Ярославль


Страницы: (4) 1 [2] 3 4   ( Перейти к первому непрочитанному сообщению ) Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

Конкурс на маршрут 161к Волгоградская-Тутаев.

Gold Rink
Дата 16.07.2014 - 12:21
Цитировать сообщение




Эцилопп
****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 636
Пользователь №: 45119
Регистрация: 23.12.2009 - 12:27





Обсуждения в рамках газеты "Берега" приветствуются

Давайте разберемся
Цена вопроса, отнюдь, не десять рублей
В правобережном Тутаеве новшество – старые, не всегда добрые, «Гезели», которые много лет возили большинство жителей райцентра в Ярославль, подвинуты. Вместо ставших уже привычными желтых и сине-зеленых, видавших виды, микроавтобусов на конечных в Тутаеве и Ярославле теперь стоят новенькие белоснежные ПАЗы и «Форды». Проезд стал на несколько минут дольше и на 10 рублей дороже. Однако льготники теперь получили право на половинную стоимость проезда – 25 рублей.
Кто за кого доплачивает
Льготники, понятное дело, ликуют. Да и половина полностоимостных пассажиров возрадовалась. Ведь теперь не надо ужиматься в микросиденья микроавтобуса, а что до повышения стоимости проезда, так это вопрос времени. Мы все уже привыкли к тому, что абсолютно все перманентно все время дорожает. Иногда неожиданно, иногда неоправданно. Но, увы, практически всегда неизбежно. И повлиять мы на это никоим образом не можем. В любом случае, пригородный, как написано в паспорте, маршрут № 161к Северный жилой район (улица Волгоградская) Ярославля - Тутаев пришел всерьез и надолго. Ну, по крайней мере на 3 года. Остается с этим либо смириться, если брать в расчет бывших перевозчиков, либо ликовать, если занять позицию любителей госконтроля маршрутно-транспортных перевозок, либо, пожав плечами, выпалить традиционное «А нам все равно!».
А как в этом случае, в принципе, реагировать? Да, проезд подорожал. Но для некоторых категорий пассажиров – значительно подешевел. То есть кто-то стал платить на 10 рублей больше, а кто-то на 15 рублей меньше. Внутренний голос подсказывает, что это – некий механизм компенсации затрат перевозчика на послабление для льготоносителей. А с другой стороны, вам жалко доплатить десятку, чтобы бабулька доехала до дешевого гастронома на Волгоградской в Ярославле? Если жалко, то «Газели» еще пока пытаются составить более-менее честную конкуренцию «зеленому» маршруту 161к. За 40, а не 50 рублей. Пока что у них это получается, правда не очень эффективно. Количество пассажиров осталось прежним, поток распределился. Но, что характерно, некоторые люди, несмотря на нововведение, все равно выбирают «раздолбыши». Без билетов, без страховки, в грязноватых салонах. И за руку их туда никто не затаскивает, сами идут, на свой страх и риск. И еще «Спасибо!» говорят по окончании поездки. Следовательно, их мнение при организации нового маршрута каким-то образом не учли. Недоработка, однако, налицо. Давайте как-то разберемся в нюансах, что ли.
С Филькиной грамотой наперевес
Расписание – вот фишка, за которую многие пассажиры простят повышение стоимости проезда. По идее, оно и раньше было. Только весьма своеобразное. Автобусы отправлялись с конечной либо когда все места заняты, либо когда пять человек наберется. Почему пять? Все очень просто. Пятеро, скинувшись по 40 рублей, оплачивают хотя бы топливо. То есть делают перевозку не то, чтобы рентабельной, но по крайней мере, не убыточной. 200 рублей – это цена почти семи литров бензина Аи-92, которые «Газель» потребл@ет за 25 минут поездки от Ярославля до Тутаева. Или обратно. Это, если хотите - живая саморегуляция рынка пассажирских перевозок. В которую, по своему обыкновению, топорно и безапелляционно, не взирая на доводы «за» и «против», вмешалось государство. Водитель, он же зачастую и хозяин «Газели», не хочет ехать, пока не «отобъет» свои затраты. Это вполне нормальная, обоснованная, позиция.
