Ярославль


  Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

БТР - 1, как это было

елка
Дата 23.04.2014 - 07:05
Цитировать сообщение




В малиновых штанах
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 2141
Пользователь №: 67572
Регистрация: 14.02.2011 - 11:46





БУДУЩЕЕЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ РОССИИИ
Под таким названием с 20 по 26 апреля в Ярославле проходил молодежный театральный фестиваль, где были представлены большинство театральных вузов России.
Я считаю себя ярой театралкой и имею на то основания. Например, на Волковском фестивали я установила своеобразный личный рекорд. Прибыв на фестиваль на второй день без заранее купленных билетов, я тем не мене просмотрела все последующие 8 спектаклей за счет «лишних билетиков», которые я караулила за 45 минут до каждого спектакля. Кто на такое способен?...
17 лет нет у меня телевизора, поэтому на все фестивали я прихожу обычно с опозданием, так и случилось и во время молодежного фестиваля.
На второй день фестиваля 21 апреля объявлялся спектакль по повести Н.Гоголя «НОСЪ» Театрального института им. Щукина. В фойе столпотворение.
-Говорят театр начинается с вешалки?
-Несомненно, потому что легче повеситься, чем попасть на Щуку.
Все припозднившиеся с пригласительными билетами оказались за бортом представления, т.к. оказывается, зрители сидели на сцене, половина которой была заставлена зрительскими стульями, и увы, стульев было только 100, а от основного зрительского зала представление спектакля вместе с малочисленными зрителями было закрыто занавесом. Растерялась даже я, имея на руках пригласительный билет.
Вот такой необычный оказался фестиваль. Для ограниченного круга лиц. Театралы тщетно требовали билетика в кассе, билетики попросту не продавались. А очень жаль..
Третий день фестиваля был знаменит тем, что вечером представлялся ГИТИС со спектаклем «Лев Толстой сцены».. И опять театралы штурмовали кассы, и опять касса отвечала – билетов нет.
На этот раз я пришла заблаговременно. Что не спасло меня от кучи неудобств. Первое отделение я делила стул с одной студенткой. Второе отделение я смотрела из-за кулис, когда билетер мне предоставила очень удобный театральный реквизит.
А теперь приготовьтесь слабонервные интеллектуалы и организаторы фестиваля. Я буду говорить только правду и одну правду. Хочется хотя бы по второй своей профессии говорить правду, т.к. по первой профессии я юрист…
ГИТИС меня разочаровал. Первое отделение – сцена с Петей Ростовым. Много беготни по сцене и шуршания портьеры, которая изображала палаточный лагерь партизана Давыдова. Что говорит о слабой предфестивальной подготовке. Потом была сцена с Николаем Ростовым и княжной Марьей. Режиссер использовал прием рассказа героев о своих действиях и чувствах. Хитрый ход, потому что рассказывать легче, чем изображать действия, чтобы было понятно и о скрытых чувствах тоже.
Но уже на третьей сцене - объяснения Анны с Карениным, я забыв о своем раздражении, размышляла на тему – до чего ж велик наш Толстой, как он тонко пишет о чувствах героев… обязательно перечитаю «Анну Каренину».
Москвичи вдвойне хитры, знают, что запоминается последнее, поэтому показали в завершении мини- спектакль по рассказу «Что я видел во сне» на извечную тему о «возвращении блудного» сына – речь шла о примирении дочери не примерного поведения со строгим отцом. Зрители растрогались и всем простили - и организаторам, и ГИТИСу.

