Ярославль


  Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

БТР - 2, 2010 год

елка
Дата 23.04.2014 - 07:08
Цитировать сообщение




В малиновых штанах
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 2141
Пользователь №: 67572
Регистрация: 14.02.2011 - 11:46





БТР – 2
2010 год

Первый день фестиваля начался раньше его официального открытия. В Камерном театре играли студенты Новосибирского театрального института. Ребята представили зрителям небольшую комедию –«Семейный портрет с посторонним». Подумала - будет вечно избитая тема о пьянстве, тем более реплики главного героя – сделайте мне именины хоть раз в жизни, настраивали именно на это. Вначале, честно говорю – было не смешно, потом веселее, а потом очень…А уж фраза – «это что же такое, неужели на нас посмотришь, и сразу про дурдом вспомнишь» - убила наповал. Студенты играли замечательно, и главное, не стали изображать - коль деревенская тема - деревенских жителей этакими недотепами. После спектакля хотелось пообщаться со студентами, но удалось задать всего два-три вопроса. Учатся на их курсе в основном ребята из Новосибирска. Приглашений в театры еще никто из будущих выпускников не получил, и увы, трудоустраиваться по-видимому придется самостоятельно.
Позднее был дан еще один спектакль новосибирцев– в течение 40 минут перед зрителями рассказывала о своей мечте детдомовка Наташа ( студентка А.Кукеля). Рассказывала она о страшном - в стремлении отстоять свою мечту – выйти замуж за журналиста Сережу, она с подругами-детдомовками забила до смерти девушку журналиста.. Современная тема. Сбылись мрачные прогнозы западных социологов – общество разваливается на определенные «страты» (группы людей), которые объединены по доходам, стилю жизни. И очень не рекомендуется вступать в общение с низшей стратой, это грозит неприятностями. Общение с представителем низшей страты ( даже если это общение вызвано самыми лучшими побуждениями с твоей стороны) выливается в зависть к тебе, более благополучному, рождает у менее неблагополучных представителей чуждой страты желание унизить тебя. И как написал один апологет этого учения – ты вынужден будешь вернуться в свою страту , зализывая раны от нанесенных незаслуженных оскорблений.. Впрочем – есть что-то в более человечном изложении и в Библии – не мечите бисер перед свиньями. В нынешней России страты фактически полностью сложились из-за огромного разрыва в доходах, возможностях. Из-за того, что не осталось , несмотря на декларированные льготы детдомовцам, возможности воспитанникам получить хорошее образование, найти работу по специальности, вырваться из своей среды. Это в советской России после гражданской войны тысячи беспризорников, спасенные чекистами, получали шанс не только выжить, но и стать достойными людьми, получить образование Бывшие беспризорники , потерявшие родителей, становились не только рабочими, но и военными, учеными, академиками… Нынешний российский детдомовец скорее окажется на самом дне , чем коренным образом изменит свою судьбу в лучшую сторону.
Журналист Сережа из лучших побуждений сказал ласково : «Береги себя Наташа», - после несчастного случая с детдомовкой. Он из лучших побуждений поил ее чаем и кормил конфетами в своей редакции. Наташа решила - она может надеться, и потому решила побить-поучить чужую девушку журналиста – ведь у той много добра, барахла, украшений, а значит, она еще найдет себе другого парня, а у Наташи вот она, журналист Сергей - единственная надежда… Наташа не знала других методов отстаивания своей мечты. Только сила
Монолог – последнее слово подсудимой Наташи вывал местами смех, но смех невеселый. И мысли, тоже невеселые - молодым обездоленным Наташам невозможно привить нравственность и уважение к чужой жизни, чужому счастью именно в условиях нашей российской действительности .. когда правит бал абсолютная безнравственность, неуважение, нежелание учитывать интересы народа со стороны государства и тех, кто стоит за спинами наших государственных мужей… А эта безнравственность сползает от высших сфер, и забивает поры всех общественных институтов. Как Наташа может действовать иначе, когда воспитка (воспитательница) однажды ударила пятилетнюю Наташу так, что у малышки неделю болела голова.
Скоро болеть голова будет у всего общества, потому что лишенными нормального будущего начнут считать себя не только Наташи, но дети из вполне нормальных семей.. . Когда, получив высшее образование при огромных родительских тратах, вынуждены идти работать продавцами, секретарями выпускники университетов и академий, а выпускники техникумов - грузчиками…
Мрачное настроение присутствовало и на спектакле Казанского театрального училища , игравшего спектакль по пьесе Н.Коляды «Игра в фанты». Пьеса о спекулянтах последних лет советской власти. Сидит себе компания друзей, вроде бы из лучших побуждений развлекает заболевшую Настю, жену хозяина квартиры Кирилла. Приходят новые гости. А потом оказывается, и вовсе они не друзья, а просто повитые общей веревочкой спекуляций, тихого разврата с невысокими или нестойкими нравственными принципами молодые люди. Как издалека к нам двигалась нынешняя разруха. Кому-то казалось, что де такая малость, подумаешь – спекуляция… И зачем было с ней бороться. Но она разрасталась, захватывала, сплачивала преступные сообщества. За счет спекуляции, валютных махинаций накапливались огромные состояния. И люди со спекулянтским состоянием замахнулись на всю государственную собственность. Им не хотелось жить тихо, прячась, они желали легализации своих капиталов. И они эту возможность получил: ваучеризацией, приватизацией. Мы подавляющее большинство народа, что жили на честные деньги, лишись нашей общенародной собственности, доходы с которой давали народу возможность иметь бесплатное образование, медицину, платить копейки за ясли и детсад, платить 11 рублей за однокомнатную квартиру ( а это и газ, и электричество), получать бесплатное жилье или строить кооперативную квартиру без обдуривания, как это происходит сейчас с ярославскими дольщиками.
Вот они, с разными уровнями нравственного падения, вот они , с кого начиналось сначала кооперативное движение, а потом развал экономики.
Мнимое убийство прохожего Никитой – Никита желал самоутверждения даже за счет чужой жизни, заставляет друзей в страхе закрыться в квартире. Хлынул поток взаимных обвинений - спящая собака была разбужена. Друзья предстали в полной красе.
Настоящий злодей Кирилл (арт. А Егоров) практически не имел положительных качеств. Было жалко его жену Настю (Р.Рушатова) но, оказалось, и она имеет когти, жизнь рядом с негодяем не проходит бесследно, истекай кровью прохожий, мы ничего не знаем.. Симпатичного пройдоху Артема замечательно сыграл А.Шахиев. А уж Ксюшу (А.Горшунова) прямо-таки было жаль: птенчик, ты куда попала, заклюют… Ева (Н.Ложкина), жертва Кирилла, была на сцене именно такой, какими мы видим в жизни девушек без комплексов. И даже два раза всего являвшийся врач скорой помощи был замечательно сыгран С.Батаевым. Несомненно, спектакль был хорошим. Молодцы.
