![]() |
Ярпортал: форум Ярославля ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Здравствуйте, Гость ( Вход·Регистрация ) | Сделать Yarportal.Ru стартовой страницей |
![]() |
![]() ![]() ![]() |
Winnie |
Дата 7.05.2010 - 22:48
|
![]() А Баба-Яга против! ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 5593 Пользователь №: 38930 Регистрация: 8.06.2009 - 15:49 ![]() |
Как обещала в предыдущей теме про чтение, вот статья о том, почему читать полезно (и других немаловажных вещах): (взято из журнала "Смена" № 2, 2010 -
Почему у русских детей развивается «синдром Буша» «У меня занимается ребенок, гимназист второго класса, который учит английский и французский. Он – классический дисграфик и дислектик, ему хорошо бы вернуться в первый класс, и то это может не снять проблемы», – рассказывает Инна Богородицкая, логопед-психолог, филолог, преподаватель русского языка и литературы и руководитель образовательного центра «Оранжевый квадрат». Эксперты говорят, что детей-дисграфиков и детей-дислектиков в России становятся всё больше. Возможно из-за усиленного «внимания» родителей, которые хотят, чтобы их чада владели разными языками с детства, но не умеют правильно организовать систему обучения, а также в дошкольном возрасте пичкают детей математикой вместо сказок. Алексей Корнилов, врач-психиатр, ассистент кафедры психиатрии и медицинской психологии Детской психиатрической больницы №6, приводит аналогию с компьютером. Если заставить работать вместе материнскую плату от компьютера 90-х годов и суперсовременный процессор, то есть одно устройство будет более развито, а другое – менее, из-за этого будет рассогласование. Диссонанс, по словам экспертов, возникает, потому что сейчас знакомство ребёнка с художественным словом происходит либо очень поздно, либо не происходит вовсе. «Раньше ребёнок сначала слушал короткие и простые сказки, потом ему читали хорошие детские книжки, – объясняет Инна Богородицкая. – Теперь дети до школы зачастую слышат только разговорно-бытовую речь. А разговорный язык и литературный язык – это две совершенно разные реальности». Дети не понимают пословиц, поговорок, фразеологизмов – ведь родители всё реже используют их в своей речи. Между тем, по словам Инны Богородицкой, именно пословицы уводят нас от плоскостного мышления, делают его образным, многомерным, придают объём восприятию. Ребёнок, оторванный от корней, чувствует себя иностранцем. Особенно явно это ощущение появляется, когда он приходит в школу: вся система построена именно на литературном языке. И тут он попадает в замкнутый круг – как ребёнок может полюбить чтение, если из-за скудного запаса слов не понимает прочитанного? «Есть чисто механические понятия, не требующие включения ассоциаций (мама, папа, дом, машина), то есть то, что вижу, что можно потрогать, пощупать, а есть абстрактные понятия (доброта, верность и т.д.). Для того, чтобы ребёнок усваивал эти понятия, психика должна находиться на определённой ступени», – говорит Алексей Корнилов. А если родители не пытались развивать у ребёнка абстрактное и ассоциативное мышление? Не читали ему книг и не рассказывали сказок? Зачастую такие дети, попадая за школьную скамью, не могут понять значения простейших слов. В результате, обучение для них становится каторгой. При том формальном тестировании, которое сейчас практикуется, дисграфиков и дислектиков выявить практически невозможно. Инна Богородицкая уверена, что число таких детей сегодня растёт, потому что в детских садах царит халатность, логопеды не уделяют своим подопечным должного внимания. А недобросовестные врачи за определённое вознаграждение дадут родителям любую справку, в том числе необходимую для поступления в школу. В школе детей, страдающих дисграфией, часто подозревают если не в умственной, так в интеллектуальной отсталости. Но это совсем необязательно – бывает совсем наоборот, дети являются одарёнными и прекрасно успевают по другим предметам. «Причины дисграфии – общее недоразвитие речи, но не интеллекта, – продолжает Инна Богородицкая. – Если у ребёнка были логопедические проблемы, то очень часто они попадают в новые виды речевой деятельности, то есть в чтение и письмо. Вторая категория детей – это дети, которых не диагностировали, либо дети, у которых не было никогда логопедических проблем, но по какой-то причине возникли проблемы с чтением и письмом – своеобразное мышление, неразвитость определённой части мозга и т.д.» По словам Инны Константиновны, часто дети, нуждающиеся в реабилитации, не получают её своевременно. Так на их «больной язык» накладывается система образования. Ребёнок, со своим словарным запасом и отсутствием понимания, какие грамматические конструкции нужно использовать, «обзаводится» такими специфическими нарушениями письма и чтения, как замена букв, перестановки слогов, искажение слогов и целых слов при чтении и написании, проблемами при употреблении мягкого и твёрдого знаков и т.д. и т.