Ярославль


Страницы: (42) « Первая ... 34 35 [36] 37 38 ... Последняя »  ( Перейти к первому непрочитанному сообщению ) Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

Красный перекоп

cvarc
Дата 7.02.2018 - 22:11
Цитировать сообщение




Знания злят
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 17755
Пользователь №: 206339
Регистрация: 5.02.2017 - 16:00





user posted image


user posted image
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
cvarc
Дата 7.02.2018 - 22:13
Цитировать сообщение




Знания злят
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 17755
Пользователь №: 206339
Регистрация: 5.02.2017 - 16:00





Изнутри.
user posted image


user posted image


user posted image

Через 10 лет брошенный дом превращается в кучу кирпича.
И... никто не в чем не виноват.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
cvarc
Дата 7.02.2018 - 22:29
Цитировать сообщение




Знания злят
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 17755
Пользователь №: 206339
Регистрация: 5.02.2017 - 16:00





Есть в Ярославле уголки, в которые нет пока паломничества туристов, редко кто из горожан выбирает их для семейного отдыха и прогулки. А ведь это живописнейшие места городского ландшафта со своей богатой историей и традициями, уходящими в глубину веков. Одно из таких достопримечательных мест – Петропавловский парк и его окрестности.

Преобразование этих некогда болотистых земель связано с именем Петра I, по указу которого в Ярославле начало работать первое крупное промышленное предприятие - Ярославская Большая Мануфактура. Ее основатель - ярославский купец Иван Затрапезнов, учившийся в Голландии "холщовому делу". К юго-западу от Толчковской слободы, на Кавардаковском ручье в 1727 - 1731 гг. была создана крупнейшая в России комбинированная мануфактура. Она состояла из двух промышленных и одного жилого комплексов. Первый промышленный комплекс текстильных мануфактур (полотняной, шелковой и суконной) с усадебным домом и регулярным парком располагался у истока ручья. Двигательной силой крупных механизмов стали ветряные и водяные мельницы. Для работы водяных мельниц по течению ручья были сделаны запруды, которые образовали каскад прудов. В 1736 - 1741 гг. был построен уникальный для Ярославля храм в стиле "петровского барокко" во имя св. апостолов Петра и Павла.

Композиционной основой сада, обоих промышленных и жилого комплексов была регулярная планировка с прямыми улицами, дорогами и аллеями, на несколько десятилетий предвосхитившая регулярную планировку города. Основой композиции сада в любимом царем Петром "голландском" стиле являлся "двойной конверт" с радиальной восьмилучевой планировкой аллей, расходящихся от общего центра подобно лучам солнца. В центре парка находился восьмигранный деревянный павильон, а на пересечении дорожек располагались фонтаны и скульптура. Пересекающиеся аллеи аккуратно подстриженных кустарников делили пространство парка на отдельные небольшие участки - боскеты, внутри которых на фоне зеленых газонов радовали глаз яркие цветники и кустарники, красовались спелые плоды ухоженных яблонь. Усадебный дом, как это и было принято в "голландском барокко", смещен от центральной оси парка и примыкал к его юго-западному углу

В середине XVIII века усадьба ЯБМ была одним из самых богатых и презентабельных мест Ярославля. Недаром в 1777 г. Ярославский генерал-губернатор А. П. Мельгунов в письме Екатерине II отмечал, что для устройства наместничества в Ярославле имеется только одно подходящее место - каменный дом Ярославской Большой Мануфактуры.