Так что первый день фестиваля я могла считать весьма удачным. А на официальное открытие я принципиально не пошла… не аккредитовали, празднуйте без меня…
Второй день фестиваля
На второй день фестиваля к вечеру началось столпотворение у дверей Камерного театра. А ситуация сложилась следующим образом. С разницей в один час должны были выступать со спектаклями академия театрального искусства из Санкт-Петербурга и театральный институт им. Щукина из Москвы Поток желающих попасть именно на постановки столичных молодых актеров должен был (по мысли организаторов) разделиться на два потока. Но щукинцы не приехали.
Узнав об этом, участники и гости фестиваля пошли двойным потоком в Камерный театр на спектакль питерцев и взяли его в осаду. Камерный оказался на высоте положения. Рассадив зрителей по билетам, поставив дополнительные скамейки, разрешив студентам –участникам фестиваля из других вузов- рассесться на полу зрительного зала, он сумел разместить всех желающих. Мы смотрели спектакль по В.Шукшину « Светлые души». Играли студенты курса С.Черкасского. В первом отделении студенты играли рассказ Шукшина – Степкина любовь. Степка с румянцем во всю щеку был настоящий деревенский житель. Постановщик учел все мельчащие детали деревенского быта. Спектакль был насыщен ролями второго плана и массовкой. И каждый разыграл все как по нотам. Вот почтальонка, вот девчонка, а тут купальщицы, и просто гуляющие, а вот хулиган парнишка. Очень милое впечатление. Когда показывали второй рассказ про Сережку и его жену стерву Клару, я даже умилилась. Так и накрывается стол к приему гостей на шумном деревенском празднике. Поставят основной стол, потом выясняется, что мест не хватит, ставят дополнительный столик. Рассядутся именно так – хозяин, основные гости, потом старушки, которые принимаются сразу сплетничать и все примечать, чтоб позже обсудить. Однако обилие верных мелочей, хорошей игры студентов, к сожалению, не сделало правды жизни. Шукшин писал о 60-70 годах Алтая. Я жила почти в деревне, в 1965 году появился у нас первый телевизор «Рекорд». И именно по этому черно-белому телику всей семьей пересмотрели классику советского театра. Рисовать быт деревни этакой дремучей простотой было бы неверно. Простаков не было – если не научишься достойно огрызаться на шуточки на вечерней молодежной гулянке, затюкают. Со времен молодости я запомнила эти подначки на которые, надо было отвечать быстро и остроумно. Шукшин немножко преувеличивал отдельные черты своих героев, а постановщик пошел по пути их еще большего выпячивания. Получился, например, гротеск на тех же старушек. Моя бабушка, бывшая колхозника говорила почти правильным русским языком, конечно немного окая. Да таких сгорбленных старушек, что были в спектакле, я лично видела только одну на весь наш огромный сельский поселок. А мой папа, с 6 классным образованием прочел всего Бальзака, Драйзера, любил Диккенса (потому и имя я получила Нелли), Золя, даже сумел приобрести полное собрание сочинений М.Твена. Короче, обиделась я за сельских жителей и пошла в ТЮЗ на второе отделение «Месяц в деревне» по Тургеневу.
Играла Саратовская госконсерватория им. Собинова. Только по второму отделению я поняла, как много потеряла. Каким обаятельным в своей низости был Игнатий Ильич - доктор, пройдоха с малыми возможностями.. Какую отменную жеманницу показала студентка, игравшая роль Лизаветы Богдановны, приживалки. Даже служанка Катя, которую я видела на сцене всего 3-4 минуты, была полнейшей прелестью. Знаю, так театральные рецензии не пишутся. Но я олицетворяю собой театрального зрителя, и говорю с его позиции. Все женские роли, исполненные студентами 4 курса под руководством Г. Аредакова, были исполнены на «5». Зрители, однако ж утверждали, что в первом отделении актеры играли еще лучше. И я этому поверила, потому что после спектакля были оглушительные и продолжительные аплодисменты.
Кстати, на отдельные спектакли не было программок, были ситуации, когда ко второму отделению их уже было не найти, а на сайте фестиваля не было программ фестивальных спектаклей, с указанием фамилий актеров. Просьба - на следующий фестиваль просить участников представлять программы и в электронном виде для размещения на сайте. Кстати, претензии и к сайту – желательнее его сделать доступнее и для театралов с начальными навыками пользования Интернетом.
А закончился второй день фестиваля вообще замечательно. В театральном институте я смотрела «Ой-лю-ли-лю-ли», играли кузинские студенты. Вот и была на сцене правда жизни. И пусть декорации фактически отсутствовали, а реквизит был в единственном числе – мешок половиков.
Две не слишком молодые женщины, сватьи, встретились на деревенской улице. Встреча началась с поцелуев, а закончилась ссорой. Все грешки, провинности и обиды за всю предшествующую встрече жизнь, припомнили друг другу сватьи. Потом поплакали, потом помирились, еще раз поссорились и разошлись. Но надо было видеть Анну Кочеткову в роли Веры, как она тащила этот мешок, ее возмущенное, удивленное лицо, ее глаза. Асия Усманова, игравшая второго персонажа деревенской ссоры -Тасю, была одета именно так, как одевались все деревенские тетки в 70-годах, на ней было именно такого покроя, и с такой длиной платье из ацетатного шелка. Все деревенские ссоры начинались с пустяков, разрастаясь до неимоверных пределов. Асия и двигалась по сцене так, как ходила моя тетка и соседки по нашей улице. Посмотрела я на двух персонажей, вспомнила детство и юность, зашмыгала носом. Еле удержалась, чтоб не разреветься от нахлынувшей ностальгии.
А потом была сцена из сегодняшнего времени. О тяжкой доле жены алкоголика и пенсионерки, вышедших на улицу торговать семечками и вениками, попугаем с пальмой и самодельными шариками на резинке поведали всего 4 персонажа . Асия Усманова, играла этакую пытавшуюся держать марку интеллигентную даму, с ужимками, презрительными взглядами в сторону погрязшей (по ее интеллигентному мнению) в грехе торгашества старухи, роль которой исполняла Анна Кочеткова. Но потом заплакала на плече у этой старухи, когда муж побежал пропивать единственные заработанные в морозный день, деньги. И алкоголик, в исполнении Ивана Стрюка. был законченным алкоголиком, мерзким типом, которого уже не исправит никакая больница и кодировка, так как отсутствуют главное в его характере – доброта, порядочность и благодарность к людям, родным и просто соседям Верх обаяния был попугай роль, которого исполнял Сергей Азеев.
Никто не горбился, не коверкал речь, не было сложного грима, было все так просто… и потому талантливо.
Закончился день , скорее ночь этого дня также замечательно . Выбежав из студенческого театра, я перешла на молодежный сленг. И на бегу в среднем темпе, все повторяла – ну класс, ну играли, супер.. Водитель последнего автобус, увидев мой развевающийся шарф раскрашенный в цвета молодежного фестиваля, задержал отправку .. Чуял, что не надо портить опаздывающей театралке такой хороший театральный денек..