п. Учителя ругают школьника и пробуют, в меру своего понимания, бороться с его проблемами. «В итоге, к старшим классам о какой-то эффективной помощи речи уже не идет, – комментирует Инна Богородицкая. – В таком случае специалисты могут работать только на отсутствие регресса». В любом случае, неграмотный ребенок и ребенок-дисграфик – совершенно разные понятия. Один не хочет грамотно писать и читать, другой просто не может. Разница в том, что у кого-то это поправимо, а кому-то придётся с этим жить. «К сожалению, на моей памяти такого не было, чтобы дисграфики, даже те, с которыми занимались, «излечились» на 100%», – с грустью подчеркивает Инна Богородицкая. Дисграфия – это неспособность овладеть письмом, дислексия – нарушение чтения. Коррекционная педагогика придерживается мнения, что эти нарушения являются продолжением общего недоразвития речи (ОНР), когда страдает фонетика, грамматика и лексика. Что делать?Инна Богородицкая советует заниматься с детьми, испытывающими затруднения с чтением и письмом по русскому языку, по тем же методикам, по которым русскому обучают иностранцев. Работать над грамматикой и фонетикой, объяснять грамматические конструкции, расширять словарный запас за счет использования словарей, чтения. Она утверждает, что к 6-7 годам ребёнок должен знать некоторое количество текстов наизусть, владеть фонетической и линейной памятью. Для этого родители должны заучивать с ним тексты и стихи, читать короткие рассказы и просить ребёнка повторять текст по предложениям. Инна Богородицкая убеждена, что не нужно форсировать скорость чтения дошкольника: пока он читает по слогам, формируется орфографическая грамотность, он учится чувствовать орфографический строй. |
MamaBibi |
Дата 8.05.2010 - 09:41
|
||
Unregistered ![]() |
а у нас, к сожалению, многие родители в дошкольном возрасте вообще не занимаются с детьми надеясь на садиковые занятия и считают, что пойдёт ребенок в школу - там всему и научат |
||
|
Валентина31 |
Дата 9.05.2010 - 20:55
|
Unregistered ![]() |
Заинтересовать ребенка читать можно на личном примере, если он видит периодически, что родители читают, я думаю проблем не будт в будущем заставить его прочитать что-нибудь.
|
|
Пользовaтель |
Дата 9.05.2010 - 21:00
|
Unregistered ![]() |
|
|
Валентина31 |
Дата 9.05.2010 - 21:33
|
Unregistered ![]() |
kattkorn
![]() ![]() |
|
Winnie |
Дата 10.05.2010 - 11:07
|
![]() А Баба-Яга против! ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 5593 Пользователь №: 38930 Регистрация: 8.06.2009 - 15:49 ![]() |
Тут речь идет не о том, чтобы ребенок просто читал, т.к. читать можно и комиксы и Донцову, от них мало что разовьется. А нужно именно стараться развивать у ребёнка абстрактное и ассоциативное мышление. И здесь участие родителей все-таки очень важно, на мой взгляд.
|
Валентина31 |
Дата 10.05.2010 - 14:09
|
Unregistered ![]() |
ну мы поняли. просто и о чтении в общем поговорили. Я кстати ни комиксы, ни Донцу не читала и не люблю читать.
|
|
Jinny09 |
Дата 11.05.2010 - 08:11
|
Unregistered ![]() |
интересно...а в вальдорфской системе например, вообще ничего не заставляют делать, тем более писать и читать...
почти весь первый класс я безуспешно пыталась ребенка заставить читать букварь... и что вы думаете? неделю назад отрыл в старых книгах ПДД для детей с картинкой на каждой из 150 страниц. и вчера все сам дочитал! ![]() ![]() ![]() |
|
kamolovbc |
Дата 14.05.2010 - 14:23
|
||
Unregistered ![]() |
Да, я полностью согласен. Эти всякие фентези, что так популярны сейчас - Это же просто попросту убитое время, что читал, что не читал. Разве что скорость чтения разовьется в лучшем случае. Нужно читать классиков. Вот где сила. -------------------- Это сообщение отредактировал kamolovbc - 14.05.2010 - 14:23 |
||
|
tak |
Дата 18.05.2010 - 23:50
|
Unregistered ![]() |
Смешная статья на мой взгляд
![]() "в дошкольном возрасте пичкают детей математикой вместо сказок" "по словам Инны Богородицкой, именно пословицы уводят нас от плоскостного мышления, делают его образным, многомерным, придают объём восприятию" А заканчивают за упокой (то есть совершенно противоположным): "А если родители не пытались развивать у ребёнка абстрактное и ассоциативное мышление? Не читали ему книг и не рассказывали сказок?" В очередной раз наши многоуважаемые ученые путаются сами и путают верующий в них народ... Образное мышление и абстрактное - две большие разницы. Ребенок как бы мы ни хотели, не может мыслить абстрактно до определенного возраста. А вот в образном мышлении он АС. А со взрослыми наоборот - сильно развито абстрактное мышление. Так сильно, что мы уже не понимаем, как это можно чисто образно что-то мыслить... Только увидишь в статье здравое зерно, как тут же ляпнут какую-нибудь чушь... У моих знакомых ребенок с дисграфией и дизлексией. Однако семья читающая, сказки детям рассказывали-читали, как говорят - позавидовать можно... Однако у ребенка проблемы... Не там копают наши уважаемые ученые... а годика через два новую статью накатают, причем будет не удивительно, что в ней придут к другим выводам... и снова "правильным". |
|
luna22 |
Дата 26.05.2010 - 13:35
|
Unregistered ![]() |
У нас ситуация следующая.
