На свердловских авторынках машины из Первоуральска — на особом счету. Они котируются на четверть ниже реальной стоимости. Потому что дороги этого города для авто — как урановые рудники для человека. Что интересно — денег на ремонт выделяется не меньше, чем в других местах. А по городу без риска для здоровья не проехать.
— Вот сюда без знания фарватера лучше не соваться, — говорит Дмитрий Захаров — его в Первоуральске с недавних пор называют не иначе как «дорожный комиссар».
Видавшая виды «Тойота», на которой мы с ним едем, вихляет между ямами, зубы выстукивают проклятия службе благоустройства.
«Дорожные комиссары» появились в Первоуральске около трех лет назад. Собрались несколько активистов, которых допекли местные разбитые дороги. На городских форумах в хвост и в гриву поносили ухабы и колдобины, а заодно мэра и его родственников. Но толку от этой ругани было чуть. Тогда активисты организовали митинг в центре города. Там и познакомились Дмитрий Захаров, Алексей Каветских, Дмитрий Гореликов, Дмитрий Логиновских и другие ребята, которых достала такая езда. Инженеры, служащие, предприниматели средней руки. Как раз те, кто ежегодно выкладывал авторемонтникам круглую сумму за починку убитой на местных колдобинах машины.
Посоветовались и решили: кричать на всех углах о проблеме, клеить стикеры с лозунгами протеста на машины — путь тупиковый. И замахнулись на святое. Решили сами разобраться, как и за какие деньги ремонтируют трассы.
ЕДУ Я ПО ВЫБОИНАМ…
Первым делом выяснили: на дорожный ремонт в Первоуральске тратят от 20 до 40 миллионов рублей ежегодно. Не так уж мало для небольшого города. Попробовали выведать, где эти миллионы зарыты. Оказалось, этого не знают и сами чиновники. Да и не могут знать, поскольку задание подрядчикам выдается так: «Ямочный ремонт улицы такой-то — столько-то миллионов».
— Смотришь в окно — и смешно, и грустно, — рассказывает Дмитрий Захаров. — Едет самосвал, в кузове — двое работяг с лопатами. Кидают на дорогу холодный асфальт, машины его тут же раскатывают.
«Да на такие „ремонты“ никаких денег не хватит!» — Терпение Дмитрия лопнуло.
Вместе с товарищами на городских форумах они объявили: граждане, собираем информацию о дорогах, помогайте. А после работы и в выходные брали линейки, рулетки, добровольных помощников и отправлялись на улицы. Сотни фотографий и описаний колдобин, ухабов систематизировали, составили детальный список. Обычную тетрадку разграфили и записали — где и какая яма. Нанесли все это на карту.
— По логике такими вещами дорожная инспекция должна заниматься, — рассуждает Дмитрий. — А на деле для нечистого на руку гаишника хорошая выбоина — как для рыбака заветное место на реке. В Первоуральске десятки, если не сотни, ям, которые можно объехать только по встречке. Как говорится, удачной охоты тебе, Акела.
КИДАЙ АСФАЛЬТ НА ГРЯЗЬ — И БУДЕШЬ КНЯЗЬ
Большинство автолюбителей до сих пор считают, что достаточно поносить мэра на автофорумах, и тогда он зашевелится. А в управлении ЖКХ города между тем всеми дорогами занимается один человек. И не только дорогами, но и благоустройством, посадками деревьев, газонами-тротуарами. И его столько ругают, что становится он толстокожим, как бегемот. При такой технологии поноси его, не поноси — дело не сдвинется.
Исчерпывающий ответ на вопрос о состоянии дорог в городе дали в пресс-службе администрации:
— Заместитель главы города по благоустройству сейчас в отпуске. Его обязанности исполняет главный архитектор. Но он не в курсе дел, поэтому никакой информации дать вам не сможет.
Тем временем комиссары видят, как холодный асфальт кидают в лужи. Значит, грош цена такой работе.
Раздобыв смету ремонта дорог, добровольцы внимательно ее прочитали. Особый восторг у них вызвала строка, где был обозначен ремонт перекрестка параллельных улиц. Перемножив площадь раздолбанных участков на стоимость ремонта, с удивлением обнаружили, что на приведение покрытия в порядок надо в разы меньше денег, чем тратится.