Начало освоения этой закоторосльной части г. Ярославля относится к началу XVI века. В это время к западу от устья Кавардаковского ручья, впадавшего в р. Которосль, был основан Николо-Сковородский монастырь – юго-западный форпост г. Ярославля. Рядом с ним возникла слободка, жители которой занялись обработкой шкур скота. Для дубления кож использовали толченую дубовую и ивовую кору, отсюда и название слободки – Толчковская

В Смутное время начала XVII века при осаде Ярославля поляками был сожжен Николо-Сковородский монастырь. На его месте впоследствии был построен приходской храм Николы на Меленках, а в другом конце слободы возникли храмы Николы на Пенье и Федоровской иконы Божией Матери. Особенно грандиозным и впечатляющим по архитектуре стал храм Иоанна Предтечи – шедевр русского зодчества второй половины XVII века, возведенный в центре слободы

Дальнейшее освоение этих земель связано с именем самого Петра I, по указу которого в Ярославле начало работать первое крупное промышленное предприятие - Ярославская Большая Мануфактура. Ее основатель - ярославский купец Иван Затрапезнов был взят Петром I в Голландию учиться ''холщовому делу'' в числе восемнадцати молодых людей, будущих российских предпринимателей и промышленников. Глубокий почитатель Петра I, Затрапезнов осуществляя замысел ''о насаждении в Ярославле полотняной промышленности'', вступил в число компаньонов обрусевшего голландского предпринимателя Ивана Тамеса.

К юго-западу от Толчковской слободы, на Кавардаковском ручье в 1727 – 1731 гг. компаньонами была создана крупнейшая в России комбинированная мануфактура. Она состояла из двух промышленных и одного жилого комплексов. Первый промышленный комплекс текстильных мануфактур (полотняной, шелковой и суконной) с усадебным домом и регулярным парком располагался у истока ручья. Второй комплекс – бумажная мануфактура с пильной и масляной мельницами и подсобными помещениями - был выстроен к западу от устья ручья. Двигательной силой крупных механизмов стали ветряные и водяные мельницы. Для работы водяных мельниц по течению ручья были сделаны запруды, которые образовали каскад прудов. Болотистую местность осушили с помощью дренажной системы канав, которые ежегодно чистили вручную крепостные рабочие. Первый пруд имел значительную глубину и носил название ''грязного'' - в нем полоскали и стирали белье, купались. Рядом с прудом на ручье стояла мельница для помола алебастра, здесь же находились баня, трактиры, магазин. Второй пруд, называвшийся ''чистым'' был в общедоступной зоне, но использовался главным образом как источник воды. Третий и четвертый пруды составляли центральную часть паркового ансамбл@, в них ловили рыбу ''к барскому столу''. Пятый пруд, непосредственно примыкавший к усадебному дому, был самым живописным, на нем соорудили две барские купальни – мужскую и женскую. Пруд питался родниковой водой, места выхода родников регулярно очищались.

Работных людей приписанных к мануфактуре поселили к югу от Толчковской слободы и с. Меленки. В 1736–1741 гг. для них близ истока ручья при парке был построен уникальный для ярославской архитектуры храм во имя святых апостолов Петра и Павла в стиле ''петровского барокко''.

Композиционной основой обоих промышленных и жилого комплексов была, на манер европейской, регулярная планировка с прямыми улицами, дорогами и аллеями. Главная улица, соединившая храм Петра и Павла и церковь Николы на Меленках, называлась Широкой. Одна из улиц получила название Лекарской – по Лекарскому дому мануфактуры; другие – по фамилиям жителей: ул. Захарова; расположению: ул. Передняя, ''что напротив сада'', Ветошная (располагалась близ производства бумаги из ветоши). Производственные корпуса Ярославской Большой Мануфактуры были каменными и деревянными, жилая застройка – деревянной. Сохранилась гравюра А. Ростовцева ''Ярославль. 1731 г.'', сделанная по заказу Затрапезновых в подарок императрице Анне Иоанновне. На ней показан весь комплекс ЯБМ с четко просматривающейся регулярной планировкой