Третий день
Я жертва собственной рекламы Вот написала я – обязательно пойду на воронежцев. И пошла, да еще приятельницу уговорила-уломала. Сейчас твердо могу сказать – мы пожертвовали в фонд фестиваля энную сумму ¸затраченные на билеты, потому что смотреть было нечего. Театральные знатоки утверждают, что пьесу Брехта «Что тот солдат, что этот» ставили весьма редко. Неудивительно, в пьесе все крутится вокруг малюсенького происшествия – подмены солдата. А чтоб оправдать внимание к столь малозначительному происшествию Брехт накрутил в пьесе массу философских размышлений, ремарок, и прочей житейской, высокопарной мудрости. Хорошо все читать, а как ставить, как эту мудрость изрекать со сцены… Вот и изрекали бедные студенты эти умные мысли лицом в зал, как на студенческом зачете. Все сюжетные линии – судьба трактирщицы, Кровавого пятерика – жестокого капитана, семьи Галлигей, самих проштрафившихся солдат были весьма слабо связаны между собой. И главное – в пьесе некому сочувствовать. Нет там действующего лица, который по законам театра должен вызывать сочувствие зрителей. Неудачный выбор пьесы свел на нет усилия студентов. После антракта в зал вернули не все… Я осталась в надежде, что быть может во втором отделение спектакль будет более насыщенным, но надежда не оправдалась. Так что вряд ли оправдано считать себя умнее других – если другие режиссеры не рисковали заниматься этой пьесой, (заметим, что другая пьеса Брехта - «Матушка Кураж и ее дети» весьма частая гостья на сценах), значит нечего и ставить. А уж тем более предлагать пьесу студентам. Хорошее чтиво не всегда бывает сценичным. Так что после спектакля новый афоризм – курс на курс не приходится, что было верно в прошлом году, не оправдало надежд в году нынешнем.