Второй момент повышения уровня качества сервиса – это страховка. Немногие имеют об этом представление, но попробую объяснить. На дороге, к сожалению, иногда случаются ДТП. Которые имеют непредсказуемые последствия. Сама по себе идея страховки от ДТП – абсурдная. Никто и никогда не сможет с достаточной долей достоверности определить сумму ущерба от потенциальной аварии. Первый, кому это удастся, сгребет все экономические премии мира. Зато страховщики с радостью подсчитают размер страхового взноса. Да, он не велик. Но и вероятность ДТП на маршруте – тысячные доли процента. А страховой взнос измеряется отнюдь не в тысячных долях, а в целых рубл@х. Пассажиры каждого рейса, сами того не подозревая, выплачивают страховой компании около полусотни рублей. Их даже не спрашивают об этом. При этом, не дай Бог вам реально угодить в ДТП с участием автобуса. В этот момент ваш билет, который по идее является одновременно и свидетельством вашего договора со страховой компанией, превратится в Филькину грамоту. Да он и так таковой по сути является, но об этом чуть позже. Даже в двух словах смысл страховки не объяснить. Потому что его нет. То есть право-то на возмещение вы вроде как имеете, но… Вы где-нибудь в новостях видели сюжет о том, как пассажиры попавшего в аварию автобуса получили достойную компенсацию от страховой компании? А сколько аварий происходит? То-то же! Ведь это была бы чистой воды реклама, клиенты потянулись бы косяком. Об этом тут же растрезвонили по всем каналам и в Интернете! Но в том-то и дело, что страховые компании не заинтересованы в выплатах. Они заинтересованы в сборах. Которые под шумок мы выплачиваем, даже когда садимся в самый что ни на есть безопасный вагон поезда, не то что салон маршрутного автобуса. Даже мама за свое дитя так не переживает, как страховая компания – за клиента. Но, случись чего – попробуйте доказать, что это был именно страховой случай, а не форс-мажор.
Теперь перейдем к главному. Водители стали выдавать билеты. Понятное дело, что большинству пассажиров они нужны как черепахе кондиционер, но командированным, подотчетным – это большой плюс. Теперь, сжимая в руках два клочка бумажки, пассажир с уверенностью может сказать: «Да, я – пассажир!». Но что это дает? Да ничего, ровным счетом. Такие талоны печатаются в Нижнем Новгороде миллионными тиражами на всю Россию. На них указаны номер билета, стоимость проезда и название организации-перевозчика или фамилия ЧПБОЮЛ. А теперь, как у Задорнова, вдохнули поглубже и рассмотрели талон с пристрастием. На нем никогда не указаны ни маршрут поездки, ни время отправления, ни время прибытия. Соответственно, что это? Правильно, Филькина грамота. Ее даже не всякая бухгалтерия примет в качестве приложения к командировочному удостоверению. Тогда для чего надобен сей артефакт? Если сумма первых трех цифр номера билета совпадает с суммой последних трех цифр – можете его съесть, если верите, что после этого вам наступит счастье и не боитесь последствий в виде гастрита.
Фургон для перевозки овощей