Одновременно со строительством производственных сооружений в 1722-1731 гг. был разбит регулярный сад. Его планировка хорошо видна на гравюре А. Ростовцева: так называемый ''двойной конверт'': два квадрата дорожек, вписанных один в другой, обрамляют восьмилучевую звезду дорожек, расходящихся от павильона в центре сада. Шпалеры аккуратно подстриженных кустарников образуют геометрически правильные ''боскеты'' – ''зеленые кабинеты'' с редко стоящими на газонах низкими, по всей видимости, плодовыми деревьями. На пересечении аллей установлены фонтаны и обнаженные скульптуры. Восточной границей сада является дренажная канава. Сад окружен деревянной изгородью, имеющей двое ворот в северо-западном и юго-западном углах сада. К этому же углу примыкает ветряная мельница, за ней находится усадебный одноэтажный дом, имеющий по южному фасаду восемь окон, северный фасад дома обращен к саду. По-видимому, это усадебный дом И. Затрапезнова. Дом похож на один из типовых проектов загородных домов архитектора Доменико Трезини, предлагавшихся как образец застройки в первой трети XVIII века.

Обычно в ''голландском'' Барокко усадебный дом было принято зрительно изолировать от сада купами высоких деревьев. На территории ЯБМ закрывает дом от сада ветряная мельница, нагнетающая воду в фонтаны сада: этим, а также огражденностью сада, подчеркивается его изолированность от усадебного дома и производственных зданий и сооружений.

Семантика парка
Сад разбит в ''голландском'' стиле. Кумиром Ивана Затрапезнова был царь Петр. А любимым садоводом Петра I был голландец Ян Розен. Царь любил голландские сады и не любил французские с их размахом и помпезностью. Напротив, интимность, уютные ''зеленые кабинеты'' с обилием цветов, независимость сада от усадебного дома – черты присущие голландскому стилю садоводства больше отвечали вкусам царя Петра

По своему назначению сад имел две главные функции. Первая: прием именитых гостей. Иван Затрапезнов надеялся на посещение мануфактуры высочайшими особами и петербургскими чиновниками. По аналогии с Летним садом в Петербурге регулярный сад ЯБМ был рассчитан на прием высоких гостей и устройство ассамблей. Отсюда парадность, ''презентабельность'', значительные размеры сада. Вторая функция: семейный отдых Отсюда интимность, уединенность отдельных уголков сада, его ''зеленых кабинетов''.

На гравюре А. Ростовцева 1737 г. центр сада обозначен восьмигранным павильоном c куполом и шпилем. Каждая грань павильона находилась в перспективе соответствующей аллеи. Павильон похож на один из типовых проектов садовых беседок архитектора Д. Трезини. Возможно, он имел функцию ''эрмитажа'': исторически достоверно, что в конце XVIII в. в саду находился изысканный каменный ''эрмитаж'', а внутри его нарочитая ''простота и бедность'': скамья – ''канапе дубовое'' на блоках и цепях, которое поднимается вверх при помощи специального механизма, укрывая именитых гостей ''эрмитажа'' от посторонних глаз, простой деревянный стол и деревянная посуда. На пересечении дорожек сада находились фонтаны и скульптура. В соответствии с канонами садово-паркового искусства того времени ''статуи по большей части представляют или языческих богов, или знаменитых в древности людей, или аллегорические изображения; почему и поставлять их должно в пристойном означенном месте. Водяные божества, как, например Наяды, Реки и Тритоны принадлежат к фонтанам, водоемам и прудам...''

С точки зрения семантики садового пространства павильон-''эрмитаж'' в центре сада является квинтэссенцией идеи уединения, ее если можно так выразиться ''философическим'' аспектом, в то время как ''зеленые кабинеты'' - боскеты регулярного сада - выражают эту идею в менее концентрированной игровой форме.

Принципы реконструкции регулярного сада XVIII в.

При реконструкции регулярного сада XVIII века ЯБМ обязательно должна быть учтена его первоначальная семантика. Восстановить следует не только регулярную планировку парка, но и другие детали формирующие его исторический облик: ''зеленые кабинеты'', павильон-''эрмитаж'', фонтаны и скульптуру. Только так можно передать дух эпохи, отдаленной от нас тремя столетиями, без чего воссоздание регулярного сада представляется бессмысленным.