Практически ночью в Камерном театре начался спектакль ГИТИС «Станционный смотритель», художественный руководитель курса Олег Кудряшов. О, это было талантливо. Все го три действующих лица, смотритель, дочка и гусар. Никаких ролей второго плана. Совершенно оригинальное решение декораций. Все действие происходит на полу. Подстаканник, как реквизит служит и по прямому назначению, и как вместилище денег, а потом как памятник бедному смотрителю. Убрал постановщик сцену потерь денег, заменил ее сценой как у смотрителя через подстаканник сыплются деньги. Поездка Дуни на кладбище сведена к минутному стоянию на коленях перед памятником. А если честно – спектакль невозможно даже пересказать. В большей степени он был интересен специалистам, которые были от спектакля в восторге.. Сверхвыразительны были три персонажа. Я до сих пор помню лица – прелестнейшее лицо Дуни, упрямое высокомерное гусара, и лицо смотрителя, залитое слезами.
Смелое решение постановщика поставить «Станционного смотрителя», как верно заметила одна зрительница – там играть совершенно нечего, а после поставленного фильма и трудно. Но спектакль этот был само совершенство. Жаль, что такие спектакли можно играть только на камерной сцене для малого числа зрителей.


Четвертый день фестиваля был очень насыщен событиями. Совершенно случайно, не планируя заранее, просто потому что проходила мимо я оказалась на коротеньком детском кукольном спектакле «Очень маленькие небылицы для очень больших зрителей» Иркутского театрального училища. Детишкам показывали, как нехорошо быть лентяем, грязнулей, недотрогой, хулиганом, трусишкой. И как замечательно дружить и играть вместе. Буквально минутные новеллки с каждым героем были занимательны. Студенты-актеры в красочных костюмах участвовали в спектакле наравне крохотулечкой- куколкой. Играли задорно, с чувством. Милый спектакль. Замечательные стихи Ю.Уткина понравились и взрослым, развеселившимися, как дети., я даже пожалела об отсутствии диктофона, так хороши были четверостишия. Ах, как жаль, что не прошел этот спектакль в Ярославском Кукольном театре, субботним вечером для ярославских детишек, потому что в Камерный театр пришло зрителей с детьми всего человек 20.

