В России появится обязательный претензионный порядок подачи жалобы на свою УК 2 ноября 2024 В Калининграде проходит V Всероссийский форум контрольных органов.
Цитата
Участники, выступившие на стратегической сессии "Повышение эффективности жилищного контроля", коснулись следующих моментов:
постановление Правительства РФ № 336 о моратории на проверки (напомним, оно дает преференции надзорным органам, контролирующим управление МКД) не будут продлевать на следующий год (хотя анонсирована инкорпорация некоторых его норм в законодательство, в частности, в сфере обязательных профвизитов). Следовательно, с 1 января 2025 г. органам ГЖН придется работать исключительно в рамках Закона о госконтроле. Основной упор придется делать на индикаторы риска;
при этом участникам форума неизвестно о каких-либо планах Минстроя России по утверждению общефедеральных индикаторов риска для жилищного надзора и лицензионного контроля в сфере управления МКД. Однако участники представили наиболее "перспективные" региональные индикаторы, например, отсутствие в ГИС ЖКХ в течение 5 лет документов, доказывающих проведение штукатурно-малярных работ в МКД (может указывать на непроведение ремонта подъездов в установленные сроки), или внезапное начисление платы за отопление по нормативу (может указывать на недалежащее исполнение обязанности по своевременной поверке и вводу в эксплуатацию ОДПУ теплоэнергии);
кроме того, участники форума посетовали на необходимость согласования в прокуратуре внеплановых КНМ, которые организуются в связи с выявлением индикаторов риска. Между тем, каких-либо изменений законодательства по данному направлению не анонсировалось;
зато анонсирован законопроект, согласованный с Минстроем России и направленный в профильный Комитет Госдумы (Минэкономразвития России полагает, что он будет принят в весеннюю сессию и начнет работать с 1 июлья 2025 г.) об обязательном претензионном порядке подачи жалобы на "свою" УК/ТСЖ. Его суть в том, что любая подобная жалоба, поданная через государственный информационный ресурс, сначала будет переслана в УК. Если управляющая компания/ТСЖ проигнорирует ее, либо ответит (о том, что жалоба жителя МКД удовлетворена – например, отремонтирован участок стены или устранена течь), но с этим ответом не согласится автор жалобы, – орган ГЖН сможет провести КНМ. Если обращение поступило устно, на приеме, или почтой, – его рассмотрят в рамках Закона № 59-ФЗ об обращениях граждан, но КНМ со взаимодействием провести будет нельзя;
кстати, прозвучало предложение о противодействии "профессиональным жалобщикам" – обязать орган контроля во всех случаях, когда КНМ не выявило нарушений, взыскивать с авторов жалоб расходы на проведение КНМ, а также ввести для подачи жалоб в госорганы государственную пошлину (но возвращать ее, если акт нарушения прав жалобщика подтвердится). Отметим, что представитель Минэкономразвития не поддержал эту идею, но отметил, что проблема "профессиональных жалобщиков" находится "в работе" у Министерства;
наконец, участникам была обещана интеграция ГИС ЖКХ с ЕРКНМ. Правда, о ее сроках говорить пока рано.