Однако то не значит, что в семантику садового пространства не могут быть привнесены новые смыслы и ценности. Мы находимся в совершенно иных исторических условиях и должны учесть эти реалии. Общественностью города - историками, краеведами, архитекторами, экологами - обсуждается идея сохранения и возрождения всей исторической застройки Петропавловской слободы, создания здесь историко-этнографического комплекса, развития инфраструктуры традиционных ремесел и туризма. Представляется возможным сделать воссозданный регулярный сад ЯБМ смысловым ядром большой экспозиции ''История ЯБМ и Ярославское предпринимательство''. В этом случае павильон в центре сада может быть использован для экскурсионного показа, и содержать трансформирующийся макет территории ЯБМ, отражающий динамику ее развития за 500-летний период освоения этих земель. А скульптурная композиция вокруг беседки могла бы стать портретной галереей выдающихся ярославских предпринимателей, чья судьба была связана с развитием и преобразованием этой некогда болотистой пустоши: И. Затрапезнова, С. Яковлева, Карзинкиных, А. Грязнова и др

Регулярный сад XVIII века – это своего рода драгоценная шкатулка, открыв которую можно дать жизнь целой серии проектов, связанных с развитием территории Петропавловской слободы как историко-этнографического комплекса

Петропавловский парк в XX век

В XIX – начале XX века сад утратил свою регулярную планировку, превратившись в пейзажный парк при доме управляющего фабрикой А.Ф. Грязнова. Доступ в парк для простых фабричных рабочих был открыт только один раз в год – на Пасху.

На протяжении полутора веков храм Петра и Павла окормлял православный фабричный люд. Рядом с ним, в двухэтажном здании богадельни находили покой и приют престарелые рабочие фабрик. В 1918 г. ЯБМ была национализирована. В 1929 г. храм был насильственно закрыт и отдан под клуб пионеров. При его закрытии пролилась кровь настоятеля храма, известного в Ярославле священника Михаила Невского

В советское время Петропавловский парк стал общедоступным ''Парком культуры и отдыха имени XVI партсъезда'', были предприняты некоторые попытки вернуть парку регулярную планировку, но они не ставили целей восстановления исторического облика.

В 1986-1991 гг. в областном архитектурном управлении был разработан проект реставрации Петропавловского парка в обсуждении которого приняли участие многие видные искусствоведы, реставраторы и специалисты садово-паркового хозяйства, среди них Д.С. Лихачев – всемирно известный искусствовед и общественный деятель, автор книги ''Поэзия садов''. Концепция реставрации Петропавловского парка как памятника садово-паркового искусства XVIII века была одобрена, но проект не был реализован из-за начавшихся в стране политических и экономических перемен.

https://lui-parnas.livejournal.com/322184.html
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
rest
Дата 7.02.2018 - 22:31
Цитировать сообщение




Господин ПЖ
********

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 25503
Пользователь №: 54477
Регистрация: 16.07.2010 - 14:03





cvarc
Спасибо за фото дома управляющего.
Охраняется государством...((
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
cvarc
Дата 7.02.2018 - 23:08
Цитировать сообщение




Знания злят
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 17755
Пользователь №: 206339
Регистрация: 5.02.2017 - 16:00





Так это из архивного дела. Как раз государство и делало.
Одна половина пыталась спасти и отреставрировать, а другая на первую пилювала.

В другом месте пишут, что дом развалился буквально за три года с 1992 по 1995-й.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
rest
Дата 7.02.2018 - 23:47
Цитировать сообщение




Господин ПЖ
********

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 25503
Пользователь №: 54477
Регистрация: 16.07.2010 - 14:03





cvarc
Да я поняла, что архивные.
Спасибо, что выложили.
Цитата
В другом месте пишут, что дом развалился буквально за три года с 1992 по 1995-й.

