Ярославль


  Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

"Редкий фонд" в Ярославском музее-заповеднике, работает до 13 ноября

Мирунчик
Дата 25.10.2012 - 19:46
Цитировать сообщение




В желтых штанах
***

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 123
Пользователь №: 85582
Регистрация: 13.10.2011 - 12:25





Здесь представлены издания из фонда редких и ценных изданий и основного фонда Политехнической библиотеки и из фонда редких книг Ярославского музея-заповедника. Это мероприятие знаменует собой начало сотрудничества Политехнического музея (Москва) и Ярославского музея-заповедника в области выставочной деятельности.

Организаторы: Политехнический музей / Музейно-выставочное объединение "Столица" / Ярославский музей-заповедник

При участии: Фонда развития Политехнического музея, Агентства "Творческие индустрии", Ассоциации менеджеров культуры, Компании "Культурные стратегии", Компании "Smart Balls".

В 2012 году Политехнический музей отмечает свое 140-летие. Парадоксально, но Политехническая библиотека уже через два года отпразднует свое 150-летие. Как и в истории древнего мира, в России середины XIX века, идея необходимости собирания и распространения научных знаний воплотилась в формате библиотеки и опередила музейную практику – коллекционирование, классификацию, хранение предметов… История книжного собрания Ярославского музея-заповедника немного короче и восходит к научной библиотеке Ярославского Госмузея, которая была открыта для общего пользования в 1924 году. Фонд редких книг Ярославского музея-заповедника относится к числу самых ценных коллекций музея. По своей исторической, культурной, научной значимости собрание не имеет аналогов в русской провинции и является памятником национального и мирового уровня. Книжная коллекция музея отражает все этапы истории русской книги.

В экспозиции выставки – 16 книг из трех с половиной миллионов изданий, составляющих сегодня одно из крупнейших собраний научно-технической книги в России и одна книга из редкого фонда Ярославского музея, насчитывающего около 12 тысяч томов.

Книга – это такой предмет, который нам привычнее держать в руках, медленно разглядывать, листать, ощущать гладкость или шершавость страниц, слышать запах типографской краски, кожаного переплета, времени… Иначе говоря, обычно книга предмет индивидуального, даже интимного, потребления. С книгой общаются один на один, в том числе и в библиотеке. На выставке, тем более на выставке редкой книги, все по-другому: книгу нельзя взять в руки и время посещение музея не располагает к длительному чтению. Учитывая сказанное, авторы выстроили вокруг книги, как загадочного и прекрасного объекта, запертого в витрине, активный и разнообразный сюжет, историю.

Символическим сюжетом оказалась на выставке следующая история: русский перевод "Капитала" Маркса опубликован в 1872 году – это влиятельное издание (его российский тираж был в три раза больше, чем немецкий) по времени совпало с выпуском указа Александра II об учреждении комитета по организации Музея прикладных знаний (будущего Политехнического музея).

Также чрезвычайно неожиданный сюжет под названием "О ГОРОДЕ, В КОТОРОМ «ЖИТЕЛЕЙ ОБОЕГО ПОЛА 33,197» разворачивается вокруг книги из Ярославского собрания «Прогулка по 12-ти губерниям с историческим и статистическими замечаниями в 1838 году Павла Сумарокова». Автор – сенатор, писатель, тайный советник – посетил в числе прочих и Ярославскую губернию, о которой оставил самые лестные отзывы: «Очень ошибаются в столицах полагая что у них только немерцаемый свет, а в провинциях сумерки. Посмотрите на здешния собрания, барыни хорошо воспитаны, одеты по тем же журналам, девицы скромны, любезны, мущины образованы, вежливы. Хотите языков, и услышите разговоры по Французски, не хуже ваших. В Ярославле можно забыть о Петербурге и Москве».

Странные структуры из медных трубок, зеркала и зеленые шторы, странное соединение эстетики XIX века и стимпанка: мультимедийного и текстового, приглушенный свет, мелькание изображений на разномасштабных экранах и негромкая, но активная «звуковая атмосфера», возможность читать тексты, цепями прикованные к торшерам, или отвечать на простые и сложные вопросы, листая перекидные конструкции-угадайки, – все это открывает для зрителя множество возможностей ЧТЕНИЯ. Одни смогут погрузиться в атмосферу «музейно-книжного мира», другие – включиться в долговременное изучение текстов и видео, третьи – на короткое время прильнуть к мультику об арифметике, или – чуть подольше – к мультимедийной презентации «"Капитал" Карла Маркса за 10 минут».