Фестиваль нынешний проходит в канун юбилейной даты – 65 лет Победы над фашисткой Германией. И было обидно за ветеранов, что спектакль на тему войны был всего один. Нет, редко кто из ветеранов любит фильмы про войну, боль потерь затихла, но не забыта. Это нам не надо забывать, и каждому новому поколению напоминать, что счастье мирной жизни завоевано огромные жертвами и напряжением сил всей страны. Мало, мало ставится спектаклей на тему войны. Понятны сложности – на сцене театра не покажешь широкой панорамы боя, не украсишь спектакль и декорациями – окоп, блиндаж, поляна, все в серых и зеленых тонах. Трудно развивать именно сюжет, он ведь связан с боями – только разговоры о прошедшем бое, о будущем сражении.
Самарская государственная академия культуры искусств представила спектакль по пьесе Дударева «Рядовые». Играли студенты четвертого курса, художественный руководитель Ирина Сидоренко.
На мой взгляд (может быть слишком пристрастного зрителя) - это был самый лучший спектакль на фестивале. Играли молодые ребята, вряд ли служившие в армии и , наверное, не слышавшие рассказов фронтовиков, а спектакль получился. И получился настолько сильным, что зрители выходили со слезами на глазах. Все действие происходило на пятачке, где расположилось отделение старшины Дугина (С.Михалкин). Он прошел трудный путь , отступал, участвовал в кровопролитных боях подо Ржевом, а потом защищал Москву. Участвовал в боях за Сталинград, и незадолго до гибели, его нашла награда за Сталинград – Золотая звезда Героя, и звание капитана ему восстановлено. Тяжкая рана под Курском заставила пойти на подлог – письмо-похоронка к жене о своей гибели... Но как он заботится о молодом бойце по прозвищу Одуванчик, чтоб сохранить ему жизнь в победном 45 году, когда каждый солдат уже знал - победа близко, и это случится днями. И погиб Дугин потому что в конце войны не захотел проливать понапрасну и кровь врага. Лицо актера, игравшего Дугина было очень выразительно и благородно, я долго пыталась вспомнить, в каком советском фильме про войну я видела именно это лицо. Но при всем при том, согласна я больше с жизненной позицией бойца Буштеца (С.Новиков). Храброго, страдающего за боевых товарищей, но беспощадного к врагу. Его трясет от ненависти к фашистам, а нас, сегодняшнее поколении и старых, и молодых, до сих пор. Фашисты были и остаются фашистами, 69 лет назад они начали бомбить Киев, Москву, колонны мирных беженцев. Проиграв войну, прикинулись мирными овечками, отсиделись, нарастили силенки и начались бомбежки городов Сербии, Ирака и Афганистана. И фашист в новом обличии поймет только силу и жестокость к нему. Доброта к фашисту, даже если этот гаденыш и насильник уже побежден, ведет только к новым жертвам , а погибают при этом благороднейшие и храбрейшие. Фашистский гад и сейчас только затаится и выжидает момент.
Хорошая пьеса Дударева получила продолжение и в хорошей режиссуре. Зрителям рассказали о всех гранях войны – и об отступлении 41 года , и о победах 43 и 44 годов. На маленьком пятачке взвода велись разговоры, и каждый герой в разных ситуациях рассказал о своем – как партизанил, как погибали близкие. Увидели зрители и солдатскую жизнь во всех ее проявлениях – фронтовое братство, храбрость и иждивенческие настроения старовера – пусть другие стреляют, а он отсидится, и солдатскую любовь, и русское необъятное великодушие. Огромное спасибо Вам, студенты Самарской государственное академии культуры и искусства.
Завершился четвертый день спектаклем «Время и семья Конвей» Нижегородского театрального училища им. Евстигнеева. На прошлом фестивале их спектакль «Светит да не греет» был лучшим. На первое отделение нынешнего, опоздала, и подходила к Волковскому театру, когда отдельные нестойкие зрители покидали зал после первой части. Объясняли – не понравилось, что-то непонятное. И действительно после накала спектакля «Рядовые», какими-то мелкими показались все эти страсти семьи Конвей. К третьему отделению спектакля я втянулась в «лямку» репортера и даже сделала ряд пометок для себя.
Прежде всего – отличные декорации, интерьер комнат. Хорошее сценическое решение, действие происходит как бы в двух уровнях, а так же у самой рампы, у бокового входа на сцену. Задействована вся сцена и в ширину и в длину и в высоту. На актерах прекрасные костюмы, соответствующие эпохе. Сцена очень живая , и от декораций и от обилия главных действующих лиц. Ролей второго плана в пьесе нет. Актеры показывают жизнь: они разговаривают между собой, они соединены в действии. Это был хорошо поставленный и сыгранный спектакль достойный сцене Волковского театра. Вновь порадовалась за хорошо поставленные голоса нижегородских студентов. Хочу сказать, несмотря на злопыхательские голоса моих идейных противников – Марченко де ничего не смыслит в театре- мое внимание именно к нижегородцам на прошлом , на нынешнем фестивале подтвердилось и тем вниманием, которое оказывают директоры и худруки театров к нижегородцам. Буквально на следующий вечер я стала свидетельницей, как два театральных деятеля (проявляя деликатность, не назову театры) приглашали студентов из Нижнего на работу. Студенты немного замялись – «напали сразу двое», но ничего твердо не обещали. Из чего стало ясно, предложения у них уже есть. Тогда на директоров «напала» я с вопросами – чем объяснить внимание к нижегородскому театральному училищу.
Первый директор ответил – у нижегородцев хорошо постановленная сценическая речь, прекрасная артикуляция, что у него уже есть артист из этого училища с хорошим голосом и прочими данными..
Второй директор сказал так : у меня в театре в основном ярославская школа, я хотела бы разбавить ее нижегородской, которая считается такой же сильной, а нравятся хорошие голоса у ребят, как они работают на сцене.