Вполне возможно.
Во всяком случае в середине девяностых он уже был без кровли.
Но вместо ремонта кровли, которая спасла бы памятник от дальнейшего разрушения, привесили табличку "охраняется государством" и похерели.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
Иноо
Дата 8.02.2018 - 09:42
Цитировать сообщение




Друг Горацио
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 12307
Пользователь №: 56139
Регистрация: 23.08.2010 - 19:24






Ковка сочетается с деревянными колоннами!
Хотя, раньше такое часто встречалось.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
suran
Дата 15.02.2018 - 11:32
Цитировать сообщение




Новичок
*

Профиль
Группа: Новички
Сообщений: 13
Пользователь №: 257302
Регистрация: 30.01.2018 - 14:17





Кто знает, почему памятник Ленину на Перекопе развернули в другую сторону? В 1955 он точно смотрел на Лабаз.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
rest
Дата 15.02.2018 - 12:32
Цитировать сообщение




Господин ПЖ
********

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 25503
Пользователь №: 54477
Регистрация: 16.07.2010 - 14:03





suran
По феншую)
Шутка smile.gif
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
V.Саныч
Дата 20.04.2018 - 09:16
Цитировать сообщение




"Последний из Могикан"
******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 8806
Пользователь №: 176705
Регистрация: 12.04.2015 - 16:46





Дела давно минувших дней...
user posted image
PM
Top
Серг
Дата 21.04.2018 - 12:27
Цитировать сообщение




В малиновых штанах
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 1304
Пользователь №: 152006
Регистрация: 7.01.2014 - 17:03





Цитата (suran @ 15.02.2018 - 12:32)
Кто знает, почему памятник Ленину на Перекопе развернули в другую сторону? В 1955 он точно смотрел на Лабаз.

Поделюсь воспоминанием об этом памятнике. 22 апреля 1991. Я рыскал по разным магазинам города с целью купить хоть чего нибудь... Типа свечки по 18 копеек или хоть что то во что можно было вложить деньги... Везде раздолбанные дороги, лужи и мусор... И проходя мимо этого памятника (по пути к хозяйственному на 8 Марта) увидел группу (часть класса) младшеклассников со своей, видимо учительницей - невзрачной маленькой толстоватой тёткой. Они поставили несколько глиняных горшков с растениями к подножию постамента и хором под управлением учительницы произнесли "Клянёмся так на свете жить, как Вождь великий жил! И так же родине служить, как Ленин ей служил!
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
V.Саныч
Дата 30.04.2018 - 11:53
Цитировать сообщение




"Последний из Могикан"
******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 8806
Пользователь №: 176705
Регистрация: 12.04.2015 - 16:46





user posted image

Это сообщение отредактировал V.Саныч - 30.04.2018 - 11:55
PM
Top
verau
Дата 30.04.2018 - 21:54
Цитировать сообщение




В желтых штанах
***

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 291
Пользователь №: 53720
Регистрация: 27.06.2010 - 23:42





Цитата
Поделюсь воспоминанием об этом памятнике. 22 апреля 1991. Я рыскал по разным магазинам города с целью купить хоть чего нибудь... Типа свечки по 18 копеек или хоть что то во что можно было вложить деньги... Везде раздолбанные дороги, лужи и мусор... И проходя мимо этого памятника (по пути к хозяйственному на 8 Марта) увидел группу (часть класса) младшеклассников со своей, видимо учительницей - невзрачной маленькой толстоватой тёткой. Они поставили несколько глиняных горшков с растениями к подножию постамента и хором под управлением учительницы произнесли "Клянёмся так на свете жить, как Вождь великий жил! И так же родине служить, как Ленин ей служил!

У памятника Ленину на ул. Стачек 22 апреля ежегодно на торжественной линейке детей из перекопских школ принимали в пионеры: повязывали галстуки, звучали клятвы "Будь готов - всегда готов".
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
cvarc
Дата 17.01.2019 - 13:50
Цитировать сообщение




Знания злят
*******

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 17755
Пользователь №: 206339
Регистрация: 5.02.2017 - 16:00





Уничтожают школу. Здание, где училась Валентина Терешкова, гибнет.
user posted image

В новогодние каникулы, когда все были заняты праздничными хлопотами, в Ярославле сгорело историческое здание на улице Маланова, 5.