Четвертый день фестиваля поставил перед сложным выбором. В программе стояла и Ярославская «Дульсинея Тобосская», и «Васса Железнова», а еще поздно вечером питерцы с «Академией смеха».
Рассудив, что ярославскую «Дульсинею Тобосскую», я еще могу посмотреть, решила идти на постановку «Вассы Железновой», чтимый еще с тех времен, когда по телевизору часто передавали в записи спектакль Малого театра, где в роли Вассы Железновой- Пашенная, а в роли ее брата Прохора – Жаров. Вы помните эту фразу, сказанную голосом Пашенной «Сергей, прими порошок».
Итак, играли студенты Дальневосточной академии искусств из г. Владивостока. Согласитесь, а это поступок, выбрать пьесу Горького «Васса Железнова», пьесу, которой в следующем году исполнится 100 лет. В нынешней России Горький как-то не в чести, за последние десятилетия ее ставили только москвичи в 2003 году. Если и идет на театральных подмостках социальная драма, то чаще в импортном изложении.
Как театрал я скажу – постановка студентов из Владивостока удачная, хорошие костюмы, декорации, я бы сказала – добротный спектакль. Тем более эта пьеса была очень созвучна сегодняшней действительности. Как живо откликнулись зрители на слова Прохора – «поехала взятку давать… знаете, что за продажная у нас речная полиция. да и городская не лучше..»
Спектакль был сыгранным, студенты играли великолепно. Все к месту, все по делу. Раздражение вызывало только место игры. Почему не на большой сцене, почему этого замечательного спектакля не видит ярославский зритель. Этот бы спектакль, на основную сцену, да в субботний вечер… Когда мы еще побываем во Владивостоке.. У ребят были хорошие голоса, немного, правда, не хватало тембра у главной героини, но это дело наживное..
Вечером вызвала недоумение «Академия смеха» по пьесе Коки Митани, в постановке драматического театра сатиры из Санкт-Петербурга. Содержание и игра, все на должном уровне, но возраст 2-х единственных артистов в этой постановке (около 40 лет) явно не вписывался в общую концепцию фестиваля.
Я не была на спектакле «Дульсинея Тобосская», но просто обязана привести мнение потенционального работодателя из г. Костромы, которая была в восхищении от премьеры курса Кузина из Ярославского театрального института: «Спектакль поставлен грамотно, хорошее режиссерское решение, ребята играли отлично, да и по-видимому сам курс набран грамотно».
Но пятый день фестиваля в пятницу вызвал второе разочарование.
Играли студенты из Северо-Кавказского государственного института искусств г. Нальчик. Было очень жаль студентов. Неудачный выбор пьесы Дарио Фо, слабая режиссура… Ее не могли спасти ни какие усилия актерского ансамбл@. Актеры самоотверженно старались изо всех сил до сбитого дыхания и пота на лицах, студенты-зрители из других вузов сочувственно поддерживали из зала. Но все оказалось напрасным. Менее сочувствующие постепенно покидали зрительские места, оправдываясь, что им де надо на мастер класс. Ушла и я, в книжный магазин, почитать юридическую литературу до следующего спектакля.
Вечером шел спектакль «Игроки» по Гоголю в постановке Санкт-Петербургского академического театра имени Акимова. И опять зрители по гремящей железной лестнице после долгих процедур проверки пригласительных билетов поднимались на основную сцену, и опять вызывало недоумение – зачем все это, где ярославский зритель, почему фестиваль проходит без массовой поддержки студенчества?! И что такое зал на 100 мест?!
Спектакль был хорошим, зрелищным, молодые актеры с хорошо поставленными голосами, без излишней беготни по сцене отлично отыграли спектакль. Зрители утешились после дневных неудач.