Они такие новые! Это я об автобусах. Да, автобусы стали новые. Но довольно быстро, при таких темпах эксплуатации, станут не то, чтобы старыми, но довольно сравнимыми с прежними аналогами. Ведь опыт эксплуатации «Форд-Транзит» на маршруте Тутаев-Ярославль уже имеется. Не совсем нового, но все же. Автобус – вещь скоропортящаяся, как банан. Еще вчера он зеленый, а сегодня уже коричневый. И ничего с этим не поделаешь. Только, в отличие от банана, автобус – вещь очень дорогостоящая. Приценимся. «Газель», при всей патологической нелюбви к ней наших чиновников, достаточно надежная и дешевая машина. В самой бюджетной пассажирской комплектации она стоит порядка 700 тысяч рублей. Как показывает практика, без вмешательства контролирующих органов она служит верой и правдой на маршруте в течение четырех-пяти лет. Это как минимум. Соответственно, амортизация (стоимость списания, распределенная на срок службы) этой машины – около 300-500 рублей в сутки. Иное дело «Форд-Транзит». Стоимость этой псевдоиномарки – от 1 миллиона 400 тысяч рублей. Почему псевдоиномарки? Потому, что производится эта машина в Нижегородской области. Вы всерьез думаете, что вот так европейцы ездят по своим Гамбургам? Тогда приглядитесь. Сиденья в российском «Форде» не сильно отличаются от тех, к каким мы привыкли в «Газелях», не правда ли? Я больше скажу – они вообще не отличаются. Более того, «Форд-Транзит» - это не автобус. Это грузовой фургон цельнометаллический. Именно таким он изначально поступает в тюнинг-ателье под Нижним Новгородом. А дальше начинаются превращения. Жестяные вмятины под окна из фургона вырезаются, а вместо них вставляются стекла. В дверь фургона монтируется моторчик, который позволяет открывать ее автоматически. Высококачественная обивка внутри еврофургона безжалостно удаляется и подлежит замене на отечественную, не отличающуюся ни качеством, ни эстетикой. После этого внутрь фургона по принципу «чем больше – тем лучше» монтируются сиденьки. Из-за чего пассажиры, зачастую, упираются друг в друга коленками. Причем то, на чем они сидят, можно назвать только сиденьками, потому что согнутые буквой Г в сечении металлические листы, проклеенные поролоном и обшитые самой дешевой материей, креслами не могут считаться по определению. Я не скажу, что в «Газелях» лучше. В них практически так же. При этом «Газели» - это прирожденные автобусы, согласно техпаспорту. Они изначально разработаны для перевозки людей, в них соблюдены хотя бы первичные нормы безопасности пассажиров, и худо-бедно, но они сделаны на заводском конвейере, где работает служба контроля качества выпускаемой продукции. А «Форды» созданы для перевозки овощей и приспособлены в пригородной мастерской для перевозки людей. Есть разница? И если кого-то отвлекает голубой овал на решетке радиатора, то есть ли смысл за него платить двойную цену? Внутри-то это та же «Газель», только хуже. Конструкторам «Форда-Транзита» с кузовом типа фургон и в мыслях не могла прийти идея перевозить в нем людей. Эта самоделка, вероятно, получила омологацию исключительно за счет крупных взяток, которые уже заложены в стоимость.
ПАЗы. Это хорошие автобусы, но их отличные потребительские качества в сочетании с высоким спросом сыграли с ними дурную шутку. Они стали неимоверно дорогими. 2 миллиона 300 тысяч рублей за штуку. И это не предел. Сто тысяч рублей за каждое сидячее место – это по цене бюджетной легковушки! При этом уровень комфорта и оснащения не сравним. За эти деньги пассажир получает опять-таки Г-образную сиденьку, на которой за 30 минут поездки рискует приобрести бонусом заболевание спины. И это если повезет. А если не повезет, то вообще стоя поедет. А что такого? Это не «Газель». В ПАЗе, даже междугороднем, предусмотрены стоячие места. То есть снижение качества перевозок уже как бы заложено в маршрут № 161к. При повышении стоимости проезда. При этом чиновники устанавливают для автобусов Павловского автозавода явно заниженный срок эксплуатации – три года. Соответственно, амортизация такой машины составляет 2000 рублей в день. То есть ПАЗ должен перевести в сутки минимум 40 пассажиров или 80 льготников из Ярославля в Тутаев, чтобы только оправдать свое существование, без учета расходов на бензин, запчасти и прочее.