Это бывшая школа, где в своё время училась первая женщина-космонавт Герой Советского Союза Валентина Терешкова. Здание является частью архитектурного ансамбл@ посёлка Красный Текстильщик, построенного по проекту известного архитектора Александра Фёдорова в 1925 году.
Общественники не сомневаются: пожар - продуманная акция, и время было выбрано не случайно.

Пожар или поджог?

В праздники школа полыхала дважды, а 6 января экскаватором снесли деревянные части здания. Градозащитники написали обращения в полицию, прокуратуру Красноперекопского района Ярославля и департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области с просьбой проверить законность сноса. Общественники подозревают, что это были поджоги ради высвобождения земли для последующей застройки.

«В результате сноса 6 января зданию школы причинён серьёзный ущерб, - говорит градозащитник, член Союза архитекторов России Ольга Мазанова. - Обрушены и уничтожены сохранившиеся деревянные конструкции здания - наружные и внутренние стены и перегородки в боковой восточной и центральной частях здания, конструкции крыши, перекрытия и другое. Остались только две кирпичные части здания.

В Ярославле собственника дома-памятника оштрафовали после поджога Считаю недопустимой позорную практику уничтожения ценной исторической среды в Ярославле. Несмотря на то, что в историческом центре Ярославля здания постройки до 1957 года защищены от сноса действующими регламентами Проекта зон охраны объектов г. Ярославля (запрещён снос без письменного разрешения органа охраны объектов культурного наследия), исторические здания постоянно сносятся в интересах застройщиков».
Действительно, законом устанавливаются нормы по охране памятников культуры. И если собственник здания их не соблюдает, то обязан за это отвечать. Школа на ул. Маланова, 5, - не статусный памятник, но она достойна им быть. Здание явно обладает признаками объекта культурного наследия по исторической и архитектурно-градостроительной ценности, и градозащитники ещё до печальных событий подали заявку на его включение в список выявленных объектов культурного наследия. Сейчас эта заявка находится на рассмотрении департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области.

Надо спасти

Общественники считают, что ценное историческое здание всё ещё можно спасти - обязать собственника восстановить сгоревшее.

«Несмотря на серьёзные утраты от серии пожаров и частичного сноса деревянных частей здания, я считаю, здание возможно спасти, так как сохранились две кирпичные части, наиболее ценные по стилистике. Включить его в перечень объектов культурного наследия, провести реставрацию на научной основе, используя материалы фотофиксации, архивные чертежи проекта здания, имеющиеся архитектурно-археологические обмеры», - уверена Ольга Мазанова.

В центре Ярославля проверили памятники архитектуры И добавляет: если охранять исторические памятники по степени их физической сохранности, то тогда икону Андрея Рублева «Троица» в своё время можно было использовать в качестве дров. Но её отреставрировали и спасли этот шедевр древнерусской живописи.
Как ни странно, судьба здания волнует градозащитников, но не местных жителей. Очевидцы утверждают, что видели, как начали растаскивать доски и брёвна с горевшего дома.

«Если население видит, как государство и чиновники относятся к наследию и всё годами стоит в руинах, то и жители не считают их ценностью, - утверждает Ольга Александровна. - Калмыковские казармы грабили мародеры, когда они уже имели статус памятников. В Петропавловском парке тоже памятники на кирпич растаскивали. Отношение к культурному наследию нужно воспитывать».

http://www.yar.aif.ru/society/persona/unic...reshkova_gibnet
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
shurka
Дата 25.01.2019 - 22:28
Цитировать сообщение




великодушная императрица солнечной системы
********

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 32219
Пользователь №: 954
Регистрация: 2.02.2004 - 13:43





там всё снесли кажется, а какой красивый был домsad.gif
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top

Опции темы Страницы: (42) « Первая ... 34 35 [36] 37 38 ... Последняя » Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

 



[ Время генерации скрипта: 0.0142 ]   [ Использовано запросов: 16 ]   [ GZIP включён ]



Яндекс.Метрика

Правила Ярпортала (включая политику обработки персональных данных)

Все вопросы: yaroslavl@bk.ru