Телеканал «Культура» представляет ретроспективу фильмов Александра Сокурова. Смотрите картины «Молох» 11 ноября в 23:50, «Телец» – 12 ноября в 23:55 и «Солнце» – 13 ноября в 23:55.
«Фигура Сокурова занимает в мире кинематографа особенное место. Всю свою творческую жизнь он находится в непрерывном поиске собственного киноязыка, всегда оставаясь шокирующе непредсказуемым и верным своей неповторимой стилистике, – рассказывает киновед, заместитель руководителя студии художественного кинопоказа Анна Добровольская. – Сокуров – режиссер, безусловно, великий, но настолько своеобразный, что его фильмы в телевизионном формате смотреть достаточно тяжело. Телевидение как массовое предприятие, конечно, не способно вместить в себя картины такого масштаба. Эстетическое удовольствие от просмотра зависит исключительно от целенаправленного желания зрителей настроить себя на восприятие этой довольно сложной художественной системы. Многие критики говорят, что Сокуров – это режиссер, которому зритель не нужен. Но, на мой взгляд, существует зритель, которому Сокуров необходим. И я надеюсь, что этой ретроспективой мы сможем поспособствовать тому, что количество зрителей, у которых возникнет потребность познакомиться с творчеством этого невероятно сложного, честного и, безусловно, талантливого режиссера, умножится».
Три картины, которые в рамках ретроспективы представляет телеканал «Культура», исследуют влияние власти на личность. Сценаристом всех трех фильмов выступил Юрий Арабов.
Действие фильма «Молох» (11 ноября в 23:50) разворачивается в гитлеровской Германии, в неприступном Доме, символизирующем замкнутую на самое себя Власть. Прототипом этого дома стал Кельштайнхаус, построенный для фюрера в 1939 году на горе Кельштайн в Альпах. В карикатурный образ Гитлера, знакомый зрителям по киносборникам военной пропаганды и киноэпопеям, Сокуров добавляет психологическую глубину. Это не первая работа режиссера над темой – в 1979–1989 годах он работал над документальной картиной «Соната для Гитлера», смонтированной из кадров немецкой кинохроники, а в 1982–1987 годах он обращался к теме войны с фашизмом в картине «И ничего больше». В «Молохе» показан распад личности как символическое отражение абсурдности человеческого стремления к власти, страха смерти и пустоты. Гротескность картины подчеркивается плоскими, комически нелепыми фигурами Магды и Йозефа Геббельса, Мартина Бормана и других. На этом фоне особую глубину приобретает фигура Евы Браун.
Продолжает ретроспективу фильм «Телец» (12 ноября в 23:55), представляющий хронику последних часов жизни Владимира Ильича Ленина. Перед лицом болезни вождь русской революции оказывается обычным слабым человеком, бессильным что-либо изменить. Он уже не властен ни над судьбой своей страны, все глубже погружающейся в экономический и политический кризис, ни над судьбой своей семьи, так и не сложившейся «как у людей», ни над собственным телом. На этот раз фоном для внутренней трагедии выступают декорации «Горок Ленинских», знакомые маски революции и ее героев. В этой работе Сокуров выступает и как режиссер, и как оператор-постановщик. В роли Вождя — Леонид Мозговой, игравший в «Молохе» Гитлера.
Завершает ретроспективу фильм «Солнце» (13 ноября в 23:55). Картина охватывает краткий период между двумя событиями, которые навсегда переломили ход истории для Японской империи: объявлением о капитуляции Японии во Второй мировой войне и отречением императора Хирохито от своего сана. Для многих японцев это стало полным крушением, потерей смысла жизни, но, вместе с тем, решения императора предполагают в себе глубокий гуманизм и возможность нового, конструктивного начала. Японский характер с трудом поддается пониманию европейца, настолько велики глубинные отличия. Но император Хирохито Сокурову близок и понятен. Может быть, поэтому фильм смотрится на едином дыхании, – фильм о поэзии поражения, о трагедии человека, сумевшего спасти свою страну.
фильмы действительно непривычные и поначалу сложны для восприятия, но редкий случай, когда хочется пересматривать. к сожалению, традиционно поздние показы.