…значит, это кому-нибудь нужно
Теперь о прочем. Наверное, ни для кого не секрет, что конкурсы на перевозки в Ярославле проходят не то, чтобы предвзято, но с известной долей благодарности со стороны их выигрывающего, со всеми вытекающими последствиями. В смету расходов они не могут не быть заложенными. Это само собой разумеется. Тем более, на таком маршруте, как Ярославль-Тутаев. В областном центре самым доходным является маршрут № 91. Его протяженность около 25 километров в одну сторону, почти столько же, как от Брагина до Тутаева. Но за одну такую поездку автобусом успевают воспользоваться в час пик порядка ста человек и даже больше. То есть потенциально ПАЗ может собрать максимальную выручку в 1500-2000 рублей. На маршруте № 161к потенциально ПАЗ может собрать такую же выручку за один рейс. По крайней мере, к этому будет стремиться хозяин-перевозчик. Не в убыток же себе он все это затеял? Но фишка маршрута № 161к в том, что пассажиры набираются крайне неравномерно. Может быть 10 человек в минуту, а может – один за 10 минут. При этом расписание движения автобусов составлено крайне невыгодно для перевозчиков. За 10 минут даже ранним утром в час пик на маршруте Ярославль-Тутаев в обе стороны может набраться человек 20-30, от силы. То есть две «Газели», что их владельцам было весьма выгодно. Иное дело – «Форды» и ПАЗы. Они и сами по себе дорогостоящие и расходов в пути требуют соответственных. Если беспрекословно соблюдать такое расписание, то перевозчики разоряться. Если «Газели» только для покрытия расходов на бензин требуется 5 пассажиров при 40 рубл@х за проезд, то «Форду» на дизтопливо требуется минимум 6 при стоимости проезда 50 рублей. ПАЗ требует уже 7-8 человек при той же стоимости поездки в размере 50 рублей. Даже если учесть, что перевозку льготников компенсирует Правительство области, даже, допустим, по заявительному принципу и с предоплатой, чего быть не может, то все равно перевозки на маршруте № 161к уже изначально убыточны для хозяев автобусов. Но все мы по опыту знаем, что так не бывает. По крайней мере продолжаться долго не будет. Пока идет война с нелегальными на сегодняшний день «Газелями» - это да. Новые автобусы, вежливые водители, билеты, страховка. Но это пока воюют и выживают с маршрута нелегалов. Кстати, не то, чтобы нелегалов. Просто они нового конкурса не выигрывали. Читай - не проплатили кому следует. И за проезд меньше берут. Но как только новые перевозчики устаканятся, почувствуют отсутствие конкуренции, то… Либо стоимость проезда скоро увеличат, либо расписание подкорректируют в сторону увеличения интервалов, либо автобусы заменят, либо водителей. И будет все по-прежнему. Как было. Только на десять рублей дороже.
Дмитрий РИНКЕВИЧ.
P.S. При подготовке материала мне довелось познакомиться с перевозчиками. Расскажу о невыдуманой истории одной семьи. Муж и жена купили подержанный автобус. Обратились куда следует, получили разрешение. Им дали обкатывать новый маршрут. Он шоферил, она – билеты продавала. С утра до ночи, без передышек. И так до тех пор, пока маршрут не стал узнаваемым, завоевал своих пассажиров. Как только это произошло и после того, как возмущенные труженики отказались дать на лапу, чету маршрутчиков сразу же вышвырнули с наработанного маршрута. Под благовидным предлогом – автобус старше 3 лет. У меня нет оснований не верить в эту историю. Так что, если есть наивные люди, которые полагают, что смены маршрутов и перевозчиков происходят исключительно ради заботы о пассажирах – не обольщайтесь, это не так.