Книжки с дочкой стали читать достаточно рано (около 5 мес.), в 6 мес. с удовольствием рассматривала картинки в книжках-малышках, примерно в это же время начала изображать животных с иллюстраций при помощи мимики и жестов. К году с большим удовольствием слушала и стихи, и сказки, игрушками интересовалась меньше, чем книжками, даже на прогулки брали их с собой, она просила читать. К возрасту год и месяц-два говорила мало слов (мама, баба, дай), зато многое могла изобразить жестами, даже сказки пытались при их помощи рассказывать. В дальнейшем речь развивалась очень медленно. При том, что в полтора могла назвать все буквы, а слова ни в какую. В три тоже общалась жестами, говорила совсем немного. Прошли комиссию, дали направление в логогруппу. Говорили надо больше читать!!! Да мы и так целыми днями только этим и занимались (в сад пошла в 3,5 года)! И мелкую моторику тоже, вроде развивали. В общем в 3 с половиной понимала ее речь только я, при этом ЗПР нет. После занятий с логопедом стало, конечно, получше, но все равно изъяны есть (и в произношении, и выражении мысли). Так вот, по моему опыту, чтение книг влияет на развитие речи, но не факт, что у ребенка 100% не будет той же дисграфии и дислексии, если ему будут регулярно читать. С логопедом занимается, но я очень переживаю за дальнейшее обучение в школе, думаю будут проблемы с языком. |
|
Jinny09 |
Дата 26.05.2010 - 13:44
|
Unregistered ![]() |
учиться, учиться и еще раз учиться..!
![]() ![]() luna22 думаю, все у вас будет хорошо ![]() |
|
nnnn |
Дата 26.05.2010 - 18:28
|
||
Unregistered ![]() |
Странно... У меня старший научился читать в 1 классе вальдорфской школы. Читать задавали всегда, с каждым годом количество литературы растёт. Пишут в вальдорфских школах в первых двух классах, действительно, не много - важнее считается научиться писать КРАСИВО. Ну а с пятого класса мои ученики пишут много и весьма полноценные тексты... |
||
|
Winnie |
Дата 27.05.2010 - 12:46
|
||
![]() А Баба-Яга против! ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Профиль Группа: Пользователи Сообщений: 5593 Пользователь №: 38930 Регистрация: 8.06.2009 - 15:49 ![]() |
tak
Обычно я критикую статьи за путаницу в терминах ![]() Я не психолог, но на мой взгляд здесь нет "совершенно противоположных" мнений. Я бы не противопоставляла абстрактное мышление образному. Да, это разные вещи, но не противоположные. Скорее, им обоим противостоит конкретизированное - "плоскостное", как говорит автор, мышление, которое в речи выражается тем самым бытовым языком, не имеющим ни образного наполнения (т.е. отсутствуют пословицы, фразеологизмы, например), ни абстрактных понятий (добро-зло, ум, честь, совесть). И развивать стоит как абстрактное и ассоциативное мышление, так и образное, тогда и с литературной речью проблем, наверное, будет меньше. |
||
tak |
Дата 28.05.2010 - 00:55
|
Unregistered ![]() |
Winnie, простите, лишил Вас хлеба
![]() Разрешите не согласиться. Ребенок не в состоянии до возраста смены зубов абстрактно мыслить. Понятиями (т.е. абстракциями) мыслим мы, взрослые. ребенок же живет и мыслит образами. Поэтому и противопоставляю. Поэтому же смысла "развивать" абстрактное мышление никакого нет, ибо оно просто не может развиться ![]() |
|
![]() |
![]() ![]() ![]() |
Правила Ярпортала (включая политику обработки персональных данных)
Используя Yarportal.Ru, вы соглашаетесь с правилами (включая политику обработки персональных данных)