Пятый день фестиваля. Смотрю спектакль Уфимской академии искусств им. Исмагилова «Похороните меня за плинтусом» по пьесе П.Санаева. Пьеса Санаева тяжелая по теме – идет борьба между мамой и бабушкой за обладание ребенком – Сашей Савельевым. Действующих лиц всего четверо – бабушка, дедушка, мама и Саша. Остальные – кровопивец карлик - муж дочери, друзья Саши, за кадром, то бишь за сценой. Этот спектакль надо смотреть всем родителям, настолько он злободневен. Актриса игравшая бабушку Нину ..далеко пойдет. Без грима, лишь бабушкина прическа и одежда, бабушкины интонации и походка - и получился цельный образ, ни добавить, ни убавить. Ее жизнь заполнена Сашей, все вокруг него и для него. Но рядом с нежностью звучит грубая брань по малейшему поводу и в адрес обожаемого Саши, и в адрес нелюбимой дочери и зятя. Собственный муж бабушки Нины остается где-то на периферии ее жизни. Она не замечает объятий мужа после возвращения из гастролей – скорей хозяйственные дела. Она оскорбл@ет мужа, пожалевшего для внука магнитофона, и вот остается одна. Бабушка Нина безумно любившая Сашу, получает в ответ притворные слова внука о том, что Саша хочет остаться с ней. И только за гробом бабушки Нины следует искренняя любовь и слезы близких. Как не перейти грань деспотической заботы о родных людях и не получить в ответ ненависть, вот об этом спектакль. Спектакль и том, что бабушка Нина не хочет признаться даже самой себе, что разлюбила дочь не за ее мнимые ошибки, а за собственные несбывшиеся надежды, связанные с карьерой дочери. А не таковы ли многие родители… Главная же на мой взгляд тема спектакля -надо любить детей не только успешных, не за их карьерный рост, не за то, как дети «осуществили мечту родителей», а надо любит их просто за то, что они твои дети. На спектакле зритель был в основном молодой, жаль…Не надо психологов при решении проблем трудных детей, нужно обязывать родителей таких детей читать или смотреть спектакль «Похороните меня за плинтусом», фильм с тем же названием…
После просмотра уфимского спектакля начала движение по бермудскому театральному треугольнику – скорей в ТЮЗ на спектакль по Вампилову «Утиная охота» участников фестиваля от Высшего театрального училища им. Щепкина, г. Москва. Оказалось, что играют актеры на корейском языке, а программ с переводом не было. Но я ж наизусть не знаю текст пьесы...Часть зрителей двинулась в сторону театра им. Волкова. Успели ко второму отделению представления, где играли студенты Екатеринбургского театрального института. В первом отделение разыгрывалась пьеса В. Соллогуба «Беда от нежного сердца». Я поинтересовалась мнением двух директоров театра – как? Они ж деликатно пожали плечами – мол данная пьеса сложна и для профессионалов, а тут студенты…
Во втором отделении разыгрывался пластический спектакль «Виллисы. Последний вздох» Смеялась от души. Нет, это не была комедия, скорее наоборот. Некие господа, в костюмах вампиров, танцуют любовные танцы с девушками. И костюмы, и пластика все было великолепно. Любовные танцы превращались в танцы смерти, девушки падали бездыханными и вампиры таскали их по сцене. Звучали песни на иностранных языках. И спектакль названный пластическим, больше походил на клип к той или иной песне. Поднялось в душе небольшое раздражение – сцена Волковского театра не место для любовно-смертных клипов. Но потом я дала свое название представлению : «поэтически-пластический показ люмпенского отношения к женщине», и мне стало весело. По ходу спектакля со сцены пускалась дымовая завеса. Я назвала – газовая атака. И стала комментировать шепотом (рядом оказались тоже не слишком довольные действием, зрители): «Газовая атака первая. Зрительские кресла покидают нестойкие бойцы.. « - к выходу побежали несколько зрителей, недовольных дымовой завесой. После четвертой газовой атаки дым достиг моего ряда, пришлось применять противоядие – сальбутамол и воду с таблетками. Поле боя не покинула… А на сцене меж тем появлялись все новые действующие лица, но итог плясок был прежний – бездыханных тел на сцене было уже пять. Появился и главный злодей, он укокошил самую красивую девушку. Но полежав на сцене, та собралась с силами и восстала , и подняла со сцены своих сотоварок. Газовые атаки меж тем продолжались, насчитала их 7 штук. Потом уже была общая пляска на сцене, вампиры больше не безобразили. Вышла из зала смеясь, в фойе встретила тех же директоров театра. От их деликатности не осталось следа, их возмутил мой веселый и беспечный смех. Негодуя на меня и на спектакль, они сказали примерно следующее –«Что тут смешного, безобразие , понятно, что ребята пластичны, но это не в тему, здесь не студенческий зачет по танцам». Почти такими же словами высказались о спектакли двое худруков других театров.. Конечно, я безобидный человек, на мне вымещают раздражение увиденным, а вот бы по другому адресу направили свое мнение… Но как то неуютно потом будет на следующем фестивале, а вдруг не пригласят вообще..

