеет использовать не сложные структуры, не цветистые сравнения, а может сказать о высоком и земным языком.. . Наверное, в том-то и состоит величие русской классики.
Седьмой день фестиваля, воскресенье был щукинским днем.
Днем в учебном театре Осетинская студия театрального института имени Б.Щукина играла пьесу Г.Горина «Тиль» по роману Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле». В общей программе фестиваля значилось, что играют студенты курса В.Этуша и А.Дубровской. Но помня, что в этом году В.Этуш празднует 90-летие, то , скорее всего, верна фамилия последней.
Поначалу думала – зачем устаревшее далеко? Но поверьте, удивительно современно звучали слова пьесы о засилье церковников, лицемеров, о ненасытном брюхе.
Столичные участники забыли привезти программки, а потому рассказ о спектакле завершаю словами: хороший спектакль с хорошей игрой актеров.
Когда-то кузинская «Сильва» красиво завершала второй фестиваль, и нынче традиция такая, в последний день фестиваля обязательно какое-то яркое действие с музыкой и красивыми костюмами. И поэтому Театральный институт им. Щукина представил оперетту «Летучая мышь» Пели и говорили студенты с курса Евгения Князева и Владимира Тартаковского. И Хорошо пели, и хорошо говорили, и костюмы были красивые. Фестиваль завешался празднично.
После спектакля все участники и гости продолжили церемонию закрытие фестиваля - наблюдая за жоглерами- экстремалами – с огнями и на ходулях. Сгорел последний файер и началась молодежная вечеринка с танцами на улице.
До новых встреч, фестиваль!
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
елка
Дата 27.04.2015 - 11:22
Цитировать сообщение




В малиновых штанах
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 2141
Пользователь №: 67572
Регистрация: 14.02.2011 - 11:46





rolleyes.gif
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
елка
Дата 17.04.2017 - 12:39
Цитировать сообщение




В малиновых штанах
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 2141
Пользователь №: 67572
Регистрация: 14.02.2011 - 11:46





а не издать ли мне книгу про фестивали БТР?
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
« | Театр | »

Опции темы Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

 



[ Время генерации скрипта: 0.0108 ]   [ Использовано запросов: 16 ]   [ GZIP включён ]



Яндекс.Метрика

Правила Ярпортала (включая политику обработки персональных данных)

Все вопросы: yaroslavl@bk.ru