Самыми тяжелыми были суббота и воскресенье. Ну, как скажите на милость успеть попасть на 10 спектаклей в течение двух дней?
В 11 часов в субботу одновременно начинались два замечательных спектакля: на камерной сцене Волковского театра «Светлые души» по рассказам Шукшина показывал ярославский театральный институт, а в Камерном театре обещались поразить воронежцы со спектаклем по мрачному Стейнбеку «О мышах, разноцветных кроликах, о старой собаке и о людях».
Виват Воронежская академия искусств. В принципе незатейливая пьеса- сюжет об убийстве ненормальным Малышом Ленни жены хозяйского сынка , где он батрачит на ферме, мало, что обещал с точки зрения зрелищности. Но студенты превзошли себя. Исключительно добросовестная работа при скромных декорациях. Но поверьте, этот ненормальный с его негласным опекуном Джорджем так и стоят в глазах. Как щемящее просты их мечты о маленькой собственной ферме, где они будут хозяевами - кормить кроликов и свиней, слушать шум дождя долгими вечерами. Им мало чего надо, но и это малое им недоступно. С первых же фраз молодых актеров зритель был заворожен, студенты умело заставили зрителей сопереживать драме.
О «Шекспир-Лаборатории», что показывала Санкт-Петербургская академия театрального искусства в зрительном зале института лучше было бы помолчать. Но я обещала говорить только правду. И я ее скажу. Здесь необходимо сделать небольшой отступление. На Волковском фестивале спектакль питерцев мне понравился более всех – играл театр на Литейной. Поэтому я в первую очередь стремилась на молодежном фестивале попасть именно на питерские спектакли. Но лучше бы мне не быть на этой лаборатории. Зал маленький, мне стоило большого труда туда протиснуться. Великолепная пластика актрис, хитрые трюки, горцы изображавшие тему Отелло были потешны, но невольно вставал вопрос – при чем тут Шекспир. И после первого отделения я с таким же энтузиазмом выбиралась обратно. От Шекспира было только название его пьес на занавесе. Все остальное больше походило на этюды во время студенческих зачетов, иль на театральные капустники, на крайний случай все действо более подходило для театрального кабаре. Руководитель курса перед показом сказал – мы дали полную свободу студенческому воображению. Лучше бы не давали... Так и просится вопрос – а зрителя они уважают?
Позднее мне и стал понятен замысел организаторов фестиваля , когда на 11 часов одновременно назначались два хороших спектакля, а через три часа эта злополучная лаборатория. Совмести ее с одним хорошим…. через 10 минут все сбежали бы на другую постановку. Вот бы был конфуз…
Но зато на 17 часов мы были вполне вознаграждены, потому что играл пермский театр «У моста» по пьесе модного ныне автора ирландца Мартина МакДонаха «Калека с Инишмана». Честно говоря, я не понимаю увлечения этим автором, тем более что речь в пьесе идет о 30-х годах, какая-тут современность?! И что мне за дело до ирландских 30- годов. Но спектакль удался. Во-первых, великолепная режиссура, мастерство постановщика. Все знают эту маленькую камерную сцену. Как ловко была решена проблема дефицита сценического пространства. Как натурален был калека с церебральным параличом. Даже боязно было за актера: малый, не останься таким, ты так классно играешь. А юмор, коробило, правда, от некоторых словечек, но что делать, молодежь это любит, пусть хоть так приобщается молодой зритель к театру.
Поздним вечером спектакль «Записки Ларионова» в исполнении студентов университета кинематографии имени Герасимова из Москвы. Неприглашенный народ, на этот раз, не толпились в фойе. Приучились, что ни лишнего билетика, «ни за просто так» их уже не пропустят. Спектакль оказался тяжеловат, затянут. Хотя ему не откажешь в глубоком философском смысле – невозможно жить тихой жизнью, отгородясь от действительности, стараясь не замечать убогости жизни других, несправедливости и тупости властей, надеясь, что именно тебя не коснутся тяготы жизни. За свое равнодушие рано или поздно придется ответить. Погибает сын главного героя, на Кавказе, в горской войне. О, как давно русских юношей убивают там. Сейчас горскую войну называют иначе, чеченской, но смысл тот же, и подоплека та же – неумение центральных властей решить проблему. Классика вечна, как и вечны проблемы, ею поднимаемые. Мне лично, на это раз понравилась больше игра студенток, чем студентов. А более квалифицированные выводы пусть представляют строгие театральные критики.