Шестой день, самый тяжкий.
С утра я с огромным энтузиазмом направилась в ТЮЗ. Должны были показывать спектакль студенты Дальневосточной государственной академии искусств г Владивосток.. Выпускники прошлого года этой же академии на прошлогоднем фестивале показывали пьесу Горького «Васса Железнова» Замечательный был спектакль, я была в полнейшем восторге. Плохо не знать современных авторов драматургии. Такое красивое обещающее название «Я тебя люблю» по Слаповскому Но если вы рискнете в Интернете прочитать пьесу Слаповского № 27 (хватит ли выдержки дочитать), то поймете , что играть там нечего. Три супружеские пары под разными вздорными предлогами начинают изменять свом мужьям и женам, убегать от родного очага. Сегодня в животик целует и в роддом провожает, а назавтра другой цветы дарит, на третий день жене, только покормившую ребеночка-грудничка, вдруг заявляет – ухожу к другой. Трудно было уследить за монологами без смысла, сочувствовать было некому. Смысла пьесы я так и не поняла. Треп ни о чем. Может в этих последних словах Жены №2 – Я люблю тебя такого, какой ты есть, со всем дерьмом… Да, не повезло ребятам из Владивостокского театрального вуза. Им заставили играть такое… Вот ведь как бывает, в начале своей писательской карьеры драматург напишет шедевр, получит премию, создаст себе имя. В драматургии сейчас как во всей рыночной экономике – как только впервые выбросят товар на рынок (пока приучают к нему потребителя - раскручивают бренд), товар еще можно кушать иль пить. Раскрутили, пошел массовый спрос, и товар уже кушать и пить можно с большим трудом. Так и пьесы некоторых маститых в прошлом драматургов не играть, ни смотреть невозможно.
Недовольные помчались все по тому же бермудскому театральному треугольнику – скорей, скорей , успеть бы попасть на второе отделение в театр им. Волкова, где играют спектакль Екатеринбургского театрального института. На этот раз играла другая группа студентов – художественный руководителя курса Е. Царегородская. Играли пьесу Найденов «Дети Ванюшина». Грамотное решение, к чему экспериментировать со студентами-актерами. Хорошая пьеса скрасит даже некоторые огрехи актеров. Это фестиваль, ребятам хочется показать себя в хорошей пьесе, не ударить в грязь лицом перед выпускниками других вузов, перед зрителями. Пусть фестиваль и провозглашается лозунг – «Молодые молодым!», но он по-большому счету –это всероссийские смотрины выпускников. Около 20 лет собирались же в Курске на фестиваль под более откровенным названием «Театральная биржа», в Москве что-то подобное было. И все эксперименты руководителей курсов с выбором пьес больно могут ударить по выпускникам. Трудно оценить дарование молодого актера в плохой пьесе. А уж когда и пьеса отличная, и постановка, и декорации, и игра актеров, то отрадное зрелище получилось... Спектакль «Дети Ванюшина» смотрелся не как студенческий спектакль, а как спектакль, который вполне можно поставить в репертуар театра. Так что Екатеринбург «оправдался» перед зрителями и будущими работодателями.
Из Волковского театра буквально бегом, зрители , участники фестиваля помчались в Камерный театр, где с минуту на минуту должен был начаться спектакль москвичей.
Патриарх педагогики театра и кино И. Н. Ясулович из Всероссийского института кинематографии действовал в русле максимального учета интересов будущих выпускников . Зрителям, участникам фестиваля, возможным работодателям показали водевиль «Лев Гурыч Синичкин», помните еще с советских времен телевизионный фильм с таким же названием. Я до сих пор помню , фразу Ноны Мордюковой « а полный голос я вечером дам»,эту фразу еще долго брали на вооружение, когда надо было кое с кем разобраться по полной программе.
Следует заметить, что организаторы из Камерного театра максимально учитывали интересы участников фестиваля, тех кто пришел без билетов и приглашений. Посадив зрителей с билетами, на дополнительные скамейки усаживали прессу и критиков. Потом еще в два ряда перед скамейками усаживались прямо на пол участников фестиваля без билетов. Посмотрев, с каким трудом в Камерном театре усаживались зрители – актеры решили не тратить время на усаживание зрителей после антракта и как говорится , на одном дыхании, отыграли весь спектакль. Это было здорово.
Конечно же, каким- то образом, спектакль перекликался со старым фильмом, но лишь иногда. Все роли были самобытно (если так выражаются) сыграны студентами-актерами Надо было видеть эту примадонну Сурмилову (А.Панкратова), ее низкий грудной голос, ее пышную фигуру, ее манеры избалованной поклонниками и публикой певички..
Замечательным художественным явлением был образ драматурга Борзикова Запоминающийся образ создал студент А.Говердовский!. Ну, сверхпотешная физиономия, а какой подходящий голос - взвизгывающий, нервный, каковы интонации.... Тут надо отдать должное и режиссеру –постановщику, и костюмерам, и художнику всем вместе взятым.
Почти без грима играл Лев Гурыча Е. Морозов, а перед нами предстал весьма активный мужчина 40 лет со взрослой дочерью, которую надо пристроить…Этакий хитро-простецкий мужик себе на уме…
О педагоге И.Н.Ясуловиче знаете, даже похвальное слово говорить как то неловко, эту уже будет банальность. Весь театральный мир знает, какой он замечательный педагог, теперь узнали и мы, зрители. Потому что не скажи нам зрителям, что играют студенты, подумали бы – приехали артисты на гастроли, настолько профессионально все было сделано.
Напишем, как в статьях 80-годов 19 века писалось – отрадно, что мы посмотрели столь искусно созданный спектакль.

По времени я вполне бы успела на «Дембельский поезд», который играли на сцене Ярославского театрального института ярославские студенты с курса А.Кузина. Но спектакль я уже смотрела два раза, понимала, что гости фестиваля наслышанные об этом спектакле прямо таки рвутся на него, поэтому пошла в Волковский театр, где тоже в 20 часов обещались со спектаклем Государственный специализированный институт искусств г. Москва «Все начинается с любви» по рассказам Чехова. .Но прочитав афишу, где обещался опять таки, весьма модный ныне, пластический спектакль... решила не портить себе впечатления от «Льва Гурыча Синичкина» и пошла домой..