Куратор выставки – известный деятель музейного и художественного пространства Георгий Никич, куратор многочисленных выставочных проектов, член правления Международной ассоциации искусствоведов, куратор форума «Культура +», главный куратор Московского международного форума художественных инициатив, преподаватель факультета управления социокультурными проектами Московской высшей школы социальных и экономических наук, а автор книг и статей по проблемам современного изобразительного искусства, эксперт по вопросам художественного рынка.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Le_Lu
Дата 7.11.2012 - 22:57
Цитировать сообщение




я в ЯХМ - десятый сезон!
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 10777
Пользователь №: 26179
Регистрация: 23.10.2007 - 12:33





от Полознева Дмитрия с ФБ

В Ярославском музее-заповеднике работает замечательная выставка с весьма заурядным названием "Редкий фонд... (и далее многа-многа букаф: книги из библиотеки Политехнического музея и Ярославского музея). Название выставки вроде как правильное, но столь невыразительное, что очень и очень жаль, что она не привлекла должного внимания.

А между тем - это событие в музейно-выставочной жизни города. Екатерина Змеева хорошо написала в ФБ о кураторе выставки Георгии Никиче. Уже его участие в проекте замечательная история. Но главное - то, что он сделал. Смею надеяться, что мои краткие заметки и весьма отрывочные впечатления сподвигнут кого-то на выставку сходить. Ей жить еще пару недель.

По содержанию выставка очень многопланова. И что любопытно, неким ключом к содержанию и приемам работы с экспонатами служит приведенная тут же на выставке обширная цитата из "Капитала" Маркса (редкость - первое издание в России). Смысл ее в том, что вещи имеют много граней, значений, а их востребованность бывает разной и меняется во времени (известный пример: грязная и липкая жижа под ногами долго была не нужна, пока не открыли нефтепереработку и не изобрели бензиновый двигатель). И вот на выставке старые книги представлены в общем-то в своем традиционном качестве носителей информации, в данном случае информации о технических, инженерных, производственных решениях, о технологиях: об электричестве, о дирижабл@х, о выделке обуви etc. История этих новинок техники завораживает. А представлены они книжными текстами, книжными иллюстрациями, фильмами, мультипликацией и проч.
Интересующиеся историей техники найдут свое. Но вот приемы подачи/интерпретации - особый предмет. На мой взгляд главный мотив выставки - панегрик Библиотеке и Музею, хранителям и интерпретаторам вещей. Повсюду приведены выразительные цитаты из художественной литературы. Любопытное совпадение: я тоже использовал тексты Умберто Эко из "Имени розы" на своей выставке о рукописных памятниках в библиотеке (2011), а здесь - из "Маятника Фуко". Ну, и другие тож, вполне уместные.

Особый строй оформительских элементов: металлоконструкции (= прямая отсылке к "политехническому"); но в то же время как бы читальный зал (напольные и настольные лампы, кресла, витрины-столы, стол с книгой и карточками-загадками/отгадками на обороте, турникеты); свет достаточный, но скорее полусвет, как в читальном зале; шторы и картины на стенах. Ну, и конечно, мультимедиа, не ради них как таковых, они именно средства раскрытия/интерпретации материала. На экранах и хроника, и учебные фильмы, и анимация ("Капитал" Маркса за 5 минут" - название мультика по памяти, очень хорошо).
При множестве приемов подачи, оригинальности оформительских приемов, мультимедийности и интерактивности и содержательной нагруженности материал выставка не вызывает ни чувства перегрузки, ни мельтешения и суетности. Выставка располагает к остановке, к рассматриванию, вчитыванию в тексты и изображения.

Главное, на мой взгляд, в слитной цельности содержания и оформления. И оба элемента - контент и его носитель -выразительны, богаты по форме и содержанию, интересны.

Эта выставка задает высокую планку профессионализма. Удержать бы!
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top

Опции темы Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

 



[ Время генерации скрипта: 0.0111 ]   [ Использовано запросов: 16 ]   [ GZIP включён ]



Яндекс.Метрика

Правила Ярпортала (включая политику обработки персональных данных)

Все вопросы: yaroslavl@bk.ru