Это сообщение отредактировал Gold Rink - 16.07.2014 - 12:22
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
M<<
Дата 16.07.2014 - 15:41
Цитировать сообщение





******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 8805
Пользователь №: 20535
Регистрация: 5.07.2007 - 15:47





Цитата
При этом расписание движения автобусов составлено крайне невыгодно для перевозчиков.

как раз таки очень выгодно для перевозчиков составлено расписание - 10-15 минут в час пик и 30 минут в непиковые часы, что по идее соответствует пассажиропотоку.

у маршрутки №91, с которой вы сравниваете, интервал весь день (!) 4 минуты, из-за чего в час пик люди попросту не могут попасть в салон, а в непиковое время даже сидячие места не все заняты...
Цитата
Просто они нового конкурса не выигрывали. Читай - не проплатили кому следует.

а они вообще хотя бы участвовали в нем?))) что-то не вижу фамилий газелистов в протоколе заседания комиссии...
да хотя если бы и участвовали, их ржавые корыта все равно не прокатили бы - нужно минимум 16 посадочных мест по условиям, у них только 13.
Цитата
Кстати, не то, чтобы нелегалов. Просто они нового конкурса не выигрывали.

laugh.gif laugh.gif laugh.gif а кто они тогда, если у них нет фактически ничего, кроме лицензии, а они катаются)))
Цитата
Если беспрекословно соблюдать такое расписание, то перевозчики разоряться.

это верно только в том случае, если на маршруте кучка мелких перевозчиков. не увез сейчас ты - увезет за тебя следующая машина другого ИП. если же перевозчиков 1-2, то от неравномерной загрузки отдельных автобусов общая выручка ИП не изменится. просто на каком-то рейсе больше, на каком-то меньше, вот и всё, а у хозяина прибыль та же. зато пассажирам удобнее, когда есть четкое расписание. раньше они могли и 20 минут просидеть в ожидании, когда наконец заполнится салон (и опоздать на работу), а теперь достаточно подойти к времени отправления и уехать. опять же, дополнительные пассажиры с попуток вернутся на маршрут.

а вот то, что по маршруту одновременно катаются 24-местные форды и 50-местные пазы - это конечно, бред полный.

Это сообщение отредактировал M<< - 16.07.2014 - 16:37
PM
Top
Макс И
Дата 16.07.2014 - 15:57
Цитировать сообщение




Оффтоп-бус
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 11848
Пользователь №: 19677
Регистрация: 13.06.2007 - 11:44





Цитата (Gold Rink @ 16.07.2014 - 13:21)
Он шоферил, она – билеты продавала. С утра до ночи, без передышек. И так до тех пор, пока маршрут не стал узнаваемым, завоевал своих пассажиров.

На безопасность же всем наплевать. wink.gif
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Евгеньевич
Дата 16.07.2014 - 20:21
Цитировать сообщение




В малиновых штанах
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 1387
Пользователь №: 95534
Регистрация: 29.01.2012 - 12:33





НУ а тем кому не нравятся форд и ПАЗы есть альтернатива в виде маршрута 500э, где работают междугородние автобусы.
PM
Top
Waliy
Дата 17.07.2014 - 14:00
Цитировать сообщение




кошки наше все
********

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 24925
Пользователь №: 45762
Регистрация: 12.01.2010 - 18:55





Первый утренний ПАЗик из Тутаева по трассе собирает довльно много народа. Сегодня его встретили на дороге, все сидячие места были заняты. И это еще была не конечная Волгоградская. Но вот первый утренний из Ярославля шел пустым.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Макс И
Дата 17.07.2014 - 14:04
Цитировать сообщение




Оффтоп-бус
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 11848
Пользователь №: 19677
Регистрация: 13.06.2007 - 11:44





Waliy
Ну, это логично. Утром основной поток в Ярославль, вечером из Ярославля, днём случайные пассажиры туда и обратно.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Waliy
Дата 17.07.2014 - 15:04
Цитировать сообщение




кошки наше все
********

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 24925
Пользователь №: 45762
Регистрация: 12.01.2010 - 18:55





Макс И
дак логично конечно) я к тому, что как бы не было, ездит народ на этих маршрутках. Но вот с приходом зимы дачников убавится в разы, будет ли смысл так часто пускать автобусы?
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Макс И
Дата 17.07.2014 - 15:06
Цитировать сообщение




Оффтоп-бус
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 11848
Пользователь №: 19677
Регистрация: 13.06.2007 - 11:44





Waliy
Мне кажется, основной поток этих бусов - это люди, живущие в Тутаеве и работающие/учащиеся в Ярославле (и наоборот). А они ездят круглый год.

PS: Это не маршрутка, а автобус. cool.gif

Это сообщение отредактировал Макс И - 17.07.2014 - 15:07
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Waliy
Дата 17.07.2014 - 18:11
Цитировать сообщение




кошки наше все
********

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 24925
Пользователь №: 45762
Регистрация: 12.01.2010 - 18:55





Макс И
ну пусть автобус)) Дачников все равно много ездит, мы каждый день по этой трассе утром в Ярославль, вечером обратно. И таких сейчас много)
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Gold Rink
Дата 18.07.2014 - 09:50
Цитировать сообщение




Эцилопп
****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 636
Пользователь №: 45119
Регистрация: 23.12.2009 - 12:27





Цитата
Waliy
Мне кажется, основной поток этих бусов - это люди, живущие в Тутаеве и работающие/учащиеся в Ярославле (и наоборот). А они ездят круглый год.