И вот наступил седьмой день фестиваля
О, это был очень удачный день. Ни минуты разочарования. Утренний спектакль «Село Степанчиково и его обитатели» по Достоевскому играла Красноярская государственная академия музыки и театра . Действие разворачивалось на сцене Ярославского театра кукол. Что такое дворянская усадьба 19 , начала 20 века. Хозяин занят хлопотами по хозяйству, детьми занимается гувернантка и нанятые учителя. Крестьяне, дворня заняты делами. А что делать куче бездельников – генеральше, ее сестре, племяннице, и прочим свободным от дел дворянским лицам. Чем им заняться между обедами и походами в церковь? Их занимает Фома Опискин. Над ним когда-то куражился генерал, тоже от безделья, теперь Фома занимает свободные минуты генеральши, ее приживалок и тоже куражится, как будто отплачивая дворянским бездельникам за былое свое унижение.
Только вот чаще всего его жертвами становятся люди, менее всего виновные в прошлых унижениях Фомы. Отыгрывается Фома, да не на тех. Фома как собирательных образ, Фома Опискин как предтеча Григория Распутина. Скажете перегибаю палку...А что такое было семья Романовых. Она еще более была отдалена от повседневных нужд, еще в большей степени изолирована от народа. Чем им было занимать свое время. Вот от этого безделья и появился Григорий Распутин… Фома Опискин более высокого полета..
Сильный образ создан студентом-актером . Каждый шаг Фомы – это шествие. Удачно решен костюм Фомы, колпак, который фактически закрывает глаза Фомы, халат, превращенный в тогу, потому что Фома большую часть ораторствует.
У Фомы даже указующий палец превратился в действующее лицо – я так увлеклась Фомой, что попыталась воспроизвести жесты Фомы и его манипуляции с указательным пальцем – не получилось, тренируюсь. И голос у Фомы, замечательный. Редкая, редкая удача актера-студента Д. Долбышева. Излишне может быть дряхла была генеральша, да и с гримом явно переборщили , но другие дамы в возрасте были очень органично вписаны в действие.
Настоящую размазню сыграл А.Петров, в роли полковника Ростанева. Право же, этот образ даже вызывал раздражение у зрителя – ну до какой же степени можно так унижаться..
Запомнился и лакей Видоплясов весь разноцветный, и ревущий мальчик Филолей с его снами про белого бычка. Спектакль получился и красочный – костюмы были замечательными, и насыщенным страстями, и главное - с хорошим темпом действия. Зритель не зевал..
Надо отдать должное художественному руководителю курса Е.В. Бубновой, студенты под ее руководством создали замечательный спектакль.
В этот же день оправдывались воронежцы в Камерном театре после явной неудачи с пьесой Брехта. Вот право же курс на курс не приходится…Курс, где художественный руководитель Елена Гладышева (молодцы!), выбрали хорошую пьесу Островского «Женитьб Бальзаминова». Им бы играть на сцене Волковского вместо своих товарищей. А тут опять – набились мы как сельди в бочку…то бишь в зрительский зал Камерного театра. Право же упихивали нас, упихивали. Но не зря.
Всего 8 действующих лиц, но сыграны роли отменно. Простите, программок не было. Но каждый созданный образ запоминался. Видели вы бы эту сваху, как она проглатывала водку, как закусывала, как распевала песни. А мамашу Бальзаминова, трепещущую над своим неудачным сынком, который был навроде дурачка. Ну, а уж служанка Матрена была прямо таки списана с Матрены из фильма 70 годов с тем же названием. Лично я не против похожести . Фильм «Женитьб Бальзаминова» - это классика, это шедевр отечественной кинематографии. И если ребята сделали талантливую копию, то браво им. Сумели.. . Учатся же художники копированием шедевров, почему же нельзя актерам тем же самым заняться. А более всего Вас убедят фотографии, даже на них видно – актерский ансамбль был замечательный.
(ФОТО сделать большим форматом, чем обычно)

А завершался фестиваль нашей ярославской «Сильвой», где играли и пели кузинцы, то бишь студенты из Ярославского театрального института ярославские студенты с 4 курса, где художественный руководитель А. С. Кузин. Премьера «Сильвы» по произведению Кальмана «Королева Чардаша» в исполнении студентов и актеров театра им. Волкова состоялась в декабре 2009 гоад. Я была на первом спектакле.. Апрельский спектакль был сыгран лучше, актеры освоились на больших пространствах и в новом для них амплуа. Восторг зала не передать. Настоящий праздник, каковым был фестиваль «Будущее театральной России» и закончился очень празднично, великолепным музыкальным представлением. Где все было узнаваемо, любимо, где каждая мелодия, слова были знакомы и тихонько подпевались залом. Сцена и зал были едины. И были оглушительные аплодисменты.
А сейчас время подвести маленькие итоги. Я смогла просмотреть полностью 14 фестивальных спектаклей, на 5 спектаклях я была со второго отделения, с одного спектакля я ушла , т.к. не понимала ни слова, когда играла корейская группа института им. Щепкина, «Дембельский поезд» просмотрела до фестиваля. Итого – о 20 фестивальных спектаклях я могу судить полностью. Не смогла посмотреть (иль не захотела) только 4 спектакля. Поэтому как говорят статистики (не путать со статистами), выборка является полностью отражающей существо явления. Из 20 спектаклей я считаю лишь три неудачными, но причина кроется, скорее всего, в неудачном выборе пьесы руководителем курса.
А основной вывод следующий – у нас талантливая молодежь, будущее театра в надежных руках. Лишь бы не подкачали чиновники, стоящие над театром.

PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
елка
Дата 27.04.2015 - 11:21
Цитировать сообщение




В малиновых штанах
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 2141
Пользователь №: 67572
Регистрация: 14.02.2011 - 11:46





huh.gif
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
елка
Дата 17.04.2017 - 12:23
Цитировать сообщение




В малиновых штанах
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 2141
Пользователь №: 67572
Регистрация: 14.02.2011 - 11:46





Сравните, насколько были массовыми первые фестивали БТР
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
« | Театр | »

Опции темы Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

 



[ Время генерации скрипта: 0.0135 ]   [ Использовано запросов: 16 ]   [ GZIP включён ]



Яндекс.Метрика

Правила Ярпортала (включая политику обработки персональных данных)

Все вопросы: yaroslavl@bk.ru