Все, что им удалось узнать, комиссары публиковали на интернет-форумах. Местное начальство привычно отбрехивалось: деньги на ремонт освоены, неплохо бы еще подкинуть…
Почитав в первоуральской газете рассуждения чиновников о принципиальной невозможности улучшить положение, «комиссары» не выдержали, пришли в администрацию и расстелили карту со своими пометками:
— Вот где необходимо латать дыры. И не надо нам петь об успешно освоенных средствах.
КАЖДАЯ ЯМА НА СЧЕТУ
Тут случилось самое удивительное. В марте этого года мэр Первоуральска Максим Федоров неожиданно объявил, что в общественный совет города назначаются Дмитрий Логиновских и Дмитрий Захаров. То ли главу города достали эти добровольцы, то ли самому надоело трястись по колдобинам. В любом случае он ничего не терял, наделяя полномочиями «комиссаров». Теперь ребята могли по-иному разговаривать и с чиновниками, и с подрядчиками.
В начале этого сезона областное предприятие «Свердловскавтодор» решило отработать по старинке — положило асфальт потоньше. Сделали это в выходные. А в понедельник на столе мэра уже лежали результаты замеров от «комиссаров», свеженькие фотографии и акты. Пришлось переделывать. Больше с этой организацией проблем не возникало.
Другая организация — ООО «Жасмин» — на двух участках положила асфальт, похожий на волны городского пруда. После вмешательства Захарова с компанией асфальт положили заново, соблюдая технологию. Так, контролируя яму за ямой, этим летом в Первоуральске за семь миллионов сделали больше, чем в прошлые годы за сорок.
ДЕПУТАТЫ БЕЗ МАНДАТА
…Мы с Захаровым, прилипая к вонючему гудрону, подходим к рабочим на одной из центральных улиц. На днях здесь прорвало канализацию, и укладка асфальта остановилась. Трубу залатали, яму засыпали, но Дмитрия это не восхищает:
— Я же говорил, что нельзя старым грунтом яму заваливать — он мокрый, когда еще высохнет!
Работяга чешет репу:
— Когда-нибудь высохнет!
Захаров идет к мастеру и заводит песню про трубу, сырость и качество. Мастер кивает. Похоже, знает — с этим лучше не спорить. Поразительно, но «комиссаров» в Первоуральске слушают. Недавно ГАИ запретила перекрывать для ремонта движение одной из улиц (Нельзя останавливать городской транспорт, работайте по ночам). Пригнали технику к ночи -, а фонари не горят. Что делать? Мастер знал только номер мобильника постоянно надоедавшего ему Захарова. Позвонил — и Дмитрий связался с местным «Горсветом», который срочно врубил фонари. Работа не остановилась. Чудеса случаются.
На местных форумах к «комиссарам» относятся по-разному. Одни подбадривают, другие видят в них выскочек, стремящихся во власть. «Пиаритесь на дорогах, к кормушке рветесь!» — таких упреков полно.
— Да, кое-кто из нас пытался баллотироваться в городскую Думу, — не таит Захаров. — Но мы быстро поняли, что нет у нас таких денег. На агитацию надо тысяч семьсот, а у нас с женой бюджет — тридцать тысяч в месяц, у других общественников он примерно такой же.
Впрочем, нынче у «дорожных комиссаров» и авторитета, и власти побольше, чем у многих депутатов. Сейчас общественники подумывают, не заняться ли им наведением порядка в «коммуналке».
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Обычные мужики шагнули в гражданское общество
Очень показательно в этой истории, что все началось с ругательств в адрес чиновников на городском форуме. Причем не где-нибудь, а именно в Интернете! Российский участок Всемирной паутины давно уже превратился в площадку для таких ни к чему не обязывающих воплей. Собрались на форуме, покричали всласть, обматерили мэра, перемыли кости всей его родне. И разошлись по своим делам — кататься и дальше по убогим дорогам, ремонтировать убитые на них машины и вздыхать: «Ну когда уже хоть кто-нибудь наведет порядок?!» И это первый способ добиваться жизненного комфорта.