Настоящим праздником было воскресенье. На то оно и воскресенье. День у меня начался просто замечательно. В 10 часов я была на детском спектакле «Королевский бутерброд» Санкт-Петербургской академии театрального искусства, что проходил в Камерном театре. Большую часть зала занимали родители с детишками. О, умный и расчетливый Камерный театр, в зале были и по приглашениям – официальная публика, и по билетам. И себе не в убыток, и приобщение детей к фестивалю. Детишки скажут сверстникам – а мы были на фестивале, смотрели артистов из самого Санкт – Петербурга, перед каждым спектаклем об этом звучит объявление голосом Буратино. Тем более спектакль был замечательный. Вы бы видели эту королевскую корову, а как она замечательно пела. Это была настоящая корова. Живая музыка, красивые костюмы, чего еще надо детишкам. Рядом сидящая дама сказала – о, как это восхитительно, из такого простенького сюжета (король просил бутерброд, который долго ему не несли) сделать замечательную сказку.
А между тем в первом пресс-релизе организаторы говорили – это фестиваль молодых и для молодых. Но на иные спектакли не имели возможности попасть (из-за скудости мест) даже студенты театрального института, участники из других городов. Где уж тут речь вести о фестивале для молодых. А где студенты других вузов г. Ярославля, а где команды поддержки..
Кто мешал сделать цену билета символической, чтоб пришла студенческая молодежная публика на фестиваль.
Поступок Камерного театра воодушевил меня на смелый вопрос пресс-секретарю. Почему не открыт большой зал театра им. Волкова для широкой публики и не продаются билеты за 50 рублей для студентов. На что последовал ответ: деньги выделялись бюджетные, есть контракт с министерством культуры, где предусмотрен пункт о запрете на свободную продажу билетов. Последовал мой второй смелый вопрос – а почему? Пошли ссылки на авторское право.
Для читателей поясню. Существует авторское право, по которому автору пьесы положены платить гонорар за постановку пьесы при его жизни (вне зависимости насколько давно та или иная пьеса написана), а после смерти автора еще в течение 40 лет (раньше было 25 ) этот гонорар выплачивается наследникам. Но эта ссылка наивна. Наследникам Гоголя, Горького, Островского, Толстого, Достоевского (спектаклей по произведениям этих авторов было большинство) уже ничего выплачивать не надо. Поэтому на эти спектакли билеты можно продавать очень спокойно, без выплаты наследникам. А спектакли, где автору или его наследникам еще необходимо платить гонорар назначать на камерной сцене Волковского театра и вход делать только по приглашениям. Есть еще более хитрый юридический ход. Эти спектакли тоже назначать на большой сцене, и зрителей пускать в большой зал по свободно отдаваемым (не продаваемым) приглашениям, а в фойе поставить ящик со сборами пожертвований на труд уборщиц и билетеров или в фонд фестиваля. С другой стороны – неужели автор в нотариальной форме не может отказаться от постановочных ради того, чтобы его пьеса была показана на фестивале? Ведь именно с «легкой руки фестивалей» тот или иной автор становится популярным. Лишь немного лишних хлопот для организаторов.
А теперь ближе к основной теме. Я хочу особо сказать об Уфимской академии искусств имени З.Исмагилова. Студенты с руководителем курса взялась за очень сложное дело – постановку «Братьев Карамазовых» Спектакль шел на камерной сцене театра им. Волкова, понятно, что трудно было с декорациями. Не весь авторский замысел можно было воплотить. Но студенты справились блестяще. Я честно скажу, не совсем понравился прием дублирования актеров – когда два актера с почти одинаковой внешностью начинают повторять слова того, или иного героя. Во-вторых, не очень привлек облик Карамазова-отца. Слишком дряхл, слишком суетлив. Но уже через 5 минут сцена встречи Алеши, Ивана и отца за столом, где старый греховодник рассказывает, как он издевался над матерью Алеши, потрясает, невольно выступают слезы. Алеша словно сошел с иллюстраций Ильи Глазунова к произведениям Достоевского. Облик, манера двигаться и актера, игравшего Ивана тоже очень подходит к Ивану Карамазову. Хороши и актрисы в женских ролях. Спектакль удался.