PS: Это не маршрутка, а автобус.


Во-первых, это - маршрутка, во-вторых - вы ей не пользуетесь, в-третьих, мы реально ездим на ней круглый год. И если водитель ПАЗа будет также экономить топливо, проходя половину маршрута накатом, выключив двигатель, зимой - это чревато крупным ДТП на трассе межобластного значения. Водителю, конечно, по барабану, но людям в автобусе - нет.

Это сообщение отредактировал Gold Rink - 18.07.2014 - 09:59
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Макс И
Дата 18.07.2014 - 10:04
Цитировать сообщение




Оффтоп-бус
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 11848
Пользователь №: 19677
Регистрация: 13.06.2007 - 11:44





Gold Rink
С чего это маршрутка-то?
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Gold Rink
Дата 18.07.2014 - 10:32
Цитировать сообщение




Эцилопп
****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 636
Пользователь №: 45119
Регистрация: 23.12.2009 - 12:27





То есть до ДТП у вас нет претензий? А как же безопасность? Если вы про талончик, так я же в статье и расписал его смысл. Его нет. Все это мероприятие затеяно исключительно с целью отодвинуть одних и поставить других. Не обижайтесь, но я вам один умный вещь скажу - за хороший откат. Который, в том числе, теперь оплачивают пассажиры.

Это сообщение отредактировал Gold Rink - 18.07.2014 - 10:37
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Макс И
Дата 18.07.2014 - 11:06
Цитировать сообщение




Оффтоп-бус
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 11848
Пользователь №: 19677
Регистрация: 13.06.2007 - 11:44





Gold Rink
Так всё же, с какой стати автобус со льготами вдруг стал маршруткой?

Я Вашу позицию понял, Вы за полулегальные хачгазельки (просьба дискуссию в этом ключе не продолжать, во избежание хождения по кругу), ну так это Вам не ко мне, а к товарищу ia1984, он у нас за свободный рынок. И отдельно передаю привет семейной паре, забившей, по вашим словам, на все нормативы труда и отдыха. Это к слову о безопасности.

Это сообщение отредактировал Макс И - 18.07.2014 - 11:19
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
InAir
Дата 23.07.2014 - 18:12
Цитировать сообщение




В желтых штанах
***

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 140
Пользователь №: 131165
Регистрация: 24.03.2013 - 17:38





На старых маршрутках не поднимали цену как минимум 6 лет. Полное отсутствие инфляции на "отдельно взятой территории". За что большущий респект их хозяевам. Скоро они канут в лету...
В среднем расходы жителя Тутаева, работающего в Ярославле и не имеющего личного авто, увеличились на 400 руб в месяц. Вроде немного, но из таких вот мелочей и состоят расходы, в результате несения которых у среднестатистического человека не остается ни копейки про запас.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Nicknamed
Дата 25.07.2014 - 08:43
Цитировать сообщение




Большой брат следит за тобой
******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 7168
Пользователь №: 34731
Регистрация: 17.12.2008 - 12:34





InAir
Цитата
В среднем расходы жителя Тутаева, работающего в Ярославле и не имеющего личного авто, увеличились на 400 руб в месяц. Вроде немного, но из таких вот мелочей и состоят расходы, в результате несения которых у среднестатистического человека не остается ни копейки про запас

Ну так можно ещё где-нибудь в Некоузе жить и кататься каждый день на работу в Ярославль... И жаловаться, что цены на проезд поднимают.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top

Опции темы Страницы: (4) 1 [2] 3 4  Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

 



[ Время генерации скрипта: 0.0124 ]   [ Использовано запросов: 16 ]   [ GZIP включён ]



Яндекс.Метрика

Правила Ярпортала (включая политику обработки персональных данных)

Все вопросы: yaroslavl@bk.ru