Но собрались несколько обыкновенных уральских мужиков и вышли из Интернета на настоящую улицу. И наглядно продемонстрировали другой способ. Составили план действий, взяли для начала простую рулетку. Приложили собственные мозги и руки, потратили личные нервы и время. И в итоге не только дело сдвинулось с мертвой точки, и не просто кучу бюджетных денег сэкономили. «Комиссары» — неожиданно даже для себя — сделали шаг навстречу тому самому гражданскому обществу, о котором так много рассуждают в Интернете. Шаг маленький, но настоящий.
И главное — без стонов на вечную тему «дураки-дороги-доколе» и без привычной философии: страна, мол, у нас такая, никогда ничего мы в России не наладим. «Комиссары» словно ответили всем интернет-спорщикам: вы мечтали о гражданском обществе? Требовали демократии? Вот она, пожалуйста, работает…
Виктор ФРОЛОВ
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ, директор межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог»: «Добровольцы не должны получать официальные полномочия»
— По закону следить за состоянием дорог должны инспектора ГИБДД из отдела организации дорожного движения. Гаишники все эти ямы видят и пишут предписания заделать. Толку — ноль. Мэрия говорит: «Не хватает денег». Но на самом деле деньги есть. Просто сама система ремонта дорог в России работает не на автомобилистов, а на карман чиновника. Часть средств на ремонт оседает у представителей той же мэрии в виде откатов. А остальное тратится как попало. Ну, например, дороги ремонтируют под дождем, чтобы они быстрее вышли из строя и их можно было ремонтировать еще раз по той же «откатной» схеме. Вот поэтому и нужны инспектора-общественники, которые бы следили за качеством ремонта и расходованием средств. И такие неравнодушные люди появляются во многих регионах. В Пермском крае, например, было создано общество «Скорбим по пермским дорогам». Его члены нарисовали карту ям на магистралях города, отправили ее в мэрию. А потом собрали огромный митинг с лозунгами «Чиновники, шевелитесь!». И те начали шевелиться. Похожие обще ственные движения созданы в Костроме, Архангельске, Владивостоке… Одно «но»: инспектора не должны получать официальные полномочия. Иначе они быстро превратятся в тех же коррумпированных чиновников.
А КАК В СТОЛИЦЕ?
Сергей КАНАЕВ, лидер московского отделения Федерации автовладельцев России: «Этот опыт мы повторим в Москве»
— Я знаю о почине наших уральских коллег, и их опыт мы обязательно повторим. В столице тоже полно ям. Но Москва — огромный город, и комиссаров нужно в сотни раз больше. Мы планируем создать добровольные дружины автомобилистов, которые будут фотографировать ямы на дорогах. Эти снимки с приложением адреса мы станем отправлять в три места: начальнику ГИБДД Москвы, начальнику службы дорожного надзора ГИБДД и в мэрию. Пусть принимают меры. А еще выложим на сайте список мест, где должен вестись ремонт дорог. Автомобилисты, проезжающие мимо, смогут сообщать нам: ведутся ли там или здесь какие-то работы? И если ведутся, то как? И есть ли предупреждающие знаки? Эту информацию мы тоже обнародуем. Работу дорожников нужно поставить под общественный контроль. Ведь это наши общие дороги.
Потому что дороги этого города для авто — как урановые рудники для человека. Что интересно — денег на ремонт выделяется не меньше, чем в других местах. А по городу без риска для здоровья не проехать.
— Вот сюда без знания фарватера лучше не соваться, — говорит Дмитрий Захаров — его в Первоуральске с недавних пор называют не иначе как «дорожный комиссар».
Видавшая виды «Тойота», на которой мы с ним едем, вихляет между ямами, зубы выстукивают проклятия службе благоустройства.
Видавшая виды «Тойота», на которой мы с ним едем, вихляет между ямами, зубы выстукивают проклятия службе благоустройства.
что то это мне напоминает...
Уж не проспект ли Авиаторов в районе выезда на пьяную дорогу или перед Совхозной? А может, улицу Волгоградскую? Клубную? Интересно, сколько таких вариантов можно вспомнить хотя бы за полминуты???
Мы планируем создать добровольные дружины автомобилистов, которые будут фотографировать ямы на дорогах. Эти снимки с приложением адреса мы станем отправлять в три места: начальнику ГИБДД Москвы, начальнику службы дорожного надзора ГИБДД и в мэрию. Пусть принимают меры.
с ярославлем можно проще сделать-заказать съемку со спутника, и тупо пометить все(!?) магистрали...