Настоящим праздником для меня, театрала стал и спектакль Нижегородского театрального училища имени Е. Евстигнеева «Светит, да не греет». Оно понятно, в воскресный день (не работать) и солнышко греет жарче, и спектакли лучше.
Сразу же обратила внимание на то, что все актеры-студенты с хорошо поставленными голосами. Нет никаких проглатывания слов, четкая дикция, даже у гундосого, не удачливого жениха и покупателя имения. А актриса в роли главной героини (несостоявшаяся певичка с озлобленной душой) - какую отвратительную и обаятельную стерву она сыграла. А какой у нее звонкий голос. Конечно же, театральный специалист скажет – а знаете ли вы истину : пьяного играть легче чем трезвого, стерву играть проще, чем добродетельную женщину, злодея играют всегда охотнее (пара штампов и злодей готов), чем порядочного человека. Все знаю. Но нижегородская стерва всем стервам была стерва. В антракте я все бегала и выясняла вопрос – неужели актриса всего лишь студентка? Забыв выяснить ее фамилию. Нижегородцы, подготовив замечательный спектакль с замечательным актерским ансамблем плохо (должна же я и их покритиковать) обошлись с программками, их было мало, мне не досталось, а в рукописном варианте фамилии артистов было не разобрать. Из них всех без исключения (все играли прекрасно) можно уже создать полтруппы будущего театрального коллектива.
Должна подчеркнуть и у нас в Ярославле такие возможности есть – смотрите на курс Кузина.
И вывод с молодежного фестиваля, я как явно незаинтересованное лицо, могу сделать смело следующий – в провинции актеры-студенты лучше.
Но долго хорошо быть не могло, пришел поручик… Для одного автора сделали исключение – спектакль по повести А.Приставкина о репрессиях 30- годов пустили на большую сцену и продавали билеты. Этого автора я очень «люблю», особенно вспоминается его повесть «Ночевала тучка золотая» про бедных чеченцев. На волне сочувствия интеллигенции к чеченскому народу в 1991 году был принят закон «О репрессированных народах», по которому чеченцам разрешено было вернуться в местах прежнего проживания. А дальше начался массовый исход других народов оттуда, куда возвращались очень мирные чеченцы, а что было дальше не надо пересказывать. Какой-нибудь психолог объяснит, что мое неприятие к Приставкину объясняется вполне естественными страхами матери двоих сыновей, которая ищет виновника своих страхов.
Спектакль по повести Приставкина «Кукушата» играл Екатеринбургский театральный институт. и молодые актеры играли хорошо, зал дружно аплодировал. Тем сильнее было мое огорчение. Праздник испорчен политической акцией. Нельзя было десятку прекрасных коллективов на большую сцену с прекрасными спектаклями по Гоголю, Достоевскому, Островскому и Горькому. А Приставкину с его очередным пасквилем, с его психологической нелюбовью (психолог разберись) к Сталину на большую сцену можно. Да еще втягивать молодых актеров в политические игры. Это тем более бестактно накануне Дня Победы. Где бы был Приставкин, если бы не Сталин. А по поводу фальсификации содержания пьесы об сыне авиационного конструктора, лауреата то ли Государственной, то ли Сталинской премии я продолжу разговор позднее.
К сожалению, на закрытии фестиваля я не пошла, сил не хватила – 8 спектаклей за 2 дня, что- то значит, да и Приставкин доконал.

PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
елка
Дата 27.04.2015 - 11:21
Цитировать сообщение




В малиновых штанах
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 2141
Пользователь №: 67572
Регистрация: 14.02.2011 - 11:46





rolleyes.gif
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
елка
Дата 17.04.2017 - 12:17
Цитировать сообщение




В малиновых штанах
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 2141
Пользователь №: 67572
Регистрация: 14.02.2011 - 11:46





Так как начинается БТР - 9, то показываю, как это было в начале, ск. гостей и из каких городов
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
« | Театр | »

Опции темы Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

 



[ Время генерации скрипта: 0.0123 ]   [ Использовано запросов: 16 ]   [ GZIP включён ]



Яндекс.Метрика

Правила Ярпортала (включая политику обработки персональных данных)

Все вопросы: yaroslavl@bk.ru